Игры на развитие различных навыков у детей с РАС
материал по коррекционной педагогике

Ефремова Анастасия Александровна

Игры подготовлены по материалам книги Т. Делани «Развитие основных навыков у детей с аутизмом»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_i_uprazhneniya_na_razvitiya_navykov.docx22.67 КБ

Предварительный просмотр:

Игры подготовлены по материалам книги Т. Делани «Развитие основных навыков у детей с аутизмом»

Общение:

Использование речи одна из сложных сенсомоторных задач, выполняемых телом и мозгом. Процесс овладения речью  требует включения практически всей сенсорной НС и представляет собой самую сложную задачу для системы планирования движений (праксиса).

Для побуждению к речи очень важно, чтоб окружающая обстановка побуждала к общению. В речевых играх мы стремимся, чтоб ребенок стал участником общения, и пытаемся добиться совместного внимания в текущей ситуации и добиться чувство общности.

«Красный цвет, зеленый цвет»

Оборудование: 2 листа  картона (красный, зеленый), большой гимнастический мяч с рожками.

Цель: Контроль над телом, следованием подсказкам, речевое развитие, первоначальные учебные навыки, проприоцептивное воздействие, социальное взаимодействие.

Ход игрового упражнения: Сначала нужно объяснить ребенку, что зеленый цвет «иди», а красный –«стой». Пусть кто-нибудь другой поднимет лист зеленого и красного картона; дайте ребенку понять, что на зеленый цвет нужно идти, а на красный стоять. Держите ребенка за руку и начинайте вместе с ним двигаться и останавливаться. Пока двигаетесь нужно постоянно говорить «зеленый цвет». Громко топните ногой при остановке и скажите: « красный свет». Большинство детей быстро освоит правила игры, так как вы объедините движения с цветом и словами. Введите в игру мяч с ручкой и встаньте в паре метров от ребенка. Поднимайте то красный картон, что бы обозначить «стой», то зеленый, чтобы обозначить «иди». Возможно, вам нужно будет так же проговорить «стой» и «иди», чтобы к зрительным подсказкам добавить звуковые.

Привлечение к игре сверстников: Выберете ведущего, который будет говорить «красный свет» и «зеленый свет» и поднимать картон. Выстройте всех участников в 3-6 м от ведущего. Когда ведущий скажет: «зеленый свет» все прыгают в направлении ведущего, как только он скажет: «красный свет», все должны прекратить двигаться. Тот, кто подбирается  ближе всех к велящему, сам становится ведущем в следующей игре. Альтернативный вариант. Маленькие дети могут ползти и прыгать на ногах. В эту игру можно играть на улице на велосипедах.

Любимый герой командует

 Оборудование: изображение любимого героя ребенка, небольшая деревянная палочка.

Цель: тренировка исполнительской функции выполнение порсьб, слуховые навыки, речевое развитие  понимание глаголов действий, одно- и двухступенчатых команд.

Ход игры: Приклеить изображение персонажа на кончик деревянной палочки. Сказать ребенку, что мы будем играть в игру, в корой любимый герой будет говорить ребенку что ему делать. Ребенок должен делать только то, что ему прикажет любимый герой.

! Если вы чувствуете, что будете путаться, переключаясь между самим собой и персонажем, пусть указания раздает только герой. Это особенно важно, если ребенок имеет проблемы в понимании речи. После того, как поручение выполнено нужно попросить ребенка рассказать, что он сделал. Как только ребенок привыкнет, что указания раздает герой, можно использовать героя в исполнении повседневных дел ( попросить повесит на стул одежду, убрать игрушки и т. д. )

В одно ухо влетает,  в другое вылетает.

Оборудование: доска для лепки или белая доска с маркером.

Цель: продемонстрировать ребенку буквальное значение фразеологических оборотов, и показать какие они должны быть смешными и нелепыми, а так же то, что слова и фразы нельзя понимать в буквальном смысле.

Ход игры: Взрослый изображает какую-нибудь идиому, например «водить за нос», «Зарубить на носу»,  «В одно ухо влетает, в другое вылетает», а затем разыгрывает ее настоящее значение.

Социальное чувство:

Раннее социальное чувство можно наблюдать у младенцев, когда они реагируют на выражения лиц взрослых людей.  И впервые понимают, что их улыбки и лепет  вызывают реакцию у окружающих.  Одно из ранних социальных чувств это совместное внимание: следование за взглядом другого человека, либо использование своего взгляда и жеста чтоб направить внимание окружающих. социальное познание переплетено с развитием нервной системы. У детей с РАС, оно, как правило, нарушено, а стремление к общению выражено слабо. Не смотря на это существуют определенные социальные навыки, которым можно научить детей с целью помочь им понять, как осуществляется социальное взаимодействие и таким образом развить социальное чувство.

Показываем телом

Оборудование: название частей тела, написанных на полосках бумаги (палец, нос, подбородок, глаза, колени, голова, плечо, локоть, ступня, бедро), миска или коробка.

Цель: развитие невербальной коммуникации, развитие совместного внимания

Ход игры: свернуть полоски бумаги и положить их в миску. Попросить ребенка вытащить полоску бумаги, а затем показать на какой-нибудь предмет в комнате той частью тела, которая написана на полоске. Остальные участники  должны догадаться на что показывает ребенок.

Не урони мяч!

Оборудование: мягкий тактильный мяч

Цель: удержание равновесия, эмоциональный интеллект и социальное развитие (в игре ребенок пытается опознать и сымитировать разные движения лица), распределение внимания на 2 разные задачи.

Ход игры: Ребенок должен положить мяч себе на голову. Взрослый при этом показывает рожицы и движения, который ребенок должен повторить, удерживая мяч и равновесие.

Игры на формирование учебного поведения.

 Знакомить детей с принципом усвоения знаний в определенных областях, таких как математика или понимание прочитанного, имеет смысл в виде веселых игр, основанных на сильных сторонах или сенсорных потребностях ребенка, в этом случае ему будет легче обобщить информацию. Таким образом, знакомя детей с учебными навыками и закрепляя их через веселые игры, мы способствуем их усвоению. Трехмерные (пространственные) действия с предметами не являются нормой в средних и старших классах, через несколько лет после начала учебы дети  хорошо обрабатывают информацию в двухмерном пространстве (с помощью бумаги и ручки), и одномерном (компьютер). Но дети с РАС имеют сложности с обработкой сенсорной информации и лучше учатся в трехмерном пространстве, которое позволяют  мозгу и  телу освоить сложные навыки настолько хорошо, что бы понять принцип обучения в целом и перенести  усвоенную информацию в другую обстановку  и на более высокий уровень.

«Чья очередь»

Оборудование: утяжеленный мяч.

Цель: соблюдение очередности, слежение за развитием ситуации, социальное взаимодействие, активное внимание

Ход игры:

Первый уровень:

 Придумать серию простых вопросов, соответствующих уровню речевого развития ребенка и его интересам. Например «Когда мяч окажется у тебя, скажи свое имя и назови любимое животное» (любимая еда, любимый мультфильм и т.д.) Участник игры, который держит мяч выступает в роли ведущего. Участники передаю мяч друг другу.

Второй уровень:

Перевести вопросы на уровень категорий: «назови что-нибудь зеленое», «назови того, кто живет в африканских странах».

!Для детей помладше можно предложить облегченный вариант, что б они назвали звук, который издает определенное животное.

Для детей постарше: пусть дети рассказывают историю- и каждый игрок, у которого оказывается мяч, ее продолжает.

Отметь, что увидишь

Оборудование: для детей помладше: блокнот с вклеенными картинками.

Для детей постарше: лист бумаги ,карандаш

Цель: развитие навыков внимания и наблюдательности, осознания окружающего, зрительное планирование (если ребенок заранее спланирует, то что должен увидеть, его тревожность уменьшиться), тренировка памяти ( используются зрительные подсказки, чтобы помочь детям не забыть о том, что они ищут во время конкретной игры или похода), речевое  развитие ( связывание речи со зрительной информацией об окружающем мире).

Ход игры: с детьми помладше готовится блокнот с вклеенными в него изображениями, которые они ожидают увидеть во время занятия или прочтения взрослым текста (например, животные в зоопарке, людей, здания). По ходу занятия ребенок отмечает  в блокноте вещи, которые он видит или слышит с помощью галочек, стикеров, штампов. Ребенок должен назвать увиденные вещи, которых не оказалось в его блокноте, а затем нарисовать их.

Дети постарше должны написать список вещей, которые они ожидают увидеть , и помечать те, что увидели галочкой.

Сундучки

Оборудование: набор карточек (буквы, цифры, животные, геометрические фигуры, в зависимости от знаний ребенка), каждая из которых должна быть в 4 экземплярах.

Цель: развитие исполнительской функции, организации и оценки фактов, оперативной памяти, управление эмоциями, социальное взаимодействие.

Ход игры: если играют 2 игрока раздать по 8 карточек, если 3-6- по 5 карточек. Остальные карточки оставить в колоде  рубашками вверх. Далее нужно выбрать игрока для первого хода, он должен спросить у рядом сидящего есть ли у него карта определенного значения, и тот должен ему ее отдать. Например, отдать ему все девятки. В таком случае игрок, который сделал запрос, получает право на следующий ход. Игрок, додающий запрос  может спросить у любого другого игрока любой вид карточек, в том числе тот, который он только что спросил, если у игрока, у которого спросил, нет нужных карт, он говорит «иди, ищи». Игрок, сделавший запрос, вытаскивает верхнюю карточку из стопки. Если он вытащил нужную карту, он показывает ее остальным игрокам и делает следующий ход. Если он вытаскивает карточку не того вида, который запросил, очередь переходит к следующему игроку. Следующий игрок тот, кто говорил «иди ищи». Каждый раз, когда игрок собирает сундучок (4 карты одного вида) он должен показать их остальным участникам. Выигрыш происходит, когда у  игрока не остается на руках карточек или когда вытягиваются все карточки из колоды, тогда выиграл тот, у кого набралось больше всех сундучков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей на тему: «Игры на развитие коммуникативных навыков для детей с агрессивным поведением»

Консультация для воспитателей на тему:  «Игры на развитие коммуникативных навыков для детей с агрессивным поведением»...

Роль игры в развитии коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи

Презентация на тему: Роль игры в развитии коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи...

Игры на развитие коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста

Коммуникативные игры формируют правильные взаимоотношения между детьми: умению играть вместе, помогать друг другу, радоваться успеху или огорчаться, поступать честно, правдиво, проявлять самостоятельн...

Игры на развитие коммуникативных навыков у детей 3-4 лет.

Игры на развитие коммуникативных навыков у детей 3-4 лет....

Игра на развитие конструктивных навыков у детей 5-7 лет «Найди пару».

Игра «Найди пару».Задачи:развивать умение детей ориентироваться в пространстве на определённой площади...развивать умение читать схемы постройки из строительного материала, соотносить схем...

Значение театрализованной игры в развитии коммуникативных навыков у детей 4- 5 лет. (консультация для родителей детей средней группы)

Автором представлен материал описывающий театрализованные игры, их виды и значение в развитии коммуникативных способностей детей....