Главные вкладки

    Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий для детей младшего дошкольного возраста по курсу: «Развитие мелкой моторики»
    рабочая программа по развитию речи на тему

    Алешина Юлия Сергеевна

    В головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, находятся совсем рядом. А величина проекции кисти руки, расположенной в коре головного мозга, занимает около трети всей двигательной проекции. Именно эти два уже подтвержденных научно факта позволяют рассматривать кисть руки как «орган речи» наряду с артикуляционным аппаратом. Вот почему, обучая малыша речи, недостаточно только тренировок артикуляции, развитие движений пальцев рук просто необходимо!

         Почему так важно для детей развитие тонкой моторики рук? Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.

         Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики (пальчиковая гимнастика), воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д.

     

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл rabochaya_programma_po_kursu_razvitie_melkoy_motoriki.docx21.93 КБ

    Предварительный просмотр:

    Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий для детей младшего дошкольного возраста

    по курсу: «Развитие мелкой моторики»

    Разработала:

    Учитель-логопед Паконина Ю.С.

    Москва 2012 год

    Пояснительная записка

    Тип программы: рабочая.

    Цель: развитие двигательно-координационных способностей у детей.

    Задачи:

    • Развивать навыки хватания.
    • Развивать согласованность движений обеих рук.
    • Развивать точные и дифференцированные движения кистей и пальцев рук.
    • Развивать осязание.
    • Развивать мышление и воображение.

    Уровень развития движений ребенка определяет уровень его физического и психического развития. Чем выше его двигательная активность, тем он лучше развивается. Поэтому, начиная с самого раннего возраста, развитию общей и мелкой моторики ребенка необходимо уделять особое внимание.

    Ученые доказали, что двигательные импульсы пальцев рук влияют на формирование «речевых» зон и положительно действуют на кору головного мозга ребенка. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка.

    У большинства современных детей, особенно городских, отмечается как общее моторное отставание, так и слабое развитие мелкой моторики рук.

    В этой программе представлены специальные игры и упражнения, которые помогут укрепить руки малыша, развить согласованные движения рук, дифференцированные движения пальцев рук.

    В ходе этих игр развиваются следующие движения:

    • хватание: ребенок учится захватывать предмет, действуя целенаправленно (правильно определяет место предмета в пространстве (направление и расстояние), учитывает форму, величину предмета (маленькие предметы ребенок хватает одной рукой или щепотью, большие — двумя руками);
    • соотносящие действия: ребенок учится совмещать два предмета или две части одного предмета; принцип соотносящих действий лежит в основе многих дидактических игрушек — пирамид, матрешек и др.;
    • подражание движениям рук взрослого: это умение лежит в основе формирования многих полезных навыков ручных действий;
    • движения кистей и пальцев рук.

    Для занятий по формированию сложнокоординированных движений руки можно дать следующие рекомендации.

    1. Нужно начать с тех упражнений, которые будут получаться.

    2. Выполнение упражнений должно быть регулярным.

    3. Занятия должны быть совместными.

    4. Упражнение не должны быть долгими.

    5. Ребенку нужно всегда предлагать и повторять инструкцию.

    6. Очень важны участие и одобрение взрослого.

    Кроме того, занятия мелкой моторикой окажут благотворное влияние на общее развитие ребенка, помогут ему стать более самостоятельным и уверенным в себе.

    Планирование работы по развитию двигательной координации детей младшего дошкольного возраста

    месяц

    неделя

    Лексическая тема

    Формы работы

    сентябрь

    3-я неделя

    Овощи

    Массаж пальцев.

    Пальчиковая гимнастика «Засолка капусты».

    Игра «Прячем ручки».

