Гигиена голоса педагога
консультация по коррекционной педагогике

Ерофеева Надежда Павловна

Человек наделен от природы чудесным даром – голосом. Голос – это бесценное богатство,   орудие труда педагога, он очень хрупок ,его надо  беречь. В этой консультации для вас собраны рекомендации по гигиене голоса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gigiena_golosa.doc63.5 КБ

Предварительный просмотр:

                     Гигиена голоса

Человек наделен от природы чудесным даром – голосом. Голос

помогает человеку общаться с окружающим миром, выражать свое отношение к различным явлениям жизни.

Голос – это бесценное богатство,   орудие труда педагога, он очень хрупок ,его надо  беречь.

 Ежедневно  голосовые связки педагогов подвергаются тяжелой нагрузке  и когда мы заставляем работать голосовые связки слишком много или работать неправильно, это приводит к тому, что они сокращаются и колеблются слишком сильно или чересчур резко, это приводит к хрипоте или ларингиту.

По статистике, около 40% учителей, воспитателей регулярно жалуются на осиплость,  хрипоту, боли в горле.

Какие же существуют рекомендации, чтобы наш голос оставался звучным, мелодичным, приятным для восприятия?

1.Интенсивно разговаривать в течение рабочего дня нужно не более 4 часов.

2.После окончания рабочего дня целесообразно в течение 2-3 часов избегать продолжительных разговоров. При неизбежности таких разговоров следует говорить потише, пользоваться короткими, лаконичными фразами.

3.Каждое утро, встав с постели, нужно выполнить релаксационные упражнения, а Перед занятиями желательно сделать артикуляционную гимнастику, голосовую гимнастику, а  после большой голосовой нагрузки - выполнить упражнения  дыхательной  гимнастики.

4 .Голос говорящего должен быть достаточно громким. Шептать и кричать - вредно. При шёпоте голосовые складки вовсе не вибрируют, а звук образуется за счет шума.

Нужно соблюдать  режим питания. Для голосовых складок  вредна острая пища, слишком холодная или горячая пища, а так же чрезмерно кислая или солёная, т к она   раздражает слизистую оболочку. Очень вредно употребление спиртных напитков и курение, которые травмируют голосовые складки и делают их поверхность сухой, раздраженной. Голос  становится  менее  выносливым,

в рацион нужно включать витамины, особенно аскорбиновую кислоту и рутин, полезно употреблять  свежий сок – яблочный, апельсиновый или морковный., куриный тёплый бульон.

7. Орехи, семечки и шоколад, кофе в больших количествах перед серьезной голосовой нагрузкой употреблять не рекомендуется,

8. Пейте больше  жидкости.  Мы часто не замечаем, что нам не хватает воды, пить мы можем и не хотеть, но нехватка жидкости будет сказываться и на голосе, и на общем состоянии организма

9. Не говорите на фоне громкой музыки

Итак, каждое утро  выполняем релаксационные упражнения
(Для нормализации тонуса шейной, голосовой мускулатуры)

Упражнения выполняются стоя, можно и сидя 2-3 раза.
1. Поднять плечи вверх — сбросить напряжение.
2. Отвести плечи назад, вернуть, расслабиться.
3. Потянуть плечи вперед, расслабить.
4. Вытянуть прямые руки вдоль туловища, сжать кисти в кулак, расслабить руки.
5. Покачивание плечами вперед-назад, руки свободно свисают.
6. Потряхивание кистями.
7. Потянуть подбородок вверх — ощутить напряжение передней поверхности щеи, уронить голову на грудь - расслабить шею.
8. Поочередные повороты головы вправо, влево с напряжением и расслаблением шеи.
9. Наклоны к плечу с напряжением.
10. Прокатывание головы по груди легко, без напряжения.

Перед занятиями выполняем

артикуляционную гимнастику для тренировки мышц артикуляционного аппарата. Это может быть «сказка о веселом язычке»

Голосовая гимнастика

Долго произносим звук [м],Упражнение  выполняем свободно, без напряжения, чтобы мышцы шеи, плечевого пояса, живота были расслаблены.  

2. постукиваем кончиками пальцев от середины лба к ушам, озвучивая звук "мммм"; выполняем с разным напряжением

3 кончиками пальцев от крыльев носа к ушам, озвучивая звук "мммм";

3 кончиками пальцев под носом над надгубной частью лица озвучивая звук "ввввв";

4 кончиками пальцев по подбородку, озвучивая звук "зззззз";

5. кончиками пальцев в области мочек ушей, озвучивая согласный "ддддд".

6. Произносим слоги "ра-ра, ро-ро, ру-ру, ры-ры,  с поворотами головы то вправо, то влево.

7. произносим звук [у], имитируя различные ситуации:

-гудит пароход, который находится далеко в море;

-гудит пароход, который стоит у причала;

Упражнение "Бубенчики -Колокол"

"Генератор звука" - тянем гласные звуки [а], [о], [у], постепенно изменяя высоту голоса, как будто поворачиваем ручку звукового генератора

"Шагаем по ступенькам" – произносим звуки, затем фразы

"Первый этаж, второй этаж: седьмой этаж", постепенно повышая свой голос, как бы шагаем по ступенькам.

от топыта копыт пыль по полю летит

10 «Поезд» Встать прямо, расслабиться, на медленном выдохе передать стук колес поезда в разном темпе:

поезд отходит от станции: тук-тук-тук-тук:

прибавляет ход: туктуктуктуктук:

мчится быстрее: так-чики,так-чики,так-чики.так-чики:

замедляет ход: туктуктук-тук-тук-тук:

После работы выполняем дыхательную гимнастику

Для этого выполняются следующие упражнения:

1. встать прямо и спокойно дышать, положив одну руку на живот, для контроля движений диафрагмы, а другую - сбоку на рёбра, для контроля движений грудной клетки. Сначала выполняем вдох через нос и плавный бесшумный выдох через нос, потом между вдохом и выдохом делаем небольшую задержку (2 с.), а затем осуществляем вдох через нос и выдох через рот.

2) Выполняем вдох через нос, а на выдохе считаем сначала до 5, а затем удлиняем выдох до 10 и 15.

3) упр. «Свеча» Выдыхаем воздух через суженное ротовое отверстие сильной струёй, как будто дуем на воображаемое пламя свечи таким образом, чтобы "пламя заколыхалось" и держим его в таком положении до конца выдоха.

«Повороты головы»

 Исходное положение: встать прямо. Повернуть голову вправо и сделать короткий шумный вдох. Затем сразу же (без остановки посередине) повернуть голову влево, шумно и коротко «понюхать воздух» слева. Выдох происходит во время поворота головы, однако внимание на нем не акцентируется. И так 16 движений. Ни в коем случае нельзя напрягать шею. Туловище должно быть неподвижно, плечи не движутся вслед за головой и не поднимаются.

«Тянем канат»

   Исходное положение: встать прямо, ноги на ширине плеч, руки подняты вверх, ладони сжаты в кулаки. Слегка присесть, руки согнуть в локтях, как будто что-то тянем, сделать короткий шумный вдох, вернуться в исходное положение.

«Обними плечи»

   Исходное положение: встать прямо, руки согнуты в локтях и подняты на уровень плеч, ладони сжаты в кулаки. В момент короткого шумного вдоха носом бросаем руки навстречу друг другу, как бы обнимая себя за плечи. Сразу же после короткого вдоха руки расходятся в разные стороны. В этот момент на выдохе пассивно уходит воздух.

  Чтобы не страдать от боли в горле и потери голоса, для профилактики простудных и воспалительных заболевании полезно закалять горло.

Для этого его полощут водой комнатной температуры, которую

ежедневно понижают на один градус, понижение доводить до 16 градусов. Хорошо добавлять морскую соль (1чайная ложка на стакан воды) или отвары ромашки, шалфея и зверобоя.

