Интегрированная непрерывная образовательная деятельность учителя-логопеда по развитию связной речи у детей среднего возраста с нарушением зрения.
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (средняя группа) на тему

Бойко Лилия Анатольевна

Конспект занятия по развитию связной речи у детей 4-5 лет с общим недоразвитие речи, имеющих нарушения зрения. Тема: "В гостях у Сказки" ("Муха-Цокотуха")

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл k-t_muha_tsokotuha.docx26 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: Интегрированная непрерывная  образовательная деятельность учителя-логопеда по развитию связной речи у детей среднего возраста с нарушением зрения.

Тема: «В гостях у Сказки» (по мотивам сказки К.Чуковского «Муха-Цокотуха)

Продолжительность: 1 занятие — 20-25 минут.

Группа: группа компенсирующей направленности для детей с нарушением зрения, статус «Амблиопия, косоглазие», имеющих общее недоразвитие речи, 3 уровень речевого развития.

Контингент: дети 4-5 лет

Технологии: игровые технологии, здоровьесберегающие технологии (зрительная гимнастика, физ. минутка); элементы логоритмики, компьютерные технологии.

Практическая реализация: конспект составлен для детей средней группы, соответственно календарно-тематическому планированию занятий по развитию связной речи, формированию лексико-грамматических категорий.

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 2 комбинированного вида Петродворцового района Санкт-Петербурга

 Интегрированная непрерывная образовательная деятельность

учителя-логопеда

по развитию связной речи,

формированию лексико-грамматических категорий

(у детей 4-5 лет с общим недоразвитие речи и нарушением зрения)

Составила: учитель-логопед Л. А. Бойко

Санкт-Петербург

2016-2017 уч.год

Тема: «В гостях у Сказки» (по мотивам сказки К.Чуковского «Муха-Цокотуха)

Участники: дети средней группы компенсирующей направленности с нарушением зрения; учитель-логопед.

Интеграция образовательных областей:

  • «Познавательное развитие»
  • «Речевое развитие»
  • «Социально-коммуникативное развитие»
  • «Художественно-эстетическое развитие»
  • «Физическое развитие»

Цель: Развитие связной речи, формирование лексико-грамматических категорий.

Задачи:

Познавательное развитие:

  1. Продолжать знакомить с произведениями К.Чуковского.

Речевое развитие (коррекционно-развивающее):

  1. Способствовать расширению и активизации предикативного, номинативного словаря.
  2. Развивать связную, диалогическую, монологическую речь (умение произносить на- изусть, вместе с педагогом и самостоятельно, отрывки художественного произведения).
  3. Формировать умение подбирать прилагательное к существительному, правильно согласовывать в роде.
  4. Закреплять навык правильного согласования существительного с глаголом в настоящем времени.
  5. Формировать умение по образцу взрослого образовывать существительные множественного числа в Р.п.
  6. Закрепить умение определять местоположение предмета на плоскости, правильно употреблять предлоги ЗА, ПОД.
  7. Формировать навык вместе с педагогом составлять небольшой описательный рассказ о предмете с использованием мнемотаблицы.
  8. Развивать слуховое внимание, память.

Художественно-эстетическое развитие:

  1. Воспитывать интерес к художественной литературе, формировать желание читать книги.
  2. Развивать эмоциональную выразительность.

Социально-коммуникативное развитие:

  1. Воспитывать активность, желание участвовать в общей работе, выполнять правила поведения, осуществлять элементарные правила самоконтроля.

Физическое развитие:

  1. Способствовать развитию у детей ритмических двигательных навыков; точности движений при подражании позам персонажей.
  2. Развивать мелкую, общую моторику.
  3. Совершенствовать координацию движений, соотносить с речевым высказыванием.
  4. Развивать прослеживающую функцию глаз. 

Предварительная работа:

1. Знакомство с насекомыми, их внешним видом, повадками.

2. Просмотр презентации о жизни насекомых.

3. Чтение художественной литературы (К.Чуковский "Муха-Цокотуха", "Тараканище").

4. Прослушивание и заучивание стихов и загадок.

5. Отражение полученных знаний в продуктивной деятельности (лепка, аппликация, рисование).

