«Развитие зрительно-моторной координации у детей дошкольного возраста с нарушением зрения»
материал по коррекционной педагогике

Обобщение передавого педагогического опыта

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_pedagogicheskom_sovete.docx18.68 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида детский сад № 16 «ромашка» города бирска муниципального района бирский район

Республики башкортостан

Выступление на педагогическом совете

обобщение передового педагогического опыта работы по теме:

«Развитие зрительно-моторной координации у детей дошкольного возраста с нарушением зрения»

Учитель-дефектолог Титова Н.С.

Бирск – 2020

Актуальность исследования состоит в том, что работа над развитием зрительно-моторной координации – это двигательная деятельность, которая обуславливается скоординированной работой мелких мышц руки (пальцев, кисти) и глаза. Ее необходимо осваивать, т.к. навыки тонкой моторики помогают ребенку исследовать, сравнивать, классифицировать окружающие его вещи и тем самым позволяют ему лучше познать мир, в котором он живет. Зрительно-моторная координация – это такая функция, которую можно считать школьнозначимой, она занимает важное место в формировании навыка письма. Поэтому в старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе.

В настоящее время актуальной проблемой становится разностороннее развитие детей уже с дошкольного возраста. Одна из главных задач в успешности интеллектуального и психофизического развития ребенка – развитие зрительно-моторной координации. Зрительно-моторная координация – это особый вид восприятия, который обеспечивается единством работы зрительного, слухового и кинестетического анализаторов. Недоразвитие зрительно-моторной координации препятствует формированию полноценного восприятия и познавательной деятельности. Это ведет к ограничению практического опыта и становится одной из причин нарушения формирования высших психических функций.

Особенности формирования развития зрительно-моторной координации у детей со зрительной патологией обуславливаются наличием нарушений зрительного восприятия и отклонений в двигательной сфере у данной категории детей. При зрительном дефекте изменяется процесс формирования образа, нарушается процесс одновременного опознания признаков цвета, формы и размера. Эта особенность более выражено проявляется при органических формах нарушений зрительного анализатора. Затруднения в выделении существенных качеств предмета, отсутствие целостного образа, его фрагментарность и неполнота определяют низкий уровень обобщенности образов при зрительной патологии. В результате исследований образов зрительного восприятия и различения детьми с нарушениями зрения таких свойств объектов, как цвет, форма, размер, было выявлено, что адекватное восприятие объектов зависит от качеств самих объектов.

Изучению особенности развития зрительно-моторной координации у детей дошкольного возраста с нарушением зрения посвящены исследования многих видных авторов, среди которых стоит отметить работы  Е.А.Дровосековой  и С.Э. Дровосекова, посвященные рассмотрению особенности зрительно-моторной координации у дошкольников с нарушениями зрения. Работы Л.А.Дружининой посвящены изучению коррекционной работы в детском саду для детей с нарушением зрения. В своих исследованиях В.П.Ермако, В.П.Кузьмина и С.А.Городилова рассмотрели особенности развития, обучения и воспитания детей с нарушениями зрения, а так же изучили особенности зрительно-моторной координации у дошкольников с нарушениями зрения.

Цель исследования: развитие зрительно-моторной координации у детей дошкольного возраста с нарушением зрения посредством комплекса дидактических игр и упражнений для развития зрительно-моторной координации для детей старшего дошкольного возраста.

Объект исследования: процесс развития зрительно-моторной координации у детей дошкольного возраста.

Предмет исследования: развитие зрительно-моторной координации у детей дошкольного возраста с нарушением зрения.

Гипотеза исследования: уровень развития зрительно-моторной координации у детей дошкольного возраста с нарушением зрения повысится, если в основную программу воспитания и обучения включить комплекс дидактических игр и упражнений для развития зрительно-моторной координации для детей старшего дошкольного возраста с учетом индивидуальных особенностей и специфики дефекта.

Задачи исследования:

  1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;
  2. Выявить уровень развития зрительно-моторной координации у детей с нарушением зрения ;
  3. Разработать коррекционно-педагогическую программу по формированию зрительно-моторной координации у детей с нарушением зрения на основе комплекса дидактических игр и упражнений для развития зрительно-моторной координации для детей старшего дошкольного возраста.

