«Развитие зрительно-моторной координации у детей дошкольного возраста»
консультация по коррекционной педагогике

Ольга Юрьевна Беляева

           В настоящее время актуальной проблемой становится разностороннее развитие детей уже с дошкольного возраста. Одна из главных задач в успешности интеллектуального и психофизического развития ребенка – развитие зрительно-моторной координации. Зрительно-моторная координация – это особый вид восприятия, который обеспечивается единством работы зрительного, слухового и кинестетического анализаторов. Недоразвитие зрительно-моторной координации препятствует формированию полноценного восприятия и познавательной деятельности. Это ведет к ограничению практического опыта и становится одной из причин нарушения формирования высших психических функций. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_zritelno-motornoy_koordinatsii_u_doshkolnikov.docx17.95 КБ

Предварительный просмотр:

«Развитие зрительно-моторной координации у детей дошкольного возраста»

Подготовил: учитель-дефектолог

Беляева О.Ю.

           В настоящее время актуальной проблемой становится разностороннее развитие детей уже с дошкольного возраста. Одна из главных задач в успешности интеллектуального и психофизического развития ребенка – развитие зрительно-моторной координации. Зрительно-моторная координация – это особый вид восприятия, который обеспечивается единством работы зрительного, слухового и кинестетического анализаторов. Недоразвитие зрительно-моторной координации препятствует формированию полноценного восприятия и познавательной деятельности. Это ведет к ограничению практического опыта и становится одной из причин нарушения формирования высших психических функций.  

       Зрительно-моторная координация – это согласованные действия рук и глаза. С помощью зрения ребенок изучает окружающую действительность, контролирует свои движения, благодаря чему они становятся более совершенными и точными. Глаз как бы «обучает» руку, а с помощью ручных движений в предметах, которыми манипулирует ребенок, открывается больше новой информации.

       Глаз видит – рука изображает – такое единство и тесное взаимодействие двух органов достигается в старшем возрасте при условии последовательного и равнозначного их развития.

     Существуют объективные причины, из-за которых у многих первоклассников возникают существенные трудности при списывании с доски, из книг, прописей и других пособий, не вырабатывается каллиграфический почерк. Успешное выполнение работ по визуальным образцам возможно только при наличии координации зрительного анализа с двигательными реакциями, моторикой пальцев ведущей руки.

     Связи между зрительным анализом и движениями руки не существует с рождения. Они формируются и отлаживаются постепенно в соответствующих видах деятельности. Они начинают складываться, когда ребёнку приходится выполнять действия по зрительно составленному плану и под контролем зрения, оперативно переводить визуально представленную информацию в её двигательно-графический аналог. Только тогда, когда такая деятельность становится систематической, возможно качественное улучшение зрительно-моторной координации.

      Если ребёнок много и с удовольствием строит и конструирует по чертежам, выкладывает мозаичные узоры или панно в соответствии с образцами, срисовывает изображения различных предметов или целые

картины, то у него постепенно совершенствуется зрительно-моторная координация, формируется умение точно воспроизводить графические образцы. Если в своей дошкольной деятельности ему редко приходится двигательно-графически копировать какие-либо изображения, то связи между затылочными зрительными зонами и передними двигательными

отделами коры головного мозга не формируются. Даже у детей, которые много рисуют, но не срисовывают, не копируют образцы, координация движений глаза и руки может быть очень слабой.

       Ребёнок может в целом развиваться нормально: хорошо говорить, знать много стихов, легко решать логические задачи, петь, танцевать, изучать иностранные языки. Отсутствие зрительно-моторной координации обычно никак не проявляется в его дошкольной жизни. Только в первом классе может выясниться, что ребёнок при всём старании оказывается не в состоянии воспроизвести буквы, изображённые в прописях. При списывании или срисовывании с доски или из учебников у него часто получается нечто очень далёкое от исходных образцов. Сравнивая, проверяя свою работу, ребёнок не замечает даже грубые различия. Взрослые, естественно, не могут понять, как можно видеть одно, а нарисовать или написать совсем другое… Такие дети допускают много ошибок при списывании, не видят их, проверяя свою работу. Для них характерны такие ошибки, как пропуск, перестановка, замена, написание лишних букв, слогов, цифр, знаков, перескакивание со строчки на строчку, «зеркальное» письмо… Ребёнок, к сожалению, пишет неграмотно, и именно такое письмо автоматизируется и закрепляется. Избавиться в дальнейшем от неграмотных автоматизмов бывает исключительно трудно.

