Развитие эмоционально-волевой, коммуникативной сфер у детей 5-7 лет с нарушениями речи
консультация

Чепрасова Людмила Викторовна

Поддерживая в ребенке радостное настроение, мы укрепляем его психическое и физическое здоровье. Ходить, говорить, читать, писать, считать ребенок обязательно научится, а вот чувствовать, сопереживать, общаться, любить – этому научиться сложно.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_razvitiya_emotsionalnoy_sfery_detey_s_tnr.pptx2.73 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Особенности развития эмоционально-волевой, коммуникативной сфер у детей 5-7 лет с нарушениями речи Подготовила: педагог-психолог МАДОУ ЦРР –д/с №14 г. Кропоткин Чепрасова Л.В.

Слайд 2

Рекомендации по развитию эмоционально-волевой, коммуникативных сфер у ребенка с ТНР: проявляйте уравновешенность, терпеливость, доброжелательность по отношению к ребенку, как бы трудно это не было; старайся включать детей в различные виды деятельности (игровую, творческую, общественную) для закрепления воспитываемого качества в виде привычки поведения; поощряйте появления активности и самостоятельности; хвалите, поддерживайте ребенка; Для развития волевой сферы и произвольности родителям необходимо: ставить перед ребенком такую цель, которую бы он не только понял, но и принял ее, сделав своей. Тогда у ребенка появится желание в ее достижении; направлять, помогать в достижении цели; приучать ребенка не пасовать перед трудностями, а преодолевать их; воспитывать стремление к достижению результата своей деятельности в рисовании, играх-головоломках и т. п. учить ребенка планировать свои действия и доводить их до логического результата. спрашивать с ребенка результат работы, проверять, отмечать успехи (поощрять). стимулируйте бережное, заботливое отношение к себе, другим людям, животным, растениям. Развивайте сочувствие и сопереживание.

Слайд 3

Важно знать, когда:  ребенка постоянно критикуют – он учится ненавидеть;  ребёнок живёт во вражде – он учится быть агрессивным;  ребёнок живёт в упрёках – он учится жить с чувством вины;  ребенок растет в терпимости – он учится понимать других;  ребенка хвалят – он учится быть благородным:  ребенок растет в безопасности – он учится верить в людей;  ребенка поддерживают – он учится ценить себя;  ребёнка высмеивают – он учится быть замкнутым;  ребенок живет в понимании и дружелюбии – он учится находить любовь в этом мире. Поддерживая в ребенке радостное настроение, мы укрепляем его психическое и физическое здоровье. Ходить, говорить, читать, писать, считать ребенок обязательно научится, а вот чувствовать, сопереживать, общаться, любить – этому научиться сложно. Дошкольники затрудняются в словесном описании оттенков эмоциональных состояний , поэтому словарь старшего дошкольника можно пополнить названиями таких эмоций , их оттенков и состояний, как : интерес — внимательность; радость — удовольствие; удивление — восхищение — изумление; горе — отчаяние — страдание — сострадание; гнев — злость — зависть; обида — досада; презрение — брезгливость — отвращение; страх - испуг; стыд — вина; тревога — беспокойство; сочувствие - жалость — нежность; грусть — печаль.

Слайд 4

Однако механическое повторение понятия использовать нельзя. Лучше закреплять новое понятие путем обращения к личному опыту или мнению детей. Взрослый может привести пример из своего детства или случай из взрослой жизни. Рассказ взрослого о своих чувствах делает беседу более доверительной, способствует самораскрытию детей. Толкование слов-понятий можно брать из «Словаря русского языка» С. И. Ожегова, который поможет взрослым более грамотно и четко объяснить суть понятия, связанного с эмоциями и чувствами человека. Детская художественная литература, фольклор, выступают основными средствами развития представлений об эмоциях. Детям можно предлагать для прослушивания небольшие по объему прозаические и стихотворные произведения, в которых говорится о разных эмоциональных состояниях и чувствах детей. Например, отрывки из « Мойдодыра » К. И. Чуковского, в которых отражены чувства умывальника - гнев, радость, удивление. Стихи детских писателей о персонажах, проявляющих различные чувства и эмоции (стихи Агнии Барто , Сергея Михалкова, Самуила Маршака, Елены Благининой, Корнея Чуковского, цикл детских стихов есть и у Маяковского, а также В. А. Осеевой «Синие листья», «Сыновья», Л. Н. Толстого «Два товарища»).

