Главные вкладки

    Интегрированная непрерывная образовательная деятельность учителя-логопеда по развитию связной речи у детей среднего возраста с нарушением зрения.
    план-конспект занятия по коррекционной педагогике (средняя группа) на тему

    Бойко Лилия Анатольевна

    Конспект занятия по развитию связной речи у детей 4-5 лет с общим недоразвитие речи, имеющих нарушения зрения. Тема: "В гостях у Сказки" ("Муха-Цокотуха")

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл k-t_muha_tsokotuha.docx26 КБ

    Предварительный просмотр:

    Предмет: Интегрированная непрерывная  образовательная деятельность учителя-логопеда по развитию связной речи у детей среднего возраста с нарушением зрения.

    Тема: «В гостях у Сказки» (по мотивам сказки К.Чуковского «Муха-Цокотуха)

    Продолжительность: 1 занятие — 20-25 минут.

    Группа: группа компенсирующей направленности для детей с нарушением зрения, статус «Амблиопия, косоглазие», имеющих общее недоразвитие речи, 3 уровень речевого развития.

    Контингент: дети 4-5 лет

    Технологии: игровые технологии, здоровьесберегающие технологии (зрительная гимнастика, физ. минутка); элементы логоритмики, компьютерные технологии.

    Практическая реализация: конспект составлен для детей средней группы, соответственно календарно-тематическому планированию занятий по развитию связной речи, формированию лексико-грамматических категорий.

    Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

    детский сад № 2 комбинированного вида Петродворцового района Санкт-Петербурга

     Интегрированная непрерывная образовательная деятельность

    учителя-логопеда

    по развитию связной речи,

    формированию лексико-грамматических категорий

    (у детей 4-5 лет с общим недоразвитие речи и нарушением зрения)

    Составила: учитель-логопед Л. А. Бойко

    Санкт-Петербург

    2016-2017 уч.год

    Тема: «В гостях у Сказки» (по мотивам сказки К.Чуковского «Муха-Цокотуха)

    Участники: дети средней группы компенсирующей направленности с нарушением зрения; учитель-логопед.

    Интеграция образовательных областей:

    • «Познавательное развитие»
    • «Речевое развитие»
    • «Социально-коммуникативное развитие»
    • «Художественно-эстетическое развитие»
    • «Физическое развитие»

    Цель: Развитие связной речи, формирование лексико-грамматических категорий.

    Задачи:

    Познавательное развитие:

    1. Продолжать знакомить с произведениями К.Чуковского.

    Речевое развитие (коррекционно-развивающее):

    1. Способствовать расширению и активизации предикативного, номинативного словаря.
    2. Развивать связную, диалогическую, монологическую речь (умение произносить на- изусть, вместе с педагогом и самостоятельно, отрывки художественного произведения).
    3. Формировать умение подбирать прилагательное к существительному, правильно согласовывать в роде.
    4. Закреплять навык правильного согласования существительного с глаголом в настоящем времени.
    5. Формировать умение по образцу взрослого образовывать существительные множественного числа в Р.п.
    6. Закрепить умение определять местоположение предмета на плоскости, правильно употреблять предлоги ЗА, ПОД.
    7. Формировать навык вместе с педагогом составлять небольшой описательный рассказ о предмете с использованием мнемотаблицы.
    8. Развивать слуховое внимание, память.

    Художественно-эстетическое развитие:

    1. Воспитывать интерес к художественной литературе, формировать желание читать книги.
    2. Развивать эмоциональную выразительность.

    Социально-коммуникативное развитие:

    1. Воспитывать активность, желание участвовать в общей работе, выполнять правила поведения, осуществлять элементарные правила самоконтроля.

    Физическое развитие:

    1. Способствовать развитию у детей ритмических двигательных навыков; точности движений при подражании позам персонажей.
    2. Развивать мелкую, общую моторику.
    3. Совершенствовать координацию движений, соотносить с речевым высказыванием.
    4. Развивать прослеживающую функцию глаз. 

    Предварительная работа:

    1. Знакомство с насекомыми, их внешним видом, повадками.

    2. Просмотр презентации о жизни насекомых.

    3. Чтение художественной литературы (К.Чуковский "Муха-Цокотуха", "Тараканище").

    4. Прослушивание и заучивание стихов и загадок.

    5. Отражение полученных знаний в продуктивной деятельности (лепка, аппликация, рисование).

