Консультация для педагогов
консультация по коррекционной педагогике

Сорочан  Татьяна  Александровна

Сообщение на тему: "Коррекционно-развивающее влияние мелкой моторики на речь детей дошкольного возраста (в том числе детей с ОВЗ)".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_dlya_pedagogov_na_temu.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ НА ТЕМУ:

«КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЕ ВЛИЯНИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ НА РЕЧЬ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (в том числе с детьми с ОВЗ)»

В настоящее время у детей довольно часто наблюдается задержка в развитии речи, хотя они здоровы, не страдают нарушениями слуха или поражением центральной нервной системы. В чём причины задержки речи?

Считалось, что главное, от чего зависит речь, - это степень речевого общения детей с окружающими людьми: родители обычно получают совет – больше разговаривайте с ребёнком. Они стараются говорить с малышом при каждой возможности, но он продолжает объясняться отдельными звуками и жестами.

Наблюдения показали, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

Поэтому тренировка движений пальцев и всей кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребёнка. Она способствует улучшению артикуляционных движений, подготовке руки к письму и, что не менее важно, повышает работоспособность коры головного мозга.

В программе детского сада не предусмотрены специальные занятия по развитию мелкой моторики. Поэтому ПЕРЕД ПЕДАГОГАМИ ДОЛЖНА СТОЯТЬ НЕОБХОДИМОСТЬ  продумать день таким образом, чтобы каждый из них способствовал развитию мелкой моторики.

I. Работу по развитию движений пальцев и всей кисти рук можно проводить во время эмоционально-стимулирующей гимнастики, как утром, так и после дневного сна.

Эмоционально-стимулирующая гимнастика позволяет обрести положительное эмоциональное состояние и хороший тонус на целый день. Игры с движениями доставляют ребятам удовольствие, к тому же не требуют сложного оборудования.

II. Благоприятное воздействие на развитие движений всей кисти и пальцев руки оказывают игры с предметами: мозаика, шнуровка; наборы колец разной величины для нанизывания их на стержень; игры с открывающимися игрушками и предметами (матрёшками); строительный материал; застёгивание пуговиц, кнопок, закрепление на липучках; «пальчиковый бассейн».

Эти и многие другие специальные игры и упражнения, которые помогают укрепить руки малыша, развить согласованные движения рук и дифференцированные движения пальцев рук, могут проводиться:

- в качестве разминок на занятиях;

- в перерывах между занятиями, во время режимных моментов;

- во время игр в помещении или на прогулке.

А с теми детьми, у которых возникают наибольшие трудности при выполнении заданий, можно проводить индивидуальную работу.

III. На таких занятиях, как лепка, рисование, аппликация, физкультурное и музыкальное, дети получают регулярную нагрузку на кисти и пальцы рук.

  • В лепке дети 2-3 лет знакомятся с разнообразием пластичных материалов, с их свойствами, возможностями воздействия на материал и на этой основе учатся:

- опытным путём и в сотворчестве с педагогом осваивать пластические материалы (месить, прихлопывать, ставит отпечатки, отрывать и отщипывать кусочки, снова соединять вместе, сминать, сжимать, сплющивать, делать углубления пальчиком, протыкать дырочки острым концом карандаша и т.д.);

- видеть основные формы предметов, выделять их яркие и наиболее характерные признаки, сравнивать похожие по форме предметы (апельсин и яблоко, мяч и арбуз, карандаш и кисточка, бублик и колечко о пирамидки);

- синхронизировать работу обеих рук, координировать работу глаз и обеих рук;

- создавать простейшие формы: раскатывать цилиндр (колбаску) прямыми движениями ладоней; раскатывать шар (колобок) круговыми движениями ладоней – и слегка видоизменять их – преобразовывать в иные формы (шар сплющивать в диск, цилиндр - в пластину), создавая при этом выразительные образы (мячики, яблоки, печенье, пряники, конфеты, червячки, жучки, карандашики);

- пользоваться стекой для украшения вылепленных форм – процарапывание узоров на дисках и пластинах (красивое печенье для игрушек).

