Доклад к семинару «Формирование коммуникативных навыков дошкольников в процессе игры ». Тема доклада: «Становление социально-коммуникативных умений посредством культурных практик».
учебно-методический материал (средняя группа)

Сальникова Марина Викторовна

     С выходом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования особое внимание уделяется различным видам детской деятельности и решению задач развития у дошкольников самостоятельности и творчества. В основу реализации задач ФГОС ДО положен культурологический и деятельностный подход в педагогике. Культурологический подход определяет воспитание как способ приобщения ребенка к ценностям мировой и национальной культуры, развития его творческих способностей и наклонностей, защиту его прав и здоровья.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kulturnye_praktiki.docx27.44 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа №3 г. Маркса им. Л.Г. Венедиктовой структурное подразделение д/с №1

Доклад к семинару

«Формирование коммуникативных навыков дошкольников в процессе игры ».

Тема доклада: «Становление социально-коммуникативных  умений посредством  культурных практик».

   

Подготовил воспитатель  I квалификационной категории

Сальникова  Марина  Викторовна

                                             

                                                                   Октябрь,2019г

«Для того, чтобы стать субъектом культурной деятельности, ребенку

нужна особая собственная практика, особые собственные пробы сил»

Н.Б. Крылова –кандидат философских наук.

     С выходом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования особое внимание уделяется различным видам детской деятельности и решению задач развития у дошкольников самостоятельности и творчества. В основу реализации задач ФГОС ДО положен культурологический и деятельностный подход в педагогике. Культурологический подход определяет воспитание как способ приобщения ребенка к ценностям мировой и национальной культуры, развития его творческих способностей и наклонностей, защиту его прав и здоровья.

    В качестве эффективной формы работы в формировании у детей социально-коммуникативных умений обозначены организация и проведение различных культурных практик на языке обучения и общения. Уровень развития социально-коммуникативных навыков зависит от организации образовательной деятельности и среды. Выявлено, что только целенаправленная и систематическая работа педагогов дошкольного образования с детьми и их родителями, основанная на использовании разнообразных культурных практик, позволит сформировать у ребят социально-коммуникативную компетенцию.       Ключевой компетенцией в процессе формирования у дошкольников социально-коммуникативных способностей выступает коммуникативное развитие.   Коммуникативное развитие предполагает «развитие способности ребенка вступать в диалоговое общение с другими людьми, отстаивать свое мнение, быть общительным, интересным. Большую роль в социально-коммуникативном развитии ребенка дошкольного возраста играет взрослый.  Отношения со взрослым важны на ранних этапах онтогенез(индивид-ое развитие) дошкольника, так как «сначала через прямое подражание, затем через словесные инструкции ребенок приобретает основной жизненный опыт». Взрослые - это носители человеческого опыта, поэтому мы должны обращать внимание на то, что ребенок копирует стиль общения взрослых по коммуникации. Взрослые являются посредниками между детьми и социальным миром, поэтому от нас зависит то, как научатся дети жить среди людей, разбираться в сложном мире социальных взаимоотношений в поликультурной среде.

 Чтобы правильно выстроить социально-коммуникативное развитие ребенка, нам необходимо знать возрастные и индивидуальные особенности дошкольника. Мы ,педагоги, должны помнить о том, что есть периоды в развитии социально-коммуникативных умений, которые необходимо своевременно обнаружить и формировать. Нам, необходимо подходить к решению проблемы развития социально-коммуникативных способностей комплексно. Целесообразно работать над речевым развитием ребенка, учитывая все направления формирования взаимоотношений. Для успешного овладения речевыми и коммуникативными способностями , дошкольнику нужно научиться выражать свои эмоции и чувства точным, емким словом. Воспитатель должен создать такие педагогические условия, которые способствуют раскрытию инициативы ребенка в общении. Многие современные исследователи, в частности Н. Б. Крылова, предполагают, что только внедрение новых нестандартных форм целенаправленного и осознанного взаимодействия детей с окружающими позволит повысить их социально-коммуникативную компетенцию. Наиболее эффективными в этом процессе являются культурные практики, с помощью которых формируются и изменяются универсальные культурные умения.  Культурные практики – это ситуативное, самостоятельное, инициируемое взрослым или самим ребенком приобретение и повторение различного опыта общения и взаимодействия с людьми в различных группах, командах, со взрослыми, сверстниками и младшими детьми. Это также освоение позитивного жизненного опыта сопереживания, доброжелательности и любви, дружбы, помощи, заботы, альтруизма. А также негативного опыта недовольства, обиды, ревности, протеста, грубости. От того, что именно будет практиковать ребенок, зависит его характер, система ценностей, стиль жизнедеятельности, дальнейшая судьба.                             В качестве ведущей культурной практики выступает игровая практика. Игровая культурная  практика, это привычный вид игровой деятельности ребенка, где его поведение и внутреннее самочувствие основаны на идущих интересах . Такая практика тесно связана с жизнью дошкольника. Развитие культурных практик ребенка проходит в двух направлениях: во взаимодействии со взрослыми и в самостоятельной деятельности. Нам, необходимо создавать такие культурные практики, как совместная игра воспитателя и детей, ситуации общения и накопления положительного социально-эмоционального опыта, творческая мастерская, детская студия, детский досуг и другие. В них дошкольник проявляет самостоятельность и творчество в различных видах деятельности . Стремление быть со взрослыми, подражать и сотрудничать с ними и в то же время стараться заниматься тем, что интересно, активизирует совместную деятельность ребенка со взрослым. При таком партнерстве взрослый равноправно включается в процесс детской деятельности и с помощью культурных практик создает свободу выбора, творческий обмен и самовыражение ребенка. Для ребенка взрослый выступает как старший друг, наставник, который развивает и поддерживает в нем любознательность, живой интерес и независимость в общении. При организации полезных культурных практик не нужно забывать о детских потребностях, интересах и мотивах.

