Развитие фонематического восприятия как одного из базовых условий успешного овладения грамотой
консультация по логопедии (старшая группа)

Калинина Ольга Николаевна

Семинар для педагогов 

Скачать:


Предварительный просмотр:

БРОННИЦКИЙ ГОРОДСКОЙ ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Детский сад «Радуга» г. Бронницы

Семинар для педагогов МДОУ «Радуга»на тему: «Развитие фонематического восприятия как одного из базовых условий успешного овладения грамотой»

Составила: учитель-логопед МДОУ «Радуга»

                      Калинина Ольга Николаевна

Ноябрь 2017 г

Развитие фонематического восприятия как одного из базовых условий успешного овладения грамотой

В норме каждый человек от рождения обладает так называемым биологическим слухом, т.е. способностью воспринимать звуковые колебания органами слуха (слуховое восприятие). У человека и высших животных звуки улавливаются наружным ухом и через барабанную перепонку и слуховые косточки (среднее ухо) передаются в улитку лабиринта (внутреннее ухо), где колебания основной перепонки вызывают возбуждение чувствительных нервных окончаний кортиева органа, которое передается в головной мозг. Человек воспринимает колебания частотой от 10-20 Гц до 20кГц.

Важной характеристикой слуха является слуховое внимание.

Слуховое внимание — это сосредоточение сознания на каком-либо звуковом раздражителе, объекте или деятельности. Сосредоточивая сознание на слуховом раздражителе, внимание повышает чувствительность слуха, обеспечивает четкость слуховых ощущений.

Нарушения слухового восприятия выражаются преимущественно в снижении слухового внимания или, наоборот, в повышенной чувствительности к любым слуховым раздражителям, что проявляется в защитных реакциях вздрагивания, плача и др. Это тормозит развитие познавательной деятельности. Некоторые нарушения слухового восприятия могут быть устранены в значительной степени посредством специально организованных игр.

Термин речевой слух обозначает способность различать в речевом потоке отдельные звуки речи, обеспечивающую понимание слов и их значений. Без речевого слуха речевое общение невозможно. Речевой слух начинает формироваться у детей при восприятии речи окружающих и при собственном проговаривании. Речевой слух представляет собой составной элемент языкового чутья. В связи с обучением чтению и письму механизм речевого слуха изменяется, так как формируется умение звукобуквенного анализа с учетом правил графики родного языка. Все это связано с необходимостью ориентировки в морфемном составе слова и словообразовании. Приемы формирования речевого слуха различны: практика восприятия на слух и говорения; фонетический анализ и синтез и пр. Термин речевой слух употребляется в методике развития речи. В психологических исследованиях и логопедии речевой слух называют фонематическим слухом.

Фонематический слух - это тонкий, систематизированный слух, позволяющий различать и узнавать фонемы родного языка. Фонематический слух, являясь частью физиологического слуха, направлен на соотнесение и сопоставление слышимых звуков с их эталонами, которые хранятся в памяти человека— в «решетке фонем».

Индивидуальный вариант звучания фонем определяется не одним признаком, а целой их совокупностью, включающей не только слышимые компоненты (такие, как шумовые, частотные и высотные характеристики), но и зрительный образ, и двигательные ощущения, возникающие при звукопроизношении.

Понятие «фонематический слух» следует отличать от понятия «фонематическое восприятие».

Фонематическое восприятие — это способность различать фонемы и определять звуковой состав слова. Сколько слогов в слове мак? Сколько в нем звуков? Какой согласный звук стоит в конце слова? Какой гласный звук в середине слова? Именно фонематическое восприятие помогает ответить на эти вопросы.

В усвоение звуковой стороны языка входят два взаимосвязанных процесса: процесс развития произносительной стороны речи (фонетической) и процесс развития восприятия звуков речи (фонематического восприятия).

Роль аналитико-синтетической деятельности в процессе подготовки   детей к обучению грамоте

Несовершенное фонематическое восприятие отрицательно влияет на становление детского звукопроизношения и тормозит  формирование навыков звукового анализа, без которых полноценное чтение и письмо невозможны.

