Пескотерапия
консультация по коррекционной педагогике (средняя группа)

Чистякова Олеся Николаевна
Пескотерапия в работе с детьми. Консультация для родителей,которая поможет им познакомиться с одной из разновидностей артерапии " пескотерапиеей" Игры с песком – одна из форм естественной активности ребёнка. Именно поэтому можно использовать песок, проводя развивающие и обучающие занятия.Взаимодействие с песком стабилизирует эмоциональное состояние ребёнка, улучшает самочувствие.Перенос традиционных педагогических занятий в песочницу даёт большой образовательный и воспитательный эффект, нежели чем стандартные приёмы обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл peskoterapiya.docx8.87 КБ

Предварительный просмотр:

Пескотерапия (песочная терапия) — это вид современной арт-терапии и арт-педагогики, включающий систему игр с песком, которые позволяют раскрыть индивидуальность каждого ребёнка, решить его психологические затруднения, развить способность осознавать свои желания и возможность их реализации.

Песо́чная терапи́я это способ общения с миром и самим собой; способ снятия внутреннего напряжения, воплощения его на бессознательно-символическом уровне, что повышает уверенность в себе и открывает новые пути развития.Этот метод объединяет множество упражнений и игр, направленных на общую релаксацию, снятие двигательных стереотипов и судорожных движений, на повышение концентрации внимания и усидчивости.

Песочница - прекрасный посредник для установления контакта с ребенком. И если он плохо говорит и не может рассказать взрослому о своих переживаниях, то в таких играх с песком все становится возможно. Проигрывая волнующую ситуацию с помощью маленьких фигурок, создавая картину из песка, ребенок раскрывается, и взрослые получают возможность увидеть внутренний мир ребенка в данный момент и в ходе песочной терапии она обязательно «выльется» на песчаную поверхность.

При создании песочной композиций не нужны специальные навыки. Поэтому ребенок не будет бояться совершить ошибку или неточность, и будет более раскованно и смело действовать.

Что такое песок знают и малыши, и взрослые. Это замечательный материал для детского творчества на занятиях и досуге. Давайте, вспомним, когда вы были маленькими, как вы любили в песочнице играть с песком и водой. Как интересно было строить пирамиды и замки, чтоб они были самыми красивыми на свете! Или просто «печь» пирожки из песка. Как копать в песке ямки и туннели, пытаясь добраться до воды. И эти игры с песком так и остались с нами, как воспоминания детства.

Игры с песком – одна из форм естественной активности ребёнка. Именно поэтому можно использовать песок, проводя развивающие и обучающие занятия. Строя картины из песка, придумывая различные истории, в наиболее органичной для ребёнка форме передаются знания и жизненный опыт, познаются законы окружающего мира. Взаимодействие с песком стабилизирует эмоциональное состояние ребёнка, улучшает самочувствие. Всё это делает песочную терапию прекрасным средством для развития и саморазвития. Именно благодаря самостоятельным рисункам на песке, ребёнок быстрее осваивает буквы и цифры, усваивает понятия «право» и «лево», временные понятия дня и ночи, времён года. С помощью построений на песке можно развивать наглядно-образное мышление, восприятие и память. Перенос традиционных педагогических занятий в песочницу даёт большой образовательный и воспитательный эффект, нежели чем стандартные приёмы обучения. Игры с песком хороши своей универсальностью. Для ребенка любого возраста найдется интересная песочная игра. Особое обаяние, присущее песку как игровому материалу, привело к рождению отдельного метода психотерапии - песочная терапия. Но магия песка и сама по себе оказывает нужное воздействие.

Положительные эффекты игр с песком:

- развитие мелкой моторики (при манипуляциях с мелкими предметами, фигурками, песком);

- развитие творческого потенциала, фантазии (ребенок придумывает целый мир на песке);

 - развитие речи (игра часто сопровождается комментариями, историями, воображаемыми диалогами);

- развитие коммуникативных и социальных навыков (когда ребенок играет не один, он взаимодействует с партнерами по игре);

- балансировка психических процессов (возбужденных успокаивает, вялых активизирует);

Песок – это дар природы, каждая песчинка содержит в себе лучик солнца, дуновение ветерка и капельку росы, поэтому этот материал так привлекает ребёнка. Это доступный материал для каждого. Ящик для игр с песком должен быть определённого размера: 50*70*10. Бортики и донышко выкрашены в голубой цвет. Бортики - это небо, дно – это вода.

Упражнение «Чувствительные ладошки».

Положите ладони на песок. Давайте его погладим внутренней, затем тыльной стороной ладони. Расскажите, какие ощущения, ассоциации у вас вызывает песок? Погладьте песок между ладоней. Поиграйте на поверхности песка, как на пианино.

Игра «Тесто»

С мамой тесто мы замесим,

Чтоб испечь пирог нам вместе.

 Нужно тесто поразмять,

Нужно тесто нам помять,

Нужно тесто порубить

И немножечко побить.

Поочерёдные движения: захват песка в кулачки, рубящие движения рёбрами ладоней по песку, похлопывание ладонями по песку.

Игра "Человечки."

Большие ноги шли по дороге Топ-топ-топ,

Маленькие ножки Бежали по дорожке Топ-топ-топ.

Пройтись по песку ладонями, а затем указательным и средним пальцами.  

Тактильная разминка

Ручки, как жучки летают.

И в песок они ныряют.

Песочек лапками перебирают

Горку строят и ровняют

А ещё пересыпают

Через сито пропускают

Между ладошками потрут

И на место уберут.

В ходе тактильной разминки дети выполняют следующие действия: перебирают в песке пальчиками, строят горку, ровняют песок, пропускают песок через сито, протирают песок между ладошками.