   В своей работе, по мимо игровой  практики, я  использую  один раз в неделю,  православную практику, которая способствует воспитанию у детей почтения и терпимости, уважения к достоинству и личным правам другого человека, формированию познания мира культуры, эмоционально-ценностному и духовному развитию . Все виды практик  моделируют реальность, по-своему продвигают начальную ситуационную связанность дошкольника с окружающим миром, то есть с помощью осознанного, словесно оформленного замысла происходит переход к определенному результату. Ребенок в культурных практиках, становится субъектом действующего взаимодействия, общения, деятельности с детьми и взрослыми.   Овладевая практиками, ребенок приобретает в общении со взрослыми и сверстниками универсальные культурные умения.    Учитывая, что предметно-пространственная среда является значимым условием для стимуляции коммуникативной деятельности и общения, мы оптимизировали центр речевой деятельности, где в доступном для детей месте находились словесные дидактические игры, картотека упражнений, наглядно-иллюстративный материал, сюжетные игрушки, различные виды театров, зеркало. Для организации самостоятельных сюжетно-ролевых игр, активизации детских диалогов в игровом центре разместили материал и соответствующую  атрибутика (куклы, животные, наборы мебели, посуды, транспортные средства, лоскутки ткани, палочки и др.). Некоторые атрибуты к игре были изготовлены совместно с детьми, с привлечением родителей.

   На мой взгляд, центральное место в развивающей речевой среде занимает  и речь педагога, являющаяся образцом для детей. Ему необходимо в совершенстве владеть лексическими и грамматическими навыками, а также правильным звукопроизношением, четкой артикуляцей. Его речь должна быть грамотной, выразительной, ему необходимо использовать средства невербальной коммуникации, приветливый, доброжелательный тон по отношению ко всем окружающим. Примером для детей должны быть его манера поведения в процессе речевого общения, поза, жесты, умение вести диалог, отношение к собеседникам. Поэтому мы постоянно работаем над уровнем коммуникативно-речевых способностей и у себя.

  Мы подобрали и провели для активизации коммуникативной деятельности различные культурные практики , соответствующие возрасту детей, взаимосвязанных и постепенно усложняющихся в ходе работы. Культурные практики проводятся  регулярно, в некоторых из них мы давали возможность ребенку понарошку руководить действиями игры для приобретения нового социального опыта.  Все использованные нами практики были распределены на два взаимосвязанных модуля: совместные игры педагога и детей, коммуникативные ситуации.

  В первом модуле наиболее интересными и эффективными стали сюжетно-ролевые игры, игры-инсценировки, игры-драматизации, дидактические игры, направленные на речевое развитие. Работа по формированию коммуникативных умений осуществлялась в форме игровой терапии. Общение детей во время игры мотивирует развитие их речи (увеличивается словарь, совершенствуется грамматический строй). Мы проводили бытовые и производственные сюжетно-ролевые игры, затронули такие темы, как «Семья», «Парикмахерская», «Детское кафе», «Автобус», «Водители», «Строим дом», «Магазин», «У врача», «Поликлиника», «Путешествие по городу». Также для объединения дошкольников в подгруппы, их взаимодействия мы использовали игры-инсценировки и игры-драматизации, в которых даны хорошо знакомые им сюжетные тексты с последовательностью игровых действий. Ребенок изображает персонаж, у которого основные черты, действия, переживания определены содержанием произведения. Чтобы исполнить роль героя («Идет кисонька из кухни», «Друзья», «Мы идем на прогулку»), ему необходимо владеть разнообразной мимикой, жестами, телодвижениями. В игре-инсценировке «Едем в автобусе » дети объединяются общей идеей, на основе интересной деятельности проявляют свою активность и творчество.

  Во второй модуль мы включили ситуации, несущие проблемный характер, направленные на развитие у детей умений взаимодействовать с окружающими. Они были активными участниками в игровых обучающих ситуациях, которые проводились как часть организованной образовательной деятельности. Вместе с любимыми персонажами дети проживали какие-то моменты,  учились сопереживать, помогать, сравнивать их поступки со своими, оценивать положительные и отрицательные действия. Ситуации «Добрые поступки», «Хвастунишки», «Подарок» и другие побуждали ребенка регулировать взаимоотношения со сверстниками, устанавливать эмоциональные личностные контакты. Для формирования навыков игрового общения в самостоятельной деятельности проводились игры-путешествия «Мы едем в зоопарк», «Идем в магазин игрушек».

