Рабочая программа коррекционного курса "Формирование математических представлений" для детей с ЗПР 6-7 ЛЕТ
рабочая программа по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Рабочая программа коррекционного курса содержит в себе пояснительную записку, цели, задачи курса, целевые ориентиры, календарно-тематическое планирование. Предназначена для работы в дошкольных группах комбинированной/компенсирующей направленности для детей с ЗПР.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_femp_6-7.doc250 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ЭЛИТОВСКИЙ ДЕТСКИЙ САД

663011, КРАСНОЯРСКИЙ КРАЙ ЕМЕЛЬЯНОВСКИЙ РАЙОН П. ЭЛИТА УЛ. ЗАВОДСКАЯ, 13 «А»

89504034873, 89509824142, e-mail elitadou@mail.ru

Рассмотрено на заседании педагогического

совета МБДОУ Элитовский детский сад  

протокол № ____ от   __  ________  2023 г.                                                                                                  

                                           

              УТВЕРЖДАЮ:

Заведующий Элитовский детский сад  

  __________ Лунив О.М.

приказ №_____  от ____ ________2023г

                                                 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

«ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ»

для детей 6-7-ми лет с задержкой психического развития

разновозрастной группы компенсирующей направленности

составитель Гусева Таисия Николаевна, учитель – дефектолог

Элита, 2023

  1. Пояснительная записка.
  1. Актуальность данной рабочей программы определяется наличием в 2023-2024 учебных годах в МБДОУ Элитовский детский сад разновозрастной группы компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития.  Контингент группы составляют воспитанники от 3 до 7 лет с существенной разницей в уровне психического развития, индивидуальных особенностях познавательной деятельности, уровне развития речи, эмоционально-волевой сферы. Анализ диагностических данных показал, что у детей данной группы 7-го года жизни наблюдается вариант дизонтогенеза по типу ретардации (задержанное развитие), что выражается в незавершенности отдельных периодов развития, незрелости сложных форм поведения, недостатках мотивации и целенаправленной деятельности на фоне повышенной истощаемости, сниженной работоспособности.

Согласно ФГОС дошкольного образования, при организации обучения детей с особыми образовательными потребностями необходимо учитывать их индивидуальные особенности для обеспечения возможности получения ими качественного дошкольного образования. Существующие программы коррекционно-развивающего обучения для детей с задержкой психического развития применительно к данным воспитанникам подходят не в полной мере. Таким образом, возникла необходимость модификации содержания существующих программ коррекционно-развивающего обучения и написания данной Программы.

  1. Научные, методологические, теоретические и нормативно-правовые основания программы.

Исходными теоретическими положениями представленной программы являются общепризнанные закономерности развития ребенка в норме и при патологии, сформулированные Л.С. Выготским, а также результаты исследований А. В. Запорожца, которые показали, что развитие ребенка происходит по диалектическим законам и каждый возрастной период значим для формирования его личности. В каждом таком периоде формируются не только те качества и свойства психики, что определяют общий характер поведения ребенка, его отношение к окружающему миру, но и другие, которые представляют собой «заделы» на будущее и выражаются в психологических новообразованиях, появляющихся к концу данного возрастного периода.

В дошкольном детстве общение, предметная, игровая, изобразительная, конструктивная и трудовая деятельность лежат в основе возникновения всех психологических новообразований и становления личности ребенка в целом. Однако у дошкольников с задержкой психического развития низкий уровень развития восприятия, внимания, памяти, мышления приводит к тому, что дети не способны самостоятельно ориентироваться в условиях задачи, нуждаются в гораздо более детальном ее разъяснении. С другой стороны, замедленный и несвоевременный переход от одного вида деятельности к другому отрицательно сказывается на формировании высших психических функций (памяти, мышления, воображения, речи) и личности в целом.

Именно поэтому, как пишут Екжанова Е.А., Стребелева Е.А., на начальном этапе весь обучающий процесс с данной категорией детей должен быть организован взрослым: он ставит цель, анализирует условия и средства достижения этой цели, организует сами действия и осуществляет контроль и оценку их выполнения. Следовательно, элементы учебной деятельности формируются у детей с задержкой психического развития раньше, чем другие виды детской деятельности. И далее, на основе уже имеющегося развития элементов учебной деятельности организуется работа по становлению ведущей (игровой) и типичных видов детской деятельности (изобразительной, конструктивной, трудовой).