Другой способ: надо хотя бы в течение месяца полоскать горло следующим составом:

 цветы ромашки аптечной, листья эвкалипта и цветы ноготков смешать в равных пропорциях. Взять 1 ст. ложку этой смеси, залить ее 300 мл кипятка и кипятить 2 минуты, после чего настоять в течение 40 минут, хорошенько укутав, и процедить. Полоскать горло 2 раза в день, утром ивечером, разделив настой пополам. Каждый день готовить свежий настой для полоскания. Начинать полоскание настоем с температуры 26 градусов, постепенно убавляя температуру каждый день на 1 градус. Дойдя до температуры 14–16 градусов, в последующие дни полоскать горло настоем

только такой температуры

Но вот, все таки с нами случилась неприятность: голос осип или еще хуже- мы его потеряли.

Народная медицина нам рекомендует:

1.Свежевыжатый морковный сок развести молоком в соотношении 1:3 и пить 3 раза в день по полстакана.

 2.Выпить на ночь стакан горячего молока, в которое добавлена 1

столовая ложка водки.

3.Тщательно размешать 2 яичных желтка, 50 г меда и 30 г коньяка. Принимать по 1 чайной ложке 4 раза в день.

Секрет солистов Русского народного хора имени М. Е. Пятницкого

Мякоть половины лимона превратить в кашицу, добавить столовую

ложку меда, подержать во рту и проглотить. В мед входит около 30 микроэлементов и витаминов, поэтому он обладает противовоспалительным,смягчающим и антисептическим действием. А в лимоне, как известно,повышенное содержание витамина С, отсюда его общеукрепляющий эффект.Сочетаясь, оба эти полезных продукта бережно ухаживают за слизистой гортани и за голосовыми связками, поддерживают весь иммунитет в целом.

Даже леденцы от кашля с небольшим содержанием меда и лимона оказывают положительный эффект на больную гортань.

Вдова композитора Мигули предложила такой рецепт для

восстановления голоса после простуды:

400г любых отрубей залить 1,5 стаканами кипятка. Дать отрубям осесть на дно, набухнуть хорошенько. Воду слить. А в массу добавить мед – 3ст. ложки.И все время в течение дня есть по ложке.

Вокальный педагог Ф.Витт  советовал: «Относитесь бережно к

своему голосу и своему аппарату – это такой нежный орган. Только при разумном отношении к нему вы сохраните голос до глубокой старости»

Чтобы сберечь голос нельзя:

1. разговаривать на морозе,

2. быстро бегать на морозе.

Для голоса опасно переохлаждение, чрезмерное употребление

мороженого, сквозняки.

Нужно следить за своей обувью, особенно в сырость и холод.

В повседневной жизни и деятельности дышать только через нос.

Итак:

Каждый, кто профессионально использует свой голосовой аппарат, обязан иметь элементарные знания по гигиене голоса и режиму профессиональной работы. Соблюдение правил гигиены и ежедневные голосовые тренировки позволят даже слабому от природы голосу быть работоспособным и постоянно совершенствоваться!!!!!Берегите себя!

 

   

                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему: "Гигиена голоса"

В данной презентации даются рекоиендации для воспитателей по охране голоса детей, а так же приведены игровые упражнения направленные на развитие силы голоса и мелодико - интанационной стороны речи....

Гигиена голоса воспитателей дошкольного образовательного учреждения

Сфера образования является сферой повышенной голосоречевой активности. Речь и голос воспитателя - важнейшие инструменты  общения. Воспитатели должны не только в полном объеме использовать все гол...

Гигиена голоса воспитателей дошкольных образовательных учреждений

Воспитатель дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) является связующим звеном в коммуникативном процессе (воспитатель-ребёнок, воспитатель-родители-ребёнок и др.), поэтому ему необходимы умения ...

Статья для родителей "Гигиена голоса ребенка"

Для того чтобы голоса ваших детей звучали и связки были всегда в порядке необходимо соблюдать некоторые несложные правила....

Гигиена голоса дошколят

Очень хочется заострить внимание родителей на одном примечательном факте ,которому ,надо признаться ,не уделяется достаточно внимания ....

Консультация для педагогов: «Голос педагога. Инструмент и объект внимания. Как сохранить голос»

Причины проблем с голосом. Характеристика хорошего голоса. Простые правила сохранения голоса....