Развитие пространственной ориентировки у детей дошкольного возраста с нарушением зрения
статья

Статья предназначена для всех педагогов, работающих с детьми, имеющими нарушение зрения. Статья содержит теоретический и практический материал по коррекционно - развивающей работе с детьми разного возраста от 3 до 7 лет.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие пространственной ориентировки у детей с нарушением зрения

учитель-дефектолог Ефремова О.В.

          Умение ориентироваться - важнейший навык для каждого человека,

осваивается он медленно и с большими трудностями.

Дети с нормальным зрением овладевают навыками пространственной ориентировки автоматически благодаря зрительному восприятию. Иначе обстоит дело у детей с нарушениями зрения. Поэтому для коррекции и компенсации трудностей в её формировании необходимо специально организованное, целенаправленное  обучение.

Такое обучение необходимо не только для того, чтобы ребёнок смог скорректировать зрительную патологию (заниматься на аппаратах).

Умение ориентироваться в окружающем пространстве, знание своих физических возможностей, создаёт в ребёнке уверенность в своих силах, способствует развитию адекватного восприятия себя и окружающих. То есть имеет место взаимосвязь пространственной ориентировки и становление самооценки личности ребёнка. Анализируя полученные результаты, пришла к выводу о наличии своеобразия ориентировки в пространстве детей с разным уровнем самооценки. Дети с неадекватной самооценкой чаще не справлялись с заданиями, связанными с перемещением в пространстве, либо справлялись не с первого раза и нуждались в помощи взрослого, при этом испытывали волнение, иногда даже отказывались от деятельности. Дошкольники с адекватной самооценкой  выполняли поручения спокойно без напряжения. Ни одно задание у них не вызвало затруднений, каких-либо переживаний и эмоционального дискомфорта.

Следовательно, необходимо обращать  особое внимание на данный раздел программы.

Содержание обучения включает в себя следующие этапы.

Первый этап: формирование у детей чётких представлений о собственном теле и его симметричности.

Второй этап: создание у детей представлений о себе как о пространственном теле, которое  является точкой отсчёта при ориентировке в  пространстве.

Третий этап: обучение детей созданию, моделированию предметно- пространственных построений.

Четвёртый этап: обучение ориентировке с применением схем.

На всех этапах педагог учит детей словесным обозначениям пространственных категорий.

Материал для коррекционного занятия подбирается и распределяется по принципу доступности (зрительной и познавательной), занимательности и постепенного усложнения.

Рассмотрим подробно содержание каждого этапа обучения.

На первом этапе следует учить детей узнавать и правильно называть части тела, обозначать их пространственное расположение словесно. На данном этапе дети должны усвоить функциональную разницу действий обеих рук (правая - ведущая, левая - помощница).

Обучение осуществляется в процессе зрительно-осязательного обследования ребёнком своего тела, рассматривания ребёнком себя в зеркале, нахождения и называния своих частей тела, соотнесения частей своего тела с телом другого ребёнка, стоящего рядом, зрительно-осязательного обследования куклы, выделения и называния частей её тела, соотнесения парно-противоположных частей своего тела с телом куклы.

На втором этапе педагог учит детей воспринимать и анализировать информацию об окружающем пространстве и предметах в нём, используя слух, нарушенное зрение, тактильно-двигательную, температурную и обонятельную чувствительность.

 На занятиях нужно учить использовать зрительные ориентиры, анализировать формы натуральных предметов, игрушек, соотносить их с изображениями, воспроизводить по образцу. Чтобы научить детей словесно обозначать пространственные признаки предмета, нужно задавать детям направляющие вопросы, фиксирующие их внимание на пространственные признаки. В данном случае используются такие упражнения: «Катится мяч», «Где, чей домик», «Что изменилось?», «Какой игрушки не стало?», «Найди игрушку» (по словесному описанию) и другие.

Необходимо упражнять детей в зрительной оценке удалённости. Для этого проводятся игры: «Где стоит игрушка?», «Кто стоит близко, кто далеко?», «Чей мяч покатился дальше?», «Какая машина проехала дальше?», «Кто дальше бросит снежок?» и другие.

Для развития слухового восприятия пространства, детей учат различать предметы по звуку, узнавать их на слух, узнавать месторасположение на слух. Нужно учить соотносить звуки с различными кабинетами детского сада (кухня, медицинский кабинет, спортивный зал, музыкальный зал и так далее).

Третий этап включает в себя моделирование детьми пространственных отношений между игрушками, предметами и их заменителями.

Обучение начинается с расстановки кукольной мебели. Проводится игра «Новая квартира куклы». Усложнение данной игры «Расставь как у меня», например, «Кукла Даша хочет, чтобы мебель в её квартире стояла также как у её подруги Наташи». Затем нужно организовать обследование кабинета тифлопедагога. Перед занятием по обследованию помещения с детьми уточняются представления о назначении мебели и её характерных признаках. Изучение кабинета начинать необходимо с определённой отправной точки отсчёта, например, от дверей слева направо. Занятие должно проходить индивидуально с каждым ребёнком до полного усвоения материала.