Программа составлена в соответствии с основными нормативными документами по дошкольному воспитанию:

  •  Закон РФ "Об образовании в Российской Федерации" Федеральный закон от 29.12.2012г. №273 - ФЗ (ред. от 25.11.2013г.)
  • Письмо Министерства образования и науки России от 07.06.2013 г. № ИР-535/07 «О коррекционном и инклюзивном образовании детей»;
  • ФГОС дошкольного образования, Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.11.2013г. №1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"
  •  СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций, (Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской от 15 мая 2013 года № 26 «Об утверждении САНПИН» 2.4.3049-13
  • АОП ДОУ для детей с задержкой психического развития
  • И.А. Морозова, М.А.Пушкарева «Развитие математических представлений, 6-8 лет» - М.: Мозаика-Синтез, 2023г.
  1. Практическая направленность программы.

Рабочая Программа «Формирование элементарных математических представлений» для детей 6-7 лет с задержкой психического развития является коррекционно-развивающей и направлена на формирование и развитие интеллектуальных способностей детей, необходимых для дальнейшего развития мышления.

При отборе содержания и его организации использовались следующие принципы:

  • индивидуализация обучения (учет индивидуальных особенностей и возможностей каждого из детей; показатели индивидуального развития наблюдаются в динамике и оцениваются у одного ребенка на разных возрастных этапах и на разных этапах обучения)
  • концентрический принцип (задания постепенно усложняются по нарастающей сложности, интенсивности и разнообразию, а многократное повторение и закрепление выполняемых заданий с использованием разнообразного материала позволяет детям достичь возможного и достаточного для них уровня)
  • принцип здоровьесберегающей, оздоровительной направленности (учет закономерностей созревания детского организма, знание его физиологических особенностей, понимание особенностей индивидуального физического и психического развития)
  • принцип ориентации на "зону ближайшего развития" (содержание определяется теми задачами, которые ребёнок ещё не может решить самостоятельно, но способен решить в совместной со взрослым деятельности)
  • принцип комплексности (обучение задействует все стороны развития: эмоциональную, сенсомоторную, когнитивную)

Основной целью программы является формирование представлений об образе предметов и их множеств, их качественных и количественных признаках, свойствах, отношениях.  

Задачи Программы:

  • развитие анализирующего восприятия при овладении сенсорными эталонами;
  • формирование системы умственных действий, повышающих эффективность образовательной деятельности;
  • формирование мотивационно-потребностного, когнитивно-интеллектуального, деятельностного компонентов познания;
  • формирование первичных математических представлений: о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, причинах и следствиях);
  • развитие математических способностей и мыслительных операций у ребенка;
  • развитие познавательной активности, любознательности;
  • формирование предпосылок учебной деятельности.

1.6. Рабочая программа разработана для воспитанников 6-7 лет компенсирующей группы для детей с задержкой психического развития. У данной категории детей выявлен неравномерный уровень сформированности элементарных математических представлений: дети знают названия основных плоскостных геометрических фигур, могут допускать ошибки при различении овала и круга, умеют считать до 10 в прямом и обратном порядке, но при этом не могут начать и закончить счёт по заданным числам, не умеют определять пропущенную цифру в ряду, не умеют решать элементарные арифметические задачи, практически не сформированы или разобщены знания о времени суток, величине предметов (кроме «большой/маленький»).  Пространственные представления сформированы фрагментарно на уровне собственного тела и лица, ближайшего пространства: не знают названия частей тела (шея, локоть, колено, кисть, подбородок, ступня), ошибаются при ориентировке в пространстве слева-справа. Не умеют ориентироваться на листе бумаги.

Понимание и употребление предлогов не соответствует возрастной норме: простые предлоги в активной речи употребляются не всегда верно, сложные предлоги не употребляются или употребляются с ошибками, понимание предлогов также не соответствует возрастной норме.

Программа не рассчитана на детей иного возраста, а также детей физиологических групп или групп для детей с тяжелыми нарушениями речи.

1.7. Продолжительность реализации программы составляет: первое полугодие – 15 недель (с 18 сентября по 29 декабря), второе полугодие – 16 недель (с 22 января по 17 мая). Форма реализации программы - подгрупповая. Частота проведения подгрупповых занятий составляет 2 раза в неделю, общее количество запланировано 62. Продолжительность проведения группового занятия – 25 минут. Время проведения – первая половина дня.