Методологической основой исследования явились труды отечественных ученых и специалистов по исследуемой проблеме: особенности зрительно-моторной координации у дошкольников с нарушениями зрения (Е.А.Дровосекова, С.Э.Дровосеков); методы коррекции зрительно-двигательной и моторной координации у детей с нарушением зрения и речи (Л.В.Лазарева); нарушения зрения у дошкольников: развитие пространственной ориентировки (Т.И.Нагаева); развитие зрительного восприятия у детей с нарушениями зрения (Л.И.Плаксина, В.П.Ермаков, Г.А.Якунин); особенности работы с детьми с нарушением зрения (К.А.Простакишина, И.И.Николаева).

Методы исследования: теоретический анализ и обобщение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, наблюдение, педагогический эксперимент.

Практическая значимость исследования: заключается в возможности применять результаты исследований, полученных в ходе выполнения работы в деятельности образовательного учреждения, связанного с работой по развитию зрительно-моторной координации у детей с нарушением зрения; разработать комплекс дидактических игр и упражнений для развития зрительно-моторной координации для детей старшего дошкольного возраста.

В ходе выполнения работы были достигнуты все поставленные цели и задачи.

Было определено, что для детей дошкольного возраста с нарушением зрения характерна замедленность внимания и восприятия, слабая память, замедленность мыслительных процессов, нарушения речи, характерны тяжелые эмоциональное состояние и психическое отставание.

Так же было определено, что зрительно-моторная координация – это особенная способность человека, с помощью которой ему удается одновременно использовать руки и глаза при выполнении тех или иных действий. Также она известна под названием координации в системе «глаз-рука» или визомоторной координации. С ее помощью людям удается использовать данные, полученные за счет взгляда, чтобы координировать движение рук.

Проведенный анализ показал, что у детей с нарушениями зрения имеются особенности развития зрительно-моторной координации, а именно: неустойчивость зрительных образов, неадекватность выделения образа предмета из окружающего мира, нарушение прослеживающей функции глаза, недостаточная сформированность зрительной памяти, низкий уровень произвольного зрительного внимания, низкая сформированность анализа и синтеза изображений, нарушения пространственной ориентации, недостаточное развитие мелкой моторики рук и графомоторных навыков, что, в свою очередь, определяет необходимость целенаправленного формирования и развития зрительно-моторной координации у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения в процессе коррекционно-развивающей работы.

Таким образом, гипотеза исследования подтвердилась. Организация и проведение коррекционно-педагогической работы способствовало повышению уровня сформированности зрительно-моторной координации у детей с нарушением зрения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация работы воспитателя по развитию устной речи у детей дошкольного возраста с нарушением зрения в условиях специализированной группы дошкольного образовательного учреждения

Данная методическая рекомендация адресована воспитателям, работающим с детьми дошкольного возраста  с нарушением зрения и имеющим нарушения устной речи....

Проблемы развития ориентировки в пространстве у детей дошкольного возраста с нарушением зрения (дети с амблиопией и косоглазием)

Аннотация: статья посвящена проблеме развития пространственной ориентировки у детей с нарушением зрения. Положительный эффект достигается посредством игр, направленных на закрепление навыков, полученн...

Статья "Влияние иллюстрации на развитие интереса к книге у детей дошкольного возраста с нарушением зрения"

Книжные иллюстрации оказывают особое влияние на развитие интереса книге у детей дошкольного возраста. Однако при предъявлении иллюстраций детям с нарушением зрения необходимо учитывать особенности их ...

Игры и упражнения на развитие мелкой моторики рук для детей дошкольного возраста с нарушениями зрения

Игры и упражнения на развитие мелкой моторики рук для детей дошкольного возраста с нарушениями зрения «Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее»,утверждал В.А. Сухомлин...

Развитие мелкой моторики кисти рук детей дошкольного возраста с нарушением зрения как одно из средств успешного развития речи.

1).Коррекционная педагогика.Статья по теме:"Развитие мелкой моторики кисти рук детей среднего дошкольного возраста с нарушением зрения как одно из средств успешного развития речи".Автор-Рома...