Система развития графомоторных навыков у дошкольников с ОНР для успешного овладения навыками письма.
учебно-методический материал по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему

Краева Оксана Сергевна

Письмо – один из самых сложных видов человеческой деятельности, а научиться писать совсем не так просто, как кажется на первый взгляд. Небрежный‖ почерк в школьных тетрадях, ошибки, замены в написании букв чаще всего не от нежелания постараться, не от невнимательности и лени, а от несоответствия наших требований и возможностей ребенка. У детей  с ОНР зачастую имеются не резко выраженные двигательные нарушения. Они характеризуются изменениями мышечного тонуса, нарушениями равновесия, координации движения, недостаточностью дифференцированной моторики пальцев рук, снижением кожной и мышечной чувствительности, у них низок уровень зрительно – моторных координаций, пространственного восприятия и зрительной памяти. У многих  детей характерные нарушения познавательной деятельности, обусловленные речевым дефектом и низкой умственной и физической работоспособностью, наблюдаются нарушения памяти, внимания, гиперактивность. Все это делает невозможным успешное формирование навыка письма, а  в дальнейшем приведет к тревожному состоянию ребѐнка в школе, различным комплексам, и как результат - возникновение негативного отношения к учѐбе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл word.docx24.15 КБ

Предварительный просмотр:

Система развития графомоторных навыков у дошкольников с ОНР для успешного овладения навыками письма.

Письмо – один из самых сложных видов человеческой деятельности, а научиться писать совсем не так просто, как кажется на первый взгляд. Небрежный‖ почерк в школьных тетрадях, ошибки, замены в написании букв чаще всего не от нежелания постараться, не от невнимательности и лени, а от несоответствия наших требований и возможностей ребенка. У детей  с ОНР зачастую имеются не резко выраженные двигательные нарушения. Они характеризуются изменениями мышечного тонуса, нарушениями равновесия, координации движения, недостаточностью дифференцированной моторики пальцев рук, снижением кожной и мышечной чувствительности, у них низок уровень зрительно – моторных координаций, пространственного восприятия и зрительной памяти. У многих  детей характерные нарушения познавательной деятельности, обусловленные речевым дефектом и низкой умственной и физической работоспособностью, наблюдаются нарушения памяти, внимания, гиперактивность. Все это делает невозможным успешное формирование навыка письма, а  в дальнейшем приведет к тревожному состоянию ребѐнка в школе, различным комплексам, и как результат - возникновение негативного отношения к учѐбе.

  Подготовка к письму – особый и отдельный вид занятий с ребенком с ОНР до школы. Это особая система пошаговых занятий, где важно все: как сидит ребенок, как держит ручку, как лежит лист бумаги или тетради, как выполняет элементарные графические движения. Проблема подготовки дошкольников с тяжелыми нарушениями речи к овладению навыками письма, т.е. формирование графомоторных навыков, является одной из наиболее сложных и актуальных. Структура дефекта сложна, многообразна по своим проявлениям и самостоятельно, спонтанно в процессе развития графомоторные навыки не формируются.

     Система подготовки дошкольников с ОНР обучению грамоте   строится, опираясь на структуру функционального базиса письма. Эта система состоит из двух блоков.

l блок. Развитие неречевых навыков и функций, необходимых для успешного овладения письмом.

У  детей с ОНР отмечаются трудности зрительно — пространственного восприятия в сочетании с дефицитом зрительно — моторных координаций. Учитывая это, данному  разделу  работы  должно уделяться особое внимание.  Деятельность   организовывается  по ряду направлений:

1. Развитие зрительно — пространственного восприятия, зрительной памяти

а. Уточнение и совершенствование навыка оперирования сенсорными эталонами величины, формы на невербальном и вербальном уровнях:

— «Собери бусы»;

— «Пришей заплатку»;

— «Запомни форму»;

— «Что такой формы?»;

— «Путешествие в страну геометрических фигур»;

— «Сравни по величине».

б. Развитие зрительного восприятия:

— «Что здесь изображено?» (узнавание «зашумленных» (наложенных, перечеркнутых) геом. фигур, цифр, предметов);

— «Что перепутал художник?»;

— «Скопируй фигуры (изображения)»;

— «Дорисуй предмет до целого»;

в. Обозначение пространственного расположения и взаиморасположения предметов:

. на собственном теле;

. в окружающем пространстве;

. уточнение и закрепление значения предлогов на невербальном и вербальном уровнях:

 — «Угадай часть тела и запомни ее название»;

 — «Путаница»;

 — «Графические диктанты»;

 — «Эхо» (серии движений, очень полезно поработать с цветами, звуками, словами – сначала, чтобы ребенок копировал, а потом – показывал противоположное);

— «Поставь фигуру в угол»;

— рисование и аппликация орнаментов.

