консультация для родителей детей с нарушениями зрения на тему: «Формированию правильного отношения к дефекту у детей с нарушениями зрения»
консультация на тему

Суворикова Ирина Михайловна

консультация для родителей детей с нарушениями зрения на тему: «Формированию правильного отношения к дефекту у детей с нарушениями зрения»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsii_dlya_roditeley.doc82 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ гимназия №1796  «Гольяново» структурное подразделение №5

Конспект

консультации для родителей

детей с нарушениями зрения

на тему: «Формированию правильного отношения к дефекту у детей с нарушениями зрения»

(в старшей возрастной группе)

Составила и провела тифлопедагог

Суворикова И.М.

        Цель: познакомить родителей с педагогическими средствами, которые помогут сформировать у слепых и слабовидящих детей  правильное отношение к своему дефекту.

Ход консультации:

Полноценная социализация слепых и слабовидящих  включает  одно из важнейших  направлений  коррекционно-воспитательной работы – формирование у воспитанников адекватного отношения к своему дефекту.

           Только с 4 – 5 лет ребенок начинает  понимать свое отличие от окружающих. Осознав  недостатки и особенности своего восприятия, многие дети начинают стесняться своего дефекта и переживать настолько сильно, что, находясь в среде нормально видящих, часто становятся крайне нервозными.

            Главное же в проявлении комплекса неполноценности лиц с нарушением зрения  в том, что это чувство мешает им жить, провоцируя внутренний дискомфорт и конфликты с окружающими. Поэтому коррекционная работа  по формированию адекватного   отношения к своему дефекту  должна составлять  неотъемлемую  часть воспитания  детей с нарушением зрения.

          Задача взрослого состоит в том, чтобы педагогическими средствами  помочь детям осознать, что именно отличает их от нормально видящих, показать специфические особенности и трудности, являющиеся следствием дефекта зрения, раскрыть способы преодоления трудностей.

           Для достижения успехов родителям необходимо:

  • знать возможности лиц с нарушением зрения;
  • корригировать отношения родителей  ребенка к его дефекту;
  • изучать динамику развития ребенка, его воспитанности, социализации;
  • уметь показать  ребенку  пути преодоления  негативных черт характера и комплекса неполноценности, вызванных его дефектом;
  • воспитывать у детей чувство собственного достоинства, самоуважения на основе целесообразно организованной деятельности, направленной на приобретение  различных практических навыков.

         Адекватное отношение к своим  зрительным возможностям предполагает понимание  ребенком того, что:

  • нарушение зрения ограничивает его возможности и для достижения результатов нормально видящих ему  потребуется  приложить гораздо больше усилий;
  • требуется овладение специальными  компенсаторными  навыками при активном  использовании всех сохранных анализаторов;
  • при дефекте  зрения многие  сферы деятельности оказываются для человека недоступными, но остается еще достаточно профессий, которыми он может овладеть;
  • он будет достоин уважения, как и любой полезный член общества, если научится самостоятельно справляться  со своими проблемами (ориентироваться в пространстве, получать информацию, быть независимым в быту и т.п.), приобретет  профессию  и будет в ней конкурентоспособным;
  • не следует искать виноватых в нарушении зрения и считать всех окружающих  обязанными оказывать помощь;
  • инвалиду по зрению бессмысленно имитировать зрячего, а также драматизировать свое положение;
  • любой человек с физическим  недостатком привлекает к себе повышенное внимание  окружающих, поэтому, чтобы инвалиду достойно выглядеть в обществе, ему надо тщательно контролировать  свое поведение, свой внешний вид, свои реакции.

       Главным условием  адекватного отношения ребенка  к своему  дефекту является осознание им, с одной стороны, своих особенностей, вызванных нарушением зрения, а с другой – возможностей социально-трудовой адаптации.  

       При  формировании правильного отношения к дефекту родителям важно помнить о том, что нужен  индивидуальный подход с учетом всех обстоятельств жизни ребенка.

ГБОУ гимназия №1796  «Гольяново» структурное подразделение №5

Конспект

консультации для родителей

детей с нарушениями зрения

на тему: «Организация работы в дошкольном учреждении по профилактике зрительных нарушений и воспитанию у детей сознательного отношения к лечению и охране зрения »

(в младшей группе)

Составила и провела тифлопедагог

Суворикова И.М.

Цель: формирование у родителей представлений о необходимости воспитания у дошкольников сознательного отношения к лечению и охране зрения.

Ход консультации:

        В специальном дошкольном учреждении в окружении сверстников с таким же недугом ребенок не видит ничего необычного в ношении окклюдоров, очков и выполнении  упражнений для развития зрения.

        Одним из наиболее  важных преимуществ лечения и восстановления зрения в детском саду  для детей с нарушением  зрения является то, что ребенок окружен воспитателями и тифлопедагогом, которые осуществляют  постоянный контроль за выполнением  назначений врача, поддерживают  интерес ребенка к лечению. Лишь в том случае, когда ребенок занимается  с желанием и интересом, лечение может быть успешным.

          Восстановление  бинокулярного зрения  обречено  на неудачу, если у больного  нет желания добиться успеха. В связи с этим возрастает значение тифлопедагога и воспитателя в воздействии на результат  восстановления зрения.

           Воспитание у детей сознательного отношения  к проблемам своего зрения – важное направление профилактической работы образовательного учреждения. Оно реализуется посредством  приучения детей  с раннего возраста к гигиеническому уходу за глазами, очками, бережному обращению с оптикой; побуждения желания вылечиться; формирования знаний у дошкольников о здоровом образе жизни, о рациональной  организации  зрительного труда; воспитания адекватного отношения к своим зрительным возможностям.

               Уже в детском саду педагоги знакомят детей с правилами гигиены, обращают внимание малышей на правильное умывание глаз, а у старших дошкольников формируют культурно-гигиенические навыки.  

          Педагоги обращают внимание детей на то, что когда они снимают очки, то их  зрительные возможности значительно падают, что осложняет  ориентировочную и контролирующие функции  зрения. В результате ребенок может допустить  оплошность: положить  очки на край стола, что приведет к их падению. С целью предупреждения таких ситуаций формируют у слабовидящих  детей компенсаторный способ выполнения практических действий  подобного рода: перед тем как положить на стол предмет, на его край положить руку (ладонь), а рядом с ней  уже предмет. Можно использовать и другой прием: класть очки на цветной фон, контрастный поверхности стола. Детей дошкольного возраста знакомят со свойствами стекла, с хрупкой конструкцией очков. Через эти знания и обучение детей практическим умениям воспитывают у них бережное отношение к очкам, приучают следить за чистотой стекол, протирая их мягкой тряпочкой перед каждым занятием.

         Выработка гигиенических навыков зависит от постоянства  требований (показ и напоминание) и создания определенных условий, к которым относятся наличие специальных мест (столик с чистым полотенцем, карманчики из ткани в умывальной комнате, в спальне), куда дети могут класть, убирать очки, наличие индивидуальных жестких, легко открываемых очечников с лоскутком ткани для протирания очков и др. Понимая, что дошкольники в силу возрастных особенностей еще не могут самостоятельно содержать стекла очков в идеальной чистоте, педагоги в детских садах призваны обеспечить  уход за оптическими средствами. Так, во время тихого часа, когда дети отдыхают, их очки  тщательно промывают и протирают.

           Практика воспитания и обучения детей с функциональными  расстройствами зрения показывают, что часть родителей попустительствуют невыполнению детьми лечебных назначений. Нередки случаи, когда, выходя за территорию образовательного учреждения, родители разрешают детям снимать окклюдоры, очки, а в выходные дни вообще не обращают внимание на эти методы лечения, что не просто снижает эффективность лечения, но и приводит к рецидивам заболеваний. Такие факты, безусловно, актуализируют  целенаправленную работу по воспитанию у детей и их родителей адекватного отношения к проблемам нарушения зрения  и выполнению лечебно-восстановительных назначений, что возможно и необходимо проводить в рамках коррекционно-развивающего и образовательного процессов.

