Организация работы воспитателя по развитию устной речи у детей дошкольного возраста с нарушением зрения в условиях специализированной группы дошкольного образовательного учреждения
статья по логопедии по теме

Данная методическая рекомендация адресована воспитателям, работающим с детьми дошкольного возраста  с нарушением зрения и имеющим нарушения устной речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskie_rekomendatsii_vospitatelyam_po.docx17.47 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации воспитателям по

организации работы по развитию устной речи у детей дошкольного возраста с нарушением зрения

В силу того, что большую часть времени ребенок находится в ДОУ с воспитателем, то именно ему отводится одна из главных ролей в осуществлении коррекционного процесса.

Коррекционная работа по преодолению нарушений устной речи у детей с патологией зрения должна быть направлена не только на развитие речи, но и на развитие  познавательной деятельности ребенка.

Вся учебно-воспитательная и коррекционная работа проводится воспитателем под руководством логопеда, тифлопедагога, офтальмолога с учетом общего развития и зрительного восприятия детей.

Коррекционно-логопедические задачи решаются в игровой, учебной, трудовой, предметно-практической деятельности и на музыкально-ритмических занятиях. Все виды деятельности имеют коррекционную направленность.

Одним из основных коррекционных направлений в работе воспитателя с детьми с сенсорным дефектом, является развитие зрительного восприятия.  Данную работу следует начинать с создания условий, в которых будет проходить коррекционно-педагогический процесс:

  • для каждого ребенка с недостатками зрения необходимо определить место на занятии. При светобоязни ребенка нужно посадить так, чтобы не было прямого, раздражающего попадания света в глаза. Дети с низкой остротой зрения занимают первые места. При сходящемся косоглазии ребенку следует найти место в центре. При разной остроте зрения обоих глаз ребенка сажают лучше видящим глазом ближе к центру, к воспитателю, который находится у доски или стенда справа, обязательно лицом к детям;
  • во время занятий рекомендуется использовать специальную наглядность: более крупную для фронтальных демонстраций и строго дифференцированную индивидуальную, соответствующую показателям основных зрительных функций ребенка (острота зрения, поле зрения) и зрительной патологии (близорукость, амблиопия и т.д.);
  • при демонстрации цветных изображений должны соблюдаться определенные требования: нужно использовать яркие, насыщенные, контрастные, чистые, натуральные цвета (помидор - красный, огурец - зеленый, репка - желтая и т. д.). Особенно это важно на начальных этапах работы с ребенком, когда зрительное восприятие страдает из-за отсутствия эталона предъявляемого объекта, отсутствия «прошлого опыта».
  • показывая дидактический материал, наглядные средства, воспитатель должен учитывать не только его размеры и цвет, но и контрастность фона на котором он находится; чаще использовать контур для того или иного объекта и указку с ярким наконечником;
  • для выполнения зрительной и речевой работы с использованием наглядности, необходимо учитывать вид плоскости рабочей поверхности, которая может быть вертикальная и горизонтальная, в зависимости от вида косоглазия (при расходящемся – горизонтальная, а при сходящемся – вертикальная) и от нозологической формы глазной патологии (при близорукости, глаукоме – вертикальная, при дальнозоркости – горизонтальная). Именно поэтому воспитатель для зрительной работы с детьми должен постоянно использовать подставку, фланелеграф, мольберт и т. д.
  • обязательной частью любого занятия с детьми с недостатками зрения является проведение гимнастики для глаз  либо динамических пауз:

Буратино потянулся (дети встают на носочки, поднимают руки и смотрят на кончики пальцев),

Вправо - влево повернулся, вниз - вверх посмотрел (не поворачивая головы, смотрят вправо- влево, вверх- вниз),

      И на место тихо сел (дети усаживаются на свои места).

  • Иногда на фоне общеукрепляющих упражнений следует использовать упражнения, направленные на улучшение кровообращения всех структур глаза. Например:

Ветер дует нам в лицо (дети часто моргают веками),

Закачалось деревцо (не поворачивая головы, смотрят влево – вправо),

Ветер тише, тише, тише (медленно приседают, глаза опускают вниз),

Деревцо все выше, выше (встают, глаза поднимают вверх).

  • при проведении физкультурных занятий воспитатель должен широко использовать сохранные анализаторы детей (для слуха – звуковые маячки, для цветовосприятия – как сигнальные знаки – яркие цветные полосы на беговой дорожке, гимнастической скамейке, на месте отталкивания при прыжках и т. д.);
  • планируя прогулку с проведением наблюдения за окружающей природой, также необходимо учитывать зрительные возможности воспитанников: ребенка с низкой остротой зрения нужно поставить в паре с лучше видящим ребенком; при разной остроте зрения обоих глаз ребенка необходимо поставить так, чтобы его держали за руку со стороны хуже видящего глаза; ребенку со светобоязнью следует надеть светозащитные очки или головной убор с козырьком, которые будут препятствовать попаданию солнечного света в глаза.

