Особенности формирования коммуникативных навыков дошкольников
консультация по развитию речи (старшая группа) на тему
«Волшебный край!» - так когда-то великий русский поэт А.С. Пушкин назвал театр. «Любите ли вы театр так, как я люблю его?»- спрашивал своих современников Виссарион Белинский, глубоко убежденный в том, что человек не может не любить театр. И эти чувства великого поэта и выдающегося критика разделяют и взрослые, и дети, соприкоснувшись с удивительным видом искусства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_dlya_sayta.docx | 17.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности формирования коммуникативных навыков дошкольников
«Волшебный край!» - так когда-то великий русский поэт А.С. Пушкин назвал театр. «Любите ли вы театр так, как я люблю его?»- спрашивал своих современников Виссарион Белинский, глубоко убежденный в том, что человек не может не любить театр. И эти чувства великого поэта и выдающегося критика разделяют и взрослые, и дети, соприкоснувшись с удивительным видом искусства.
Можно задаться вопросом: чем же заслужил театр такую любовь к себе? почему так велика в нем потребность у детей и взрослых?
Во–первых, это связано с тем, что посещение театра – это всегда праздник. Ощущение праздничности, которое связано с посещением театра, способно доставить человеку ни с чем несравнимую радость, способно наполнить тоскливую повседневную жизнь яркими впечатлениями, чувствами, мыслями.
Во-вторых, потребность в театре связана с тем, что в нем, как ни в одном другом виде искусства, с наибольшей доступностью, полнотой и яркостью люди видят отражение своей жизни.
Особая роль принадлежит театру в решении задач, связанных с воспитанием и развитием ребенка-дошкольника. Разностороннее влияние театрально-творческой деятельности на личность ребенка позволяет использовать ее как одно из эффективных педагогических средств. Театр, как вид искусства, способен оказать на дошкольника огромное влияние по двум направлениям: ребенок-зритель и ребенок-актер.
Театральная деятельность оказывает огромный эффект в развитии коммуникативных навыков ребенка. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки, а умело, поставленные вопросы заставляют детей думать, анализировать, делать выводы и обобщения. В процессе театрализованной игры незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура и диалогическая речь, ее интонационный строй. Используемая роль, произносимые реплики ставят дошкольника перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться.
Ребенок, оказавшись в позиции актера-исполнителя, может задуматься о том, что и зачем человек говорит и делает, как это воспринимают люди. Каждый из этих вопросов имеет прямое отношение к ценностно-смысловым компетенциям, на формирование которых оказывают большое влияние, художественные произведения, используемые в театрализованных играх.
Театр является одним из самых ярких, красочных и доступных восприятию ребенка сфер искусства. Он доставляет детям радость, развивает воображение, фантазию, способствует творческому развитию и формированию базиса его личностной культуры. Театрализованной деятельности по праву принадлежит почетное место рядом с музыкой, рисованием, лепкой по эстетической значимости и влиянию на общее развитие ребенка.
Особая роли принадлежит театральной деятельности в создании положительного эмоционального фона. Общеизвестно, что одним из серьезнейших недостатков общественной системы дошкольного образования является монотонность жизни ребенка, который в течение 10-12 часов находится в одном и том же помещении и с одним и тем же распорядком дня. Обыденность превращает дошкольников из жизнерадостных, активных и деятельных, мечтательных в равнодушных, пассивных. И их спасение во многом зависит от театрализованной деятельности, которая вносит разнообразие в жизнь ребенка дарит ему радость.
Улыбка не просто говорит о позитивной эмоции. Улыбка воздействует на нейтральные центры мозга, вовлекает их в позитивную работу, повышает их активность. Это явление, много раз экспериментально проверенное, получило генерализации или положительного экспрессивного потенциала.
Произведения искусства заставляют волноваться, сопереживать персонажам и событиям. Следовательно, театрализованная деятельность является важнейшим средством развития эмпатии – условия, необходимо для организации совместной деятельности детей.
Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка имеет нравственную направленность, в результате которой ребенок познает мир умом и сердцем и выражает свое отношение к добру и злу. Герои любимых произведений становятся образцами для подражания и отождествления. Именно способность ребенка к такому подражанию любимому образу позволяет педагогам через театральную деятельность оказать позитивное влияние на детей и развить, так часто не достающие коммуникативные качества.
Именно, театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие и многие проблемные ситуации опосредованно – от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолеть робость, связанную с трудностями общения, неуверенности в себе.
В настоящее время, несмотря на то, что работа с детьми по театрализованной деятельности получила научное обоснование и методическую проработку, деятельность его остается зависимой от желания и интересов педагогов, которые зачастую не понимают значимость театрально-творческой деятельности в воспитании детей.
Во–первых, педагоги недооценивают коллективного характера театрализованной деятельности. Как в процессе театрализованной деятельности, так и в сюжетно-ролевой игре о ребенка требуется умение управлять своим поведением, умение координировать свои действия с деятельностью товарищей.
Во – вторых, театрализованная деятельность таит в себе огромные возможности для коррекции личностного развития. Это означает, что работа по театрально-творческой деятельности так же необходима, как музыкальные занятия или работа по изобразительному искусству.
На страницах одного из популярных журналов «Обруч» ведется полемика по опубликованной статье А.П. Ершовой под названием «Вреден ли театр дошкольнику?». Автор ей статьи знакомит своих читателей с новым понятием «социоигровая технология» (которая также основана на приемах театральной педагогике) и еще раз подчеркивает опасность использования театра как жесткого и сложного искусства для маленьких детей, требующего от них работы на показ. Однако, несмотря на многие проблемы, с которыми сталкиваются педагоги, театрализация остается, самой популярной деятельностью, без которой не представляет свою работу не один педагог-дошкольник. Театральная деятельность помимо основных направленностей, несет и коррекционную направленность. Следует обратить внимание на чрезвычайно важную особенность театральной игры – эта деятельность интересна всем – и детям, и взрослым.
Искусство развития у детей воображения, фантазии, творческих способностей- педагогическое искусство – тоже опирается на определенные методы и приемы, на логические модели построения игрового взаимодействия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности формирования коммуникативных навыков у дошкольников с общим недоразвитием речи
Работа по формированию коммуникативных навыков у дошкольников с ОНР...
Особенности формирования коммуникативных навыков у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ДЦП)
Речевая функция является одной из важнейших психических функций человека. В процессе речевого развития формируются высшие формы познавательной деятельности, способности к понятийному мышле...
Особенности формирования коммуникативных навыков у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи
Цель нашей работы состояла в исследовании особенностей формирования навыков общения у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи. Работа была организована на базе МБДОУ Детский сад №2...
Доклад к семинару «Формирование коммуникативных навыков дошкольников в процессе игры ». Тема доклада: «Становление социально-коммуникативных умений посредством культурных практик».
С выходом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования особое внимание уделяется различным видам детской деятельности и решению задач ...
Особенности формирования коммуникативных навыков у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи
В сообщении раскрыты особенности формирования коммуникативных навыков у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи....
Особенности формирования коммуникативных навыков детей с ЗПР
Многие выдающиеся ученые в своих научных публикациях, касающихся теории общения, а также теории и методики социального воспитания личности, отмечают, что на становление индивидуального своеобразия лич...
Особенности формирования коммуникативных навыков у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Человек, являясь социальным существом, с первых месяцев жизни испытывает потребность в общении с другими людьми, которая постоянно развивается - от потребности в эмо...