Семинар – практикум для родителей на тему: «Развитие тактильного восприятия и стереогноза у детей со статико-моторными нарушениями посредством игры»
методическая разработка по коррекционной педагогике (средняя, старшая, подготовительная группа)

Марсакова Ирина Владимировна

На семинаре-практикуме расширяются представления родителей о значении развития тактильного восприятия и стереогноза у детей 4-7 лет со статико-моторными нарушениями и предоставляются практические рекомендации по использованию игр и упражнений, направленных на его развитие для использования в домашних условиях.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Семинар – практикум для родителей на тему:

«Развитие тактильного восприятия и стереогноза у детей со статико-моторными нарушениями посредством игры»

Цель: расширить представления родителей о значении развития тактильного восприятия и стереогноза у детей 4-7 лет со статико-моторными нарушениями и предоставить практические рекомендации по использованию игр и упражнений, направленных на его развитие для использования в домашних условиях, изготовить игру «Пекарь».

Задачи:

сформировать эмоциональный контакт с родителями;

повысить уровень психологической и педагогической компетентности в вопросах развития детей;

показать и проиграть различные виды игр и упражнений для развития тактильного восприятия и стереогноза.

Оборудование: «Почтовый ящик», «Доски Сегена», «Подбери по форме», «Геометрическое лото», «Геометрическая мозаика», карточки к игре «Алфавит телодвижений», заготовки «Пирожки», наполнители, нитки, иголки, игольницы,  «Сушки», «Баранки», разноцветные шнурки, заготовки «Пирожное», картинки, ножницы, разноцветные прищепки, дырокол, заготовки  «Торт», картинки,  заготовки «Бублики», пуговицы, колпак, влажные салфетки, канапе с фруктами, пальчиковые бассейны, «Пирожки», «Чудесный мешочек», тесто, доски, стеки, поднос, посыпка.

 Форма проведения: семинар – практикум.

Время:1час 30 мин.

Предварительная работа: заготовки «Пирожки», заготовки «Бублики», заготовки «Пирожное», заготовки «Торт».

Ход семинара-практикума:

1. Орг. момент. «Импульс»

Участники игры берутся за руки. Ведущий легким пожатием передает 2 импульса соседу справа и слева и просит его передать импульс по кругу. Когда 2 импульса с разных сторон приходят к человеку, сидящему в круге, он должен сказать «Ой!».

2. Теоретическая часть.

В качестве основных видов ощущений различают те, которые мы получаем через кожу: горячее - холодное, сухое - мокрое, колючее - гладкое, мягкое - твердое и т.д.  Кинестетические ощущения (от греч. Kineo - двигаюсь и aesthesis - ощущение) - это ощущения положения частей собственного тела и производимых мышечных усилий в процессе движения и вне его.  Кинестетические ощущения тесно связаны с работой рецепторов: вкусовых, болевых, температурных, зрительных. Мышечно-двигательная чувствительность способствует правильной ориентировке в пространстве.

Педагог:

-Передайте по кругу: стакан с горячим чаем, тарелку с супом, таз с мокрым бельем, пушинку, ежика, гирю, котенка.

Кинестетические ощущения возникают у нас, когда мы двигаемся. Тактильно-кинестетические ощущения напрямую связаны с мыслительными операциями, с их помощью познается мир.

Овладение двигательными функциями тесно связано с ощущением движений (кинестезии). У детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (далее НОДА) бывает ослаблено чувство позы; у некоторых искажено восприятие направления движения, что обедняет двигательный опыт ребенка, способствует развитию однообразия в совершении отдельных движений, задерживает формирование тонких координированных движений. У этой категории детей патологически развивается схема положений и движений тела. В связи с двигательной недостаточностью у них ограничена манипулятивно - предметная деятельность, затруднено восприятие предметов на ощупь, что препятствует формированию полноценного предметного восприятия и познавательной деятельности, ведет к ограничению практического опыта и становится одной из причин нарушения формирования высших психических функций.

Одним из основных направлений коррекционно-педагогической работы является: развитие двигательно-кинестетических ощущений и пальцевого осязания, что оказывает положительное влияние на координацию, внимание, мышление, воображение, зрительную и двигательную память.

Под тактильным восприятием подразумевают получение информации благодаря ощупыванию руками и пальцами. С помощью тактильно-двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, расположении в пространстве, качестве использованных материалов. Тактильное восприятие играет исключительную роль при выполнении различных трудовых операций в быту и везде, где необходимы навыки ручного труда. Более того, в процессе привычных действий человек зачастую почти не использует зрение, целиком опираясь на тактильно-двигательную чувствительность.

 Виды деятельности, способствующие развитию тактильно-двигательных ощущений:

 лепка из глины, пластилина, теста; аппликация из разного материала (бумага, ткань, пух, вата, фольга); аппликационная лепка (заполнение рельефного рисунка пластилином);  конструирование из бумаги (оригами); макраме (плетение из ниток, веревок); рисование пальцами, кусочком ваты, бумажной «кисточкой»; игры с крупной и мелкой мозаикой, конструктором (металлическим, пластмассовым, кнопочным); собирание пазлов; сортировка мелких предметов (камни, пуговицы, желуди, бусинки, фишки, ракушки), разных по величине, форме, материалу; пальчиковая  гимнастика, использование элементов массажа рук и др.

Чтобы лучше ощутить гладкую или шероховатую поверхность, можно предложить закрыть глаза, проводя по этой поверхности рукой. Тактильное чувство будет в таком случае утончаться само собой.

Для коррекции кинестетического восприятия и стереогноза у детей с НОДА целесообразно проводить игры «Волшебный мешочек» или «Угадай, на что похоже?»  с использованием наборов предметов, различных по форме, величине, тяжести, фактуре материала. Дети определяют предмет сначала более сохранной рукой, а затем пораженной. Образ предмета, полученный на основе тактильного восприятия, желательно потом воспроизвести в продуктивной деятельности - слепить, нарисовать. В ходе работы по формированию тактильного восприятия детям рекомендуется  научиться: выбирать предметы на ощупь; правильно соотносить их форму и величину;  различать на ощупь ткани разной фактуры;  узнавать предмет по обводящему движению пальцем;  различать поверхности предметов; определять температуру предметов, при этом они должны пользоваться соответствующим словарем.

Очень важным этапом является формирование зрительно-тактильного восприятия, когда ребенок сначала знакомится с фигурой на ощупь, а затем рассматривает ее. При ознакомлении с плоскими геометрическими фигурами необходимо включать задания на обведение фигур указательным пальцем, рисование этих фигур пальцем, смазанным гуашью, обведение геометрических фигур по трафаретам и т. п.

Для закрепления знаний о форме можно в качестве дидактических игр использовать «Почтовый ящик», «Доски Сегена», «Подбери по форме», «Геометрическое лото», «Геометрическая мозаика» (педагог демонстрирует пособия). Хорошие результаты дает также изготовление аппликаций из геометрических фигур: это могут быть орнаменты на бумаге из фигур.

В ходе занятий по формированию представлений о форме детям рекомендуется группировать предметы по форме; определять сходство и различия между предметами на основе сравнения по признаку формы (яблоко — круглое, стол — квадратный); составлять геометрические формы из 2-4 частей, палочек; знать названия геометрических фигур и употреблять их в речи.

Для развития представлений ребенка о величине можно использовать различные игры-упражнения со строительными материалами - построение башен, домиков и т. п.  В быту, в игровой и конструктивной деятельности усваиваются и закрепляются понятия «высокий—низкий», «широкий—узкий». В играх «Построим по росту», «Построим лесенку» дети усваивают понятия «выше—ниже», «длиннее—короче» и др., овладевают способами сравнения предметов для определения их размера, учатся группировать предметы по величине и строить серии рядов.

При развитии двигательных функций важное значение имеет использование стимулов: зрительных (проведение упражнений перед зеркалом), тактильных (применение различных приемов массажа; ходьба босиком по песку и камням; щеточный массаж), проприоцептивных (специальные упражнения с сопротивлением, чередование упражнений с открытыми и закрытыми глазами), температурных (локально использование льда, упражнения в воде с изменением ее температуры)

Особенностью двигательных нарушений с НОДА является не только трудность или невозможность выполнения тех или иных движений, но и слабость ощущений этих движений. Ощущения от касания кончиками пальцев какого-либо предмета нечеткие, они сравнимы с впечатлениями, которые испытывает человек, когда берет предмет в плотных перчатках [2].

Это свойство приобретается в процессе активной предметно-практической деятельности ребенка.

При двигательных нарушениях в большинстве случаев отмечается нарушение тактильной чувствительности: дети не четко ощущают прикосновение предмета, что затрудняет развитие предметной деятельности, а в дальнейшем – усвоение графических навыков, при возможности их формирования.

Развитие кинестетического восприятия у детей с НОДА:

Способствует обогащению сенсорного (чувственного) опыта ребенка.

Происходит развитие кожно-мышечных ощущений, ребенок начинает различать форму, величину строение предметов, а также твердость, мягкость, вес.

В результате действий ребенка с предметами они могут издавать звуки: стук, звон, скрежет, треск и др.

Определяя на ощупь поверхность предметов, узнает такие характеристики как: гладкость, шершавость, пушистость, колючесть и т. д.  

Предметные игры являются, весьма потенциальными в развитии детей с НОДА, они способствует развитию восприятия, действий, навыков, знаний о предметах и мире вещей, а также развитию действенного мышления ребенка в доступной мере.

Все позы и движения закрепляются у ребенка на трех уровнях:

1) зрительном; 2) словесном; 3) двигательном.

Сконцентрировать внимание на анализе своих кинестетических ощущений ребенку помогают упражнения:

на смену положения туловища (вытягивание вверх туловища и рук, затем - полное расслабление и выполнение полуприседания);

на смену качества движения (резкие движения в напряженной ходьбе сменяются мягкими плавными движениями в мягкой ходьбе и др.);

на движение в разных направлениях (движение вперед-назад, вправо-влево, по диагонали) и использование уровней пространства (верх, низ, середина).

Главное при выполнении двигательных упражнений - почувствовать свое тело, сформировать правильные представления о его позе в покое и  в движении на основе ощущений. Важно сформировать у детей положительный образ своего тела в движении. Этого можно достичь через овладение выразительными движениями.

3. Практическая  часть (с участием родителей)

  • «Алфавит телодвижений»

При изучении букв, цифр используем буквы и цифры как одну из зрительных опор. Для этого ребенок должен буквы «прочувствовать». Поэтому мы рисуем букву на полу и предлагаем ребенку обходить ее по контуру. Другое упражнение — изображение каждой буквы руками, всем телом.

    Одна группа взрослых из четырех человек   изображает буквы, другая -  отгадывает слово (хлеб).

1. И. п. - широкая стойка, руки вверх, в  сторону.

2.  И. п. – Стойка, ноги врозь.

3. И. п. – Ноги врозь, согнутые в локтевом суставе руки вверх в стороны. Наклон влево.

4. И. п. - о. с. левая нога согнута, касается носком стопы правой ноги, левая рука в сторону, кисть вниз.

Педагог уточняет, кто печет хлеб? Что пекут из теста? (калачи, булки, хлеб, пряники, бублики) и предлагает «превратиться» в пекарей.

  • «Пирожки»

Родители, используя заготовки «Пирожки» и различные наполнители (фасоль, синтепон, крахмал), шьют пособие.

  • «Сушки»

Педагог предлагает выполнить пальчиковую гимнастику.

Сушки, сушки, сушки, сушки

(поочередно соединяем колечком большой пальчик с остальными),

Пироги (сложить ладошки вместе, слегка округлив их, в форме пирожка),

Блины (хлопнуть правой ладошкой по левой руке, потом – наоборот),

Ватрушки (протянуть вперед обе раскрытые ладони).

«Звуковые сушки»

Педагог предлагает «собрать» связки сушек на красный или синий (зеленый) шнурок,  одновременно проговаривая слова, в названии которых первый звук гласный (согласный: твердый или мягкий).

  • «Разноцветные баранки»

Педагог предлагает игрокам, используя связку с «разноцветными» баранками, на определенный цвет изделия, назвать предмет соответствующего цвета (например, кольцо красного цвета – красное яблоко и т.д.).

  • «Пирожное»

Педагог предлагает, используя заготовки, украсить пирожное фруктами и подобрать буквы (соответствующие начальному звуку). Родители вырезают картинки, используют дырокол и с помощью шнурков соединяют картинки. Буквы прикрепляют с помощью прищепок (гласный звук – красного цвета,  твердый согласный – синего цвета или мягкий - зеленого).

  • «Торт»

Педагог предлагает, используя заготовки (красного, синего, зеленого цвета), украсить торт фруктами и ягодами. Родители вырезают картинки и с помощью прищепок «украшают» торт, в соответствии с первым звуком в слове (первый гласный звук в слове – на торт красного цвета, твердый согласный – синего цвета или мягкий – зеленого цвета).

  • «Бублики»

Пришиваем пуговицы

Родители на заготовки «Бублики» пришивают пуговицы от 1 до 10 штук и выполняют задания:

1. Пересчитывать пуговицы (прямой и обратный счет от 1 до 10).

2. Сравнивать гладкие и шершавые пуговицы, металлические, деревянные и пластмассовые.

3. Прочитать стихотворение, «шагая» пальчиками по пуговицам (один «шаг» – одно слово).

Практическая  часть (с участием родителей и детей)

  • «Пекарь»

Все участники становятся в круг. Водящий в поварском колпаке  ходит за кругом. У него в руках такой же колпак.

Игроки хором произносят стихотворение:

Будем в пекаря играть,

Никому нельзя зевать.

Если пекарь будешь ты,

Ты скорей кругом иди.

После слов «скорей кругом иди» ведущий должен остановиться возле какого-то из детей, надеть этому ребенку колпак. Круг не смыкается. Водящий и выбранный им игрок становятся спиной друг к другу и по сигналу педагога идут по кругу (в противоположные стороны). Кто первый обойдет (не бежать) круг и достигнет разорванного места в круге, тот выигрывает.

  •  «Пирожки»

Загадка.

В кусочке сдобного теста

Нашлось для начинки место.

Внутри него не бывает пусто-

Есть мясо или капуста (ответы детей)

Педагог предлагает замесить тесто для изготовления пирожков.

«Месим тесто»

Каждый участник, используя пальчиковый бассейн, выполняет движения, имитирующие работу рук при замешивании теста, приговаривая:

Мы тесто месили, мы тесто месили:

Нас тщательно всё промесить попросили.

Но сколько не месим и сколько ни мнём,

Комочки опять и опять достаём.

  • «Определи на вкус»

Педагог предлагает узнать фрукты по вкусу. Дети и взрослые  по очереди с завязанными глазами отгадывают названия фруктовой начинки для пирожков.

  • «Чудесный мешочек» («Пирожки»)

Педагог обращает внимание на «Чудесный мешочек». Участники по очереди определяют на ощупь, с какой начинкой пирожки (с твердой, мягкой, хрустящей).

  • «Печенье»

Загадка.

Резные, крученые,

С начинкою, слоеные.

Вкусно - просто объеденье!

Это что? - Это... (печенье)

Лепка.

 Педагог предлагает взрослым и детям старшего дошкольного возраста вылепить из теста буквы, а детям 4-5 лет – вылепить бублики и посыпать их маком.

4. Итог семинара.

  • Рефлексия. Упражнение «Чему я научилась (научился)»

Задание: дописать неоконченные предложения

- Я научилась (научился)… .

- Мне понравилось…

- Я узнала (узнал), что… .

- Я была удивлена (удивлен) тем, что….

- Я была разочарован (разочарован) тем, что… .

- Самым важным для меня было… .

  • Чаепитие.
  • Памятка для родителей.  Играем дома с детьми (Приложение 1)

Приложение 1.

Памятка для родителей.  Играем дома.

  • «Холодно - тепло – горячо»

Цель: определение температуры воды на ощупь.

Материал: три миски с водой (холодной, теплой, горячей).

Ход игры: на столе стоят три миски с водой: холодной, теплой, горячей. Ребенок, опуская ладошки в миски, определяет, где какая вода. Упражнения по развитию тактильной чувствительности (выполняются с закрытыми глазами): называние пальцев рук в произвольном порядке (взрослый  дотрагивается до пальца, ребенок его показывает и называет)

  • Шершавый коврик «Правая и левая рука»

На гладкое матерчатое полотно коврика пришиты шерстяные детские перчатки с разноцветными пальчиками. Над одной из них прикреплена надпись: «ПРАВАЯ», а над другой – «ЛЕВАЯ». Так и не заметите, как ребенок выучит: где левая рука, а где - правая.

Такие же перчатки с разноцветными пальчиками лежат и в корзинке в рабочей комнате. А рядом с ними - таблички с названиями пальцев: «Большой», «Указательный», «Средний», «Безымянный», «Мизинец». Обратная сторона табличек выкрашена в цвет, соответствующий цвету пальчика перчатки. Это позволяет ребенку самостоятельно проверить, правильно ли он разложил таблички. Если дети еще не умеют читать, слова-названия будут осваиваться ими на интуитивном уровне. Ребенок может надеть перчатку на руку и назвать пальчики, загибая их один за другим.

  • «Лоскутки»

В ящичках разложены прямоугольные кусочки различных материй: бархат, сатин, шелк, ситец, полотно и т. п. Предложите  ребенку потрогать каждый из этих кусочков, произнося соответствующее название и добавляя несколько определений качества, как «грубый», «тонкий», «мягкий». Затем завяжите  ему глаза и давайте  ткани одну за другой. Он их трогает, поглаживает, мнет между пальцами и говорит: «Это бархат»; «Это тонкое полотно»; «Это грубое сукно» и т. п.

  • «Сортировщик»

Оборудование: предметы, выполненные из разных материалов, с разной структурой поверхности.

Задания: 1. Выбери все круглые (шершавые, колючие, холодные, мягкие и т.д.) предметы.

  • Домашняя песочница

Тактильное чувство хорошо развивается, когда руки ребенка свободно ощупывают маленькие и большие предметы. Не менее полезно пересыпать руками песок, строить из него каналы, горки, дороги. Конечно, в летнее время дети играют в песочнице во дворе.

  • «Мешочки с зерном»

Одно из любимых детских упражнений на развитие тактильных ощущений - раскладывание полотняных мешочков с зерном.

Мешочки шьют небольшого размера, например, 5х10 см из льняного полотна, до половины заполняют различным зерном и зашивают со всех сторон. Обычно делают 4-5 одинаковых пар мешочков: два мешочка с гречкой, два - с пшеницей, два - с рисом, два - с пшеном и т. д. Можно сшить 4 синих мешочка и 4 белых. Задача ребенка - на ощупь подобрать пару мешочков с одним и тем же зерном.

  • «Юный кулинар»

Оборудование: тесто (глина, пластилин), формочки для теста, пластиковый нож. Ход игры: взрослый показывает, что можно сделать с тестом: крутить, мять, бросать, раскатывать, резать, отщипывать, вырезать с помощью формочек фигурки. Ребенок повторяет действия взрослого.

 Задания: 1. Вылепить из теста пирог (изделие прямоугольной формы), украсить его фигурками, вырезанными с помощью формочек. 2. Вылепить шарик, отщипнуть от него кусочек и т.д.

  • «Ателье»

Оборудование: куклы, одетые в платья, сшитые из тканей разных фактур; кусочки тканей, из которых сшиты кукольные платья. Задание: подберите ткань кукле на платок так, чтобы ткань платья и платка были одинаковы.

  • «Не ошибись!» 

Оборудование: ленты разной длины. Задания: 1. Найди самую короткую (длинную) ленту путем наложения их друг на друга. 2. Разложи ленты в порядке убывания от самой длинной к самой короткой.

  • «Хозяюшка»

Оборудование: кукольные вещи, выполненные из разных материалов. Задание: Разложи кукольные вещи. Что здесь сделано из меха, из шелка, из ситца?

  • «Чем пахнет?»

Положите в несколько одинаковых коробочек (кофе, ваниль, перец, корица). Предложите ребенку отгадать с закрытыми глазами, что находится в каждой из коробочек по запаху. Можно поиграть в «парфюмера» на улице. Старайтесь  обращать внимание и называть ребенку встречающиеся ароматы: «от машины бензином пахнет», «а вот запах кофе из кондитерской, и булками пахнет», «видишь, дядя траву скосил, сеном пахнет»… Будьте наблюдательнее и научите этому ребенка.

  • Сенсорная тропа для ног

Цель: развитие тактильной чувствительности ступней ног.

Материал: сенсорная тропа - дорожка из ковролина , на которой с помощью липучек закреплены отличающиеся по фактуре кочки: мешочки из тонкой, но прочной ткани с разными наполнителями (тряпочки, кусочки кожи, поролона, мелкие камни, горох и т.д.) или расположены следы правой и левой ног, вырезанные из различной ткани.

Ход игры: взрослый предлагает ребенку пройти по сенсорной тропе босиком или в тонких носках.

Список литературы:

1. Левченко И.Ю., Приходько О. Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата: Учебное пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений

2. Шокурова Н. Ю. Развитие тактильных ощущений у детей [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2015 г.). — Казань: Бук, 2015. — С. 84-86.

3. Симонова Т.Н. Система психолого-педагогической помощи детям дошкольного возраста с тяжелыми двигательными нарушениями: Монография. – Т.Н. Симонова. – Астрахань: Астраханский университет, 2010 [Электронный ресурс]. – режим доступа: www.aspu.ru/images/File/Izdatelstvo/Monografii/Simonova.pdf

4. Шипицына Л.М. Психология детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Л.М. Шипицына, И.И. Мамайчук. – М.: Владос, 2004. – 368 с.

5. Юрченко Е.Н. Я иду играть. Развивающие игры и упражнения для детей. – Новосибирск, 2007, 144 с.

6. Дедюхина Г. В.,Кириллова Е. В. Учимся говорить. 55 способов общения с неговорящим ребенком. – М.: «Техинформ» МАИ, 1997. – 88 с.

7. Формирование коммуникативных навыков у детей 3-7 лет: модели комплексных занятий/авт.-сост. Ю. В. Полякевич, Г. Н. Осинина. – Волгоград: Учитель, 2011 – 159с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для родителей на тему:«Развитие фонематического восприятия у детей с нарушением интеллекта посредством применения компьютерных игр»

Цель: Повысить уровень компетентности родителей в вопросах развития фонематического восприятия у детей....

Семинар - практикум для воспитателей на тему: «Развитие фонематического восприятия у детей дошкольного возраста через игры и игровые упражнения»

Цель семинара – практикума: Формирование  мотивации  у воспитателей по овладению практическими знаниями и умениями по развитию фонематического восприятия через использование игр, игров...

Семинар практикум для родителей на тему: «Развитие мелкой моторики рук детей раннего возраста посредством использования нетрадиционных техник лепки и рисования»

Уважаемые родители предлагаю начать наш семинар с интересной игры «скажи комплимент соседу!»Игра «скажи комплимент соседу» (передаём мяч соседу и говорим комплимент)Тема нашего...

Семинар – практикум для педагогов на тему: «Развитие коммуникативных и творческих способностей у детей дошкольного возраста посредством работы с книгой»

В наш век новых информационных технологий роль книги изменилась. По данным многочисленных исследований уже в дошкольном возрасте дети предпочитают книге другие источники информации: телевидение, видео...

Семинар – практикум для педагогов по теме: «Развитие фонематического восприятия через игры и игровые упражнения у детей дошкольного возраста»

Формирование  мотивации  у воспитателей по овладению практическими знаниями и умениями по развитию фонематического восприятия через использование игр, игровых упражнений....

Семинар-практикум для родителей по теме: «Развитие речи детей 3-4 лет посредством дидактических игр»

Данный материал подготовлен с целью повышения педагогической компетентности родителей по развитию речи детей 3-4 лет через дидактические игры....

СЕМИНАР - ПРАКТИКУМ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ НА ТЕМУ: «Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа»

Обучение родителей игровым способам развития фонематического восприятия и навыкам звукового анализа....