Тематический материал на тему "Перелетные птицы"
календарно-тематическое планирование по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа)

Ольга Валерьевна Сковородкина

Пособие предназначено для педагогов общеобразовательных и коррекционных групп старшего дошкольного и младшего школьного возраста

Игры, беседы, викторины, пальчиковая и дыхательная гимнастики, упражнения на развитие артикуляционной моторики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pereletnye_ptitsy.docx54.41 КБ

Предварительный просмотр:

                  ПЕРЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ                  Ольга Валерьевна

СЛОВАРЬ:

Существительные: лебедь, скворец, журавль, аист, грач, кукушка, соловей, жаворонок, иволга, утка, цапля, ласточка, гусь (дикий), дрозд; стая, косяк, клин, скворечник, клюв, лапки, когти, крылья, перья, пух, юг, корм, насекомые, червячки, гусеницы, ягоды. ОРНИТОЛОГ –  это биолог, изучающий птиц. Он наблюдает за их поведением в лесу, городе и в зоопарке.

Внешние признаки, части тела: перья, пух, крылья, клюв, голова, глаза, грудка, две лапы, перепонки, коготки, хвост.

Глагольный словарь: щебетать, куковать, курлыкать, каркать, заливаться, щелкать, шипеть, летать, улетать, прилетать, перелетать, возвращаться, подлетать, вылетать,  ходить, прыгать, махать, клевать, плавать, нырять.  

Прилагательные: дикие, перелетные, водоплавающие, болотные, насекомоядные, быстрые, проворные, голосистые, трудолюбивые, веселые, дружные, звонкие, заботливые; большая, маленькая, певчая, чёрный, теплые (края), белый, полосатое, дальние, красивое, длинноногий, дикий (гусь, утка), проворный, голосистый; журавлиный, утиный, гусиный (косяк), лебединая (песня).

«ОДИН – МНОГО»

Цель: учить образовывать существительные множественного числа от существительных единственного числа.

Кукушка – кукушки,

перо - …,

стая - …,

голова - …,

крыло - …,

клюв - …,

птица - …,

ласточка - …,

грач - …,

трясогузка - …,

скворечник - …,

гнездо - … .

«ЧЕТВЕРТЫЙ ЛИШНИЙ»

Цель: учить классифицировать птиц по признаку «зимующие» - «перелетные».

Грач, ласточка, воробей, скворец. Кто лишний? – воробей, так как он зимующая птица.

Голубь, ласточка, скворец, гусь. Кто лишний? – голубь, так как он зимующая птица.

Кукушка, лебедь, снегирь, утка.

Ворона, воробей, голубь, скворец.

Скворец, грач, утка, синица.

Журавль, аист,  снегирь, лебедь.

Гусь, ворона, грач, кукушка.

Воробей, ласточка, сорока, синица.

Голубь, дятел, снегирь, грач.

Кукушка, лебедь, соловей, дятел.

Ворона, скворец, грач, утка.

Грач, ласточка, свиристель, кукушка.

Ласточка, клест, свиристель, дятел

Скворец, сорока, кукушка, соловей

Дятел, кукушка, гусь, трясогузка.

Грач, лебедь, утка, ворона 

Ворона, воробей, голубь, скворец

Соловей, жаворонок, воробей, ласточка.

Сорока, грач, снегирь, синица.

«ОТГАДАЙ И ПРИСЯДЬ»

Если вы услышите название зимующей птицы, то присядьте; а если название перелетной, то машите руками: Ворона, соловей, дятел, сорока, голубь, ласточка, синица, грач, скворец, снегирь, аист, журавль, воробей, цапля и др.

«СОСЧИТАЙ ПТИЦ» = "ОДИН, ДВА … ПЯТЬ"

Цель: закрепить умение согласовывать числительные 1-5 с существительными. Детям предлагается сосчитать птиц до пяти, используя числительные.

Один грач, два грача, три грача, четыре грача, пять грачей.

Одна кукушка, Одно перо…

«НАЗОВИ ДЕЙСТВИЕ»

Цель: активизировать глагольный словарь.

Дети называют, что умеют делать птицы: летать, прыгать, петь, чистить перышки, клевать, спать, искать корм, защищаться, высиживать яйца и т.д.

«ЧЕЙ? ЧЬЯ? ЧЬЁ? ЧЬИ?»

Цель: закреплять умение образовывать притяжательные прилагательные.