Слайд 5

Детям с тяжелыми нарушениями речи, свойственны нарушения эмоционально-волевой и коммуникативных сфер . Нарушения речи отрицательно сказываются на формировании личности ребенка, вызывают специфические особенности эмоционально-волевой сферы. Детям с нарушениями речи свойственны: застенчивость; замкнутость; нерешительность; негативизм; уход от общения; повышенная эмоциональная возбудимость; истощаемость нервной системы чувство неполноценности. Одни склонны к раздражительности, двигательной расторможенности, частому проявлению грубости, непослушания, недостаточно развито чувство дистанции Другие заторможены, пугливы, избегают трудностей, плохо приспосабливаются к изменению обстановки. Малой инициативностью, зависимостью от окружающих Характерологические реакции носят характер протеста, отказа. Неуверенные в себе, обидчивые они часто плохо уживаются в кругу нормально говорящих сверстников, замыкаются в себе.

Слайд 6

У старших дошкольников с общим недоразвитием речи наблюдается наличие комплексов и фиксации на своем дефекте речи, проявляющееся в неуверенности в себе, низкой речевой активности, отказе от взаимоотношений с социумом. Взрослые должны проявлять к ребенку уравновешенность, терпеливость, доброжелательность, так как от их личностных качеств во многом зависит создание своеобразной « оздоравливающей » микросоциальной среды, в которой воспитывается ребенок. Очень тесную связь эмоционально-волевой сферой и процессом обучения можно наблюдать у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи. Поскольку, если ребенок длительное время находится в сильном напряжении, не проявляет активности, демонстрирует низкую самооценку, испытывает постоянное чувство тревоги, то и процесс обучения будет на низком уровне. И если такому ребенку не оказать своевременную коррекционную помощь, то он психологически будет не готов к обучению в школе . Таким образом, спокойное, уверенное, заботливое поведение взрослых своевременное проведение коррекционной психолого-логопедической работы способствует не только сглаживанию серьезных нарушений в развитии эмоций и чувств, но играют существенную роль в развитии и воспитании личности в целом, и способствует более успешной коррекции речевого нарушения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Игры с песком как средство развития эмоционально-волевой и познавательной сферы детей дошкольного возраста"

Игра с песком – это естественная и доступная для каждого ребёнка форма взаимодействия и преобразования мираЧто происходит с ребёнком, когда он играет в песок?Перенос традиционной педагогической деятел...

Коррекция эмоционально – волевой и познавательной сфер детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта средствами песочной терапии.

Коррекция эмоционально – волевой и познавательной сфер детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта средствами песочной терапии....

Коррекционно-развивающая программа по развитию эмоционально-волевой и коммуникативной сферы дошкольников (вторая младшая группа)

Рабочая программа по психолого- педагогическому сопровождению детей дошкольного возраста...

Коррекционно-развивающая программа по развитию эмоционально-волевой и коммуникативной сферы дошкольников (старшая и подготовительная группа)

Коррекционно-развивающая программа по развитию эмоционально-волевой и коммуникативной сферы дошкольников (старшая и подготовительная группа)...

Коррекционно-развивающая программа по развитию эмоционально-волевой и коммуникативной сферы дошкольников

   Дошкольное детство — это период, когда закладываются самые важные качества человека. В это время  развитие идет как никогда бурно и стремительно. Из совершенно беспо­...

ИГРЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ ИДВИГА ТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ

Эмоции — особый вид психологических состояний личности, проявляющихся как, настроения, чувства, ощущения, переживания. Они также отображают психологическое состояние личности по отношению к себе...

Технологическая карта коррекционного-развивающего занятия с детьми старшего дошкольного возраста по развитию эмоционально-волевой и коммуникативной сферы «Как Сил Силыч и Воль Волич змея одолели»

Технологическая карта коррекционного-развивающего занятия с детьми старшего дошкольного возраста «Как Сил Силыч и Воль Волич змея одолели» Цель: Развитие эмоционально-волевой и коммун...