    Оборудование:

    1. Цветные изображения насекомых: (муха, бабочка, таракан, букашка, бабушка-пчела, паук, комарик, кузнечик, сороконожка); посуды (самовар, чашки, блюдца); мебели (стол, стул, кровать, диван); растений (дерево, куст); цветов (роза, ромашка, колокольчик).
    2. Картинка с изображением гнома - Сказочника.
    3. Мнемотаблица по теме «Посуда».
    4. «Книжка без картинок», Книга «Муха-Цокотуха».
    5. Тактильные дорожки для ног, обручи.
    6. Фоны для индивидуальной работы с учетом зрительных особенностей детей.
    7. Зрительный тренажер в программе Мимио.
    8. Прозрачный ящик с природным материалом, «для спящих насекомых», фигурки насекомых.
    9. Мольберт.
    10. Аудиозапись «жужжания» пчелы, музыки из мультфильма (пляска насекомых).

    Ход деятельности:

    1. Организационный момент.

    Дети заходят в кабинет, приветствуют гостей, садятся на стульчики.

    Логопед: Ребята, мы сейчас отправимся с Вами в «Волшебную сказку», а в какую, нам поможет узнать «Книга сказок». Эту книгу нам передал волшебник – Сказочник.

     (Логопед открывает книгу с чистыми страницами)

    - Ой, что же это такое, здесь ничего не написано, пустые странички. Ничего не понимаю, куда же сказка исчезла? (Дети высказывают предположения, куда могла исчезнуть сказка). Тут записка. Читаю.

    2. Введение в тему.

    Волшебник-Сказочник: - Дети, чтобы сказка вернулась в Книгу, Вам нужно рассказать её друзьям и гостям, а поможет Вам загадка.

    Просто по дороге шла

    И копеечку нашла,

    Самовар себе купила,

    Чаем всех жуков поила.

    Дети: Муха-Цокотуха.

    Логопед: Правильно дети, это Муха-Цокотуха и из книги сказка пропала о ней.

    Давайте вспомним, как сказка начинается!

    Дети цитируют отрывок из сказки:

    «Муха – муха Цокотуха
    Позолоченное брюхо.
    Муха по полю пошла,
    Муха денежку нашла.
    Пошла муха на базар
    И купила самовар.»

    Логопед: выставляет на мольберт картинку с изображением мухи, монетки, самовара.

    - Какой красивый самовар купила Муха! Давайте придумаем о нем  рассказ по картинкам – схемам.

    3.Работа с мнемотаблицей (составление описательного рассказа по наводящим вопросам).

    Дети с помощью логопеда, по наводящим вопросам, составляют описательный рассказ о самоваре.

    Дети: По цвету, он желтый (золотой). Похож на круг. У него есть крышка, донышко, носик, ручки. Он металлический.  В нем греют, кипятят воду для чая.

    4.Игра: «Собери сервиз»

    Логопед: Самовар есть! А из чего же гости чай будут пить?  (Из чашек). Забыла Муха купить посуду. Давайте ей дадим наш сервиз. Только у меня чашки и блюдца перепутались. Помогите мне найти одинаковую посуду.

    А зачем Мухе самовар? (Она Именинница, пригласила всех в гости на День Рождения).

    Логопед: «Ребята, а кого позвала к себе Муха Цокотуха? (ответы детей). Все правильно, в гости к Мухе Цокотухе приходили насекомых. Мы их можем увидеть сейчас на улице? (Нет. Они заснули).  Куда они спрятались? (Под камушки, кору деревьев, в землю)».

    5.Игра «Угадай кого пригласила Муха»

    Логопед: У нас в детском саду есть ящик, в котором можно увидеть спящих насекомых. Пойдемте, посмотрим, кого Муха пригласила в гости. (Дети по очереди достают насекомого, рассказывают  как это насекомое добралось на праздник. Цитируют сказку).

    Дети:

    - Тараканы прибегали,

    Все стаканы выпивали!

    - Приходили к Мухе сороконожки,

    Приносили ей сапожки,

    А сапожки не простые –

    В них застежки золотые!

    - Прилетала к Мухе – Бабушка Пчела,

    Мухе Цокотухе – меду принесла!

    6.Зрительная гимнастика.

    Логопед: Я слышу чье-то жужжание? Мне кажется у нас гость. Откуда звук звучит? (Дети глазами находят местоположение звука.)

