Сенсорная интеграция, как часть жизни современного детского сада.
календарно-тематическое планирование по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Селюнина Эвелина Васильевна

Что же такое сенсорная интеграция?

 

Сенсорная интеграция (от лат. «sensus» - ощущение, «integratio» - восстановление) – это организация, упорядочивание ощущений, необходимое для работы мозга; определенный процесс, во время которого нервная система получает информацию от рецепторов органов чувств и, анализируя их, использует для выполнения целенаправленной деятельности. Это своего рода способность нервной системы продуктивно свести воедино информацию, поступающую от разных каналов.

 

Впервые возможности сенсорной интеграции описала американский эрготерапевт, психолог и педагог Энн Джин Айрес. Разработанные методики на основе сенсорно-интегративного подхода она представила в 1963 году в университете Южной калифорнии в рамках своей диссертации по педагогической психологии. С 1976 года Джин айрес занималась исключительно практикой по своим наработкам в области сенсомоторного развития, с помощью которых она оказывала помощь детям с различными сенсорными нарушениями. Сегодня этот метод применяется во всех странах мира и помогает детям .

Сенсорная интеграция – это бессознательный процесс, происходящий в головном мозге ( он сродни дыханию – мы не задумываемся об этом процессе- он происходит самопроизвольно); 

- организует информацию, полученную с помощью органов чувств (вкус, вид, звуки, запах, прикосновение, движение, воздействие силы тяжести и положение в пространстве); 

- наделяет значением испытываемые нами ощущения, фильтруя информацию и отбирая то, на чем следует сконцентрироваться (например, слушать взрослого и не обращать внимания на уличный шум); 

- позволяет нам осмысленно действовать и реагировать на ситуацию, в которой мы находимся (адаптивный ответ); 

- формирует базу для теоретического обучения и социального поведения. (Э. Дж. Айрес, 1950 г.)

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sensornaya_integratsiya.docx156.61 КБ

Предварительный просмотр:

Сенсорная интеграция, как часть жизни современного детского сада.

Что же такое сенсорная интеграция?

Сенсорная интеграция (от лат. «sensus» - ощущение, «integratio» - восстановление) – это организация, упорядочивание ощущений, необходимое для работы мозга; определенный процесс, во время которого нервная система получает информацию от рецепторов органов чувств и, анализируя их, использует для выполнения целенаправленной деятельности. Это своего рода способность нервной системы продуктивно свести воедино информацию, поступающую от разных каналов.

Впервые возможности сенсорной интеграции описала американский эрготерапевт, психолог и педагог Энн Джин Айрес. Разработанные методики на основе сенсорно-интегративного подхода она представила в 1963 году в университете Южной калифорнии в рамках своей диссертации по педагогической психологии. С 1976 года Джин айрес занималась исключительно практикой по своим наработкам в области сенсомоторного развития, с помощью которых она оказывала помощь детям с различными сенсорными нарушениями. Сегодня этот метод применяется во всех странах мира и помогает детям .

Сенсорная интеграция – это бессознательный процесс, происходящий в головном мозге ( он сродни дыханию – мы не задумываемся об этом процессе- он происходит самопроизвольно);

- организует информацию, полученную с помощью органов чувств (вкус, вид, звуки, запах, прикосновение, движение, воздействие силы тяжести и положение в пространстве);

- наделяет значением испытываемые нами ощущения, фильтруя информацию и отбирая то, на чем следует сконцентрироваться (например, слушать взрослого и не обращать внимания на уличный шум);

- позволяет нам осмысленно действовать и реагировать на ситуацию, в которой мы находимся (адаптивный ответ);

- формирует базу для теоретического обучения и социального поведения. (Э. Дж. Айрес, 1950 г.)

 Мы живем в большом и разнообразном мире, где сосредоточена большая часть всей нашей жизни. Очень важно понимать, как видит и воспринимает мир ребенок, на какой орган восприятия он опирается в своих исследованиях. Известно, что для успешного развития ребёнка важна его способность воспринимать и обрабатывать информацию, которая поступает извне, которую сообщает его тело, органы чувств.