              Коррекционная работа по развитию зрительного восприятия детей с нарушением зрения осуществляется в тесном единстве с лечебно-восстановительным процессом.  

          Тифлопедагог как специалист призван готовить малыша к осознанному  восприятию диагностико-лечебных действий врача. Так, у вновь поступивших в специальный детский сад (младший возраст, глубокое слабовидение) тифлопедагог формирует зрительные представления (образ с точным словесным обозначением) о стимулах (предметные картинки), изображенных на  таблице для проверки остроты зрения у детей, об основных цветах. Также тифлопедагог готовит детей к лечению на синоптофоре: на коррекционно-развивающих занятиях дети учатся внешним практическим действиям совмещения двух изображений одного предмета (каждое имеет отдельные детали) в  целостную картинку и т.д.

                Кроме того, все виды коррекционной работы связаны с задачами лечебного процесса, детям систематически предлагаются упражнения, игры, игры-задания, способствующие активизации  зрения, повышению различной чувствительности, развитию глазодвигательной функции и т.д. Такие направленные задания и упражнения офтальмологи  рассматривают как лечебно-восстановительные мероприятия. Педагог обращает внимание детей на то, что частое выполнение таких заданий и упражнений способствует лечению их нарушенного зрения. Также педагог знакомит  родителей с содержанием подобных игр, убеждает их в обязательном выполнении таких упражнений вместе с детьми в домашних условиях, особенно в выходные дни, мотивируя  родительскую активность лечебной направленностью этих занятий.

          В рамках общеобразовательного процесса в разделах валеологического и экологического воспитания, в ходе обучения основам безопасности жизни дошкольники овладевают знаниями о роли зрения в жизнедеятельности  человека (в игре, познании, учебе, труде), о здоровом образе жизни и его значении для зрения, о факторах среды обитания, которые благоприятны или могут негативно влиять на зрение, о травмоопасных  для глаз предметах быта и жизненных ситуациях и др.

            Таким образом, воспитательная работа по формированию у детей с нарушением зрения сознательного отношения к вопросам его охраны и развития отражает  принципы единства, психолого-педагогических мероприятий, актуализации личностного  потенциала ребенка и  строиться на комплексном  подходе в реализации этого направления профилактической работы в коррекционном учреждении.

 

ГБОУ гимназия №1796  «Гольяново» структурное подразделение №5

Конспект

консультации для родителей

детей с нарушениями зрения

на тему: «Рекомендации для родителей по соблюдению гигиенических правил охраны зрения в домашних условиях»

Составила и провела тифлопедагог

Суворикова И.М.

Цель: познакомить родителей с правилами охраны и гигиены зрения детей в домашних условиях.

ГБОУ гимназия №1796  «Гольяново» структурное подразделение №5

Конспект

консультации для родителей

детей с нарушениями зрения

на тему: «Питание, необходимое для здоровых глаз»

Составила и провела тифлопедагог

Суворикова И.М.

Цель: содействовать повышению роли семьи в организации рационального, сбалансированного питания детей дошкольного возраста,  являющимся важным условием сохранения зрения и поддержания функций глаза.

ГБОУ гимназия №1796  «Гольяново» структурное подразделение №5

Конспект

консультации для родителей

детей с нарушениями зрения

на тему: «Как учить слабовидящего ребенка видеть и понимать окружающий мир »

Составила и провела тифлопедагог

Суворикова И.М.

Цель: дать практические рекомендации родителям по оказанию помощи слабовидящим детям в познании окружающего мира,  для их дальнейшего успешного обучения в школе.