Крыло чье? – лебединое, журавлиное …

Клюв чей? – вороний, голубиный …

Хвост чей? – совиный, воробьиный …

Голова чья? – лебединая, утиная, гусиная …

«ЧТО ЕСТЬ У ПТИЦЫ?»

Цель: активизировать номинативный словарь, упражнять в назывании частей тела птиц.  Голова, клюв, глаза, лапы, когти, шея, туловище, грудка, крыло, хвост.

«НОВЫЕ СЛОВА»

Цель: учить образовывать сложные прилагательные.

Если у журавля длинные ноги, то он какой? (длинноногий)

У ласточки длинный хвост. Значит, какая ласточка?... (Длиннохвостая.)

Ласточка любит тепло, она… (теплолюбивая).

У ласточки острые крылья, она…(острокрылая).

У цапли длинный клюв, она…(длинноклювая).

У цапли длинные ноги, то она – длинноногая.

У аиста красный клюв – красноклювый.

У скворца короткий хвост, то скворец … (короткохвостый).

У ласточки длинный хвост. Она... (длиннохвостая)

У соловья звонкий голос, то он … (звонкоголосый).

У гуся длинная шея. Значит, какой гусь? (Длинношеий.)

У утки плоский клюв. Она какая? (Плоскоклювая)

У утки лапы с перепонками. Значит они.... (Перепончатые)

У грача острый клюв. Какой грач? (Остроклювый)

У грача чёрное крыло? Значит, он… (Чернокрылый)

У грача черные глаза – черноглазый.

У Лебедя длинная шея – он длинношеий.

У Лебедя короткие лапы – коротколапый.

У журавля широкие крылья – ширококрылый.

«СКАЖИ НАОБОРОТ»

Цель: упражнять детей в подборе антонимов.

• У аиста клюв длинный, а у ласточки - …

• У журавля туловище крупное, а у соловья - …

• У ласточки лапки короткие, а у цапли - …

• У гуся шея длинная, а у утки - …

• Цапля большая, а иволга – (маленькая)

• Журавль длиннохвостый, а грач – какой? (короткохвостый)

• Аист длинноклювый, а соловей – какой? (короткоклювый)

• У гуся клюв широкий, а у ласточки какой? (узкий)

• У ласточки грудка светлая, а у стрижа – (темная)

«ПОДБЕРИ СЛОВО-ДЕЙСТВИЕ»

Цель: упражнять в подборе глаголов к существительным.

Педагог называет перелетную  птицу, а ребенок подбирает глагол (не менее трех действий):  

Ласточка – (летает, щебечет, ловит мошек, строит гнездо, выводит птенцов, заботится, добывает корм…).

Лебедь – (плавает, машет крыльями, летает).

Цапля – (стоит на одной ноге, ходит, ест лягушек).

Соловей – (поёт, заливается, сидит на ветке, летает).

Грач – (ходит, летает, ищет червяков).

Кукушка – (кукует, летает, откладывает свои яйца в чужие гнёзда)

Журавль… (курлычет), Утка…(крякает)

«ПОДБЕРИ СЛОВО-ПРИЗНАК»

Цель: упражнять в подборе прилагательных к существительным.

Педагог называет перелетную  птицу, а ребенок подбирает признаки (не менее трех признаков):  

Ласточка какая?-…(маленькая, чёрная, быстрая, проворная, быстрокрылая, заботливая)

Аист какой?-…(белый, большой, красивый)

Грач какой?-…(чёрный, крупный)

Кукушка какая?-…(хитрая, пестрая)

Лебедь какой?-…(белый, крупный, благородный)

Скворец какой?-…(пёстрый, заботливый)

Соловей какой?-…(маленький, голосистый)

«ДОБАВЬ СЛОВО»

У человека квартира, а у птицы … гнездо.

У зверей шерсть, а у птицы … перья.

У человека нос, а у птицы … клюв.

У человека руки, а у птицы … крылья.

У человека ребенок, а у птицы … птенец.

«КАК УЛЕТАЮТ ПТИЦЫ?» возьми много пуговиц и разложи их так, как улетают: Вереницей улетают гуси, утки, лебеди, ласточки, грачи, скворцы;

Клином – журавли;

Поодиночке – кукушки.

 

«НАЗОВИ ДЕТЁНЫША ПТИЦЫ»

Цель: способствовать развитию грамматического строя речи

У кукушки   –  кукушонок

У журавля   -  журавлёнок

У скворца   -  скворчонок

У лебедя   -  лебеденок

У утки   -  утенок

У аиста   –  аистенок

У дрозда   –  дрозденок

У щегла   –  щеглёнок

У гуся   -  гусёнок

«КАКОЙ ПТИЦЫ НЕ СТАЛО?»

Цель: упражнять в употреблении падежных форм существительных (родительный падеж).

На доске размещены 4-5 картинок с изображением перелетных птиц. Педагог просит детей закрыть глаза, а сам в это время убирает одну из картинок. Затем взрослый спрашивает: «Какой птицы не стало?» Дети отвечают: «Не стало ласточки» и т.д.

"ГОЛОСА ПТИЦ"

Утка – крякает (кря-кря)

Гусь – гогочет (га-га)

Кукушка – кукует (ку-ку)

Грач: «Кра-кра»

Ласточка – щебечет

Журавль – курлыкает

Соловей – поет, свистит

ИГРА «НЕЛЕПИЦЫ»

Птенцы высиживают яйца.

Из яиц птиц вылупились крокодильчики.

Дети сделали для аистов скворечники.

Тело птицы покрыто шерстью.

Птенцы строят гнёзда.

Скворец живёт в будке.

"ОТВЕТЬ ПОЛНЫМ ПРЕДЛОЖЕНИЕМ"

•    Где зимуют синица и трясогузка? (Синица в наших краях, трясогузка улетает на юг.)

•   Какой клюв у аиста и у соловья? (У аиста клюв длинный, у соловья - короткий.)

•  Чем питаются ласточки и утки? (Ласточки питаются насекомыми, а утки – лягушками, насекомыми, червячками, мелкими видами рыб)

ИГРА «СОСЧИТАЙ» 

Цель: упражнять в согласовании существительных с числительными в роде, числе и падеже

Одна ласточка, две ласточки, пять ласточек.  

Один соловей — два соловья — пять соловьев

Одна кукушка — две кукушки — пять кукушек

Один скворец – два скворца – пять скворцов (аист, грач, журавль)

Одна птица, две птицы, пять птиц.

Одно гнездо, два гнезда, пять гнезд

ИГРА “НАЗОВИ ЛАСКОВО”

крыло – крылышко  

крылья – крылышки  

птенец – птенчик

перо – перышко  

голова – головка  

шея – шейка

ноги – ножки  

лапы – лапки  

клюв – клювик  

глаз – глазик  

глаза – глазки

птенец – птенчик

хвост – хвостик  

гнездо – гнездышко  

кукушка – кукушечка

СОСТАВЬ ПРЕДЛОЖЕНИЕ ИЗ СЛОВ:

Скворец, тёплые края, прилетать.

Гнездо, высиживать, грач, птенцы.

Червяк, ласточка, птенцы, принести, голодные.  

Небо, летать, кричать, журавль, большой.  

Болото, утки, крякать, громко.  

Лебеди, стая, пруд, плавать, красивые.

ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ СЛОВАМИ (длинноногий журавль)

В поле я увидел ... (длинноногого журавля). Я долго наблюдал за ... (длинноногим журавлем). Мне очень понравился этот красивый и стройный ... (длинноногий журавль). Я хотел подойти к ... (длинноногому журавлю). Но он испугался и улетел. Красиво летел, расправив крылья, и кружась в небе ... (длинноногий журавль). Я рассказал маме о ... (длинноногом журавле). Мама сказала, что нельзя подходить и пугать ... (длинноногого журавля). Я обещал маме больше не подходить к ... (длинноногому журавлю). Теперь я буду только издалека наблюдать за ... (длинноногим журавлем).

«ПОЙМАЙ ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ В ЭТОМ СЛОВЕ»

Цель: развитие фонематического строя речи (добиваемся полного ответа).

Напр.: ЛАС-ТОЧ-КА, в этом слове 3 слога, значит 3 гласных звука: А -О - А

«ПЕРВЫЙ ЗВУК – ПОСЛЕДНИЙ ЗВУК»

Цель: развитие фонематического строя речи

нужно назвать каждую птицу, определить первый и последний звук в слове и разделить слово на слоги.

Это аист. Первый звук в этом слове [А]. Последний звук [Т]. В слове АИСТ-два слога. Это кукушка. Первый звук в этом слове [К]. Последний звук [А]. В слове КУКУШКА-три слога.

Это ласточка. Первый звук в этом слове [Л]. Последний звук [А]. В слове ЛАС-ТОЧ-КА - три слога.

