Развитие мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями здоровья «Пальчиковый игротренинг».
консультация по коррекционной педагогике

Ленькова Екатерина Олеговна

В процессе формирования речи у детей с ограниченными возможностями здоровья могут возникнуть трудности и это является основанием для развития мелкой моторики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл palchikovyy_igrotrening.docx17.41 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями здоровья «Пальчиковый игротренинг».

В процессе формирования речи у детей с ограниченными возможностями здоровья могут возникнуть трудности и это является основанием для развития мелкой моторики, ведь как говорил В.А. Сухомлинский «Речь ребенка находится на кончиках его пальцев».

Мелкая моторика – это совокупность скоординированных действий мышечной, костной и нервной системы человека, зачастую в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких, точных движений кистями и пальцами рук и ног. Часто понятие «мелкая моторика» используется такой термин как «ловкость». Развитию мелкой моторики следует уделять специальное внимание. Такое развитие положительно влияет на становление детской речи, повышает работоспособность ребёнка, внимательность, активность, стимулирует интеллектуальную и творческую деятельность. Мелкая моторика – одна из сторон двигательной сферы.

Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Пальчиковый игротренинг должен быть разнообразным, эмоционально-приятным, неутомительным и динамичным. С большим увлечением дошкольники выполняют двигательные упражнения с использованием нетрадиционного материала, что стимулирует умственную деятельность, способствует положительному эмоциональному настрою, снимает психоэмоциональное напряжение.

 Такие задания превращаются в занимательную игру. Развивая мелкую моторику, нужно не забывать о том, что у ребенка две руки. Старайтесь все упражнения дублировать: выполнять и правой, и левой. Развивая правую руку, мы стимулируем развитие левого полушария мозга. И наоборот, развивая левую руку, мы стимулируем развитие правого полушария

Ловкие, умелые пальчики-залог интеллектуального и речевого развития. А для того, чтобы процесс проходил весело и интересно предлагаю познакомиться с данными упражнениями. Работу по развитию пальцевой моторики следует проводить систематически 2—3 раза в день по 3—5 мин. Этот массаж желательно сопровождать веселыми рифмовками («приговорками»), стихами.

Самомассаж кистей и пальцев рук с использованием зубной щетки.

Массаж пальцев, начиная с большого и до мизинца. Растирать зубной щеткой сначала подушечку пальца, затем медленно опускаться к его основанию.
Я возьму зубную щетку,
Чтоб погладить пальчики.
Станьте ловкими скорей,
Пальчики-удальчики.

Массаж шестигранными карандашами.

Грани карандаша легко «укалывают» ладони, активизируют нервные окончания, снимают напряжение.

Пропускать карандаш между одним и двумя-тремя пальцами, удерживая его в определенном положении в правой и левой руке.

Карандаш в руках катаю,
Между пальчиков верчу.
Непременно каждый пальчик
Быть послушным научу.

Массаж грецкими орехами (каштанами).

Катать два ореха между ладонями. Прокатывать один орех между двумя пальцами.

Научился два ореха

Между пальцами катать.

Это в школе мне поможет

Буквы ровные писать.

Массаж бусами.

Считать количество «бус» (в прямом и обратном порядке).

Дома я одна скучала,

Бусы мамины достала.

Бусы я перебираю,

Свои пальцы развиваю

«Узелки»

Перебирать веревочки с узлами пальцами, называя по порядку день недели, месяцы, предметы по лексическим темам, гласные звуки.

«Новые сапожки»

«Вставать» в углубления крышечек указательными и средними пальцами, двигаться, делая по шагу на каждый ударный слог стиха.

Крышки пальчики обули,

Смело в них в перед шагнули.

И пошли по переулку,

На веселую прогулку.

«Котенок»

Бельевыми прищепками поочередно «кусать» ногтевые фаланги (подушечки) на ударные слоги стиха от большого пальца к мизинцу. После первого двустишия — смена рук.

Кусается больно котенок-малыш.

Он думает: это не палец, а мышь.

Но я же играю с тобою, глупыш,

А будешь кусаться, — скажу тебе: «Кыш!»

«Мяч-прыгун»

Прокатывать мяч пальцами правой или левой руки по «Спирали».

Трудно мячик мне вести

Прямо по дорожке —

Так и хочется ему

Спрятаться в ладошке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие и коррекция мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями здоровья.

У многих детей с проблемами развития отмечается: - недостаточность двигательных навыков: - скованность, плохая координация, неполный объем движений, нарушение их произвольности; - недоразвитие ме...

Арт-терапия в развитии мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)

В связи с возросшим интересом к закономерностям формирования личности ребенка с проблемами в развитии при коррекционном воздействии наблюдается комплексное использование различных психокоррекционных м...

Статья "Использование традиционных и нетрадиционных техник развития мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями здоровья в детском саду"

Развитие мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольном возрасте имеет важное значение для подготовки ребенка к школьному обучению. Использование традиционных и нетрадицио...

Статья на тему:РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ СРЕДСТВАМИ НЕЙРО-ИГР И ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИ

РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ СОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯСРЕДСТВАМИ НЕЙРО-ИГР И ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИЗагуменная Александра Сергеевна, МКДОУ БГО Детский сад №20комбинированного вида,zagu1995199...

Конспект индивидуального коррекционного занятия с использованием элементов песочной терапии и психогимнастики на тему «Развитие мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями здоровья»

Конспект индивидуального коррекционного занятия с использованием элементов песочной терапии и психогимнастики на тему «Развитие мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями здоровья&raq...

Консультация для педагогов и родителей "Развитие мелкой моторики у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья"

Одним из факторов психологического базиса для развития высших психических функций  у детей является развитие крупной (или общей) и мелкой (или ручной) моторики.Мелкая моторика — совоку...