Данная программа является частью коррекционно-развивающего модуля АОП для детей с задержкой психического развития МБДОУ Элитовский детский сад.

Содержание данной программы тесно связано с содержанием программы «Формирование представлений об окружающем мире», а также пронизывает содержание всех образовательных областей. С одной стороны, знания, сформированные на занятиях по программе «Формирование элементарных математических представлений», закрепляются во всех видах деятельности и во всех образовательных областях. С другой стороны, содержание данной программы опирается на знания и умения, изучаемые и получаемые в программе «Формирование представлений об окружающем мире» и в других образовательных областях.

1.8. Планируемые результаты реализации программы.

При условии успешной реализации данной программы будет наблюдаться положительная динамика в развитии:

  • путем практических действий и на основе зрительного соотнесения может сравнить предметы по величине, назвать самостоятельно или с помощью взрослого: длинный, короткий, длиннее-короче, одинаковый по длине, высокий, низкий, выше-ниже, одинаковый по высоте, толстый, тонкий, толще-тоньше, одинаковый по толщине
  • умеет самостоятельно или с помощью взрослого формировать множества по заданным основаниям, видеть составные части множества, в которых предметы отличаются определенными признаками
  • умеет самостоятельно или с помощью взрослого устанавливать отношения между отдельными частями множества, а также целым множеством и каждой его частью на основе счета, составления пар предметов или соединения предметов стрелками
  • демонстрирует навыки количественного и порядкового счета в пределах 10, понимает отношения между числами натурального ряда (7 больше 6 на 1, а 6 меньше 7 на 1), может увеличивать и уменьшать каждое число на 1 (в пределах 10)
  • умеет самостоятельно или с помощью взрослого называть числа в прямом и обратном порядке (устный счет), последующее и предыдущее число к названному или обозначенному цифрой, определять пропущенное число
  • может самостоятельно или с помощью взрослого определять состав чисел от 0 до 10, раскладывать число на два меньших и составлять из двух меньших большее (в пределах 10, на наглядной основе)
  • может самостоятельно или с помощью взрослого на наглядной основе составлять и решать простые арифметические задачи на сложение (к большему прибавляется меньшее) и на вычитание (вычитаемое меньше остатка); при решении задач пользоваться знаками действий: плюс (+), минус (-) и знаком отношения равно (=).
  • может самостоятельно или с помощью взрослого распознавать фигуры независимо от их пространственного положения, изображать, располагать на плоскости, упорядочивать по размерам, классифицировать, группировать по цвету, форме, размерам
  • может пользоваться в речи словами-понятиями: сначала, потом, до, после, раньше, позже
  • демонстрирует элементарные представления о времени: его текучести, периодичности, необратимости, последовательности дней недели, месяцев, времен года.

1.9. Система оценки достижения планируемых результатов.

Система оценки достижения планируемых результатов Программы представляет собой систему мероприятий по наблюдению, анализу, оценке развития ребенка. Система оценки достижения планируемых результатов Программы проводится в форме оценки динамики индивидуального развития каждого ребенка и позволяет решать задачи оптимизации образовательной групповой работы, а также индивидуализации образования. Оценка индивидуального развития воспитанников осуществляется в форме регулярных наблюдений как в повседневной жизни, так и в процессе непосредственной образовательной деятельности, анализа продуктов детской деятельности, создании специальных диагностических ситуаций.  

Диагностика проводится 3 раза в год. В сентябре с 01.09.2023 по 15.09.2023 (2 недели) проводится входящая диагностика каждого ребенка с целью определения индивидуальных особенностей и уровня актуального развития воспитанника, определения содержания образовательной работы с детьми. В январе с 08.01.2024 по 19.01.2024 (2 недели) проводится промежуточная диагностика, позволяющая скорректировать содержание Программы. В конце мая с 20.05.2024 по 31.05.2024 (2 недели) проводится итоговая диагностика, позволяющая отследить динамику развития воспитанников и оценить уровень достижения планируемых результатов Программы. При обследовании используется диагностический комплекс, описанный в методических рекомендациях Забрамной С.Д., Боровик О.В., Стребелевой  Е.А., Серебряковой Н.В., а также «Протоколах дефектологического обследования детей» под редакцией Мамаевой А.В. (Приложение 1).

