Развитие фонематических процессов как одно из обязательных условий «бепроблемного» вхождения детей в процесс школьного обучения.
статья по логопедии (подготовительная группа) по теме
Одним из обязательных условий "беспроблемного" вхождения детей в процесс школьного обучения и успешного усвоения ими навыков чтения и письма служит определенный (и достаточно высокий) уровень развития фонематических процессов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_fonematicheskih_processov_kak_odno_iz_obyazatelnyh_usloviy.docx | 14.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие фонематических процессов как одно из обязательных условий «беспроблемного» вхождения детей в процесс школьного обучения.
Одним из обязательных условий «беспроблемного» вхождения детей в процесс школьного обучения и успешного освоения ими навыков чтения и письма служит определенный (и достаточно высокий) уровень развития фонематических процессов. К моменту поступления в первый класс у ребенка должны быть сформированы направленность внимания на звуковую сторону речи и практические навыки дифференциации фонем родного языка. Различение звуков на слух и в собственном произношении – довольно сложная работа, которая заключается в выделении существенных признаков речевого звука и отвлечении от посторонних, несущественных для его различения признаков. Такая способность формируется на протяжении всего дошкольного детства. Среди основных причин, вызывающих недоразвитие фонематического восприятия, исследователи называют нарушения в деятельности коры головного мозга вследствие травм (в том числе родовых) или воспалительных заболеваний, перенесенных в раннем детстве. Микронарушения в деятельности отдельных зон мозга могут передаваться и по наследству, что вызывает у детей трудности при овладении грамотой на фоне достаточно благополучного общего развития. Недостаточность фонематических процессов может быть вызвана также отсутствием опыта специальной деятельности по наблюдению и выделению фонематических явлений, что обусловлено недостаточным вниманием к этому аспекту развития детей со стороны близких взрослых – родителей и педагогов ДОУ. Недостатки фонематического восприятия могут сочетаться с нарушениями звукопроизношения.
Выявленные учителем признаки фонетико-фонематического недоразвития речи требуют обязательной консультации и, вполне возможно, коррекционно-речевой помощи со стороны логопеда, так как между процессами звукопроизношения и фонемообразования, существует тесная взаимосвязь: правильное артикулирование звуков уточняет восприятие и стабилизирует воспроизведение услышанной речи. Дефекты же произношения дезорганизуют процесс фонемообразования, что, в свою очередь, затрудняет звукобуквенный анализ и во многих случаях делает его неверным. Вот почему необходимо проводить нацеленную работу по совершенствованию фонематического восприятия детей.
При логопедическом обследовании дошкольников, нередко выявляются дети 6-7 лет, которые при относительно сохранном произношении и правильном лексико–грамматическом строе речи имеют выраженное фонематическое недоразвитие, оно проявляется:
•в затруднениях дифференциации акустически близких звуков (например: В-ВЬ, Б-П, З-Ж и т.д.);
•неумении определить место, количество и последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах;
•невозможности подобрать слово с определённым количеством слогов или с определённым звуком.
В силу этого, что описанный речевой дефект «не бросается в глаза», а, следовательно, и не беспокоит родителей дошкольников и педагогов ДОУ, дети остаются без своевременно оказанной помощи, что приводит в дальнейшем к стойким нарушениям чтения и письма в школьном возрасте.
При чтении наиболее типичны следующие ошибки:
• трудности слияния звуков в слоги и слова;
•взаимные замены фонетически или артикуляционно близких согласных звуков (свистящих – шипящих, твёрдых – мягких, звонких – глухих)
•побуквенное чтение (Р, Ы, Б, А)
•искажение слоговой структуры слов;
• слишком медленный темп чтения;
• нарушения понимания прочитанного.
К числу типичных недостатков письма относятся:
• замены букв, указывающие на незаконченность процесса дифференцировок соответствующих звуков, близких по акустическим или артикуляционным признакам;
• пропуски гласных;
• пропуски согласных в их стечении;
• слияние слов на письме;
• раздельное написание частей одного слова;
• пропуски, перестановки слогов;
• орфографические ошибки.
Вывод: если у ребенка отмечаются хотя бы лёгкие отклонения в развитии фонематического восприятия, то обязательно будут затруднения в овладении чтением и письмом, таким образом, необходима система поэтапного формирования фонематической стороны речи в процессе ознакомления обучающихся со звуками как в случае речевой патологии (ОНР, ФФНР, ФНР), так и при речевом развитии в пределах нижней границы речевой нормы.
Известно, что вторичные отклонения легче предупредить, чем исправить уже сформировавшиеся нарушения, поэтому фонематические процессы необходимо развивать!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Раннее развитие фонематического восприятия – как одно из условий грамотного обучения в школе
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ЛОГОПЕДА!...
Развитие фонематического восприятия как одного из базовых условий успешного овладения грамотой
Фонематическое восприятие – первая ступень пути к овладению грамотой, звуковой анализ – вторая; фонематическое восприятие формируется в период от года до четырёх лет, звуковой анализ – в более п...
«Культура здоровья семьи – одно из обязательных условий воспитания культуры здоровья ребенка»
Консультация для воспитателей...
ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА КАК ОДНО ИЗ БЛАГОПРИЯТНЫХ УСЛОВИЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УЧРЕЖДЕНИЯХ ИНТЕРНАТНОГО ТИПА
здоровье человека...
Статья "Развитие фонематических функций как одно из условий подготовки детей к школьному обучению".
Статья "Развитие фонематических функций как одно из условий подготовки детей к школьному обучению"....
Использование техник фототерапии для успешного вхождения ребенка в ситуацию школьного обучения
Мастер - класс по фототерапии на занятиях с подготовительной группой...
Развитие фонематического восприятия как одного из базовых условий успешного овладения грамотой
Семинар для педагогов...