Работа по развитию графомоторных навыков у дошкольников с ЗПР
статья по коррекционной педагогике

Ефимова Анна Витальевна

Графомоторные навыки необходимы ребенку в повседневной жизни для выполнения различных бытовых действий: самостоятельное одевание и застегивание пуговиц, кнопок; пользование столовыми приборами; игра с игрушками и настольными играми, конструирование. Также они необходимы для рисования и письма. Повышение или понижение мышечного тонуса обуславливает слабость и большую утомляемость мышц кистей рук детей с ЗПР. Недостаточная деятельность нервной системы делает движения кистей их рук неловкими. В школе эти нарушения скажутся на письме и, как следствие, на успеваемости. Поэтому важно заниматься развитием мелкой моторики и графомоторных навыков у детей с ЗПР с дошкольного возраста.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Работа по развитию графомоторных навыков у дошкольников с ЗПР

В настоящее время складывается стойкая тенденция интенсивного роста количества детей с задержкой психического развития различного генеза. Наиболее характерными психическими и моторными особенностями детей с ЗПР являются:

• повышенная истощаемость нервной системы и снижение работоспособности, низкий навык самоконтроля

• неустойчивость внимания и отставание в развитии всех форм мышления

• низкий уровень приема и переработки сенсорной информации

• недостаточная продуктивность произвольной памяти

• незрелость эмоционально-волевой сферы

• нарушения двигательного и моторного развития

• нарушения развития мелкой моторики

• нарушения зрительно-пространственного восприятия и зрительно-моторной координации.

Повышение или понижение мышечного тонуса обуславливает слабость и большую утомляемость мышц кистей рук. Недостаточная деятельность нервной системы делает движения кистей рук неловкими. В школе эти нарушения скажутся на письме и, как следствие, на успеваемости. Именно поэтому важно заниматься развитием мелкой моторики и графомоторных навыков у детей с ЗПР с дошкольного возраста.

Графомоторные навыки необходимы ребенку в повседневной жизни для выполнения различных бытовых действий: самостоятельное одевание и застегивание пуговиц, кнопок; пользование столовыми приборами; игра с игрушками и настольными играми, конструирование. Также они необходимы для рисования и письма.

Графомоторные навыки включают в себя:

Мелкую мускулатуру пальцев (контроль за быстротой движения пальцами и их силой).

Зрительный анализ и синтез (ориентирование в пространстве по отношению к предметам, понимание правой и левой стороны).

Рисование (обводка, штриховка, зарисовка предметов, срисовывание, дорисовка рисунков с незаконченными элементами).

Графическую символику (предполагает значение геометрических фигур, рисование узоров и умение изображать их с помощью символов).

Работа по формированию графомоторных навыков у детей с ЗПР проходит от простого к сложному и включает в себя 3 этапа:

1 этап: проводится работа по развитию ручной моторики, а также развитию зрительно-двигательной координации. Для этого используются: рамки Монтессори, мозаики, доски Сегена, различные предметы для нанизывания и сортировки и т.д.

2 этап: проводится работа по совершенствованию умения застегивать и расстегивать пуговицы, по формированию навыка рисования, по формированию умения составлять целый предмет из нескольких составляющих, по формированию умения выполнять шнуровку сверху вниз без перекрещивания – дорожка (по подражанию или по образцу), по обучению размазыванию пальцами пластилина по картону или дощечке, по обучению проведению непрерывной линии между двумя волнистыми линиями с повторением изгибов, по обучению проведению непрерывных линий между двумя ломаными линиями с повторением их изгибов, по обучению детей обведению по контуру простых предметов, по обучению проведению линий, не отрывая карандаша от листа бумаги (вначале пальцем, затем карандашом), по обучению штриховке простых предметов в одном направлении (сверху вниз), по формированию у детей индивидуальных предпочтений при выборе цвета карандаша при раскрашивании различных контурных сюжетных рисунков. Для этого используются: штриховки, обводки, паззлы, раскраски и т.д. Очень важно добиваться навыка правильного захвата карандаша.

3 этап: проводится работа по совершенствованию пользования всеми видами расстегивания и застегивания, по совершенствованию умения детей штриховать простые предметы в различных направлениях (вверх-вниз, вправо-влево), по совершенствованию умения детей ориентироваться на листе бумаги и верно располагать графические изображения, по обучению ориентированию в тетради в клетку (обводка клетки, подсчет клеток, проведение вертикальных и горизонтальных линий), по обучению выполнения графических заданий как индивидуально, так и в совместной работе со сверстниками (функция контроля действий), по обучению выполнению графических заданий на листе бумаги по образцу. На данном этапе формируется оценочное отношение детей к собственным графическим работам, к результатам работ сверстников, сравнение их с образцом. Так же на этом этапе начинается работа по формированию у детей умения выполнять звукобуквенный анализ.

При работе по развитию графомоторных навыков у детей с ЗПР следует придерживаться  некоторых правил:

  1. Работа должна проводиться ежедневно в первой половине дня. Во второй половине дня она может проводиться как закрепление.
  2. Инструкцию по выполнению задания необходимо давать простой фразой, объясняя каждый этап, повторяя несколько раз.
  3. Не следует торопиться. Особенности психического и моторного развития детей данной категории требуют кропотливой работы при поддержке и помощи педагога. Необходимо использовать пассивно-активный метод «рука в руке».
  4. Для закрепления приобретенных навыков необходимы многократное выполнение одних и тех же заданий и домашние задания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие графомоторных навыков у дошкольников

Презентация : Консультация для родителей "развитие графомоторных навыков у детей"...

Развитие графомоторных навыков у дошкольников

Самые большие трудности, доставляющие много огорчений – это уроки письма. Нужно каждый раз осваивать много нового, а руки еще слабы, не слушаются. За 3 месяца необходимо освоить написание 300 элементо...

Развитие графомоторных навыков у дошкольников

В материале представлены правила посадки ребенка за столом и постановка руки при выполнении графических упражнений....

Система развития графомоторных навыков у дошкольников с ОНР для успешного овладения навыками письма.

Письмо – один из самых сложных видов человеческой деятельности, а научиться писать совсем не так просто, как кажется на первый взгляд. Небрежный‖ почерк в школьных тетрадях, ошибки, замены в написании...

Опыт работы по теме: "Развитие графомоторных навыков у дошкольников"

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически...

Коррекционно-педагогическая работа по формированию графомоторных навыков у дошкольников 5-6 лет с ОВЗ

Детям с ОВЗ присуще отставание в развитии двигательной сферы. У значительной части детей двигательная недостаточность выражается в виде плохой координации сложных движений, неуверенности в выполнении ...

Коррекционно-педагогическая работа по формированию графомоторных навыков у дошкольников 6-7 лет с ОВЗ

Детям с ОВЗ присуще отставание в развитии двигательной сферы. У значительной части детей двигательная недостаточность выражается в виде плохой координации сложных движений, неуверенности в выполнении ...