    Логопед  проводит с детьми зрительную гимнастику. Упражнение «Поймай глазами пчелку».

    Логопед: Гости к Мухе пришли, принесли ей что? (Подарки). Давайте тоже Мухе приготовим подарок, это будут цветы. А из цветов мы соберем букеты.

    Логопед предлагает «собрать» детям цветы на «полянке», предварительно разделив детей на пары и четко обозначив цветок, который должны собирать дети в паре.

    7.Игра «Собери букет из цветов»

    - Вы скорей идите – все цветы соберите!

    Ко мне возвращайтесь, за букеты принимайтесь.

    После того как все цветы будут собраны, детям предлагается назвать какие цветы они подарят, согласовав название с числительным «много».

    - Я подарю пчеле много роз!  (колокольчиков, ромашек)

    Логопед: Кто помешал веселому празднику?  (Паук) Почему (Его Муха забыла пригласить). Что он сделал?  (Утащил Муху к себе в паутину).

    - Муха кричит – надрывается!

    А гости дрожат, испугались!

    По углам, по щелям разбежались!

    8.Игра «Прятки с насекомыми»

    Логопед выставляет на мольберте изображения насекомых, «перекрытых» мебелью. Дети по части должны узнать насекомое, подобрав парную картинку.

    Дети: - Я увидела муравья, он спрятался под шкаф!

    Логопед: Кто же спас Муху Цокотуху? (Маленький комарик) Что предложил он Мухе (Женится) Согласилась ли Муха? (Да.) Стали насекомые веселиться!

    9.Игра «Танцы с насекомыми» (речь с движением)

    Логопед вместе  с детьми читает отрывок сказки, имитируя действия насекомых.

    Музыканты прибежали,                      (бегут на месте)

    В барабаны застучали.                        (имитируют игру на барабанах)

    Бом! Бом! Бом!

    Пляшет Муха с Комаром                    (кружатся на месте)

    А за нею Клоп, Клоп                            (топают левою ногою)

    Сапогами  топ, топ!                              (топают правою ногою)

    А жуки рогатые,                                   (показывают рожки)

    Мужики богатые                                  (руки в бока)

    Шапочками машут,                              (машут рукой)

    С бабочками пляшут.                           (кружатся вокруг себя)

    Тара-ра, тара-ра                                    (выставляют ножки поочередно вперед)

    Заплясала мошкара.

    10.Итог:

    Логопед: Вот и сказке конец, кто слушал молодец! Ребята, посмотрите, в книгу сказка вернулась! Вы молодцы, хорошо рассказали сказочку. Волшебник говорит вам спасибо и дарит книгу. Мы её возьмем к себе в группу, пусть у нас живет и никогда не теряется.

    Дети прощаются с гостями и уходят в группу.

     


                                   

                             

                             

                             

                             

               

                             

                             

     

            


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Организация работы воспитателя по развитию устной речи у детей дошкольного возраста с нарушением зрения в условиях специализированной группы дошкольного образовательного учреждения

    Данная методическая рекомендация адресована воспитателям, работающим с детьми дошкольного возраста  с нарушением зрения и имеющим нарушения устной речи....

    Развитие связной речи у детей среднего дошкольного возраста с тяжелым нарушением речи при помощи авторских ИКТ технологий

    Развитие связной речи у детей среднего дошкольного возраста с ТНР при помощи ИКТ технологий....

    Конспект интегрированной образовательной деятельности учителя-логопеда, учителя-дефектолога и педагога-психолога для детей с ОВЗ в старшей группе по теме: «Перелетные птицы»

    В процессе занятия дети закрепили представление о перелетных птицах, отгадывали загадки, выполняли занимательные упражнения. Вместе со сказочными героями "Лисой" и "Журавлем" отпра...

    Методическая разработка "Дидактическая игра как средство развития связной речи у детей дошкольного возраста" учитель-логопед Борисовская Л.В.

    Методическая разработка "Дидактическая игра как средство развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста"...

    Развитие связной речи у детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи с использованием мнемотехники.

    В статье имеется описание использования мнемотехники, а именно пособия О.А. Романович "Запоминалочки"....

    Статья "Формирование навыков связной речи у детей дошкольного возраста с нарушением зрения с помощью дидактических игр и упражнений"

    В статье содержится иформация основанная на личном опыте логопедической  работы с дошкольниками имеющими патологию зрения....