Роль сенсорного восприятия для речевого развития детей дошкольного возраста.
консультация по коррекционной педагогике
Сенсорное восприятие ребенка – это способ познания окружающего мира ребенка с рождения, в основе лежит работа органов чувств. Установлена важная роль чувственного опыта в формировании речи. Слово возникает и уточняется на основе чувственной сферы. Если недооценивать знание целенаправленного восприятия ребенка, то представления о предмете искажаются, становятся размытыми и ситуативными. Развитие сенсорного восприятия помогает ребенку точно, полно и раздельно воспринимать предметы, их свойства.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 17.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Необходимость развития сенсорного восприятия для речевого развития детей дошкольного возраста.
Развитие речи является одной из основных задач педагогов ДОУ в работе с детьми разного возраста. Овладение речью - это сложный, многосторонний психический процесс. Речь начинает появляться тогда, когда головной мозг, слух, речедвигательный аппарат достигли нужного уровня развития. Но имея даже достаточно развитой речевой аппарат, ребенок без окружающей среды не заговорит.
Сенсорное восприятие ребенка – это способ познания окружающего мира ребенка с рождения, в основе лежит работа органов чувств. Установлена важная роль чувственного опыта в формировании речи. Слово возникает и уточняется на основе чувственной сферы. Если недооценивать знание целенаправленного восприятия ребенка, то представления о предмете искажаются, становятся размытыми и ситуативными. Развитие сенсорного восприятия помогает ребенку точно, полно и раздельно воспринимать предметы, их свойства.
Поэтому для развития речи большое значение имеют сенсорные игры, их основные задачи: дать ребенку новые чувственные ощущения (зрительные, слуховые, тактильные, двигательные). Вот некоторые из таких игр:
- Игры с крупами, песком. Хождение босиком, делать «дождик» руками, пересыпание круп или песка с помощью баночек, ложек и тд, зарывание игрушек и поиск игрушек в крупе или песке, рисование крупами, песком. Используются, как сухие крупы и песок, так и мокрые. Знакомство с запахом, формой, цветом круп, нахождение различия между крупами и песком.
- Игры со льдом. Обследование льда на ощупь - какой он (холодный, прозрачный, гладкий). Рисование красками по льду. Наблюдение за таянием льда в воде разной температуры, на сухой поверхности.
- Игры со светом и тенями. Ясным днем поймайте солнечного зайчика, а вечером с помощью лампы можно устроить театр теней.
- Игры со звуками. Обращайте внимание ребенка на окружающие звуки: скрип двери, шум проезжающей машины, голоса птиц или звуки насекомых, стук ложки о тарелку, когда едим и тд.
- «Чудесный мешочек» - ребенок засовывает руку в мешок и на ощупь отгадывает что там лежит. Для усложнения игры можно называть из чего сделан этот предмет, тогда лучше брать игрушки из разного материала.
- Зрительные игры. Нахождение неправильного предмета (у машины руль сзади); называние наложенных предметов – эти игры проводятся в напечатанном варианте. Нахождение лишнего предмета среди игрушек.
- Игры со вкусом и обонянием. Угадывание продукта на вкус с закрыты ми глазами; чередование вкусов сладкий-кислый, сладкий-горький и тд. Угадывание продукта (растений) на запах с закрытыми глазами. Также при изучении продукта на вкус, можно выделять его свойства (твердый, мягкий, холодный, теплый, гладкий, шершавый и тд).
- Также для развития сенсорного восприятия полезны различные тоннели, качалки, гамаки, тяжелые одеяла, скейты и тележки; мыльные пузыри; катание шариков (машинок) с горки, по ровной поверхности.
Все описанные игры дают ребенку разнообразные ощущения, также помогают установить с ребенком эмоциональный контакт, что позволяет всесторонне воздействовать на развитие речи детей дошкольного возраста.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль проектной деятельности в речевом развитии детей дошкольного возраста.
Метод проекта является совместной формой сотрудничества ребёнка и взрослого, может компенсировать проблему дефицита общения, совместной деятельности родителей и детей в семье, а также стать эффективны...

Роль проектной деятельности в речевом развитии детей дошкольного возраста.
Материал для воспитателей, специалистов ДОУ, а также для родителей....

Доклад воспитателя "Роль театральной деятельности в речевом развитии детей дошкольного возраста"
Выступление с докладом на районном методическом объединении Тема: Роль театральной деятельности в речевом развитии детей дошкольного возраста...

"Роль игровой деятельности в речевом развитии детей дошкольного возраста во взглядах Е.И Тихеевой"
В данной статье изложен материал о речевом развитии детей дошкольного возраста через игру....

Консультация для воспитателей на тему: «Роль словесных игр в речевом развитие детей дошкольного возраста»
материал предназначен для педагогов дошкольного образования....

Роль театральной деятельности в речевом развитии детей дошкольного возраста.
Роль театральной деятельности в речевом развитии детей дошкольного возраста. ...