  • В рисовании дети 2-3 лет учатся:

- видеть «след», оставленный на бумаге карандашом или фломастером, и понимать, что это образ реального предмета;

- правильно держать карандаш, фломастер, ручку и оставлять «следы» на бумаге;

- знать назначение кисти и красок, понимать, что это взаимосвязанные предметы, знать правила пользования кистью: правильно держать кисть, смачивать, набирать краску, вести кисть по ворсу, промывать, просушивать, ставить кисть в стаканчик или на подставку, не оставлять в банке с водой; не пачкать краски;

- видеть границы листа бумаги, страницы в книжке-раскраске и контуры силуэтного рисунка; рисовать и раскрашивать в пределах этих границ;

- отображать свои представления и впечатления об окружающем мире доступными графическими и животными средствами;

- рисовать карандашами и фломастерами – проводить линии (вертикальные, горизонтальные, волнистые, кривые) и замыкать их формы (округлые и прямоугольные), создавая тем самым выразительные образы;

- сопровождать движения карандаша (кисти) словами (например, «Дождик, чаще - кап-кап-кап!», «Бегут ножки по дорожке – топ-топ-топ!».

  • На занятиях по аппликации дети 2-3 лет учатся:

- создавать из кусочков рваной и комков мятой бумаги выразительные образы (цыплята на лугу, пушистые тучки, жучки-паучки на листочках);

- приклеивать вырезанные воспитателем бумажные формы, создавая при этом выразительные образы;

- знакомить с ножницами как художественным инструментом.

  • На физкультурных занятиях – это:

- сжимание – разжимание груши;

- тренировка руки в захвате мячей различного диаметра и других предметов;

- выработка переключаемости движений рук;

- пальчиковая гимнастика.

  • На музыкальных занятиях – это ещё и логоритмика.  Это движения с речевым сопровождением. Они способствуют регуляции дыхания, закреплению двигательных навыков и правильному произношению. При выполнении этих упражнений в игровой форме дети двигаются ритмично, красиво и без напряжения.

IY. Формированием мелкой моторики у детей раннего возраста могут заниматься и родители. Задача педагогов – донести до родителей, что работа эта разносторонняя и многообразная. Она может вестись в трёх направлениях:

  • Пальчиковая гимнастика (активная и пассивная) для развития мелких движений пальцев;
  • Обучение умению целенаправленно управлять движениями в бытовых ситуациях, приобретать навыки самообслуживания;
  • Формирование мелкой моторики в специально созданных ситуациях, с использованием настольных игр, игр в повседневной жизни, в изобразительной деятельности (лепке, рисовании).

ТАКОЙ КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД к формированию и совершенствованию мелкой моторики рук детей раннего возраста обязательно приведёт к хорошим результатам.

При подготовке к занятиям или родительским собраниям, консультациям я рекомендую воспользоваться МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ, которая поможет вам сделать занятия с детьми менее традиционными, а сообщения родителям более интересными и содержательными.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка» Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка»

Снижение двигательной активности отрицательно сказывается не только на физическом развитии, но и на физическом и психическом здоровье взрослого и ребенка....

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов

Консультация для воспитателей в детском саду«Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов...

Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»

Мы не однократно слышали о эффективной системе развивающих игр для детей созданной известными педагогами Никитиными, родителями семерых детей, создателями принципиально новой системы воспитания и оздо...

Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО».

Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО»....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ на тему "Коммуникативная компетенция педагога. Речевой этикет в профессиональной деятельности воспитателя. Требования к речи педагога как средству общения, пути её совершенствования."

Воспитатель для дошкольника - первый человек после родителей, обучающий его правилам жизни в обществе, расширяющий его кругозор, формирующий его взаимодействие в социуме. На педагоге лежит огромная от...

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов....