Раннее развитие фонематического восприятия – как одно из условий грамотного обучения в школе
учебно-методический материал по логопедии на тему

Пенская Наталья Александровна

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ЛОГОПЕДА! 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ffnr.doc30.5 КБ

Предварительный просмотр:

Раннее развитие фонематического восприятия – как одно из условий грамотного обучения в школе

( из опыта работы учителя – логопеда Пенской Н. А.)

        Народная мудрость гласит:  «С грамотой вскачь, а без грамоты хоть плачь». И это действительно так. Поэтому очень важно помочь ребёнку  овладеть этим даром – грамотно говорить и писать.

Многие современные родители дошколят не полагаются на то, что в «школе научат» и заботятся о том, чтобы ребёнок пришёл в школу с хорошо развитой речью, знал буквы, а ещё лучше читал.

К сожалению, даже у хорошо подготовленных детей случаются проблемы в школе. По данным статистики: количество детей, страдающих недостатками чтения и письма, растёт из года в год.

 Одна из основных причин этой проблемы заключается в недоразвитии фонематического восприятия, в неспособности осуществлять звуко-буквенный анализ и синтез. А овладеть звуковым анализом слов дети должны в процессе добукварного периода, т.е. в дошкольном возрасте. Ведь ребёнок усвоит буквы и научится читать при наличии определённых условий:

- если он дифференцирует все звуки речи

- если имеет представление о фонеме

- если владеет звуковым анализом и синтезом

- если сформированы пространственные представления

Именно такие задачи решают логопеды и воспитатели, работая с дошколятами.

Однако и воспитатели, при проведении занятий по обучению грамоте сталкиваются с рядом трудностей:

у многих детей нарушено звукопроизношение;

не все справляются с предложенными заданиями ( придумай слова на заданный звук, скажи из каких звуков состоит слово и тд.).

 Это свидетельствует о наличии проблем в развитии фонематического восприятия, что служит базой для появления недостатков чтения и письма при обучении в школе.

Таким образом, логопедическую помощь необходимо оказывать детям как можно раньше.

Согласно данным логопедического обследования, проведённого на базе старшей группы МДОУ №2 «Улыбка» г. Заволжска было выявлено:

из 24 детей – 10 человек с ФФНР, 8 человек с ФНР, 2 человека с ОНР. Таким образом почти 90% детей в группе имеют речевые нарушения.

45% ( почти половина группы!) имеют фонетико-фонематическое недоразвитие, 5% - дети с общим недоразвитием речи.

Сделаем вывод о том, что половина детей группы нуждается в коррекционной работе  по формированию фонематического восприятия с целью обучения элементам грамоты.

Итоги диагностики говорят о том, что работу по данной проблеме, необходимо начинать как можно раньше.

С этой целью мы решили проводить углублённую работу по обучению элементам грамоты и развитию фонематического слуха уже в средней группе, с тем, чтобы недостатки устранить, если они имеются, и подготовить детей к следующему этапу обучения – развитию звукобуквенного анализа.

Основные задачи  решаются на занятиях по обучению грамоте.

Но спросите у детей: «Любите ли вы  заниматься?» и увидите, что многие из них недовольно поморщатся. Именно поэтому мы стараемся сделать обучение грамоте интересным и занимательным. А для этого надо просто чаще играть с малышами. Ведь игра – это основное занятие детей 4-5 лет, их работа. В игре часто и сложное становится доступным.

С этой целью в детском саду открылся кружок «Весёлый Язычок», где в доступной игровой форме дети узнают: что такое звуки, что есть звуки окружающего мира, а есть звуки речи. Путешествуют по тихим и громким звуковым улицам. Заходят в гости в дома певцов. А иногда нас поджидают замки звуков, где гласные живут в красном замке, и двери там всегда открыты (как наш рот), а согласные в сине-зелёном замке (твёрдые-мягкие звуки).  Двери  этого замка всегда закрыты, а над дверью висит колокольчик ( звонкие звуки всегда звонят).

Отправляясь в путешествие, дети берут с собой Большеуха. Это забавный зверёк, который слышит все звуки на свете и знает какие они.

Детям доставляют удовольствие стихи и сказки о звуках, которые используются во время игр, как логопедом, так и воспитателем. Весь материал собран в большую папку-передвижку «Весёлая Академия». Ею пользуются не только педагоги, но и родители. Для работы со старшими детьми собраны стихи, загадки, шарады не только со звуками, но и с буквами.

Для систематизации игрового материала и удобства заведена картотека игр со звуками, где  указано название, цель игры и где можно найти описание игры.

Кроме того, дети очень любят компьютерные игры со звуками: «Угадай, где звучит», «Лес», «Звуки-двойняшки», «Услышь звук» и другие.

В работе мы опираемся не только на методическое пособие

Л. Е. Журовой «Обучение дошкольников грамоте», но и на программу Колесниковой Е.В, Ворошиловой Л.В. «От звука к букве». Также используем в работе систему игр со звучащим словом Г.А . Тумаковой. А некоторые игры мы разработали сами, например, игры на развитие слухового восприятия.

Работа только началась, но уже есть небольшие успехи. Дети с удовольствием играют в речевые игры и даже организуют их самостоятельно. Они стали прислушиваться не только к своей речи, но и к речи окружающих, стараются исправить в ней ошибки. Малыши уже умеют придумывать слова на заданные звуки, особенно это хорошо получается с гласными звуками.

Таким образом, мы отправляемся в путь в мир увлекательных игр со звуками уже в средней группе. И девиз нашего путешествия: « От игры – к знаниям».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие фонематического восприятия как одного из базовых условий успешного овладения грамотой

Фонематическое восприятие – первая ступень пути к овладению грамотой, звуковой анализ – вторая;  фонематическое восприятие формируется в период от года до четырёх лет, звуковой анализ – в более п...

Предупреждение дисграфии у дошкольников как одно из условий успешного обучения в школе.

В анамнезе детей с дисграфией отмечается наличие ряда патологических факторов,  воздействующих в преднатальный, натальный и постнатальный период. Определенное место в этиолигии дисграфии  от...

Мастер-класс для родителей "Формирование фонематического восприятия как одного из условий подготовки детей к школе"

Рассказать и показаьть родителям интересные и полезные игры на развитие фонематического восприятия...

Развитие эмоционально — волевой сферы дошкольника как одно из условий успешного обучения в школе

Развитие эмоционально — волевой сферы дошкольника как одно из условий успешного обучения в школеПодготовила: воспитатель Насруллаева Наира Курбановна Эмоции и воля очень важны в жизни каждо...

Формирование фонематического восприятия у ребенка, как залог успешного обучения в школе.

Формирование фонематического восприятия у ребенка, как залог успешного обучения в школе....

Проект «Развитие мелкой моторики руки, подготовка руки к письму детей старшего дошкольного возраста - одно из условий успешного обучения в школе» (подготовительная группа)

Проект исследовательский, практико–ориентированный, реализуется в рамках ДОУ, в течение года.В проекте участвуют дети группы общеразвивающей направленности от 6 до 7 лет, педагог-психолог, воспи...