  1. Календарно-тематический план.

п/п

Название разделов и тем

Кол-во

Занят.

Дата проведения

Методы отслеж-я результ-ти

планируемая

фактическая

1.

Диагностика

01.09.23-15.09.23

2.

Числа от 1 до 10. Один, много, столько же.

1

18.09.23-22.09.23

3

Сравнение предметов.

1

4

Образование числа 2.

1

25.09.23-29.09.23

5

Числа от 1 до 10. До, перед, после, между

1

6

Сравнение предметов по размеру

1

02.10.23-06.10.23

7

Знаки «равно», «не равно», «больше», «меньше». Сравнение количества предметов

1

8

Образование числа 3.

1

09.10.23-13.10.23

9

Состав числа 2.

1

10

Геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник. Сравнение.

1

16.10.23-20.10.23

11

Образование числа 4.

1

12

Состав числа 3.

1

23.10.23-27.10.23

13

Геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал. Сравнение.

1

14

Состав числа 4. Переместительное свойство сложения.

1

30.10.23-03.11.23

15

Размер предмета.

1

16

Образование числа 5.

1

06.11.23-10.11.23

17

Геометрические фигуры: треугольник, прямоугольник, квадрат, пятиугольник.

1

18

Состав числа 5.

1

13.11.23-17.11.23

19

Сложение.

1

20

Образование числа 6.

1

20.11.23-24.11.23

21

Состав числа 5, переместительное свойство сложения.

1

22

Образование числа 6.

1

27.11.23-01.12.23

23

Состав числа 6.

1

24

Сложение.

1

04.12.23-08.12.23

25

Образование числа 7.

1

26

Вычитание.

1

11.12.23-15.12.23

27

Образование числа 8.

1

28

Состав числа 7.

1

18.12.23-22.12.23

29

Вычитание.

1

30

Состав числа 8.

1

25.12.23-29.12.23

31

Повторение.

1

32

Диагностика.

08.01.24-19.01.24

33

Сложение и вычитание в пределах 10.

1

22.01.24-26.01.24

34

Образование числа 9.

1

35

Состав числа 7.

1

29.01.24-02.02.24

36

Сложение и вычитание в пределах 10.

1

37

Образование числа 9.

1

05.02.24-09.02.24

38

Состав числа 8.

1

39

Сложение и вычитание в пределах 10.

1

12.02.24-16.02.24

40

Образование числа 10.

1

41

Состав числа 8.

1

19.02.24-22.02.24

42

Арифметическая задача.

1

43

Порядковый счет в пределах 10. Пространственные отношения.

1

26.02.24-01.03.24

44

Состав числа 9.

1

45

Решение арифметических задач.

1

04.03.24-07.03.24

46

Размер предметов.

1

47

Сравнение множеств.

1

11.03.24-15.03.24

48

Состав числа 10.

1

49

Решение арифметических задач.

1

18.03.24-22.03.24

50

Уравнивание множеств предметов.

1

51

Сравнение предметов по высоте.

1

25.03.24-29.03.24

52

Пространственные понятия.

1

53

Сравнение предметов по длине.

1

01.04.24-05.04.24

54

Сутки.

1

55

Сравнение предметов по цвету,  форме, размеру.

1

08.04.24-12.04.24

56

Вчера, сегодня, завтра.

1

57

Сравнение предметов по ширине.

1

15.04.24-19.04.24

58

Дни недели.

1

59

Решение арифметических задач.

1

22.04.24-26.04.24

60

Сравнение предметов по толщине. Размер предметов.

1

61

Решение арифметических задач

1

29.04.24-03.05.24

62

Сравнение предметов по ширине

1

06.05.24-08.05.24

63

Повторение.

1

13.05.24-14.05.24

64

Повторение.

1

15.05.24-17.05.24

65

Диагностика.