   Проблемные образовательные ситуации были не только специально организованы , но и возникали стихийно в течение дня. В ситуациях («Как можно обратиться к другому человеку с просьбой», «Веселое приветствие»), отгадывании загадок дети получали необходимый опыт культурного поведения в обществе. Для развития диалогического общения, умения входить в контакт, инициативно высказываться, реагировать на высказывания собеседника, задавать вопросы, я подбирала  ситуации «Приятные слова», «Разговор по телефону», «Вопрос - ответ», «Я радуюсь, когда...». Уделялось внимание тому, чтобы все поочередно высказывались, не перебивали, выслушивали друг друга. Отвечающий ребенок держал «волшебную палочку», затем давал ее другому. Так «палочка» помогала в воспитании умения слушать товарищей. Для успешного взаимодействия я  старалась наладить отношения между детьми, привлекала их внимание к достоинствам сверстника, ласково называли и хвалили партнера по игре. Активизации общения и сотрудничества в процессе коммуникативной деятельности способствовали все виды детского взаимодействия, речевая активность, обращения за помощью, разные варианты помощи друг другу: «Что нужно сделать?», «Подскажи ему, как поступить», «Сделайте вместе». Я стремились создать такую атмосферу, чтобы ребенок чувствовал себя самостоятельным и полезным для окружающих, формируя таким образом у него уверенность в своих силах.  Культурные практики, которые возникали у ребят спонтанно, неожиданно,  принимались и поддерживались. Детская инициатива в разной деятельности является самым высоким уровнем коммуникативного развития.

  Таким образом, в нашей работе мы постоянно направляем  детей, помогаем организовывать ту или иную культурную практику. У них появляется желание самостоятельно проводить игру, свободно вступать в диалог друг с другом и воспитателем. Ребята стали относиться друг к другу намного внимательнее и доброжелательнее, использовать в общении вежливые слова и выражения. Они стали с удовольствием откликаться на любое интересное занятие, игру, активно проявлять себя, фантазировать и дружески общаться друг с другом.  Я пришла к выводу, что социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста через разнообразные культурные практики проходит более эффективно, если, во-первых, осуществляется работа по установлению активных взаимоотношений ребенка со сверстниками и взрослыми; во-вторых, организованы условия для развертывания коммуникативной активности дошкольников .  Только целенаправленная и систематическая работа педагогов дошкольного образования с детьми и их родителями, основанная на использовании разнообразных культурных практик, позволит сформировать социально-коммуникативную компетенцию дошкольников.

ЛИТЕРАТУРА

1. Андреева Г. М. Социальная психология. - М. : Аспект Пресс, 2005. - 302 с.

2. Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей. Формирование грамматического строя речи детей 3-7 лет : методическое пособие для воспитателей. - М. : Мозаика-Синтез, 2004. - 290 с.

3. Выготский Л. С. Психология. - М. : ЭКСМО, 2002. - 734 с.

4. Гойхман О. Я. Речевая коммуникация : учебник / под ред. О. Я. Гойхмана. - М. : ИНФРА-М, 2003



КиберЛенинка: 
https://cyberleninka.ru/article/n/nauchno-metodicheskie-aspekty-sotsialno-kommunikativnogo-razvitiya-detey-bilingvov-doshkolnogo-vozrasta-v-raznoobraznyh-kulturnyh


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование социально-коммуникативных навыков дошкольников в процессе изобразительной деятельности.

   В условиях изобразительной деятельности общение детей друг с другом и педагогом отличается от обыденного общения своим содержанием, которое имеет художественную направленность на в...

"Формирование социально-коммуникативных навыков дошкольников в процессе игровой деятельности"

В сообщении представлен опыт работы по развитию коммуникативного взаимодействия дошкольников в процессе игры....

Развитие коммуникативных навыков дошкольников в процессе подготовки и реализации проекта

Развитие коммуникативных умений относится к числу важнейших проблемпедагогики и психологии. Ее актуальность возрастает в современных условиях в связи сособенностями социального окружения ребенка, в ко...

Развитие коммуникативных навыков дошкольников в процессе подготовки и реализации проекта.

Подготовка и реализация проекта "Дорогою добра". Социально-нравственное воспитание – очень актуальная и сложная проблема нашего времени. Когда материальные ценности преобладают над дух...

Творческий час "«Формирование коммуникативных навыков дошкольников в процессе игровой деятельности»

Именно игра помогает создать такие ситуации, в которых даже самые необщительные и скованные дети вступают в речевое общение и раскрываются...

Статья Формирование коммуникативных навыков дошкольников в процессе социально трудовой деятельности

Труд – важнейшее средство воспитания, начиная с дошкольного возраста....