Умение видеть и понимать окружающий мир не дается ребенку от рождения. Правильно, точно и полно представлять окружающий мир он учится постепенно,, по мере своего роста и развития. Процесс восприятия окружающего мира у детей дошкольного возраста начинает целенаправленно формироваться только при участии взрослого. У слабовидящего ребенка из-за зрительного нарушения начинают складываться неточно те образы предметов и явлений окружающего мира. Даже у дошкольника с нормальным зрением еще нет умений целенаправленно изучать предмет, прослеживал его контур выделяя наиболее характерные признаки и детали, составляя отдельные части предмета, соотнося  существенные и второстепенные свойства предметов.  

Слабовидящий же дошкольник кроме всего прочего, не имеет возможности хорошо видеть и различать все признаки и свойства предметов, особенно удаленных от его глаз на большое расстояние. Слабовидящий ребенок часто не понимает сюжетные картинки в книжках, где одно изображение заслонено другим. Трудность узнавания связана еще с тем, что дети не всегда могут выделить существенные признаки его восприятия.
Поэтому родители слабовидящего ребенка должны научить его правильно зрительно обследовать предмет, учить выделять главные, существенные признаки, прослеживать форму предметов, анализировать, сопоставлять предметы между собой по общим и отличительным свойствам. Не всегда знакомство с предметным миром следует начинать с включения зрения. Там, где это возможно, нужно активно приучать детей узнавать признаки и свойства предметов на осязание, слух, обоняние, вкус и т.д.
Вначале ребенку можно предложить потрогать предмет рукой, провести пальчиком по контурам фигуры. Важно развивать у слабовидящих детей активные умения использовать осязание для узнавания объектов. Очень полезна для развития осязания игра в «Чудесный мешочек», в который можно положить разные  предметы. Ребенок отгадывает на ощупь овощи, фрукты, предметы быта и т.д. При этом ребенку нужно показать, как следует узнавать предмет: пальчиками провести по всему предмету, взять его всей рукой, потрогать отдельные детали. Участие сохранных органов чувств в процессе восприятия при ослабленном зрении обогащает представления детей о предметном мире. Ребенок в результате этого полнее сможет рассказать о вкусовых, обонятельных, осязательных признаков предметов. Все это ребенок может познать без участка зрения. А это важно для того, чтобы в своей самостоятельной деятельности слабовидящий ребенок смог умело использовать все сохранные органы чувств для узнавания предметов и явлений, особенно там, где ему недоступно зрительное узнавание  объектов. Необходимо учить слабовидящего ребенка правильно использовать остаточное зрение для знакомства с предметами. Для этого важно направлять зрительное внимание ребенка на то, какой формы предмет, сочетать зрительное прослеживание с движениями пальца по контуру предмета. Дети должны научиться видеть форму, цвет, размер, пространственное положение объектов. Все это очень хорошо организовать в игре, т.к. мы знаем, что в дошкольном возрасте дети предпочитают игру всем другим занятиям. Чтобы развивать зрительное внимание и память, можно использовать такие игры, как «Чего не стало», <Кто скорее найдет ошибки в рисунке», «Угадай, что изменилось» и т.д. Например, в игре «Угадай, что изменилось», расставьте на столе несколько игрушек (не более четырех - пяти в ряд. Предложить ребенку запомнить, в каком порядке стоят игрушки. Затем он должен закрыть глаза, а педагог меняет игрушки местами, и после этого ребенок должен рассказать, что изменилось. Или же в игре «Чего не стало» дети должны отгадать, какой предмет спрятан. Чтоб у ребенка поддержать интерес к игре, можно предложить варианты, когда отгадываете вы, а он прячет игрушку. В игру можно включить других детей, или взрослых членов семьи. При этом важно, чтобы ребенок не только называл игрушку, но и мог подробнее рассказать какая она, где стояла. Это важно для формирования пространственного восприятия и понимания детьми пространственных признаков: впереди, сзади, в середине, слева, справа, около, между. При этом большое значение приобретает формирование ориентировки на листе бумаги: дети должны знать, где левая, правая, верхняя и нижняя сторона и название углов. Для этого можно предложить диктанты: «Нарисовать в левом верхнем углу прямоугольник, в правом верхнем — круг, в левом нижнем — треугольник, в правом нижнем — квадрат. Вначале можно вместо рисования предложить расположить игрушки, геометрические фигуры. Такие упражнения учат детей правильно называть местоположение объектов, учат соотносить конкретный признак с его словесным обозначением. Можно предложить детям игру « Кто скорее соберет игрушки и предметы, которые нарисованы на картинке». Для этого вырежьте и наклейте на лист бумаги изображения четырех-пяти игрушек. На полу рассыпьте такие же игрушки. Ребенок отбирает такие игрушки, которые есть у него на картинке. После того, как он выполнил задание, дайте ему возможность рассказать, какие игрушки он собрал, как с ними играют и т.д. Надо учить детей рассматривать картинки. Чем меньше ребенок, тем проще должен быть сюжет картинки. Вначале рассматривайте картинки, где изображены, например, посуда, одежда, игрушки, животные. Вот, например, на картинке нарисовал мяч. Предлагаем определить, что изображено. После того, как ребенок назовет предмет, берете его руку и проводите пальчиком по контуру мяча, говорите: «Мячик круглый». Ребенок говорит вместе, с вами, а затем повторяет один. Далее определяете, какого он цвета. Когда показываете предмет, одновременно следует назвать цвет словом. Чем старше ребенок, тем сложнее предлагаем ему картинки. Если с малышами трех — четырех лет мы рассматривали картинки, изображающие сюжеты из жизни, простые по содержанию, то с детьми пяти . шести лет, рассматриваем иллюстрации не только жизни детей, но и взрослых.