Формирование правильного произношения зависит от способности ребёнка к анализу и синтезу речевых звуков, т.е. от определённого уровня развития фонематического слуха, обеспечивающего восприятие фонем данного языка. Фонематическое восприятие звуков речи происходит в ходе взаимодействия поступающих в кору слуховых и кинестетических раздражений. Постепенно эти раздражения дифференцируются, и становится возможным вычленение отдельных фонем. При этом большую роль играют первичные формы аналитико-синтетической деятельности, благодаря которым ребёнок обобщает признаки одних фонем и отличает их от других.

При помощи аналитико-синтетической деятельности происходит сравнение ребёнком своей несовершенной речи с речью старших и формирование звукопроизношения. Недостаточность анализа и синтеза сказывается на развитии произношения в целом. Однако, если наличия первичного фонематического слуха достаточно для повседневного общения, то его недостаточно для овладения чтением и письмом. А.Н. Гвоздев, В.И. Бельтюков, Н.Х. Швачкин доказали, что необходимо развитие более высоких форм фонематического слуха, при которых дети могли бы делить слова на составляющие их звуки, устанавливать порядок звуков в слове, т.е. производить анализ звуковой структуры слова. Речь идет о фонематическом восприятии.

 Готовность к обучению грамоте заключается в достаточном уровне развития аналитико-синтетической деятельности ребёнка, т.е. умений анализа, сравнения, синтеза и обобщения языкового материала.

Звуковой анализ в отличие от фонематического восприятия (при нормальном речевом развитии) требует планомерного специального обучения. Подвергаемая звуковому анализу речь из средства общения превращается в объект познания.

А.Н.Гвоздев отмечает, что «хотя ребёнок замечает разницу в отдельных звуках, но разложение слов на звуки им самостоятельно не производится». И действительно, самостоятельно выделить последний звук в слове, несколько гласных звуков одновременно, установить позицию заданного звука или определить количество слогов вряд ли доступно ребенку без помощи взрослых. И очень важно, чтобы эта помощь была квалифицированной.     Д.Б. Эльконин определяет фонематическое восприятие как «слышание отдельных звуков в слове и умение производить анализ звуковой формы слов при внутреннем их проговаривании.» Под звуковым анализом он понимает:

1) определение порядка слогов и звуков в слове,

2) установление различительной роли звука,

3) выделение качественных основных характеристик звука».

Т. о., фонематическое восприятие – первая ступень пути к овладению грамотой, звуковой анализ – вторая;  фонематическое восприятие формируется в период от года до четырёх лет, звуковой анализ – в более позднем возрасте. И наконец, фонематическое восприятие – способность различить особенности и порядок звуков, чтобы воспроизвести их устно, звуковой анализ – способность различить то же самое, чтобы воспроизвести звуки в письменной форме.

Правильное развитие фонематического слуха и фонематического восприятия лежит в основе безошибочного усвоения письма и чтения в процессе школьного обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие фонематических процессов как одно из обязательных условий «бепроблемного» вхождения детей в процесс школьного обучения.

Одним из обязательных условий "беспроблемного" вхождения детей в процесс школьного обучения и успешного усвоения ими навыков чтения и письма служит определенный (и достаточно высокий) уровень развития...

Развитие фонематического восприятия как одного из базовых условий успешного овладения грамотой

Фонематическое восприятие – первая ступень пути к овладению грамотой, звуковой анализ – вторая;  фонематическое восприятие формируется в период от года до четырёх лет, звуковой анализ – в более п...

Своевременное развитие слухового восприятия как предпосылка формирования правильного звукопроизношения и успешного овладение грамотой детей 4 -6 лет.

О важности и необходимости своевременного, поэтапного развития слухового восприятия для формирования правильного произношения звуков и, в дальнейшем, успешным овладением навыками чтения и письма....

Развитие фонематического восприятия как средство овладения грамотой

Данная статья содержит в себе рекомендации по развитию фонематического восприятия, для воспитателей и родителей. ...

Сформированность фонематического слуха-главное условие успешного овладения грамоте

Какое важное  условие необходимо для успешного овладения чтением и письмом......

Развитие фонематического восприятия - залог успешного овладения грамотой

Консультация для педагогов по развитию фонематического восприятия у дошкольников...