Оборудование:

  1. Цветные изображения насекомых: (муха, бабочка, таракан, букашка, бабушка-пчела, паук, комарик, кузнечик, сороконожка); посуды (самовар, чашки, блюдца); мебели (стол, стул, кровать, диван); растений (дерево, куст); цветов (роза, ромашка, колокольчик).
  2. Картинка с изображением гнома - Сказочника.
  3. Мнемотаблица по теме «Посуда».
  4. «Книжка без картинок», Книга «Муха-Цокотуха».
  5. Тактильные дорожки для ног, обручи.
  6. Фоны для индивидуальной работы с учетом зрительных особенностей детей.
  7. Зрительный тренажер в программе Мимио.
  8. Прозрачный ящик с природным материалом, «для спящих насекомых», фигурки насекомых.
  9. Мольберт.
  10. Аудиозапись «жужжания» пчелы, музыки из мультфильма (пляска насекомых).

Ход деятельности:

1. Организационный момент.

Дети заходят в кабинет, приветствуют гостей, садятся на стульчики.

Логопед: Ребята, мы сейчас отправимся с Вами в «Волшебную сказку», а в какую, нам поможет узнать «Книга сказок». Эту книгу нам передал волшебник – Сказочник.

 (Логопед открывает книгу с чистыми страницами)

- Ой, что же это такое, здесь ничего не написано, пустые странички. Ничего не понимаю, куда же сказка исчезла? (Дети высказывают предположения, куда могла исчезнуть сказка). Тут записка. Читаю.

2. Введение в тему.

Волшебник-Сказочник: - Дети, чтобы сказка вернулась в Книгу, Вам нужно рассказать её друзьям и гостям, а поможет Вам загадка.

Просто по дороге шла

И копеечку нашла,

Самовар себе купила,

Чаем всех жуков поила.

Дети: Муха-Цокотуха.

Логопед: Правильно дети, это Муха-Цокотуха и из книги сказка пропала о ней.

Давайте вспомним, как сказка начинается!

Дети цитируют отрывок из сказки:

«Муха – муха Цокотуха
Позолоченное брюхо.
Муха по полю пошла,
Муха денежку нашла.
Пошла муха на базар
И купила самовар.»

Логопед: выставляет на мольберт картинку с изображением мухи, монетки, самовара.

- Какой красивый самовар купила Муха! Давайте придумаем о нем  рассказ по картинкам – схемам.

3.Работа с мнемотаблицей (составление описательного рассказа по наводящим вопросам).

Дети с помощью логопеда, по наводящим вопросам, составляют описательный рассказ о самоваре.

Дети: По цвету, он желтый (золотой). Похож на круг. У него есть крышка, донышко, носик, ручки. Он металлический.  В нем греют, кипятят воду для чая.

4.Игра: «Собери сервиз»

Логопед: Самовар есть! А из чего же гости чай будут пить?  (Из чашек). Забыла Муха купить посуду. Давайте ей дадим наш сервиз. Только у меня чашки и блюдца перепутались. Помогите мне найти одинаковую посуду.

А зачем Мухе самовар? (Она Именинница, пригласила всех в гости на День Рождения).

Логопед: «Ребята, а кого позвала к себе Муха Цокотуха? (ответы детей). Все правильно, в гости к Мухе Цокотухе приходили насекомых. Мы их можем увидеть сейчас на улице? (Нет. Они заснули).  Куда они спрятались? (Под камушки, кору деревьев, в землю)».

5.Игра «Угадай кого пригласила Муха»

Логопед: У нас в детском саду есть ящик, в котором можно увидеть спящих насекомых. Пойдемте, посмотрим, кого Муха пригласила в гости. (Дети по очереди достают насекомого, рассказывают  как это насекомое добралось на праздник. Цитируют сказку).

Дети:

- Тараканы прибегали,

Все стаканы выпивали!

- Приходили к Мухе сороконожки,

Приносили ей сапожки,

А сапожки не простые –

В них застежки золотые!

- Прилетала к Мухе – Бабушка Пчела,

Мухе Цокотухе – меду принесла!

6.Зрительная гимнастика.

Логопед: Я слышу чье-то жужжание? Мне кажется у нас гость. Откуда звук звучит? (Дети глазами находят местоположение звука.)