Учитывая основные офтальмологические рекомендации, воспитатель проводит всю коррекционно-педагогическую работу по преодолению нарушений устной речи у детей, имеющих зрительную патологию.

Особое внимание в работе воспитателя должно уделяться развитию познавательных интересов у детей, так как нарушение зрительного анализатора влечет отставание в формировании познавательной активности.

Работа воспитателя по развитию речи во многих случаях предшествует логопедическим занятиям, обеспечивая необходимую познавательную и мотивационную базу для формирования речевых умений.

В задачу воспитателя входит повседневный контроль состояния речевой деятельности детей, за правильным использованием поставленных или исправленных логопедом звуков, грамматических форм.

Воспитатель готовит детей к восприятию материала логопедических занятий. Собственно усвоению речевых навыков предшествуют практические действия с предметами, самостоятельное участие в различных видах деятельности, активные наблюдения за жизненными явлениями. Поэтому каждая новая тема начинается с экскурсии, рассматривания, беседы по картинке и т.п.

Необходимым элементом при изучении каждой новой темы являются упражнения на развитие мышления, внимания, памяти. Широко используются сравнение предметов, выделение ведущих признаков, группировка по назначению, признакам, ситуации и т.д., выполнение заданий по классификации предметов, действий, признаков (с помощью картинок).

В процессе коррекционной работы, воспитатель уделяет большое внимание развитию не только речевых, но и неречевых функций. Так, во время свободной деятельности, воспитатель может предложить детям складывать мозаику, фигуры из спичек, тренироваться в застегивании и расстегивании одежды, развязывании и завязывании шнурков, собирать и сортировать пуговицы, бусины, карандаши разного размера.

Исходя из рекомендаций логопеда и дефектолога, воспитатель проводит индивидуальную ежедневную коррекционную работу (коррекционный час) во второй половине дня.

В содержание коррекционного часа входят такие задания как: закрепление хорошо поставленных звуков (произношение слогов, слов, предложений); повторение стихотворений, рассказов; игры и игровые упражнения на развитие кинестетического праксиса, динамического праксиса, пространственного восприятия, зрительного восприятия и зрительной памяти.

Таким образом, воспитатель, работающий с детьми, имеющими патологию зрения, выполняет помимо общеобразовательных ряд коррекционных задач, направленных на устранение речевого недоразвития, обусловленного сенсорным дефектом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие зрительного восприятия у детей дошкольного возраста с нарушением зрения»

Выбранная тема публикации не нова, однако автор построил работу по развитию восприятия у детей дошкольного возраста по своей программе с учетом теоретических основ развития восприятия у детей и предло...

СИСТЕМА РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ

Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей раннего возраста обусловлена возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей: в раннем и младшем дошкольном возрасте инт...

Интегрированная непрерывная образовательная деятельность учителя-логопеда по развитию связной речи у детей среднего возраста с нарушением зрения.

Конспект занятия по развитию связной речи у детей 4-5 лет с общим недоразвитие речи, имеющих нарушения зрения. Тема: "В гостях у Сказки" ("Муха-Цокотуха")...

Работа воспитателя по развитию восприятия пространства у детей дошкольного возраста с нарушением зрения

Из опыта работы воспитателя по развитию восприятия пространства у детей дошкольного возраста с нарушением зрения...

Статья "Формирование навыков связной речи у детей дошкольного возраста с нарушением зрения с помощью дидактических игр и упражнений"

В статье содержится иформация основанная на личном опыте логопедической  работы с дошкольниками имеющими патологию зрения....

Перспективное планирование по самообразованию по теме «Развитие представлений об окружающем мире через сенсорные способности у детей дошкольного возраста с нарушение зрения и речи» Старшая группа 2019-2020 учебный год

Перспективное планирование по теме: "Развитие представлений об окружавющем мире через сенсорных способномсти у детей дошкольного возраста с нарушениями зрения и речи"  Старшая группа....

Перспективное планирование по самообразованию по теме: «Развитие представлений об окружающем мире через сенсорные способности у детей дошкольного возраста с нарушение зрения и речи» Подготовительная группа 2020-2021 учебный год

Перспективный план по теме: Развитие представлений об окружающем мире через сенсорные способности у детей дошкольного возраста с нарушениями зрения и речи" Подготовительная группа...