Сенсорная интеграция - это и есть обработка поступающих от органов чувств ощущений, их структурирование и упорядочивание получаемой таким образом информации для последующего адекватного ответа. То есть, все, что мы получаем от органов чувств, поступает в мозг, обрабатывается там, выдается нам в виде некоторого знания о предмете - что же это такое, какими свойствами оно обладает и насколько опасно для организма или напротив полезно. Чем правильнее работают сенсорные системы, тем больше достаточной информации получает мозг и выдает больше адекватных ответов.

Сейчас все чаще встречаются дети с нарушением проприорецептивных ощущений, т.е. ощущений глубоких мышц и с тактильной чувствительностью – т.е. поверхностной, так называемой, «кожной» чувствительностью.

Как же можно определить данные нарушения у ребенка? Это делается очень просто, это видно при первых встречах с ребенком. Например, ребенок отказывается менять одежду, не признает никакую другую, кроме той, к которой он привык. И даже, если приобрести, к примеру, одежду той же фирмы и той же модели, он все равно откажется ее надевать, так как, по его мнению, или даже ощущению, это совсем другая одежда. Ребенок не понимает и не воспринимает доводов, которые приводят ему родители. Даже небольшое отклонение в крое, в швах, да в чем угодно, воспринимается ребенком в гиперчувствительностью, как совсем другой комплект одежды.

Со стороны слуховой функции  - боязнь громких звуков и громкого шума, непереносимость музыки или некоторых ее видов, непринятие пения, ребенок теряется в общественных местах.

Со стороны зрительной системы  - это светобоязнь, ребенок испытывает сложности при спуске и подъеме, напрягается при рассматривании предметов, не смотрит в глаза собеседнику.

Со стороны осязательной функции – ребенок не любит играть с пластилином, тестом, красками, мелкими предметами, ребенку не нравится, когда к нему прикасаются

Со стороны вестибулярного аппарата – ребенок неуклюжий, неловкий, не любит активные игры, испытывает проблемы с концентрацией внимания, имеет мышечный тонус и может быть излишне тревожен.

Со стороны вкусовой и обонятельной систем – отказывается отнекоторых видов продуктов, негативно реагирует на запахи или наоборот, плохо чувствует запахи.

Другие же дети , которые наоборот плохо чувствуют свое тело, нуждаются в дополнительной стимуляции.

Такие дети не способны, например, чувствовать свой артикуляционный аппарат. И для его стимуляции в ход идет все- шишки, щетки, итд – все засовывается в рот. Такие дети плохо чувствуют тело – часто падают на колени и локти, прыгают с высоких поверхностей – все делая для того, чтобы простимулировать рецепторы и почувствовать свое тело.

 Педагог сразу же может обратить на это внимание и определить гиперчувствительного ребенка или гипочувствительного ребенка.

Также надо понимать, что сенсорная интеграция и речь имеют очень тесную связь. Дисфункция сенсорной интеграции – одна из основных причин задержки речевого развития. Именно поэтому детям с задержкой речевого развития рекомендуются занятия с использованием сенсорно – интегративных методик.

Как же работать и взаимодействовать с такими детьми? Как им помочь?

Первое, что надо понимать – это то, что наша сенсорика – она безсознательна! Мы не можем контролировать это, тем более дети в дошкольном возрасте на это не способны!

Итак, каждый человек пользуется анатомо –физиологической системой своего организма, в том числе органами чувств. Каждое наше действие сначала поступает в мозг, обрабатывается там и только потом сигнал поступает в нервную систему, которая в свою очередь отвечает за выполнение рефлексов. Условно сенсорная интеграция заставляет мозг воспринимать информацию от рецепторов бестрее и соответственно процессы воспроизведения различных функций ускоряются.

Что же возможно сделать воспитателю в условиях детского сада для запуска речи у ребенка, который никак не заговорит?  Обычно занятия по сенсорной интеграции проводятся специалистами в коррекционных центрах в специально оборудованной комнате. Что же мы можем предпринять в условиях детского сада? Можно использовать игры, направленные на развитие мелкой моторики – бизиборды, сухие бассейны, игры с крупами, игры с песком итд. Считается, что сенсорная интеграция один из самых эффективных способов для скорейшего запуска речи.

Нужно также знать, что сенсорные нарушения встречаются у 20% среди всех детей дошкольного возраста и им нужно активно внедрять сенсорную интеграцию.

Также можно оборудовать небольшой уголок в спортивном зале и посещать его с детьми, нуждающимися в таких занятиях, не реже двух раз в неделю во время, выделенное под индивидуальную работу с детьми.

Уголок можно оборудовать различными балансирами или хотя бы одним, также подойдут качалки в разных формах – бревно, бочка, куб, шар итд, различные гамаки, маты, разные виды шведских стенок, сенсорные дорожки для ходьбы, веревочные тоннели и лотки с различными предметами для развития мелкой моторики. Подойдут разные шуршащие и яркие предметы. Что – то можно соорудить своими руками.

Во всем мире сенсорная интеграция считается самым эффективным методом развития мозговых дисфункций. И с каждым годом сенсорная интеграция набирает всю большую популярность, так как имеет положительную динамику у детей, занимающихся по этой методике.

Выбирая эту методику при работе с детьми, необходимо понимать, что до 1 года можно достигнуть многого и практически шагать семимильными шагами к нормотипичности. До семи лет у ребенка наблюдается максимальная пластичность мозга. В этот время все коррекционные работы дают мощный положительный результат. До 12 лет, дети также поддаются коррекции, но реакции мозга уже не так откликаются на терапию, как в дошкольном возрасте.

Т.о. чем младше ребенок, тем быстрее родители увидят положительную динамику. И поэтому очень важно родителям внимательно относится ко всем странностям в поведении своего малыша и своевременно реагировать на особенности развития ребенка и обращать внимание на симптомы возможных нарушений. Не закрывать на все глаза, не делать вид, что ничего не замечаешь и не бежать от проблем! При своевременном обращении за помощью специалисты помогут диагностировать проблему и сразу же начать занятия, которые всегда дают отличный отклик и видимый результат. Самое главное помогать ребенку вместе сообща – специалист, воспитатель детского сада, родители. Тогда и результат не заставит себя долго ждать!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья из опыта работы. Тема: Компьютерные технологии в коррекционно-развивающей работе современного детского сада. Составитель: И.И.Пашкова- воспитатель Логопедической группы №8 МБДОУ ЦРР- детского сада комбинированного вида №12.

Статья.Тема: Компьютерные технологиив коррекционно-развивающей работесовременного детского сада.  Составитель: И.И.Пашкова- воспитательЛогопедической группы №8МБДОУ ЦРР- детского...

Интеграция, как способ организации образовательного процесса в современном детском саду

C введением ФГОС дошкольного образования главной задачей стало уйти от учебно-дисциплинарной модели, чтобы педагогика стала не только средством воспитания и обучения, но и в большей степени ...

Педсовет на тему: «Современные дети в современном детском саду»

Сегодня уже не вызывает сомнений тот факт, что современный ребенок не такой, каким был его сверстник несколько десятилетий назад  и не потому, что изменилась природа самого ребенка или закономерн...

Современные приемы и методы здоровьесберегающих педагогических технологий, наиболее часто используемые в детском саду.

Системное и гармоничное использование приемов и методов здоровьесберегающих технологий, основанный на базовых природосообразных средствах реализации, позволяет эффективно поддерживать и корректировать...

Эссе на тему: "Современный воспитатель в современном детском саду"

                                           Эссе  на тему:"Современный вос...

НЕТРАДИЦИОННОЕ РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ «ОДИН ДЕНЬ ИЗ ЖИЗНИ СОВРЕМЕННОГО ДЕТСКОГО САДА»

Область: работа с родителямиЦель: показать на практике значимость обучения и воспитания детей дошкольного возраста.Задачи:1. Создать непринужденную, комфортную обстановку.2. Вовлечь родителе...