Чтобы дети понимали содержание картины, где один предмет частично заслонен другим, надо учить детей видеть это явление в окружающей обстановке. Во время прогулок играл с ребенком в прятки вы показываете, что спрятаться можно полностью за угол дома, за большой забор, тогда вас не будет видно. При этом варьируйте задание: «Спрячься, чтобы было не видно совсем» или же «Спрячься так, чтобы видна была твоя рука, нога, голова и т.д.». Так в предметных ситуациях слабовидящие дети понимают, почему за забором не видно всего дерева, почему нельзя увидеть всю дверь дома, потому что на ее фоне стоит человек.   В игре «Угадай, кто позвал?» могут принять участие дедушка, бабушка, мама, папа, сестры и братья. Ребенок на слух определяет, кто его позвал. Вы всегда должны помнить, что многое из того, что окружает ребенка может остаться для него неизведанным и непознанным, если взрослые не помогут ему всесторонне это познать. Если слабовидящий ребенок научится видеть и понимать окружающий мир, то его занятия в школе будут проходить более успешно. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ПЕВЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ИНТЕГРАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ "МУЗЫКА" И "ЗДОРОВЬЕ"»

Презентация и доклад для музыкальных руководителей по теме " «ФОРМИРОВАНИЕ ПЕВЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ИНТЕГРАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ "МУЗ...

Формирование правильного отношения к дефекту

Наглядная информация для родителей, воспитывающих детей с нарушением зрения, по формированию правильного отношения к дефекту у детей дошкольного возраста....

«Использование системы дидактических игр и заданий при формировании пространственной ориентировки на плоскости у детей с нарушением зрения»

Предлагается система игр и дидактических заданий, направленных на развитие ориентировки на плоскости....

«Формирование правильного отношения к дефекту у детей с нарушениями зрения

Материал будет полезен родителям, у которых есть  дети с нарушением зрения,  носящие очки. (старший дошкольный и школьный возраст)....

«Формирование двигательных умений и навыков у детей с нарушением зрения путем интеграции музыки и физической культуры»

Эвритмическая гимнастика – это нетрадиционный вид оздоровительно-развивающей работы с дошкольниками....