«Сенсорная интеграция и межполушарное взаимодействие с детьми дошкольного возраста»
консультация по коррекционной педагогике

Ольга Юрьевна Беляева

В современном мире необходимо обратить внимание на то, что возрастает число детей, у которых наблюдаются различные проблемы. Учитывая тот факт, что предпосылками нормального речевого развития являются достаточный уровень развития когнитивных функций и определенная степень сформированности познавательной деятельности, невозможно рассматривать процесс развития речи ребенка в отрыве от развития его мышления. Данная взаимосвязь реализуется в двух направлениях: влияние языка на развитие мышления и значение мышления для усвоения языка. Отправным моментом установления взаимосвязи между мышлением и речью является овладение словом. Слово, а в последующем речь, приводит к перестройке детского мышления и других психических функций. Наличие же различных отклонений со стороны формирования когнитивных функций откладывает отрицательный отпечаток на процесс всего речевого развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_belyaeva.docx331.63 КБ

Предварительный просмотр:

«Сенсорная интеграция и межполушарное взаимодействие

с детьми дошкольного возраста»

В современном мире необходимо обратить внимание на то, что возрастает число детей, у которых наблюдаются различные проблемы. Учитывая тот факт, что предпосылками нормального речевого развития являются достаточный уровень развития когнитивных функций и определенная степень сформированности познавательной деятельности, невозможно рассматривать процесс развития речи ребенка в отрыве от развития его мышления. Данная взаимосвязь реализуется в двух направлениях: влияние языка на развитие мышления и значение мышления для усвоения языка. Отправным моментом установления взаимосвязи между мышлением и речью является овладение словом. Слово, а в последующем речь, приводит к перестройке детского мышления и других психических функций. Наличие же различных отклонений со стороны формирования когнитивных функций откладывает отрицательный отпечаток на процесс всего речевого развития.

Успешность умственного, речевого и физического развития, в свою очередь, в преобладающей степени зависит от уровня сенсорного развития и межполушарного взаимодействия, то есть рассматривая познание, как один из главных компонентов, влияющих на речь ребенка, необходимо отметить, что фундаментом успешного когнитивного развития является сенсорная интеграция. Именно с восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание.  А все другие формы - запоминание, мышление, воображение- строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное развитие ребенка и его речи невозможно без опоры на полноценное восприятие.

К сожалению, сегодня в эпоху цифровых технологий значительная доля восприятия и переработки информации приходится на зрительный анализатор, который превалирует над всеми другими органами чувств. Телевизоры, планшеты, компьютеры, мобильные телефоны, различные цифровые гаджеты - практически вся информация поступает через зрительное восприятие. И адаптируясь к реалиям современного мира, ребенку сложно самому вычленять и воспринимать другого рода сигналы, поступающие через слуховые, осязательные, обонятельные, вкусовые, тактильные рецепторы.        Следовательно, наступает расстройство сенсорной интеграции - состояние, при котором мозг испытывает проблемы с получением и реагированием на информацию, поступающую через все органы чувств.

Именно от 3 до 8 лет закладывается интеллектуальная основа и чем лучше будут развиты межполушарные связи, тем выше у ребёнка будет интеллектуальное развитие, память, внимание, речь, воображение, мышление и восприятие. А вот неспособность правого и левого полушарий к полноценному взаимодействию – одна из причин нарушения функции обучения и управления своими эмоциями. Качественно правильная работа сенсорных систем обеспечивает получение мозгом достаточной информации, которая необходима для генерирования мозгом адекватных ответов. При этом отлажена работа нервной системы, что является важнейшим фактором для нормального развития ребенка.

Современная психолого-педагогическая практика предлагает множество игр и упражнений для развития межполушарного взаимодействия у детей. Необходимо лишь подобрать оптимальный комплекс упражнений и игр, направленных на решение той или иной задачи.

Комплексы нейродинамической гимнастики для дошкольников построены на основе кинезиологических упражнений, мануальных и психомоторных игр. Эти интегрирующие упражнения пробуждают систему “интеллект-тело” и приводят её в готовность к обучению. Развивающая работа должна быть направлена от движения к мышлению, а не наоборот.

          Все мы знаем, что наш мозг состоит из двух полушарий, каждое из которых выполняет свою работу. Левое полушарие отвечает за логическое мышление, оперирует фактами и терминами, выполняет различные мыслительные операции. А правое полушарие – это наша интуиция, образное мышление, фантазия и творческие способности. Только взаимосвязанная работа двух полушарий мозга обеспечивает нормальную работу всех психических процессов.

         Главным инструментом при выполнении «гимнастики мозга» являются руки. Действуя двумя руками, развиваются оба полушария. Упражнения для развития межполушарного взаимодействия необходимо выполнять, каждый день, хотя бы по 5-10 минут. Сначала выполнять упражнения будет сложно, поэтому торопиться не надо, когда начнет получаться, можно увеличивать темп. Эти упражнения будут полезны не только детям, но и взрослым, даже если межполушарные взаимодействия сформированы.

На нарушение сенсорной интеграции может указывать ряд симптомов:

  • Недостаточная или чрезмерная чувствительность к тактильным, зрительным, слуховым стимулам, а также движению (избегание касания некоторых фактур (песок, каша);
  • избегание занятий с пластилином, рисования пальцами;
  • трудности с манипулированием, использованием столовых приборов, ножниц; неправильный захват карандаша;
  • сверхчувствительность к звукам, к свету;
  • сложности в обучении письму и чтению;
  • избегание катания на качелях, каруселях, или чрезмерное увлечение этими играми;
  • проблемы при переписывании с доски, пропускание букв, слогов;
  • затруднения в различении правой и левой сторон);
  • слишком высокий или слишком низкий уровень двигательной активности, расстройства мышечного тонуса, плохая координация движений (неуклюжесть);
  • сложности в концентрации, импульсивность, вспыльчивость;
  • избегание социальных контактов;
  • быстрая утомляемость;
  • задержка развития речи, двигательного развития, а также трудности в обучении;
  • слабая организация поведения, отсутствие планирования.

Литература:

1. Айрес Э. Дж. Ребенок и сенсорная интеграция. Понимание скрытых проблем развития. — М.: Теревинф, 2009; 272 с.

2.  Седова, Н. В. Значение использования методов сенсорной интеграции в работе с детьми с речевыми нарушениями / Н. В. Седова, О. Ю. Царапкина, М. К. Шувалова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 9 (113).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нейропсихолгичкские приемы развитие межполушарного взаимодействия у детей дошкольного возраста.

В материале представлены комплексы упражнений для развития межполушарного взаимодействия у детей....

Нейрогимнастика для развития межполушарного взаимодействия у детей дошкольного возраста.

В последнии годы увеличивается количество детей имеющих отклонении в развитии когнитивных и эмоционально-волевых процессов, и как следствие этого возникают проблемы с адаптацией, трудности в обучении,...

консультация для родителей и педагогов " Развитие межполушарного взаимодействия у детей дошкольного возраста"

Мы очень хотим, чтобы наши детки росли умными, успешными, творчески развитыми. Для этого  в своей работе активно использую кинезиологические методики...

Игры и упражнения для развития межполушарного взаимодействия у детей дошкольного возраста

Игры и упражнения для развития межполушарного взаимодействия у детей дошкольного возраста...

Использование сенсорной интеграции в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ

Использование сенсорной интеграции в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ...