Развитие фонематических процессов как одно из обязательных условий «бепроблемного» вхождения детей в процесс школьного обучения.
статья по логопедии (подготовительная группа) по теме

Одним из обязательных условий "беспроблемного" вхождения детей в процесс школьного обучения и успешного усвоения ими навыков чтения и письма служит определенный (и достаточно высокий) уровень развития фонематических процессов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие фонематических процессов как одно из обязательных условий «беспроблемного» вхождения детей в процесс школьного обучения.

Одним из обязательных условий «беспроблемного» вхождения детей в процесс школьного обучения и успешного освоения ими навыков чтения и письма служит определенный (и достаточно высокий) уровень развития фонематических процессов. К моменту поступления в первый класс у ребенка должны быть сформированы направленность внимания на звуковую сторону речи и практические навыки дифференциации фонем родного языка. Различение звуков на слух и в собственном произношении – довольно сложная работа, которая заключается в выделении существенных признаков речевого звука и отвлечении от посторонних, несущественных для его различения признаков. Такая способность формируется на протяжении всего дошкольного детства. Среди основных причин, вызывающих недоразвитие фонематического восприятия, исследователи называют нарушения в деятельности коры головного мозга вследствие травм (в том числе родовых) или воспалительных заболеваний, перенесенных в раннем детстве. Микронарушения в деятельности отдельных зон мозга могут передаваться и по наследству, что вызывает у детей трудности при овладении грамотой на фоне достаточно благополучного общего развития. Недостаточность фонематических процессов может быть вызвана также отсутствием опыта специальной деятельности по наблюдению и выделению фонематических явлений, что обусловлено недостаточным вниманием к этому аспекту развития детей со стороны близких взрослых – родителей и педагогов ДОУ. Недостатки фонематического восприятия могут сочетаться с нарушениями звукопроизношения.

Выявленные учителем признаки фонетико-фонематического недоразвития речи требуют обязательной консультации и, вполне возможно, коррекционно-речевой помощи со стороны логопеда, так как между процессами звукопроизношения и фонемообразования, существует тесная взаимосвязь: правильное артикулирование звуков уточняет восприятие и стабилизирует воспроизведение услышанной речи. Дефекты же произношения дезорганизуют процесс фонемообразования, что, в свою очередь, затрудняет звукобуквенный анализ и во многих случаях делает его неверным. Вот почему необходимо проводить нацеленную работу по совершенствованию фонематического восприятия детей.

При логопедическом обследовании дошкольников, нередко выявляются дети 6-7 лет, которые при относительно сохранном произношении и правильном лексико–грамматическом строе речи имеют выраженное фонематическое недоразвитие, оно проявляется:

•в затруднениях дифференциации акустически близких звуков (например: В-ВЬ, Б-П, З-Ж и т.д.);

 •неумении определить место, количество и последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах;

 •невозможности подобрать слово с определённым количеством слогов или с определённым звуком.

В силу этого, что описанный речевой дефект «не бросается в глаза», а, следовательно, и не беспокоит родителей дошкольников и педагогов ДОУ, дети остаются без своевременно оказанной помощи, что приводит в дальнейшем к стойким нарушениям чтения и письма в школьном возрасте.

При чтении наиболее типичны следующие ошибки:

• трудности слияния звуков в слоги и слова;

 •взаимные замены фонетически или артикуляционно близких согласных звуков (свистящих – шипящих, твёрдых – мягких, звонких – глухих)

 •побуквенное чтение (Р, Ы, Б, А)

 •искажение слоговой структуры слов;

 • слишком медленный темп чтения;

 • нарушения понимания прочитанного.

К числу типичных недостатков письма относятся:

•    замены букв, указывающие на незаконченность процесса дифференцировок соответствующих звуков, близких по акустическим или артикуляционным признакам;

 •    пропуски гласных;

 •    пропуски согласных в их стечении;

 •    слияние слов на письме;

 •    раздельное написание частей одного слова;

 •    пропуски, перестановки слогов;

 •    орфографические ошибки.

Вывод: если у ребенка отмечаются хотя бы лёгкие отклонения в развитии фонематического восприятия, то обязательно будут затруднения в овладении чтением и письмом, таким образом, необходима система поэтапного формирования фонематической стороны речи в процессе ознакомления обучающихся со звуками как в случае речевой патологии (ОНР, ФФНР, ФНР), так и при речевом развитии в пределах нижней границы речевой нормы.

Известно, что вторичные отклонения легче предупредить, чем исправить уже сформировавшиеся нарушения, поэтому фонематические процессы необходимо развивать!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие фонематического восприятия как одного из базовых условий успешного овладения грамотой

Фонематическое восприятие – первая ступень пути к овладению грамотой, звуковой анализ – вторая;  фонематическое восприятие формируется в период от года до четырёх лет, звуковой анализ – в более п...

Статья "Развитие фонематических функций как одно из условий подготовки детей к школьному обучению".

Статья "Развитие фонематических функций как одно из условий подготовки детей к школьному обучению"....

Использование техник фототерапии для успешного вхождения ребенка в ситуацию школьного обучения

Мастер - класс по фототерапии на занятиях с подготовительной группой...