Работа воспитателя по развитию восприятия пространства у детей дошкольного возраста с нарушением зрения
статья

Из опыта работы воспитателя по развитию восприятия пространства у детей дошкольного возраста с нарушением зрения

Скачать:


Предварительный просмотр:

Работа воспитателя по развитию восприятия пространства у детей дошкольного возраста с нарушением зрения

Несформированность пространственной ориентировки является одной из причин, определяющих низкий уровень социальной адаптации ребенка с нарушением зрения, снижение его мобильности и контакта с окружающим миром.

Пространственная ориентировка осуществляется на основе непосредственного восприятия пространства и словесного обозначения пространственных категорий (местоположения, удаленности, пространственных отношений между предметами). В понятие пространственной ориентации входит оценка расстояний, размеров, формы, взаимного положения предметов и их положения относительно ориентирующегося.

Практика показывает, что детям с нарушением зрения сложно самостоятельно и достаточно быстро освоить ориентирование в пространстве ввиду того, что дефекты зрения не позволяют им быть достаточно подвижными и ловкими. У них значительно хуже, чем у нормально видящих детей, развиты пространственные представления, они плохо запоминают их словесные обозначения. Снижение остроты зрения и глазодвигательных функций вызывают ошибки в определении расстояния между предметами, их точное расположение в пространстве относительно себя или предмета. Также трудность для детей с патологией зрения вызывает определение правой и левой стороны тела или пространства относительно себя или другого человека.

Результаты мониторинга показывают, что:

- У большинства старших дошкольников с нарушениями зрения имеются, проявляющиеся в разной степени, стойкие нарушения в понимании и словесном обозначении пространственных задач.

- Обнаружено несовершенство самых простейших пространственных представлений (сложности восприятия пространства в пределах их собственного тела и взаимодействия с внешним пространством «от тела»).

- Дети с нарушениями зрения не понимают конструкций, обозначающих пространственное расположение предметов, еще сложнее им эти отношения отразить в собственной речи. У них затруднено восприятие верхне-нижнего, право-левого расположения объекта и его деталей в пространстве.

- Ориентировка в направлениях пространства осуществляется на уровне практических действий, развернуто. Автоматизации этого умения, его свернутости, свойственных нормально развивающимся детям аналогичного возраста, у дошкольников с нарушениями зрения не отмечается.

- Особенно трудна для них ориентировка в условиях мыслительной перешифровки на 180°. Затруднения при формировании представлений о пространственных отношениях предметов объясняются недоразвитием процессов пространственного анализа и синтеза, неумением устанавливать причинно-следственные отношения и отражать их в речи. Нарушения в понимании категорий пространства у детей с нарушениями зрения так же вероятно вызвано нарушениями в формировании сложной функциональной системы, отражающей пространство.

Все это не создает прочного фундамента для полноценного формирования вышележащего уровня пространственных представлений, а именно, вербального обозначения пространства и способности свободного оперирования данными категориями в устной речи.

Свою работу по развитию восприятия пространства у детей с нарушением зрения организую по блокам:

1 блок. Ориентировка в «схеме собственного тела»

2 блок. Ориентировка в «схеме тела» человека

3 блок. Понимание предлогов по картинке.

4 блок. Употребление предлогов по картинке.

5 блок. Ориентировка на листе бумаги.

6 блок. Ориентировка на листе бумаги, перевернутом на 180°

Переход от одного блока к другому происходит по мере усвоения предыдущего.

В своей работе использую специальные дидактические игры, например: «Нарисуй по транспортиру», «Нарисуй по трафарету…», «Рассматривание объемных картин», «Наложи цветное изображение на контурное» и др., а также известные игры такие как: «Геометрическая мозаика», «Оденем куклу», «Разрезные картинки», «Лото» и др. Все дидактические игры и упражнения провожу с использованием специального дидактического материала: трафареты, транспортир, калька, объемные картинки, изображения предметов с оконтуриванием, силуэтные и контурные изображения. Дидактический материал подбираю таким образом, чтобы изображения на картинках отражали реальный предмет, а не сказочный. Детям с остротой зрения до 0,4 картинки предлагаю размером 4 см и больше, а детям с остротой зрения 0,4 и выше – размером 2 см и меньше, что соответствует зрительной нагрузке, рекомендованной врачом-офтальмологом. Силуэтные изображения детям предлагаю на контрастном фоне. Цветные изображения предметов подбираю с яркими, контрастными цветами для лучшего зрительного восприятия. Часто при проведении дидактических упражнений использую фломастер, т. к. он оставляет более четкий след, чем карандаш, что также благоприятно для зрительного восприятия.

Подбор дидактических игр и упражнений осуществляю таким образом, чтобы были охвачены все 6 блоков коррекционной работы. Содержание игр и упражнений включают в себя одну лексическую тему, где прослеживается система поэтапной коррекционной работы по зрительному восприятию. Практика показала, что такое поэтапное ознакомление с предметами окружающей действительности позволяет сформировать у детей с нарушением зрения правильный и целостный образ предмета. В свою очередь, это дает возможность детям с нарушениями зрения ориентироваться в окружающем пространстве.

При проведении дидактических игр и упражнений использую как общедидактические методы и приемы: объяснение, показ, практическое выполнение, образец, игровые приемы и др., так и специальные: прием сопряженных действий, обводка по трафарету, обводка через кальку, прием наложения цветного изображения на силуэтное и контурное, соединение целого изображения из геометрических фигур и др. Такие специальные методы и приемы содержат в себе не только общеобразовательные обучающие задачи, но и лечебно-восстановительные, которые стимулируют зрительные функции глаза. С детьми, у которых острота зрения до 0,4, обучение опирается больше на использование компенсаторных анализаторов, а с детьми, у которых острота зрения 0,4 и выше – обучение опирается на зрительный анализатор с подключением компенсаторных.

В конце каждой лексической темы провожу теневой театр по той же самой теме. Это дает возможность перейти от специального обучения в играх к самостоятельному познанию изображений предметов, закреплению навыков зрительного восприятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие зрительного восприятия у детей дошкольного возраста с нарушением зрения»

Выбранная тема публикации не нова, однако автор построил работу по развитию восприятия у детей дошкольного возраста по своей программе с учетом теоретических основ развития восприятия у детей и предло...

Организация работы воспитателя по развитию устной речи у детей дошкольного возраста с нарушением зрения в условиях специализированной группы дошкольного образовательного учреждения

Данная методическая рекомендация адресована воспитателям, работающим с детьми дошкольного возраста  с нарушением зрения и имеющим нарушения устной речи....

СИСТЕМА РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ

Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей раннего возраста обусловлена возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей: в раннем и младшем дошкольном возрасте инт...

Проблемы развития ориентировки в пространстве у детей дошкольного возраста с нарушением зрения (дети с амблиопией и косоглазием)

Аннотация: статья посвящена проблеме развития пространственной ориентировки у детей с нарушением зрения. Положительный эффект достигается посредством игр, направленных на закрепление навыков, полученн...

Развитие пространственной ориентировки у детей дошкольного возраста с нарушением зрения

Статья предназначена для всех педагогов, работающих с детьми, имеющими нарушение зрения. Статья содержит теоретический и практический материал по коррекционно - развивающей работе с детьми разного воз...

Дидактические игры как средство развития зрительного восприятия у детей дошкольного возраста с нарушением зрения.

Дидактические игры как средство развития зрительного восприятия у детей дошкольного возраста с нарушением зрения....