  Среди всех речевых обозначений направлений пространства понятия «право» — «лево» представляют наибольшую трудность, так как они являются наименее чувственно подкреплёнными, отвлечёнными. Такая абстрактность значительно затрудняет усвоение этих категорий, поэтому надо промаркировать левую руку (например, браслетом, таким образом, в памяти ребенка останется образ: «левая сторона – это там, где …»)

г. Развитие зрительно — пространственного праксиса, навыков мысленного перемещения и трансформации зрительных образов:

— складывание разрезных картинок (кубиков);

— складывание изображений из палочек;

— «Капризный фотограф»;

— «Подбери лоскуток (осколок)»;

— «Правильное и неправильное зеркало»;

— «Лабиринт»;

— «Кто с кем разговаривает?»;

— «Кто где живёт?»;

д. Формирование навыков схематического изображения предметов и их пространственных отношений. Развитие способности к символизации:

-зарисовывание символами предметов, действий с последующим воспроизведением на вербальном уровне;

— заучивание стихов с помощью пиктограмм;

— составление описательных рассказов с помощью схем — опор;

—заполнение календаря природы с помощью символов.

Такая работа с символами первого порядка облегчает освоение схем фонематического и грамматического анализа и символов второго порядка — букв.

е. Развитие действий игрового замещения и символической игры.

2. Развитие изобразительно — графических способностей и зрительно — моторных координаций

а. Раскрашивание.

б. Обводка по контуру, штриховка.

в. Дорисовывание (по ассоциации, недостающих деталей, незаконченных рисунков).

г. Рисование с натуры (по памяти) с целью изображения как можно большего количества деталей.

д. Рисование по лекалам.

е. Рисование, раскрашивание, украшение букв и цифр с опорой на перцептивное восприятие.

ж. Воспроизведение фигур и сочетаний фигур по памяти.

з. Вырезывание.

3. Развитие сукцессивных способностей во всех модальностях

а. В кинетической модальности:

— реципрокные упражнения («Кулак — ребро — ладонь», «Лягушка»);

— перебор пальцев, колечки, цепочки;

— выполнение многоступенчатых инструкций с последующей вербализацией;

— технология «Мудры».

б. В аудиальной модальности:

— воспроизведение ритмов по слуховому образцу;

— воспроизведение автоматизированных рядов (времён года, дней недели, месяцев, цифрового ряда в прямой и обратной последовательности, вразбивку);

— воспроизведение рядов предметов, цифр, звуков, букв, слов с постепенным наращиванием в прямой и обратной последовательности;

— повторение предложений разной длины, распространение предложений

в. В визуальной модальности:

— воспроизведение ритмов по зрительному образцу (рисование узоров в полосе по мотивам народных промыслов);

— продолжение ряда с сохранением принципа чередования («Собери бусы»; «Проложи дорожку к моему порожку»);

— воспроизведение ряда предметов;

— обнаружение изменений в последовательности фигур, предметов, картинок («Что изменилось?», «Что добавилось?»)

4. Развитие способности к концентрации, распределению и переключению внимания

а. Упражнения по прослеживанию взглядом линии от начала до конца при переплетении её с другими линиями

б. Узнавание наложенных изображений

в. Упражнения на развитие произвольного переключения внимания:

— «Назови и покажи цифры от 1 до 10 сначала красные, затем чёрные, затем одновременно»;

— «Найди отличия»;

— «Перепутаница»;

— «Распутай узел»;

— сортировка мелких предметов

5. Развитие мыслительных операций сравнения, обобщения, классификации и предпосылок логического мышления:

— «Назови одним словом»;

— «4 — й лишний»;

— «Найди сходство и отличия»;

— «Что сначала, что потом?»;

— установление причинно - следственных связей,

— ассоциации;

— аналогии

6. Развитие формообразующих движений:

— «Догадайся, какое животное»;

— «Покажи, какая шея (лапы, хвост)»;

— «Изобрази букву (телом, пальцами)»;

— «Расскажи стихи (сказку) руками»;

— «Разговор через стекло»;

— жестовые игры («Где мы были, мы не скажем, а что делали — покажем»);

— игры- пантомимы.

7. Развитие мелкой моторики, графомоторных навыков:

— раскрашивание;

— лепка;

— обрывание бумаги;

— нанизывание бусин;

— застёгивание и расстегивание пуговиц, кнопок, крючков;

— работа с мозаикой, с мелкими деталями конструктора

  Трудности в письме связаны прежде всего не с самим написанием букв, а с неподготовленностью детей к этой деятельности. Поэтому в подготовительный период очень важно использовать ряд упражнений для развития мелкой моторики.

  Можно предложить ребёнку копировать понравившиеся рисунки (сюжетные картинки, различные орнаменты) на прозрачную бумагу или через копировальную бумагу. Особенно полезны орнаменты и узоры, так как в них присутствует большое количество изогнутых линий, что является хорошей подготовкой руки ребёнка к написанию прописных букв.

При формировании графомоторных навыков целесообразно соблюдать определённую последовательность совершенствования разного рода движений.