   

Развитие координации в системе "глаз – рука"

      Этот вид работы предполагает совершенствование моторной и зрительно моторной координации, то есть развитие синхронных движений глаз и ведущей руки, а также укрепление межфункциональных связей. Поэтому в ежедневную работу с детьми необходимо включать:

  • специальные упражнения для развития глазодвигательных функций и развития мышц глаз (слежение глазами при неподвижном положении головы) – это перевод взора слева направо и справа налево, сверху вниз и снизу-вверх, круговые движения и т.д.;  
  • "штриховка" - вертикальные, горизонтальные, наклонные, круговые линии, а также штриховка с помощью отрывистых движений руки;
  • игры "Лабиринты";
  • графические диктанты;
  • любые задания на копирование геометрических фигур, простейших рисунков;
  • конструирование по заданному образцу (из строительного материала, счетных палочек, мозаики);
  • упражнения "Узнай по контуру";
  • дорисовывание изображений предметов;
  • копирование изображений по клеткам в тетради;
  • проведение линий по заданному контуру, обозначенному точками, штрихами;
  • проведение различных (непрерывных, пунктирных, волнистых) линий в разном направлении от заданного начала к заданному концу;
  • игры – головоломки: "Танграм", "Колумбово яйцо", "Волшебный квадрат", "Вьетнамская игра" и т.п.;
  • развивающие игры, например, "Сложи узор" Никитиных.

      Длительность непрерывных графических упражнений у 5-6-летних детей не должна превышать 5 минут. При большом объеме и продолжительности работы у детей развивается утомление под влиянием комплексного воздействия зрительной и статической нагрузки. Обязательно проведение физкультурных минуток.

      Во время проведения занятий необходимо следить за тем, чтобы ребенок правильно держал карандаш, за правильным положением руки, за нажимом, правильным положением тела.

      Первоначальные упражнения по развитию у детей зрительно-моторной координации рекомендуется проводить с игровой мотивацией (например, "Помоги зверушкам пройти по середине дорожки", "Проплыви с моряками по волнам", "Соедини точки и узнай, кто спрятался" и т.п.). Постепенно игровая мотивация сменяется четко поставленной дидактической задачей. Все упражнения проводятся в системе от простого к сложному.

     Занятия изобразительной деятельностью способствуют развитию зрительно-двигательной координации, совершенствуют мелкую моторику кисти и пальцев рук, учат удерживать определенное положение корпуса, рук; регулировать наклон карандаша, кисти, размах, темп движения, силу нажима и др. В изобразительной деятельности дети овладевают навыками и умениями работы с инструментами (в рисовании – карандаш и кисть, в аппликации – ножницы и кисть, в лепке – стека). Здесь вырабатываются умения управлять инструментом (конечно, если ребенка учат правильно держать инструменты и работать ими), развиваются разнообразные действия рук, координация обеих рук, координация действий руки и глаза, зрительный контроль.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие зрительно-моторной координации у детей дошкольного возраста через игру»

Познание мира через движение способствует полноценному развитию ребенка, формируется умение не только слушать но и слышать,  не только смотреть но и видеть....

Развитие координации у детей дошкольного возраста

последовательность общеразвивающих упражнений на координацию...

Психолого-педагогические условия развития памяти, внимания, зрительно-моторной координации у детей дошкольного возраста посредством настольной игры

Во все времена ведущей деятельностью в развитии ребенка является игра, организованная игра представляет собой многословное, сложное, психолого-педагогическое явление: она является и игровым методом об...

Буклет «Игры и упражнения на развитие в развитие мелкой моторики рук и зрительно-моторной координации у детей дошкольного возраста»

Развитие мелкой моторики рук и зрительно-моторной координации необходимо ребёнку для овладения навыками самообслуживания, а также для формирования навыка письма при подготовки к  школьному обучен...

Продуктивные виды деятельности как эффективное средство в развитии зрительно-моторной координации у детей дошкольного возраста

В процессе учебы в школе ребенку часто надо одновременно выполнять два действия, например, смотреть на доску и списывать или срисовывать то, что он в данный момент видит. Поэтому очень важны согласова...

Использование игровых приёмов в процессе формирования зрительно-моторной координации у детей дошкольного возраста с ОВЗ

Использование игровых приёмов в процессе формирования зрительно-моторной координации у детей дошкольного возраста с ОВЗ...