Логопед  проводит с детьми зрительную гимнастику. Упражнение «Поймай глазами пчелку».

Логопед: Гости к Мухе пришли, принесли ей что? (Подарки). Давайте тоже Мухе приготовим подарок, это будут цветы. А из цветов мы соберем букеты.

Логопед предлагает «собрать» детям цветы на «полянке», предварительно разделив детей на пары и четко обозначив цветок, который должны собирать дети в паре.

7.Игра «Собери букет из цветов»

- Вы скорей идите – все цветы соберите!

Ко мне возвращайтесь, за букеты принимайтесь.

После того как все цветы будут собраны, детям предлагается назвать какие цветы они подарят, согласовав название с числительным «много».

- Я подарю пчеле много роз!  (колокольчиков, ромашек)

Логопед: Кто помешал веселому празднику?  (Паук) Почему (Его Муха забыла пригласить). Что он сделал?  (Утащил Муху к себе в паутину).

- Муха кричит – надрывается!

А гости дрожат, испугались!

По углам, по щелям разбежались!

8.Игра «Прятки с насекомыми»

Логопед выставляет на мольберте изображения насекомых, «перекрытых» мебелью. Дети по части должны узнать насекомое, подобрав парную картинку.

Дети: - Я увидела муравья, он спрятался под шкаф!

Логопед: Кто же спас Муху Цокотуху? (Маленький комарик) Что предложил он Мухе (Женится) Согласилась ли Муха? (Да.) Стали насекомые веселиться!

9.Игра «Танцы с насекомыми» (речь с движением)

Логопед вместе  с детьми читает отрывок сказки, имитируя действия насекомых.

Музыканты прибежали,                      (бегут на месте)

В барабаны застучали.                        (имитируют игру на барабанах)

Бом! Бом! Бом!

Пляшет Муха с Комаром                    (кружатся на месте)

А за нею Клоп, Клоп                            (топают левою ногою)

Сапогами  топ, топ!                              (топают правою ногою)

А жуки рогатые,                                   (показывают рожки)

Мужики богатые                                  (руки в бока)

Шапочками машут,                              (машут рукой)

С бабочками пляшут.                           (кружатся вокруг себя)

Тара-ра, тара-ра                                    (выставляют ножки поочередно вперед)

Заплясала мошкара.

10.Итог:

Логопед: Вот и сказке конец, кто слушал молодец! Ребята, посмотрите, в книгу сказка вернулась! Вы молодцы, хорошо рассказали сказочку. Волшебник говорит вам спасибо и дарит книгу. Мы её возьмем к себе в группу, пусть у нас живет и никогда не теряется.

Дети прощаются с гостями и уходят в группу.

 


                               

                         

                         

                         

                         

           

                         

                         

 

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация работы воспитателя по развитию устной речи у детей дошкольного возраста с нарушением зрения в условиях специализированной группы дошкольного образовательного учреждения

Данная методическая рекомендация адресована воспитателям, работающим с детьми дошкольного возраста  с нарушением зрения и имеющим нарушения устной речи....

Методическая разработка "Дидактическая игра как средство развития связной речи у детей дошкольного возраста" учитель-логопед Борисовская Л.В.

Методическая разработка "Дидактическая игра как средство развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста"...

Статья "Формирование навыков связной речи у детей дошкольного возраста с нарушением зрения с помощью дидактических игр и упражнений"

В статье содержится иформация основанная на личном опыте логопедической  работы с дошкольниками имеющими патологию зрения....

Статья из опыта работы учителя-логопеда. «Развитие связной речи у детей с ОВЗ (тяжелым нарушением речи, подготовительный возраст)»

Умения и навыки связной речи не развиваются спонтанно, и без специального обучения ребёнок не достигнет того уровня развития связной речи, который необходим для полноценного обучения в школе....

Развитие связной речи у детей дошкольного возраста с ОНР III уровня речевого развития" Выступление с сообщением на Городском методическом объединении учителей-логопедов

От того, насколько точно, четко, лаконично в соответствии с конкретной речевой ситуацией ребенок умеет выражать свои мысли, зависит успех и эффективность процесса общения. Развитая связная речь р...