Особенности формирования коммуникативных навыков детей с ЗПР
статья по коррекционной педагогике (младшая, средняя, старшая группа)

Многие выдающиеся ученые в своих научных публикациях, касающихся теории общения, а также теории и методики социального воспитания личности, отмечают, что на становление индивидуального своеобразия личности влияет все многообразие, вариативность форм коммуникации со внешней средой.

У детей с задержкой психического развития неизбежно имеются отставания в различных сторонах психического развития, в ряде навыков и умений, в том числе, конечно же, в тех, которые относятся к коммуникативной сфере[1]. Многие отечественные ученые (например, В.И. Лубовский[2], Р.И. Лалаева[3], Н.Ю. Борякова[4] и др.) сходятся во мнении, что речевое развитие у детей с ЗПР не отличается от развития в норме, но в силу психоэмоциональных особенностей имеет замедленный темп. Характерными особенностями речи этой категории детей можно назвать, прежде всего, бедность лексикона и вследствие этого позднее и ограниченное появление словотворчества, а также нарушения грамматического строя словосочетаний и предложений и фонетические сложности.



[1] Назарова И.А. Особенности коммуникативной компетенции детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития // Инновации. Наука. Образование. - 2021. - №25. - С. 1368-1373

[2] Специальная психология: учебное пособие для студентов дефектологических фактультетов высш. пед. учеб. заведений / под ред. В.И. Лубовского. 2-е изд., испр. М.: Академия, 2005. – 464 с.

[3] Лалаева Р.И. Нарушения речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. - М.: Владос, 2004. - 303 с.

[4] Борякова Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития у детей. - М.: Гном-Пресс, 2002. - 64 с.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word_2.docx23.89 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности формирования коммуникативных навыков детей с ЗПР

У детей с задержкой психического развития неизбежно имеют отставания в различных сторонах психического развития, в ряде навыков и умений, в том числе, конечно же, в тех, которые относятся к коммуникативной сфере[1]. Многие отечественные ученые (например, В.И. Лубовский[2], Р.И. Лалаева[3], Н.Ю. Борякова[4] и др.) сходятся во мнении, что речевое развитие у детей с ЗПР не отличается от развития в норме, но в силу психоэмоциональных особенностей имеет замедленный темп. Характерными особенностями речи этой категории детей можно назвать, прежде всего, бедность лексикона и вследствие этого позднее и ограниченное появление словотворчества, а также нарушения грамматического строя словосочетаний и предложений и фонетические сложности.

В связи с характерными речевыми особенностями дети с ЗПР испытывают трудности в коммуникации. Отставание в речевом развитии и заметные проблемы звукопроизношения и фонематического слуха влекут за собой еще большие сложности в обучении. Дети используют ограниченное количество частей речи, предпочитают употреблять существительные и глаголы (хотя иногда можно наблюдать игнорирование и последних тоже), что подчеркивает бедность речи. Сложности вызывают и новые слова: развитие лексикона происходит далеко не так быстро и успешно, как в норме. Помимо прочего, нередко можно встретить серьезные грамматические и, как следствие, логические проблемы с построением фраз. Дети легко пропускают, меняют местами и путают значимые слова в предложении, что ведет к утрате смысла; при этом, разумеется, стоит упомянуть о скудных, неразвернутых ответах (описание строится на действии или ситуации с помощью вышеупомянутых глаголов и существительных) и неспособности поддерживать диалог на заданную тему. Перечисленные выше особенности дают понять, что дети с ЗПР испытывают проблемы в речевом общении, из-за этого создаются дополнительные трудности для налаживания межличностных отношений (не отмечается выраженных привязанностей к кому-либо из сверстников, эмоциональных предпочтений, то есть из общего числа одногруппников не выделяются друзья)[5]. Обращение ребенка ко взрослому, как правило, связано с желанием привлечь его внимание к себе, убедиться, что взрослый его замечает, видит, слышит. При этом более половины таких контактов устанавливается не вербальными, а жесто-мимическими или тактильными средствами[6]. Дети с ЗПР фактически лишены возможности словесной коммуникации, т.к. усвоенные речевые средства не рассчитаны на удовлетворение потребности в общении[7].

Особенности развития ребенка с ЗПР оказывают влияние на его коммуникацию как со взрослыми, так и со сверстниками.

Из-за слабого развития произвольных психических процессов неизбежно страдает поведение. Нарушение дисциплины, неумение работать по образцу, импульсивность и невозможность выстроить крепкие отношения со сверстниками[8] нередко приводят как к межличностным конфликтам в группе, так и к конфликтам с педагогами. Это может негативно настроить ребенка и пошатнуть желание налаживать общение.

Кроме прочего, своеобразная эмоциональная сфера тоже становится преградой для развития коммуникации. Неустойчивость эмоционального фона, возможно, агрессия, лабильность и высокий уровень внушаемости не дают ребенку здраво оценить и критически отнестись к своей реакции. Злость, вызванная действием или сложившейся ситуацией, часто направляется на конкретного человека, перерастает в неконтролируемую агрессию. Также часто у детей с ЗПР наблюдаются тревожность, беспокойство, нервозность. Дети способны хорошо распознавать знакомые эмоции на картинном материале, однако нередко неспособны описывать собственное эмоциональное состояние и эмоции других людей в конкретных ситуациях[9].