20.05.24-31.05.24

Итого:

62

  1. Список литературы.
  1. Баряева Л.В. «Программа воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития». – СПб: ЦДК проф., 2010.
  2. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. «Коррекционно-педагогическая помощь детям раннего и дошкольного возраста». – М.: Издательство «КАРО», 2016
  3. Забрамная С.Д., Боровик О.В. Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей. – М.: Издательство В.Секачев, 2016
  4. Колесникова Е.В. «Математические прописи для детей 5-7 лет», М: Сфера, 2019
  5. Морозова И.А., Пушкарева М.А. «Развитие элементарных математических представлений. Конспекты занятий для работы с детьми с ЗПР 6-8 лет». – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2023.
  6. «Протоколы дефектологического обследования» под редакцией Мамаевой А.В. Методические рекомендации. – Красноярск, 2020.
  7. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста. Под ред.Е.А.Стребелевой. – М.: Просвещение, 2022
  8. Стребелева Е.А. «Коррекционно-развивающее обучение детей в процессе дидактических игр». – М.: ВЛАДОС, 2016
  9. Стребелева Е.А. «Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии». – М.: ВЛАДОС, 2022
  10. С.Г. Шевченко. «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития». - М.: Школьная Пресса, 2003.

Приложение 1.

Протокол дефектологического обследования (6-7 лет)

Ф.И. ребенка__________________________________________________________________________

Дата обследования «____» ______________ 20___г.

Возраст на момент обследования____________________ Дата рождения______________________

Эмоциональное реагирование в ситуации обследования: волнение, насторожённость, тревожность, плач, чрезмерная возбудимость, агрессивные проявления, неадекватная веселость, фамильярность со взрослым

Контакт: легко идет на контакт, с трудом, не идет, нежелание вступать в контакт, отгороженность, замкнутость, чрезмерная общительность, формальный, избирательный, речевой, жестовый, мимический

Особенности поведения во время обследования: ситуацию обследования не принимает/принимает, в совместную игру вступает/не вступает, неадекватно реагирует на предлагаемые задания

Критичность: реакция на одобрение (адекватное/неадекватное/ равнодушен), на замечание (адекватное/неадекватное/ не реагирует), отношение к неудачам (отсутствует, присутствует, тяжело, безразличен, стремится преодолеть)

  1. ОБЩАЯ ОСВЕДОМЛЕННОСТЬ.
  1. Представления о себе и ближайшем окружении.

Соответствуют/не соответствуют/сформированы недостаточно

Назови своё имя

Какая у тебя фамилия?

Какое у тебя отчество?

Сколько тебе лет?

А сколько будет через год?

Как зовут твоих родителей? (имя-отчество)

У тебя есть брат/сестра

Как называется наша страна?

Назови свой домашний адрес: город/деревня, улица/номер дома, квартиры/ этаж

  1. Представления об окружающем мире

Соответствуют/не соответствуют/сформированы недостаточно

Категория  

Самостоятельное называние по перечисленным словам/

называние по картинкам

Примечание (способность к обобщению, ответ с помощью наводящих вопросов, отсроченный ответ, отвлекаемость)

Земноводные и пресмыкающиеся

Насекомые, особенности их проживания

Сравнение насекомых, способ их передвижения

Животные

Назови 3 домашних/диких ж-ных

Чем они отличаются?

Птицы: домашние, зимующие, перелетные

Каких птиц ты знаешь? На какие группы их можно разделить?

Ответь на вопросы:

Зачем нужен холодильник?______________________________________________________________

Зачем нужен утюг?_____________________________________________________________________

Назвать и объяснить значение слов:

Фен__________________________________________________________________________________

Балерина_______________________________________________________________________________

Клумба_______________________________________________________________________________

Скворечник ____________________________________________________________________________

Чем отличаются и чем похожи?

Самолёт и птица________________________________________________________________________

Мяч и яблоко___________________________________________________________________________

Стул и табуретка________________________________________________________________________

Уровень обобщения: по существенному признаку, на конкретном уровне, псевдоабстрактные критерии или слабые, малозначительные понятия

  1. Сформированность пространственно-временных представлений.

Пространственные представления.

Схема тела.

Подними правую руку___________________ правую ногу____________________________

Левую руку____________________________левую ногу______________________________

Закрой правой рукой левый глаз___________________________________________________

Ориентировка в реальном пространстве.

Поверни голову направо_____________ налево ______________посмотри вверх _______________ посмотри вниз_____________  иди вперед___________ иди назад____________ иди налево_____________

Поверни направо______________________

Понимание пространственных отношений и использование предлогов, ориентировка на листе

Употребление  

Понимание (спрячь/поставь игрушку)

СЛЕВА

СПРАВА

СЗАДИ

МЕЖДУ

ПЕРЕД

ВВЕРХУ

ВНИЗУ

В СЕРЕДИНЕ

В УГЛУ

Ориентировка на листе бумаги:        в центре листа нарисуй круг, в правом верхнем углу нарисуй овал, в левом нижнем углу квадрат, под кругом нарисуй треугольник, поставь точки между треугольником и кругом_______________________________________________________________________________

Методика «Установление последовательности картинок» (+причинно-следственные связи)

Характер действий ребенка: целенаправленно, хаотично, не задумываясь над картинкой, замечает ошибки, исправляет, просматривает ли всю последовательность после завершения раскладки

Принятие задания: принял сразу, после стимулирующей/организующей/направляющей/обучающей помощи, не принял, ведет себя неадекватно

Понимание инструкции: словесная, сопровождение жестом, наглядным показом, не удерживает инструкцию

Перенос задания выполняет/не выполняет

Помощь принимает/не принимает, стимулирующая, организующая, направляющая, обучающая

Темп работы: нормальный, замедленный, быстрый

Временные представления. (под * обозначены пробы, невыполнение которых не является показателем нарушения, но могут быть предложены для определения ЗБР у детей с благоприятным прогнозом развития).

Какое сейчас время года?___________________/Сейчас осень или весна?________________________

Что бывает весной? (осенью, летом, зимой)__________________________________________________

Почему снег бывает зимой, а не летом?_____________________________________________________

Назови времена года по порядку (что будет после лета? Что было до лета?)______________________

______________________________________________________________________________________

Какое сейчас время суток? _________________/Сейчас утро или вечер?_________________________

Назови части суток по порядку____________________________________________________________

Почему ночью темно, а днем светло? ______________________________________________________

Что ты делаешь вечером? ________________________________________________________________

Когда ты завтракаешь: вечером или утром?__________________________________________________

Когда ты обедаешь: утром или днем? ______________________________________________________

Что бывает раньше: обед или ужин?_______________________________________________________

Какой сегодня день недели? ________________________ Подсказка: ____________________________

Какой день недели был вчера? ____________________________ Будет завтра? ___________________

Назови выходные/рабочие дни?___________________________________________________________

*- конец года

Какой сейчас месяц?_______________________ Какой был до этого?____________________________

Какой будет следующий?___________________ Какие еще месяцы осени/зимы ты знаешь?________

  1. Сенсорное развитие
  1. Методика «Выявление представлений о сенсорных эталонах» (сгруппируй картинки)

Сенсорные эталоны: сформированы/не сформированы

Классификация: выполняет/не выполняет/объясняет/не объясняет

Принятие задания: принял сразу, после стимулирующей/организующей помощи, не принял, ведет себя неадекватно

Понимание инструкции: словесная, сопровождение жестом, наглядным показом, не удерживает инструкцию

Помощь принимает/не принимает, стимулирующая, организующая, направляющая, обучающая

  1. Цветовой спектр: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый, белый, серый, черный

Насыщенность цвета (светло-зеленый):

Называет: самостоятельно, показывает, соотносит

      Природные цвета: малиновый, салатовый, лимонный, абрикосовый

  1. Форма: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал*, четырехугольник*

Называет: самостоятельно, показывает, соотносит

Сравнение фигур производит/не производит, объясняет/не объясняет

  1. Мышление.
  1. Методика «Исключение предметов» (4-й лишний)

Принятие задания: принял сразу, не принял, отказ/ведет себя неадекватно

Понимание условий задачи: _____________________________________________________________

Классификация: сформировано/не сформировано

Обобщение: сформировано/не сформировано

Уровень обобщения: по существенному признаку, на конкретном уровне, псевдоабстрактные критерии или слабые, малозначительные понятия

Уровень мышления:

  1. Методика «Нелепицы» (уровень развития наглядно-образного мышления и критичности   )

Понимает/не понимает, планомерный анализ выполняет/не выполняет, объяснение адекватное/неадекватное, эмоциональные реакции есть/нет/ адекватные, внимательность

  1. Методика «Простые невербальные аналогии»

Принятие задания: принял сразу, не принял, отказ/ведет себя неадекватно

Понимание условий задачи: _____________________________________________________________

Осмысленность, критичность, самоконтроль : 

Понимает свои успехи и неудачи, старается исправить свои ошибки

Понимает свои успехи и неудачи, но исправить свои ошибки не пытается

Некритичен к результатам своей работы. Не понимает того, что не выполнил задания, поэтому не огорчается

Прочность установления смысловой связи: удерживает/не удерживает

Помощь принимает/не принимает, стимулирующая, организующая, направляющая, обучающая

  1. Готовность к школе.
  1. Математические представления.

