Статья Формирование коммуникативных навыков дошкольников в процессе социально трудовой деятельности
статья

Юличка Александровна

Труд – важнейшее средство воспитания, начиная с дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

муниципального образования г. Саяногорск

детский сад № 29 «У Лукоморья»

Доклад

Тема:» Формирование коммуникативных навыков дошкольников в процессе социально-трудовой деятельности».

Выполнила:

Воспитатель Кузнецова Ю.А.

Труд – важнейшее средство воспитания, начиная с дошкольного возраста.

Посредством труда у детей дошкольного возраста происходит формирование личности, складываются коллективные взаимоотношения. В рамках современного детского сада процесс воспитания организуется таким образом, что сочетаются разнообразные виды детской деятельности, направленные на полноценное всестороннее развитие дошкольников. Особую роль в данной совокупности имеет трудовая деятельность, которая помогает понять детям значимость собственного труда и труда других людей, формирует уважительное отношение к продуктам труда, кроме того дети учатся работать в коллективе Работа в коллективе способствует формированию таких качеств как взаимовыручка и взаимоподдержка, а так же навыков эффективного взаимодействия с другими участниками трудовой деятельности.

Трудовая деятельность является основой жизни каждого человека. Труд развивает ребенка, поддерживает его и помогает самоутвердиться в обществе. Однако взрослым необходимо помнить, что трудолюбие не является врожденным качеством, и его следует воспитывать и развивать с самого раннего детства.

Организованная трудовая деятельность в рамках ДОО, способствует развитию многих личностных качеств у детей дошкольного возраста. Особое значение она имеет для формирования у детей коммуникативных умений.

Коммуникативное умение – это определенные навыки общения и способность правильно выстраивать собственное поведение и уметь управлять ими в соответствии с основными задачами общения.

Большое значение для формирования коммуникативных умений у детей дошкольного возраста имеет такой вид трудовой деятельности, трудовые поручения.

В процессе труда формируется личность ребенка, складываются коллективные взаимоотношения. Весь процесс воспитания детей в детском саду может и должен быть организован так, чтобы они научились понимать пользу и необходимость труда для себя и для коллектива.

Трудовые поручения могут быть как индивидуальные, так и коллективные. Вне зависимости от того , какой вид поручения используется, они способствуют развитию коммуникативных умений. В том случае, если поручение дается воспитателем в индивидуальной форме, то это способствует развитию коммуникативных умений между взрослым и ребенком. Если же поручение дается воспитателем нескольким детям, то оказывается влияние на формирование коммуникативных умений между ребенком и взрослым, а так же между детьми.

Кроме того воспитателю необходимо помнить, что формирование коммуникативных умений, осуществляемое в рамках трудовых поручений, требует использования и иных видов деятельности, с целью закрепления и расширения.

Организуемые трудовые поручения, должны обязательно учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, их трудовые умения и навыки. Только в том случае можно будет получить ожидаемый результат сформированности коммуникативных умений.

Давая ребенку дошкольного возраста трудовое поручение, воспитателю следует ориентироваться не только на развитие трудовых навыков , но и коммуникативных умений. В данном случае под коммуникативными умениями подразумеваются знания о правилах и приемах вербального общения, способностях понимать и самостоятельно применять в повседневной жизни, а также овладения невербальными средствами общения (жесты, мимика, позы и т.д.).

Эффективностью формирования коммуникативных умений у детей дошкольного возраста средствами трудовых поручений в ДОО, во многом зависит от соблюдения условий их в организации.

#1057;оздание воспитателем ситуаций общения.

#1055;остановка перед воспитанником разнообразных задач, решение которых требует от ребенка проявления собственных коммуникативных умений.

#1055;остановка четкой цели поручения, которая будет понятна ребенку.

#1057;оздание таких ситуаций, при которых перед ребенком возникает выбор способа взаимодействия с окружающим.

#1057;оздание таких ситуаций, которые могут быть преобразованы в зависимости от поставленных целей.

#1042;ыполнение поручений в рамках экскурсий и походов, где дети имеют возможность поучиться взаимодействовать с незнакомыми людьми.

Наблюдая, в процессе работы за дошкольниками, проанализировала методику организации детского труда в системе образовательного процесса. Если говорить о содержании детского труда, то нельзя не сказать о влиянии, которое он оказывает на поведение и характер ребенка. Немаловажным в этом вопросе является воспитание у детей положительного отношения к окружающему миру, развития социально – коммуникативных навыков, одновременно с формированием у них трудовых умений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

проект" Формирование коммуникативных навыков дошкольников через совместную художественно-творческую деятельность детей и родителей "

Изобразительное творчество – процесс захватывающий и эмоционально насыщенный, несмотря на внешнее спокойствие и сосредоточенность. Детский интерес к данному виду деятельности обусловлен естестве...

Доклад к семинару «Формирование коммуникативных навыков дошкольников в процессе игры ». Тема доклада: «Становление социально-коммуникативных умений посредством культурных практик».

С выходом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования особое внимание уделяется различным видам детской деятельности и решению задач ...

Формирование коммуникативных навыков дошкольников через организацию детской игровой деятельности

Современное общество нуждается в активной, адаптивной, творческой личности, способной устанавливать бесконфликтное общение. Проблема формирования коммуникативных навыков детей в дошкольной педагогике ...

Презентация "Формирование учебных навыков дошкольника в процессе поисково - познавательной деятельности"

презентация по темеЭкспериментирование является наиболее успешным путём ознакомления детей с миром окружающей их живой и неживой природы. В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность...

Творческий час "«Формирование коммуникативных навыков дошкольников в процессе игровой деятельности»

Именно игра помогает создать такие ситуации, в которых даже самые необщительные и скованные дети вступают в речевое общение и раскрываются...