«Круг» - эффективная технология для позитивной социализации и развития эмоционально-волевой и коммуникативной сферы детей с ОВЗ.
учебно-методический материал по коррекционной педагогике

Некрасова Ольга Александровна

Каждый ребенок имеет свои индивидуальные особенности и потребности.  Некоторые дети в нашей группе совсем не используют экспрессивную речь либо произносят отдельные односложные слова, есть дети с низким уровнем понимания обращенной речи, моторно неловкие, с ослабленным зрением, поведенческими  нарушениями. Практически всем детям очень сложно установить эмоциональный контакт со сверстниками и взрослыми. Многие не любят прикосновения к себе и не хотят взять другого ребёнка за руку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya_krug.docx22.36 КБ

Предварительный просмотр:

 «Круг» - эффективная технология для позитивной социализации и

развития эмоционально-волевой и коммуникативной сферы детей с ОВЗ.

Некрасова Ольга Александровна

Учитель-дефектолог

МБДОУ города Полярные Зори «Детский сад №7»

В МБДОУ №7 функционирует группа компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития.

Группу посещают 9 детей, из них 4 ребенка имеют статус ребенок-инвалид. Кроме задержки психического развития дети имеют различные диагнозы:

  • синдром Дауна;
  • фенилкетонурия;
  • расстройство аутистического спектра.

Каждый ребенок имеет свои индивидуальные особенности и потребности.  Некоторые дети в нашей группе совсем не используют экспрессивную речь либо произносят отдельные односложные слова, есть дети с низким уровнем понимания обращенной речи, моторно неловкие, с ослабленным зрением, поведенческими  нарушениями. Практически всем детям очень сложно установить эмоциональный контакт со сверстниками и взрослыми. Многие не любят прикосновения к себе и не хотят взять другого ребёнка за руку.

Опыт работы выявил определённые проблемы, которые затрудняют развитие и обучение детей данной категории это:

- дефицит социальной коммуникации и социального взаимодействия (у детей снижена потребность в общении как со сверстниками, так и со взрослыми);

  • особенности развития высших психических функций;

-  незрелость сложных форм поведения;

  • слабость познавательных интересов;

- недостатки мотивации и целенаправленной деятельности на фоне повышенной истощаемости, сниженной работоспособности.

         Работа на группе компенсирующей направленности требует постоянного педагогического поиска и гибкости в использовании таких методов и приемов, которые бы способствовали развитию ребенка и его потенциальных возможностей.

Например, для расторможенных детей и детей с полевым поведением требуется постоянная контролирующая и направляющая помощь со стороны взрослого, а для детей с низким уровнем собственной активности необходима эмоционально ритмическая форма взаимодействия.  

Основная, глобальная цель организации моего коррекционно-развивающего взаимодействия с воспитанниками – обеспЕчение позитивной социализации, интеллектуального и социально-личностного развития каждого ребенка с ЗПР, в том числе и ребенка-инвалида.

Согласно ФГОС ДО одними из приоритетных задач социально-коммуникативного развития детей являются:

- развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;

- развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками.

- формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, стране, городу, к сообществу детей и взрослых в детском саду.

В связи с вышеизложенными приоритетными задачами в процессе деятельности у меня возник ряд вопросов: «Как замотивировать детей на общение? Как сформировать эмоциональный контакт между взрослым и ребенком, создать условия для инициативы и активного общения между детьми?  Как оптимально развивать речевую и познавательную активность дошкольников?». Необходимо было ввести такую форму работы, которая охватывала бы коррекционные цели, соответствовала задачам, была эффективной и при этом нравилась бы детям.

Ответом на эти вопросы для меня стало применение в практике технологии Круг. Изучив информацию в инновационной программе «От рождения до школы», методическом пособии Гришаевой Н.П. «Современные технологии эффективной социализации ребёнка в дошкольной образовательной организации», познакомившись с опытом работы педагогов в сети Интернет, я решила использовать эти знания в создании особого Круга для детей своей группы. И теперь применяю в различных видах совместной деятельности и во многих режимных моментах рабочего дня. 

Основная цель проведения Круга – установление эмоционального контакта, развитие коммуникативной деятельности, формирование средств коммуникации и социально одобряемого поведения.

Основными задачами Круга являются:

– создание условий и формирование у ребенка мотивации к взаимодействию и общению;

– формирование образа себя через игровое взаимодействие с детьми и взрослыми;

– стимуляция собственной игровой, коммуникативной, речевой активности ребенка;

– развитие произвольной регуляции поведения;

– развитие познавательной сферы: зрительного и слухового внимания, восприятия, памяти и др.;

– формирование представлений об окружающем мире.

Актуальность введения данной технологии в коррекционно-образовательный процесс обусловлена Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования – появилась необходимость введения новых форм работы, направленных на поддержку детской инициативы, самостоятельности, активности, развитие их коммуникативных навыков.

Почему именно такая форма?

Круг — идеальная форма расположения участников; она объединяет их. Все равны, каждый - часть целого. К тому же форма круга создает ограниченное пространство, что помогает ребенку с ОВЗ сконцентрировать свое внимание.

В жизни мы входим в разные виды кругов, часто не задумываясь об этом: в кругу семьи мы чувствуем себя защищенными, он наполнен теплотой и уютом; есть дружеский круг, в котором мы ведем себя беззаботно и радостно; в нашей группе тоже есть не один круг.

День в группе начинается с утреннего Круга.  Это элемент в режиме дня, который даёт большие возможности для формирования детского сообщества, развития когнитивных и коммуникативных способностей, поведения детей.  Необходимо «задать тон» всему дню, то есть создать положительный эмоциональный настрой и вселить в ребёнка уверенность, что среди сверстников ему будет хорошо, а день обещает быть насыщенным и интересным.