«ЧТО ЗА ПЕРЕЛЁТНУЮ ПТИЦУ Я ЗАГАДАЛА?»

Первый звук [У], а последний [А] (Утка)

Первый звук [С], а последний [Ц] (Скворец)  

Первый звук [Д], последний [Д] (Дрозд)  

ОТГАДАЙ ПЕРЕЛЕТНУЮ ПТИЦУ по первым звукам слов, которые я назову:

гриб, рак, апельсин, часы (грач)

дом, рак, яблоко, зонт, дом (дрозд)

апельсин, игла, слон, таз (аист)

РАССКАЗ О ПТИЦАХ

В природе существует большое разнообразие птиц. Где бы вы ни гуляли – в городском парке, по берегу моря, в деревне, в лесу, повсюду вы встретите птиц. Почти все они умеют летать. Птицы – это животные с перьями и крыльями. Перья помогают сохранять тепло и придают птицам их неповторимую окраску. Птицы часто охорашиваются, то есть чистят перья, втирая в них свой жир. Они также вырывают старые перья там, где растут новые. Птицы живут в гнёздах. Обычно они строят гнёзда из листьев, травы, веточек, но некоторые птицы живут в кучках камней. Самка откладывает яйца, а потом высиживает их, грея своим теплом, пока не вылупятся птенцы. Осенью птицы собираются в стаи и улетают на юг, чтобы перезимовать.

Перелетные птицы - это те птицы, которые поздней осенью и зимой не находят для себя корма и улетают в теплые края, где много корма.

Улетают от нас насекомоядные, болотные и водоплавающие птицы. А почему?

Скворец, грач, кукушка и другие насекомоядные птицы питаются насекомыми. Осенью насекомые прячутся в кору деревьев, зарываются в землю, находят укромные местечки и там зимуют. Птицы не могут отыскать насекомых, им становятся голодно, холодно; они улетают.

Болотные и водоплавающие птицы питаются мелкими рыбками, лягушками, водными насекомыми. Осенью холодно - лягушки и водные насекомые впадают в спячку. Зимой вода превращается в лед - до рыбешек птицам не добраться.

БЕСЕДА:

А какие птицы нас покидают первыми?  (Раньше всех нас покидают насекомоядные птицы).

-  В слове насекомоядные прячутся два слова: едят насекомых. Повторите: насекомоядные. Они едят майских жуков, бабочек, ос, стрекоз и пчёл. А улетают эти птицы сразу после первых заморозков, как только исчезают насекомые. Раньше всех улетают: трясогузки, дрозды, жаворонки, овсянки, ласточки, скворцы…

-Когда замерзают водоёмы (реки и озёра), направляются к югу водоплавающие птицы.

-Какие водоплавающие птицы вы знаете? (гуси, утки и лебеди).

В слове водоплавающие тоже прячется два слова – плавать в воде. Повторите: водоплавающие.

- А  знаете, как  птицы  находят дорогу на юг и обратно сюда?

- Оказывается, некоторые птицы улетают ночью, другие днем. Но перед  полетом они совершают пробные полеты, больше обычного едят, нагуливают жирок – в полете им подкрепится негде.

В полете они ориентируются на звезды, а если небо затянуто облаками и звезд не видно, то они ориентируются на магнитные колебания земли.

Некоторые птицы улетают «стайками» все вместе,  некоторые, например, журавли, выстраиваются «клином» в виде треугольника, другие выстраивают «цепочкой» в одну линию. Шеренгой, фронтом или поперечным рядом, летят кулики, цапли, утки.  Гуси чаще всего летят косяком. Углом или клином летят гуси, журавли, лебеди и другие крупные птицы.

«ОТВЕТЬ НА ВОПРОСЫ» 

1.  Почему птицы улетают в теплые края? (зимой нет корма).

2.  Какие птицы улетают первыми?

Насекомоядные: Скворцы, соловьи, ласточки, грачи, кукушки. Осенью насекомые исчезают, поэтому птицы улетают в теплые края. Ласточки хватают насекомых налету, грач добывает червяков из свежевскопанной земли, кукушка охотится за гусеницами.

3.  А последними? (водоплавающие: лебеди, гуси, утки, т. к. водоёмы долго не замерзают).

4.  Как называется большая группа птиц? (стая)

5.  Как улетают журавли? (Клином/углом,  летят гуси, журавли, лебеди и другие крупные птицы. Гуси чаще всего летят косяком).