Сформированность понятий:

Называние (актуализирует сам-но/после называния антонима)

Понимание

Широкий-узкий

Высокий-низкий

Толстый-тонкий

Мелкий-глубокий

Старше-младше

Половина предмета

отрезок, прямая, вершина, угол, сторона

Количественные представления.

Счет в пределах 20: прямой________________________ обратный_____________________________

На пальцах/устно        Порядковый какой по счету (в ряду предметов/картинок)? _______________

Цифры второго десятка: знает/не знает/путает______________________________________________

На сколько 6 меньше 7? ___________________ на сколько 7 больше 6?________________________

Какое число между 3 и 5? _______________________ назови соседей числа 8?__________________

Состав числа (в пределах 10) на наглядной основе: знает/не знает/непрочно усвоено

Счетные операции, примеры и задачи:

А) Возьми (из набора 15 палочек) 6 палочек:_________________________________________

Палочки закрывают, убирают 2. Затем открывают: «Что я сделала: убрала или добавила палочки?»_

______________________ Сколько?_____________________________________________________

При затруднениях открытое предъявление: _____________________________

Б) оставшиеся палочки просят запомнить, закрывают, добавляют 1.

«Что я сделала: убрала или добавила палочки?_________________ Сколько?___________________

При затруднениях открытое предъявление: _______________________________

В) *конец года решение примеров:

8+1=_______             4+3=________             6-2=_______            5-1=_______

Различает знаки +,-,= _________________Решает без наглядности/ с опорой на наглядность

 

Г) Решение задач:

«Во дворе гуляли 6 детей, из них 3 девочки, а остальные мальчики. Сколько мальчиков гуляло?»

________________________________________________ помощь с палочками_________________

При затруднениях:

«На лужайке сидело 4 зайчика. Несколько зайчиков ускакало. Осталось 2. Сколько зайчиков ускакало?»

________________________________________________ помощь с палочками_________________

Принятие задания: принял сразу, после стимулирующей/организующей помощи, не принял, ведет себя неадекватно

Понимание условий задачи: _________________________

Выполнение счетных операций: в уме, с опорой на наглядность___________________________

Перенос способа решения на аналогичную задачу: _________________________________________

Умение делить предмет на 2-8 равных частей путем сгибания сформировано/не сформировано

Упорядочивание предметов по размеру сформировано/не сформировано

Синтез (воссоздание сложных фигур по описанию, контуру, представлению) сформировано/не сформировано

  1. Сформированность графических навыков

Методика «Рисунок по образцу»

Графический диктант: 1 клетка вверх, вправо, вниз, вправо, вниз, влево, вниз, влево, вверх, вправо, вверх

Работа с лабиринтом.

  • Ребенок проявляет активный интерес, смысл задания понятен. Старается мысленно на основе зрительного соотнесения проследить путь к искомому предмету. Случаи сбоев связаны с излишней поспешностью или недостатком внимания.
  • Интересуется заданием, понимает его смысл. При выполнении возможны ошибки из-за неумения сосредоточиться. Контроль и направляющая помощь оказывают положительное влияние.
  • Не понимает смысла задания, не проявляет должного интереса. Необходимо совместное выполнение задания. Однако и при помощи взрослого не происходит переноса способа действия на аналогичное задание.

Захват карандаша: правильный (3-4г), перекрестная хватка (все пальцы направлены вниз к концу карандаша, 2-3г), в кулаке (вертикальная позиция, 12-15мес, проявляется до 4 лет).