В течение дня мы можем разобрать совместно с воспитателем проблемную ситуацию, конфликт между детьми, вновь применяя Круг. Во время подобных обсуждений разыгрываем и другие ситуации, которые чаще всего вызывают конфликты в коллективе: как реагировать, если товарищ не отдает нужную тебе игрушку, что делать, если тебя дразнят; как поступить, если тебя толкнули и ты упал, и др. Целеустремленная и терпеливая работа в этом направлении поможет ребенку с большим пониманием относиться к чувствам других и научиться самому адекватно реагировать на происходящее.

В группе ежедневно проходят групповые и подгрупповые коррекционные занятия. И здесь самой оптимальной технологией для меня является Круг. В свое занятие я могу включать различные игры и упражнения в зависимости от решаемых задач. Это могут быть:

- игры на эмоциональное заряжение;

  • сенсорные игры;
  • ритмические;
  • игры по правилам и на соблюдения очерёдности.

Наполнение разное, но наш Круг нас объединяет, создает атмосферу доверия, выстраивает алгоритм жизнедеятельности для всего коллектива детей и каждого ребенка. В момент активного участия ребенка в процессе такого взаимодействия у него возникает переживание единства со всеми остальными участниками Круга. Это переживание очень важно для ребенка, оно является мощным стимулом для его дальнейшего развития, помогает ему осознать себя, почувствовать свою индивидуальность.

В своей практике я стараюсь, чтобы в работе были задействованы несколько взрослых (воспитатель, учитель-дефектолог), которые являются партнёрами, помогают детям соблюдать правила. Круг не исключение. Если кому-то из детей нужна физическая помощь, сидящий рядом взрослый из участника, превращается в помощника – он может посадить ребенка, испытывающего трудности удержания позы, к себе на колени, в другом случае он будет помогать ребенку держать предмет, который используется в игре, иногда приходится некоторое время выполнять необходимые движения руками ребенка, пока он сам не начнет активно действовать, повторяя движения за ведущим.

         Воспитатели полностью поддерживают внедренные мною технологии, применяют их и в мое отсутствие. Например, вечерний Круг. Он проводится чаще всего воспитателем в форме рефлексии — обсуждения с детьми наиболее важных моментов прошедшего дня. Вспоминают с детьми все самое хорошее и интересное, чтобы у детей формировалось положительное отношение друг к другу и к детскому саду в целом.

 При проведении Круга используется интегративный подход, т.е. создаются условия для социального, эмоционального и интеллектуального развития каждого ребенка. В его ходе формируются чувство принадлежности к социальной группе, опыт внимательного и уважительного слушания, кооперативное взаимодействие, что служит основой для социальных взаимодействий в течение всего дня и года.

 Структура любого Круга организована ритмически. Стихи и игры последовательно и ритмично сменяют друг друга.

Необходимым условием проведения КРУГа является его эмоциональная и сенсорная насыщенность. Педагоги постоянно находятся в контакте с детьми, эмоционально комментируют ход КРУГа, «заряжают» своими эмоциями детей. Сенсорные переживания являются наиболее доступными для любого ребенка, они позволяют привлечь и удержать внимание, помогают ему пережить эмоциональное единение со всей группой.

Таким образом, я уверенно могу сказать, что «КРУГ» для детей с ЗПР, это ступенька на пути к выходу в широкий мир, где можно жить и общаться. И именно здесь ребёнок находит интересную для себя деятельность, в которой ему хочется участвовать, а также позволит ему самому сделать шаг навстречу другим людям.

Я отметила, что дети начинают замечать друг друга, пытаются взаимодействовать друг с другом, учатся делать выбор, не только во время такого игрового занятия, но и после в течение всего дня. Ребята начинают с удовольствием включаться в совместную деятельность, пытаются совместно выстроить сюжет игры, учатся договариваться и понимать друг друга.

 Использование мной технологии Круг в коррекционной работе с детьми с ЗПР, позволяет преодолеть трудности, связанные с организацией жизни ребенка, а также развить навыки общения и взаимодействия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект игры-путешествия по развитию эмоционально-волевой сферы детей старшей группы с применением современных образовательных технологий и ИКТ

- закреплять знания детей распознавать эмоциональные проявления  по различным признакам: мимике и интонации;- совершенствовать понятие о разделении эмоций на положительные и отрицательные;- обога...

Коррекционно-развивающая программа по развитию эмоционально-волевой и коммуникативной сферы дошкольников (вторая младшая группа)

Рабочая программа по психолого- педагогическому сопровождению детей дошкольного возраста...

Коррекционно-развивающая программа по развитию эмоционально-волевой и коммуникативной сферы дошкольников (старшая и подготовительная группа)

Коррекционно-развивающая программа по развитию эмоционально-волевой и коммуникативной сферы дошкольников (старшая и подготовительная группа)...

«Применение элементов кинезиологических упражнений в коррекции и развитии эмоционально-волевой, коммуникативной и познавательной сфер у детей дошкольного возраста»

В конспекте мастер-класса представлены кинезиологические упражнения, способствующие познавательному, эмоционально-волевому и коммуникативному развитию дошкольников. Варианты отработки совмес...

Игры на развитие эмоционально-волевой сферы и на развитие коммуникативных навыков и взаимодействия

Картотека игр для детей на развитие эмоцианально-волевой сферы и коммуникативных навыков....

Мастер -класс «Театрализованные игры как средство социализации и развития эмоционально- волевой сферы дошкольников»

Театрализованные игры позволяют ребятам с большим интересом и лёгкостью погружаться в мир фантазий, учат замечать и оценивать свои и чужие ошибки. Дети становятся более раскрепощёнными, общительными; ...