Игра «Следы-узоры».

На поверхности песка оставлять следы , массажный шарик, грабельки(дорожки), заводная игрушка, щётка с жёсткой щетиной и др.

Игра «Картина из загадок».

Предлагаю вам разгадать загадки, но не просто разгадать, а нарисовать ответы на песке, так чтобы получилась картина, т. е. надо рисовать так, чтобы ответы располагались на песке примерно там, где они обычно должны находиться.

Жёлтая тарелка на небе висит.

Жёлтая тарелка всем тепло дарит (солнце)

Ветерок-пастушок затрубил в свой рожок.

Собрались овечки у небесной речки (облака)

Как над речкой, над рекой

Появился вдруг цветной

Чудо мостик подвесной (радуга)

Течёт, течёт - не вытечет,

Бежит, бежит - не выбежит (речка)

Она под осень умирает

И вновь весною оживает.

Иглой зелёной выйдет к свету,

Растёт, цветёт всё лето.

Коровам без неё - беда:

Она их главная еда (трава)

А теперь выберите из коллекции любую игрушку, которая больше понравится, найти ей место в песочнице и внести её туда. Выставляя игрушки в песочнице, вы (родители) должны проговаривать предлоги и наречия с пространственным значением: около, у, перед, между, за… В дальнейшем можно применять следующие игры.

 Игра «Ориентировка в песочнице» (время суток, время года) .

У песочницы есть верх, низ, правая и левая сторона и по два угла: левый верхний и левый нижний, правый верхний и правый нижний. Чтобы ребёнок научился легко в ней ориентироваться проведите несколько игр. И начните с того, что по сторонам и по углам прячьте такие карточки, они у меня отвечают временным отрезкам. (петушок пропел – значит утро, солнышко ярко светит – значит день, мальчик укладывается отдыхать, за окном уже темнеет – вечер, луна, звёзды – ночь). В каком углу живёт петушок? – в верхнем правом. А мальчик – в нижнем левом. И так мы работаем: стороны – верх, низ, право, лево и уголочки. Усложняете игру тем, что эти карточки прячете в песочек. Ребёнок сам находит карточки в песке и радостно сообщает, что солнышко живёт в верхнем правом уголочке. Так он закрепляет знания о сторонах и углах. Для более старших детей можно приготовить карточки с видом города в разное время суток.

Рисование. Следующий этап, мы начинаем учить детей рисовать. Сгладим поверхность и поставим игрушечку в самый центр. И вот наша игрушка пошла в заданном направлении: то она идёт вверх, то идёт вниз, то в стороны, и возвращается в середину. Игрушки можно использовать разные, но только те, которые хорошо моются и безопасные для детей или же утилизируются. То есть картонный кораблик пришёл в негодность, мы его изъяли из игры ребёнка и сделали новый. Вот посмотрите, как мы начинаем рисовать с детьми:

- первое – это рисуем прямые линии, потом волнистые линии, но, чтобы было интересно рисовать сделаем ребёнку кораблик.

 - рисуем одним пальчиком, всеми пальчиками в разных направлениях.

- дальше изучаем эталоны длины. Сглаживаем поверхность, поставим игрушку и предлагаем для этой игрушки сделать дорожку – широкую (всей ладошкой) узкую, длинную или короткую. Можно эти дорожки сравнить.

 - теперь рисуем лесенку (ступенька, ещё одна, ещё.) вот наша игрушка пошла по ступенькам. Можно посчитать ступеньки.

 - следующий этап нашей работы, когда дети научились рисовать дорожки, лесенки, волнистые и прямые линии (самые простые предметы, теперь мы учим их рисовать предметы, состоящие из округлых форм. И так по поверхности, для интереса, мама разбросала, например, бабочек. И для каждой бабочки ребёнок рисует листок. Листочки могут быть разные (округлые, волнисты). Также можно, ничего не предлагать ребёнку, а просто предложить нарисовать много шариков. Ребёнок упражняет руку, потом он и карандашом будет хорошо рисовать округлые формы.

- рисуем геометрические фигуры. Создание своей композиции. Предлагаю вам создать свою композицию (2 мин).

Как вы назовёте композицию, которая у вас получилась?

По желанию расскажите о чувствах, которые вызывает у вас композиция? Хочется ли что-нибудь изменить?

Вам понравилось играть с песком?

 Какие эмоции вы получили?

Что показалось наиболее интересным?

Что показалось трудным?

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План – конспект интегрированного подгруппового коррекционного занятия (математика, элементы пескотерапии).

Тема: «Путешествие в страну Цифр».Педагог: Черанёва Лариса Юрьевна.Время: 15.15 – 15.45Цель: Развитие у детей тактильно – кинестетической чувствительности и...

Использование пескотерапии в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда ДОУ.

Презентация : "Использование пескотерапии в коррекционно-развивающей работе  учителя-логопеда ДОУ." \Игра с песком - это естественная и доступная форма деятельности для детей. Игры с песком разн...

Пескотерапия в логопедической работе

Использование нетрадиционной методики в логопедической работе...

Пескотерапия,как одно из средств развития речи детей.

             Терапевтический эффект игры с песком впервые был замечен швейцарским психологом и философом Карлом Густавом Юнгом. Казалось бы, всё очень просто ...

Пескотерапия в работе логопеда

Пескотерапия в работе логопеда...

Долгосрочный исследовательско-творческий проект «Пескотерапия как здоровьесберегающий компонент в коррекционной работе с детьми с нарушениями зрения»

Данный материал имеет коррекционную направленность при использовании песка на коррекционных занятиях с детьми с нарушениями зрения...