На данном этапе нужно включать в работу занятия с тренажёром «Стрелоплан» (М.А.Мишин, З.Н.Тюбекина, 2000). Он даст одинаково полезный результат детям как с заниженной, так и с завышенной самооценкой. Тренажёр способствует закреплению и расширению пространственных представлений детей, активизирует их поведение и не требует напряжения зрительного анализатора, так как заставляет ребёнка быстро менять направление взора. Занятия с «Стрелопланом» проводятся индивидуально и предполагают поэтапное усвоение практических навыков, а также усложнение в каждом из этапов, что позволяет более эффективно проводить коррекционную работу.

Помимо этого в работе необходимо использовать больше заданий, связанных с движением, перемещением, чтобы дети учились «чувствовать своё тело» в разных положениях. Человек, способный достаточно быстро определить своё местоположение и ориентироваться в ближайшем пространстве, чувствует себя комфортно и способен адекватно оценивать сложившуюся ситуацию и себя в ней. Поэтому рекомендуются следующие упражнения (М.А.Мишин, 2000):

- упражнение с прогибанием из положения сидя.

Главное, чтобы ребёнок приобрёл навык этого двигательного акта и увидел то, что находится позади него из необычного положения, а также сумел сориентироваться при этом и правильно ответить на вопросы.

- упражнение «Нарисуй всё, что видишь на правой и левой стене».

- упражнение с прогибанием из положения лёжа на животе.

Оно помогает тренировать зрительную память, что весьма важно для детей с завышенной самооценкой, которые в процессе ориентировки практически не замечают окружающие предметы и стараются запомнить только направление движения, чего, конечно же, зачастую не достаточно. В то же время упражнение развивает способность воспринимать и оценивать расположение окружающих объектов из различных положений тела, что не маловажно для детей с заниженной самооценкой, которые с трудом овладевают навыком ориентировки даже в знакомом помещении, не говоря уже о новом, меняющемся.

Для детей с заниженной самооценкой рекомендуется регулярное выполнение комплекса психогимнастических упражнений. При этом у ребёнка складывается ощущение цельности, ясности и надёжности собственного тела, как необходимой константы физического и эмоционального благополучия.

На четвёртом этапе производится обучение детей ориентировке с помощью схем. Сначала необходимо научить ориентироваться по карте- плану: педагог с детьми рассматривает, что нарисовано на предложенных планах и как расположено, затем организуется рассматривание игрушек, игры с ними, после чего обследованные игрушки размещаются на поверхности стола или на полках, в соответствии с картинкой-планом. Также на данном этапе  детей знакомят с условными изображениями окружающих предметов. Упражнения: ребёнок получает карточку, где схематично обозначен предмет и находит его в реальной обстановке; по карте с условными обозначениями, ребёнок называет предмет, затем карточка убирается, и ребёнок по памяти находит предмет в реальном пространстве. Затем необходимо сформировать у детей умение соотносить расположение реальных предметов со схемой. Упражнения: «Найди дерево на участке по схеме», «Спрячь игрушку так, как указано на схеме». И, наконец, обучить детей самостоятельному составлению схем окружающего пространства. Игровая ситуация, создаваемая во время проведения занятий, их варьирование, использование разнообразных игровых и дидактических материалов поможет педагогу вызвать у ребёнка интерес к выполнению предлагаемых заданий и сохранить этот интерес в процессе всего обучения. В свою очередь это будет способствовать быстрому усвоению ребёнком навыков ориентировки в пространстве, положительно скажется на качестве и быстроте выполнения игровых заданий.

D:\Оксана\Фото\фото с кабинета\P1020873.JPG


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие зрительного восприятия у детей дошкольного возраста с нарушением зрения»

Выбранная тема публикации не нова, однако автор построил работу по развитию восприятия у детей дошкольного возраста по своей программе с учетом теоретических основ развития восприятия у детей и предло...

Организация работы воспитателя по развитию устной речи у детей дошкольного возраста с нарушением зрения в условиях специализированной группы дошкольного образовательного учреждения

Данная методическая рекомендация адресована воспитателям, работающим с детьми дошкольного возраста  с нарушением зрения и имеющим нарушения устной речи....

СИСТЕМА РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ

Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей раннего возраста обусловлена возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей: в раннем и младшем дошкольном возрасте инт...

«Развитие пространственной ориентировки у детей дошкольного возраста» семинар-практикум для родителей

ФГОС ДО  требует сделать процесс овладения элементарными математическими представлениями привлекательным, ненавязчивым, радостным. Задача взрослого- поддерживать интерес ребенка....

Роль коррекционно-развивающих музыкальных игр в формировании навыков пространственной ориентировки у детей дошкольного возраста с нарушением зрения

Ориентировка в пространстве – одна из актуальных и трудных проблем, входящих в сферу социальной адаптации детей с нарушением зрения. Это объясняется тем, что успешность интеграции человека со зр...

Семинар-практикум для родителей детей старшего дошкольного возраста «Развитие пространственной ориентировки у детей дошкольного возраста»

Данный материал поможет воспитателю организовать работу родителей по развитию пространственной ориентировки у детей дошкольного возраста....