Консультация для родителей «ФОРМИРОВАНИЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ФУНКЦИИ ЗРЕНИЯ».
консультация по коррекционной педагогике

Новоселова Елена Ивановна

Дети с нарушением зрения часто испытывают трудности при  ориентировке в пространстве.

 Пространственное восприятие и умение ориентироваться в пространстве является важнейшей предпосылкой при становлении всех видов детской деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

 «ФОРМИРОВАНИЕ  ПРОСТРАНСТВЕННЫХ  ПРЕДСТАВЛЕНИЙ  У ДЕТЕЙ  С НАРУШЕНИЕМ ФУНКЦИИ ЗРЕНИЯ».

Подготовила учитель-дефектолог (тифлопедагог)

Новоселова Е.И.

Дети с нарушением зрения часто испытывают трудности при  ориентировке в пространстве.

 Пространственное восприятие и умение ориентироваться в пространстве является важнейшей предпосылкой при становлении всех видов детской деятельности.

Неоценимую помощь в овладении ребенком – дошкольником пространственных  представлений могут оказать родители. Домашняя обстановка способствует раскрепощению ребенка и он усваивает учебный материал в индивидуальном для себя темпе, закрепляет знания, полученные в детском саду. Родители в свою очередь узнают многое о своем ребенке.

Начинать надо с воспитания у ребенка внимания, умения сравнивать и наблюдать. В процессе игры дети усваивают сложные математические понятия, учатся считать, читать и писать, ориентироваться в пространстве, а в развитии этих навыков ребенку помогают самые близкие люди - его родители. Но это не только тренировка, это также и прекрасно проведенное время вместе с собственным ребенком. Игры-занятия должны проходить в увлекательной игровой форме.

Благодаря взрослым, окружающим ребенка, происходит усвоение самых простых представлений об этом: лево, право, слева, справа, вверху, внизу, в центре, над, под, между, за  и  многое другое.

СТОИТ ДО ШКОЛЫ НАУЧИТЬ РЕБЕНКА ОРИЕНТИРОВАТЬСЯ:

- В схеме собственного тела;

- В окружающем пространстве;

- На плоскости;

- Восприятие пространственных отношений между предметами.

Ориентировка «на себе»

Оно включает знание отдельных частей тела и лица, в том числе

симметричных, (правая и левая рука, нога и т. д.).

Уже в среднем и старшем дошкольном возрасте детей учат использовать данную систему отсчёта в разных жизненных ситуациях, при выполнении заданий по ориентировке в пространстве.

Например:

Встань лицом к столу и скажи, что находится справа от тебя, слева, впереди и сзади.

Это первый способ пространственной ориентации, которым овладевает ребёнок в дошкольном возрасте. На основание, его далее формируются различные системы знаний о пространственных отношениях.

Ориентировка на внешних объектах (на любых предметах, на человеке).

Ребёнок должен мысленно перенести уже освоенную ориентировку на собственном теле на другие объекты выделить различные их стороны – переднюю, заднюю, боковые, верхнюю и нижнюю и на другого человека (в верху голова, а внизу ноги; впереди - лицо, в сзади - спина,

В связи с этим, вначале детей упражняют в определении положения предметов «от самого себя» при повороте на 90 и 180 градусов.

Например: просят ребёнка встать лицом к столу, а затем поворачивают на 90 и 180 градусов и спросить «Где теперь оказался стол?» (справа, слева или сзади).

Далее учат определять друг у друга, где правая рука, а где левая рука

Стороны туловища куклы, игрушечного медведя.

Можно предложить детям следующие  упражнения:

Взрослый указывает на куклу, сидящую за столом: «Покажи, какая рука у куклы правая, а какая левая. Что держит кукла левой рукой, а какая игрушка справа от куклы? Где сидит Кошка?» (игрушки можно ставить и располагать не только слева и справа, но и впереди и сзади куклы).

Далее ребёнок переходит на более высокий уровень знаний о пространстве

ориентировка по основным пространственным направлениям,

На первом этапе обучения дети различают простые пространственные (вперёд, назад, направо, налево верх, вниз) и промежуточные направления (впереди справа, сзади слева, сзади справа, впереди слева, а также узнают самостоятельно определяют и называют их. 

Ориентируясь в пространстве «от себя»«от другого человека» и «от любых объектов» . Предлагаем провести игру «Встань там, где я скажу!»

Предлагаете ребёнку встать так, чтобы впереди находился шкаф, а сзади стол (типовые задания с направлением справа - слева).

На втором этапе ребёнка учат определять своё место нахождения среди окружающих предметов и относительно другого человека.  В речи появляются выражения: «я нахожусь впереди (позади) папы, справа (слева) от мамы».

 Например:

Также учат определять размещение предметов в пространстве, фиксировать их местонахождения впереди или сзади, справа или слева, ориентируясь «от себя»«от другого лица»«от любых предметов». Показываете сюжетную картинку и предлагаете определить местонахождения человека и предмета.

Затем ребёнок осваивает пространственные отношения между предметами по признаку их расположения, по линиям их основных и промежуточных направлений

Например: (перед домом детская площадка, справа от дома - гараж, слева алея, за домом – дорога).

Дети постепенно овладевают умением ориентироваться на плоскости (поверхность стола, лист бумаги, страница книги, тетрадь в клетку, верхняя её часть, нижняя, правая, левая, середина, выделяют её элементы (стороны, углы, середину).

Как родители могут развивать пространственное восприятие у детей старшего дошкольного возраста?

Вот несколько вариантов игр.

1)  Выходя из дома (детского сада),   можно спросить ребёнка в  какую сторону  нужно повернуть, или  в каком направлении нужно идти, чтобы оказаться в детском саду ( дома)?

2) Игра «Найди клад» Вы  можете спрятать какую-нибудь  игрушку или предмет в  определённом  месте, а ребёнок должен  найти её, слушая  ваши   словесные  указания, либо ориентируясь по плану.

Например: 10 шагов прямо, повернуть  налево, 3 шага вперёд, 2 шага назад, повернуть налево, этот предмет  находится в шкафу на  второй  полке сверху, слева   от  коробки.

Родителям очень важно помнить: если  ребёнок делает  что-то неправильно, не  нужно  ему  говорить,  «Ты не  туда  пошел» или «Ты  всегда делаешь  неправильно». Лучше спросить: «Ты хорошо подумал?» или сказать «Подумай!».

3)Игра «Что изменилось?» (фигуры, игрушки, цифры) Выстроить ряд фигур. Назвать, что по середине, что слева, что справа? По сигналу закрываем глаза, педагог меняет местами фигуры. Открыв глаза, ребенок называет что изменилось.

4)Действия с предметами: поставь кубик на стол, спрячь под стол, поставь между машинками, слева от домика, справа от куклы и т.д.

5)Сказка «Репка» (картинка в книге или игрушки) Вопросы: Кто впереди? Кто позади? Кто между дедом и внучкой?

6) Игры с карточками.

Выкладываем перед ребёнком карточку и задаём вопрос: «В каком углу квадрата нарисован шарик?» В каком углу домик? В каком углу цветок? В каком углу елочка? Можно перемещать предмет по клеткам пустого квадрата.

7)  Ориентировка на листе бумаги. Ребёнку предлагают нарисовать на листе бумаги в верхнем правом углу гриб, в верхнем левом углу круг, в нижнем левом углу треугольник, в нижнем правом углу овал, а в центре листа ромб.

8) Пальчиковые игры, физкультминутки.

9) Графические упражнения. Раскрась рыбок красным карандашом, которые плывут налево. Раскрась рыбок синим карандашом, которые плывут направо.

10) Графические диктанты. Диктант заключается в рисовании по клеточкам под диктовку родителя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация для родителей детей с нарушениями зрения на тему: «Формированию правильного отношения к дефекту у детей с нарушениями зрения»

консультация для родителей детей с нарушениями зрения на тему: «Формированию правильного отношения к дефекту у детей с нарушениями зрения»...

Презентация "Овощи" для детейс нарушением зрения, ранний возраст

В презентации представлен материал по теме: овощи...

Презентация "Домашние птицы" для детейс нарушением зрения, ранний возраст

В презнтации представлен материал по теме: домашние птицы...

Консультация для родителей детей с нарушениями зрения "Формирование правильного отношения к дефекту у детей с нарушениями зрения"

Познакомить родителей с педагогическими средствами, которые могут сформировать у слепых и слабовидящих детей правильное отношение к своему дефекту....

Консультация для педагогов. Тема: «Определение основных (базовых) функций зрения, симптомы нарушений зрения»

В статье рассматриваются основные симптомы зрительных нарушений и основные зрительные функции...

Конспект для детей старшей-подготовительной группы с нарушением функций зрения на Пасху: «Дорого яичко ко Христову дню»

Конспект разработан для детей старшей-подготовительной группы с НФЗ на праздник Пасху для знакомства детей с данным праздником, с его обычаями и традициями.К концу занятия дети должны: Иметь пред...

Консультация для родителей «Развитие зрительно-моторной координации дошкольников с нарушением функции зрения».

Дети, посещающие специализированный детский сад, имеют разные нарушения зрения  как функционального так и органического характера.   Многим родителям кажется, что такие нарушения зрения как ...