6.  Как улетают цапли, утки? (шеренгой)

7.  Как улетают ласточки, скворцы, грачи, дрозды? (стаей)

8.  Какая птица улетает на юг в одиночку? (кукушка)

9.  Что перелётные птицы делали весной? (вили гнёзда, выводили птенцов)

10.  Что перелётные птицы делали летом? (растили птенцов, добывали им пищу, учили летать).

11.  У каких птиц на лапках перепонки?

12.  У каких птиц длинные ноги?

13.  У каких птиц длинный клюв?

14.  Какие птицы питаются лягушками?

15.  Какая птица живет в скворечнике?

16.  У какой птицы хвостик похож на ножницы?

17.  У какой птицы длинная шея

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ

Птицы в небе тают, тают      Машем руками

Птицы к югу улетают.         Ладонь «козырьком» ко лбу

Все растаяли вдали

Аист, цапли, журавли     Загибать по очереди мизинец, безымянный и средний пальцы

ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА

«Перышко» Дуем на перышки на выдохе произносим: «Пф-пф…

«Аист»  Представим, что мы превратились в аиста, разгуливающего с важным видом по болоту. Голова гордо поднята, спина - прямая. Руки-крылья вытянуты в стороны. На вдохе поднимаем «крылья» и одну ногу, сгибая ее в колене. Затем колено разгибаем, вытягиваем носок вперед. На выдохе медленно опускаем руки и ногу, делая шаг и произнося «ш-ш-ш...». Так же - с другой ногой. Чередование вдох-выдох рекомендуется повторить 6-7 раз.

 «Гуси летят» Медленная ходьба по комнате. На вдох — руки поднять в стороны; на выдох — опустить, произнося длительное: «Г-у-у у». Продолжительность 60 секунд.

РАЗВИТИЕ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ МОТОРИКИ.

«Клювы разных птиц». Медленно всасывать щеки в зазор между зубами. Губы плотно сомкнуты и вытянуты вперед

 «Голодные птенчики». Максимально широко открывать рот (язык лежит на дне ротовой полости, кончик упирается в нижние зубы) произносить слоги: «Ам-ам-ам-ам».

Упражнения для щек и губ. «Мама-птица прогоняет от птенцов куницу». Всасывать верхнюю губу под нижнюю, а потом резко выбрасывать ее при раскрытом рте (чмоканье).

Упражнения для языка - «Птенчики ждут пищу». Сделать из языка «чашечку» и удерживать ее под счет до «шести».

«Очень вкусная пища!» Присасывать «широкий» язык к нёбу, затем произносить звук а-а-а.

«Аист». Вытянуть «острый» язык как можно дальше изо рта удерживать под счет до «шести—восьми».

РАЗВИТИЕ МИМИЧЕСКИХ МЫШЦ.

Осенью вы прощались с птицами, (Грустно).

Изобразить голодных птиц в морозный день. Передать эмоциональное состояние, вы сочувствуете птицам, жалеете их. Грустное, жалостливое лицо.

Скворец попался в лапы кошке. (Страх)    

Птицы вернулись из теплых стран. (Радость)

«БЕРЕГИТЕ ПТИЦ»

Не трогай ласточку! Она

Издалека летит сюда!

У нас растит своих птенцов,

Не разоряй её гнезда.

Будь другом птиц!

Пусть под окном

Поет весною соловей,

И над просторами Земли

Летают стаи голубей!

Муса Джангазиев

ЛИТЕРАТУРА:

Пособие создано на основе интернет ресурсов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лексический материал по теме "Птицы"(Загадки)

Матриал по закреплению , развитию речи по лексической теме "Птицы" Картотека загадок ....

Дидактический материал к проекту " Птицы наши друзья"

Дидактический материал для детей и информация для родителей....

Подборка материала на тему "Птицы- наши друзья!".

Подборка материала на тему "Птицы- наши друзья!"....

Дидактический материал на тему "Птицы"

Одной из основных задач подготовки детей к обучению в школе является развитие грамматически правильной и связной речи, что невозможно без обогащения словарного запаса, а также развития логического мыш...

дидактический материал Стихи о птицах

Подобраны стихи про птиц для образовательных ситуаций по ознакомлению с окружающим миром....

Тематический материал для проведения музыкально-литературного праздника "ДЕНЬ ПТИЦ"

Дети делятся знаниями о зимующих, перелетных птицах, о птицах, которые населяют наш заповедный Воронежский массив леса. Небольшие театрализации, поэтические выступления, хоровые и сольные исполнения п...