    4-я неделя

    Фрукты

    Массаж кисти

    Пальчиковая гимнастика «Компот»

    Игра «Спрячь в ладошке»

    октябрь

    1-я неделя

    Сад-огород

    Массаж всей руки

    Пальчиковая гимнастика «В сад за сливами»

    Игра «Котенок»

    2-я неделя

    Осень

    Поглаживание наружной и внутренней поверхности руки ребенка

    Пальчиковая гимнастика «Дождик»

    Игра «Крутись карандаш»

    3-я неделя

    Ягоды-грибы

    Сгибание и разгибание всех пальцев руки ребенка одновременно

    Пальчиковая гимнастика «Грибы»

    Игра «Не боюсь колючек»

    4-я неделя

    Деревья

    Спиралевидные движения пальца взрослого по раскрытой ладони ребенка

    Пальчиковая гимнастика «Деревья»

    Игра «Непослушные шарики»

    ноябрь

    1-я неделя

    Перелетные птицы

    Точечные нажатия большим и указательным пальцами на середину каждой фаланги пальцев ребенка

    Пальчиковая гимнастика «Дикие птицы»

    Игра «Ветерок»

    2-я неделя

    Домашние животные

    Отведение и приведение большого пальца ребенка в трех направлениях

    Пальчиковая гимнастика «Домашние животные»

    Игра «Брызгалки»

    3-я неделя

    Дикие животные

    Ласковое поглаживание каждой ручки ребенка

    Пальчиковая гимнастика «Заяц и ежик»

    Игра «Ямки»

    4-я неделя

    Одежда, обувь

    Самомассаж кистей рук и пальцев рук «Греем ручки»

    Пальчиковая гимнастика «Одежда»

    Игра «Спрячь шарик»

    декабрь

    1-я неделя

    Зима

    Самомассаж кистей и пальцев рук «Добываем огонь»

    Пальчиковая гимнастика «Зима»

    Игра «Пирожки»

    2-я неделя

    Зимующие птицы

    Самомассаж кистей и пальцев рук «Стряпаем»

    Пальчиковая гимнастика «Птички»

    Игра «Спрячь руки»

    3-я неделя

    Домашние птицы

    Самомассаж кистей и пальцев рук «Точилка»

    Пальчиковая гимнастика «Домашние птицы»

    Игра «Найди игрушку»

    4-я неделя

    Новогодний праздник

    Самомассаж кистей и пальцев рук «Пила»

    Пальчиковая гимнастика «Елочка»

    Игра «Гора из песка»

    январь

    2-я неделя

    Наш город

    Растирание предплечья «Надеваем браслеты»

    Пальчиковая гимнастика «Город»

    Игра «Пересыпь крупу»

    3-я неделя

    Транспорт

    Растирание предплечья «Пружинка»

    Пальчиковая гимнастика «Машины»

    Игра «Где шарик»

    4-я неделя

    Дом и его части

    Растирание предплечья «Гуси»

    Пальчиковая гимнастика «Строим дом»

    Игра «Сдуй игрушку»

    Литература:

    1. Большакова С.Е., Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – 2-е изд., испр. – М.: ТЦ Сфера, 2014. – 64 с. – (Библиотека логопеда)
    2. Козина И.В., Лексические темы по развитию речи детей дошкольного возраста (средняя группа). Учебно-методическое пособие. – М., Центр педагогического образования, 2010. – 144 с.
    3. Янушко Е.А., Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста (1-3 года). Методическое пособие для воспитателей и родителей. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011. – 56 с.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа "Коррекционно - развивающая работа с детьми ОНР старшего дошкольного возраста"

    Рабочая программа по логопедии составлена на основе программ: «Логопедическая работа по преодолению общего недоразвития речи у детей»Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной, Т. В. Тумановой, «От рождения до ш...

    Коррекционно-развивающая деятельность с детьми раннего возраста с ЗПР по развитию мелкой моторики. Примерные рекомендации

    Большинство детей, воспитывающихся в условиях интернатного учреждения – это дети с ограниченными возможностями и резко выраженной задержкой нервно-психического развития. По состоянию здоровья эт...

    Тема: «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством развития мелкой моторики рук»

    Учёные пришли к выводу, что приблизительно треть всей поверхности двигательной проекции головного мозга занимает именно проекция кисти рук, которая располагается рядом с речевой зоной. Из этого следуе...

    Перспективное планирование по теме самообразования: «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством развития мелкой моторики рук»

    Развитие речи ребенка посредством развития мелкой моторики рук мне показалась значимой и актуальной, поэтому я подробно занялась ее изучением....

    Статья "Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста посредством развития мелкой моторики рук".

    Развитие   речи   у   детей   младшего   дошкольного   возраста   посредством   развития   мелкой   ...