Этапы формирования правильного графического навыка

1 шаг. Учимся правильно сидеть

2 шаг. Учимся правильно держать ручку и бумагу

Это позволит сформировать правильную технику письма и графический навык, а значит сделать письмо удобным, чётким, быстрым. Нужно не только объяснить, как правильно, но и показать, найти вместе с ребёнком наиболее удобный для него вариант правильной позы и правильного положения руки. Напоминаем ребёнку, что способы держать ручку или карандаш отличаются. Именно поэтому графические задания при подготовке к письму целесообразно выполнять шариковой ручкой (можно с пастой чёрного цвета), тогда не придётся переучивать ребёнка, усвоившего «свой» способ держания карандаша. Именно ручкой следует обрисовывать все контуры в заданиях, а разрисовывать, раскрашивать можно карандашами и фломастерами.

3 шаг. Учимся рисовать прямые линии: вертикальные, горизонтальные, наклонные

4 шаг. Учимся рисовать прямые и наклонные параллельные линии

5 шаг. Учимся рисовать полуовалы верхние, нижние

6 шаг. Учимся рисовать круги и овалы

7 шаг. Учимся рисовать зигзаги (плавно передвигая руку)

8 шаг. Учимся рисовать линии, полуовалы, овалы определённой величины (вводится ограничительная линейка — строка)

9 шаг. Знакомимся с печатными буквами и учимся писать их правильно

  Графический образ буквы формируется на полианализаторной основе: подключается аудиальный, визуальный, кинестетический каналы. Дети соотносят букву с определённым образом, выполняя упражнение «На что похожа буква?», обводят указательным пальцем ведущей руки объёмные буквы из бархатной или наждачной бумаги, зачеркивают неправильно написанные буквы, заучивают стихи, в которых уточняется пространственное расположение элементов букв, складывают буквы из деталей и изображают пальцами и телом, украшают их и определяют на ощупь — работает вся перцептивная система.

  Переходить к последнему этапу подготовки к письму — освоению написания элементов письменных букв — до школы не рекомендуется, так как дошкольник обладает низкой способностью к произвольной регуляции движений, у него не закончено окостенение фаланг пальцев, не сформированы мелкие мышцы кисти, низка выносливость к статическим нагрузкам.

ll блок. Развитие речевых навыков и функций, необходимых для успешного овладения письмом

  Как правило, принципы обучения письму определяются системой самого письма, а так как система русского письма звуко — буквенная, то и основной принцип обучения звуковой, или фонематический.

Работа проводится поэтапно.

l. Развитие слухового внимания

Задача: научить различать неречевые и речевые звуки, понимать смысловое значение интонации.

ll. Стимуляция осознания звуковой стороны речи

Задача: подвести детей к самостоятельному осознанию того, что непрерывный речевой поток можно членить не только на смысловые фрагменты, но и на отдельные звуковые комплексы — слова, слоги, звуки; к усвоению смыслоразличительной роли звуков.

lll. Развитие фонематического слуха

Задача: одновременно с формированием правильного звукопроизношения научить выделять заданный звук среди других звуков, отбирать и подбирать слова с заданным звуком.

lV. Развитие фонематического восприятия и формирование фонематических представлений

Задача: научить дифференцировать близкие по акустико - артикуляторным признакам звуки изолированно и в слове.

V. Формирование навыка фонематического, слогового и языкового анализа и синтеза

Задача: сформировать умение анализировать временную последовательность речевых единиц (звуков, слогов — в слове, слов — в предложении, предложений — в тексте) и удерживать их в памяти.

 Занятия  по развитию грфомоторных навыков у детей  с ОНР должны быть короткими — по 10-15 минут, поскольку способность удерживать внимание ограниченна, и регулярными (например, через день), так как только регулярные занятия обеспечивают непрерывность обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование графомоторных навыков и операционной готовности к овладению письменной речью в системе развития и коррекции мелкой моторики кистей и пальцев рук у детей со стертой формой дизартрии.

В работе рассматриваются:-Диагностика уровня развития мелкой моторики-Планирование работы по развитию графомоторных навыков-Взаимосвязь в работе логопеда, воспитателя и других специалистов ДОУ....

Особенности развития фонематических процессов у дошкольников и их влияние на овладение письменной речью

Описание работы: Актуальность настоящей работы в том, что развитие фонематических процессов у дошкольников является главным условием профилактики нарушений письменной речи. Таким образом, проблема нас...

Семинар-практикум «Направления работы в системе развития нравственно-патриотического воспитания дошкольников на современном этапе».

Цель – повысить образовательные, профессиональные, теоретические и практические знания педагогов по проблеме нравственно-патриотического воспитания дошкольников, систематизировать знания и умения педа...

Звуко-слоговой анализ слов, как залог успешного овладения навыками чтения и письма.

В статье освещаются вопросы правильного подхода к обучению дошкольников грамоте, выделяются основные этапы подготовки ребенка к звуко-слоговому анализу слов, который является залогом успешного овладен...

Развитие фонематического восприятия как одного из базовых условий успешного овладения грамотой

Фонематическое восприятие – первая ступень пути к овладению грамотой, звуковой анализ – вторая;  фонематическое восприятие формируется в период от года до четырёх лет, звуковой анализ – в более п...