Нажим: нормальный, сильный, слабый

Согласованность действий обеих рук: придерживает лист, не придерживает

Зрительно-пространственная Ориентировка: _____________________________________________

Инструкция: принятие, понимание, удержание

Отношение к заданию, результату: безразличен, заинтересован, теряет интерес при неудачах, ведет себя неадекватно заданию, речевую инструкцию не выполняет

Помощь принимает/не принимает, стимулирующая, организующая, направляющая, обучающая

Графические навыки: сформировано/не сформировано

  1. Сформированность учебного поведения

Произвольность поведения произвольное/непроивольное

Умение ориентироваться на требования взрослого, подчинять свои действия поставленной взрослым цели сформировано/не сформировано

Умение работать по образцу сформировано/не сформировано

Познавательная активность высокая/достаточная/средняя/низкая/нестабильная

IV. МОТОРИКА 

Общая:

Соответствует возрасту;

Развита недостаточно: заторможенность движений, моторная вялость рук и ног, скованность движений, неловкость, ограничена амплитуда движений, трудности сохранения равновесия, нарушена общая координация, сопутствующие движения, иное_________________________________________

Значительное отставание: не ходит, ходит с поддержкой, самостоятельно не сидит, иное___________________________________________________________________________________

Мелкая:

Соответствует возрасту

Развита недостаточно: недостаточная согласованность, замедленные движения, нарушена координация, мелкие движения рук неточны, тремор кисти, тонус кисти и пальцев снижен/повышен, иное__________________________________________________________________________

Значительное отставание: двигательная функция рук не сформирована, выраженные гиперкинезы, зрительно-моторная координация не сформирована, иное__________________________________

Ведущая рука: правая, левая, не определена

Умение резать ножницами(4г): ___________________________________________________________

Разрезать длинную и короткую полосу (5-6лет)_____________________________________________

Вырезать круглые, овальные формы из квадрата, прямоугольника_____________________________

ВЫВОДЫ:

Обучаемость:

Эмоциональное реагирование____________________________________________________

Контакт _______________________________________________________________________

Общеучебные навыки:

Сформированность регулятивной функции:

Ребенок принимает все правила и удерживает их в полном объеме в процессе самостоятельной деятельности, работает сосредоточенно, не отвлекаясь, по окончании работы проверяет сделанное

Изначально принимает все правила, но по ходу работы теряет одно, ошибок не замечает

Принимает не все правила, а в процессе работы теряет их, работает хаотично, от проверки сделанного отказывается

Критичность к оценке своих результатов:

Понимает свои успехи и неудачи, старается исправить свои ошибки

Понимает свои успехи и неудачи, но исправить свои ошибки не пытается

Некритичен к результатам своей работы. Не понимает того, что не выполнил задания, поэтому не огорчается

Восприимчивость к помощи:

Стимулирующая, организующая, обучающая

Принимает полностью, частично, не принимает

Способность переноса на аналогичное задание: переносит полностью, не переносит, частично

Темп работы: высокий, средний, низкий

Умственная работоспособность: высокая, средняя, низкая

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Дата________________________                             Учитель-дефектолог___________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа коррекционной логопедической работы для детей с речевыми нарушениями 6-7 лет.

Представлена рабочая программа логопеда, включающая целевой, содержательный и организационный раздел. Имеется подробное приложение....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Коррекционно-развивающей работы для детей с нарушениями речи» (старшая/подготовительная к школе группа)

Цель программы – сформировать полноценную фонетическую систему языка, развить фонематическое восприятие и навыки первоначального звукового анализа и синтеза, автоматизировать слухопроизносительные уме...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Коррекционно-развивающей работы для детей с нарушениями речи» (старшая/подготовительная к школе группа)

Цель программы – сформировать полноценную фонетическую систему языка, развить фонематическое восприятие и навыки первоначального звукового анализа и синтеза, автоматизировать слухопроизносительные уме...

Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий для детей младшего дошкольного возраста по курсу: «Развитие мелкой моторики»

В головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, находятся совсем рядом. А величина проекции кисти руки, расположенной в коре головного мозга, занимает около трети всей дви...

Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий для детей старшего дошкольного возраста, имеющих трудности развития познавательной и речевой сферы, с использованием ресурсов сенсорной комнаты

Отклонения в речевом развитии и обусловленные речевые трудности могут повлечь за собой определенные негативные проявления во всех сферах жизни ребенка, в определенной мере предопределяя низкую познава...

Рабочая программа коррекционно-развивающей работы для детей с ОВЗ.

В условиях введения федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) дошкольного образования актуализирована важнейшая задача современного российского общества – обеспечение разносторон...