О.С. Степина отмечает у детей с задержкой психического развития низкий уровень восприятия информации, отсутствие внимания к действиям других участников деятельности, их игнорирование, стремление не к диалогическому, а к монологическому общению, неумение взаимодействовать с партнером при планировании и выполнении совместной работы. Все это является прямым доказательством недостаточной сформированности коммуникативной компетенции[10].


Список литературных источников

  1. Борякова Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития у детей. - М.: Гном-Пресс, 2002. - 64 с.
  2. Когут А.А. Развитие коммуникативной компетенции детей старшего дошкольного возраста в музыкально-ритмической деятельности // Международный научно-исследовательский журнал. - 2020. - №7-3 (97). - С. 28-31.
  3. Лалаева Р.И. Нарушения речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. - М.: Владос, 2004. - 303 с.
  4. Мессер В.М. Особенности развития коммуникативной деятельности детей старшего дошкольного возраста с ЗПР // Научно-методологические и социальные аспекты психологии и педагогики. - Уфа: Общество с ограниченной ответственностью "Аэтерна", 2016. - С. 16-18.
  5. Назарова И.А. Особенности коммуникативной компетенции детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития // Инновации. Наука. Образование. - 2021. - №25. - С. 1368-1373.
  6. Специальная психология: учебное пособие для студентов дефектологических фактультетов высш. пед. учеб. заведений / под ред. В.И. Лубовского. 2-е изд., испр. М.: Академия, 2005. – 464 с.
  7. Степина О.С. Педагогическая технология формирования коммуникативных умений младших школьников с задержкой психического развития на основе учебного взаимодействия: автореф. дис. канд. пед. наук наук: - Екатеринбург, 2009. - 22 с.
  8. Ульенкова У.В. Дети с задержкой психического развития. - Н.Новгород: Педагогика, 1994. - 228 с.

[1] Назарова И.А. Особенности коммуникативной компетенции детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития // Инновации. Наука. Образование. - 2021. - №25. - С. 1368-1373

[2] Специальная психология: учебное пособие для студентов дефектологических фактультетов высш. пед. учеб. заведений / под ред. В.И. Лубовского. 2-е изд., испр. М.: Академия, 2005. – 464 с.

[3] Лалаева Р.И. Нарушения речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. - М.: Владос, 2004. - 303 с.

[4] Борякова Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития у детей. - М.: Гном-Пресс, 2002. - 64 с.

[5] Коненкова И.Д. Обследование речи дошкольников с задержкой психического развития. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2005. - 80 с.

[6] Ульенкова У.В. Дети с задержкой психического развития. - Н.Новгород: Педагогика, 1994. - 228 с.

[7] Мессер В.М. Особенности развития коммуникативной деятельности детей старшего дошкольного возраста с ЗПР // Научно-методологические и социальные аспекты психологии и педагогики. - Уфа: Общество с ограниченной ответственностью "Аэтерна", 2016. - С. 16-18.

[8] Когут А.А. Развитие коммуникативной компетенции детей старшего дошкольного возраста в музыкально-ритмической деятельности // Международный научно-исследовательский журнал. - 2020. - №7-3 (97). - С. 28-31.

[9] Назарова И.А. Особенности коммуникативной компетенции детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития // Инновации. Наука. Образование. - 2021. - №25. - С. 1368-1373.

[10] Степина О.С. Педагогическая технология формирования коммуникативных умений младших школьников с задержкой психического развития на основе учебного взаимодействия: автореф. дис. канд. пед. наук наук: - Екатеринбург, 2009. - 22 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности формирования коммуникативных навыков у дошкольников с общим недоразвитием речи

Работа по формированию коммуникативных навыков у дошкольников с ОНР...

Картотека дидактических игр по формированию коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста

Игра – важная и существенная составляющая жизни детей в детском саду. Игры можно включать не только в занятия и в совместную деятельность воспитателя с детьми, но и в самостоятельную деятельность...

Особенности формирования коммуникативных навыков дошкольников

«Волшебный край!» - так когда-то великий русский поэт А.С. Пушкин назвал театр. «Любите ли вы театр так, как я люблю его?»- спрашивал своих современников Виссарион Белинский, глубоко убежденный в том,...

Особенности формирования коммуникативных навыков у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ДЦП)

Речевая функция является одной из важнейших психических функций человека. В процессе речевого развития формируются высшие формы познавательной деятельности, способности к понятийному мышле...

Особенности формирования коммуникативных навыков у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи

Цель нашей работы состояла в исследовании особенностей формирования навыков общения у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи. Работа была организована на базе МБДОУ Детский сад №2...

Особенности формирования коммуникативных навыков у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи

В сообщении раскрыты особенности формирования коммуникативных навыков у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи....