Коррекционно-развивающая программа по развитию эмоционально-волевой и коммуникативной сферы дошкольников
рабочая программа (младшая группа)

Елсакова Диана Руслановна

     Дошкольное детство — это период, когда закладываются самые важные качества человека. В это время  развитие идет как никогда бурно и стремительно. Из совершенно беспо­мощного, ничего не умеющего существа младенец превращается в относи­тельно самостоятельную, активную личность. Получают определенное раз­витие все стороны психики ребенка, тем самым закладывается фундамент для дальнейшего роста.

      Особенно важным и в то же время своеобразным можно назвать возраст 3—4 лет. В этот период ребенок начинает осознавать свое «Я», свою актив­ность, деятельность. Усложняется эмоциональная жизнь малыша: обогаща­ется содержание эмоций, формируются высшие чувства. От общения только с матерью ребенок переходит к общению со сверстниками. Именно в этом возрасте ребенок чаще всего приходит в детский сад и попадает в новые со­циальные условия. Меняется привычный образ жизни, возникают новые от­ношения с людьми. Смена окружения может сопровождаться повышением тревожности, нежеланием общаться с окружающими, замкнутостью, агрессивностью, сниже­нием активности. В связи с этим возникла необходимость в ДОУ разработать рабочую программу,  направленную на профилактику и коррекцию эмоционально-волевой сферы у детей  3-4 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_emotsionalno-volevaya_2-ya_ml.doc222 КБ

Предварительный просмотр:

Администрация муниципального образования

городского округа  «Воркута»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Детский сад

№ 18 «Звездочка» г.Воркуты

«Челядьöс  18№-а видзанiн» «Звездочка»

школаöдз велöдан муниципальнöй сьöмкуд учреждение Воркуты

Принято                                                                                                                                                                                          

Педагогическим советом МБОУ

«Детский сад  №18» г. Воркуты                                                                                                                                                            

Протокол                                                                                                                                                                                  

От ________________________                                                                                                                                                               

                                                                                                                                                                                                         

Утвержден:

приказом директора учреждение  

 "Детский сад № 18"

г. Воркуты

От________________ №

Коррекционно-развивающая программа

по развитию эмоционально-волевой и

коммуникативной сферы дошкольников

(вторая младшая группа)

                                                                                           Составитель:

      Елсакова Д.Р.

      педагог – психолог МБОУ

      «Детский сад № 18»

 

Воркута, 2018 г.


       Содержание:

  1. Целевой раздел

1.1. Пояснительная записка.

      1.2. Принципы построения программы.

1.3. Характеристика возрастных и индивидуальных особенностей развития детей 3-4 лет

1.4. Цель и задачи программы

1.5. Методологическая база программы.

1.6. Диагностическая база программы.

1.7. Ожидаемый результат.

  1. Содержание программы.
  1. Тематический план.
  2. Конспекты занятий.

Приложение №1 (Опросник для выявления тревожного ребенка (Лаврентьева Г. П., Титаренко Т. М.).

Приложение №2 Экспресс - анкета для воспитателей «Признаки детской агрессивности» (Лаврентьева Г.П., Титаренко Т.М., 1992)

Приложение №3  Тест Люшера (в сокращенном варианте).

  1. Целевой раздел

1.1. Пояснительная записка

     Дошкольное детство — это период, когда закладываются самые важные качества человека. В это время  развитие идет как никогда бурно и стремительно. Из совершенно беспомощного, ничего не умеющего существа младенец превращается в относительно самостоятельную, активную личность. Получают определенное развитие все стороны психики ребенка, тем самым закладывается фундамент для дальнейшего роста.

      Само предназначение дошкольного возраста заключается не столько в овладении ребенком знаниями, сколько в становлении базовых свойств его личности: самооценки и образа «Я», змоционально-потребностной сферы, нравственных ценностей, смыслов и установок, а также социально-психологических особенностей в системе отношений с другими людьми. Каждое из обозначенных направлений развития нашло свое отражение в отечественной детской и социальной психологии в работах таких выдающихся ученых, как Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин, М. И. Лисина, Л. И. Божович, а также их учеников и последователей (Я. 3. Неверович, Т. И. Репина, Е. О. Смирнова, Л. П. Стрелкова и др.).  

      Особенно важным и в то же время своеобразным можно назвать возраст 3—4 лет. В этот период ребенок начинает осознавать свое «Я», свою активность, деятельность. Усложняется эмоциональная жизнь малыша: обогащается содержание эмоций, формируются высшие чувства. От общения только с матерью ребенок переходит к общению со сверстниками. Именно в этом возрасте ребенок чаще всего приходит в детский сад и попадает в новые социальные условия. Меняется привычный образ жизни, возникают новые отношения с людьми. Смена окружения может сопровождаться повышением тревожности, нежеланием общаться с окружающими, замкнутостью, агрессивностью, снижением активности. В связи с этим возникла необходимость в ДОУ разработать рабочую программу,  направленную на профилактику и коррекцию эмоционально-волевой сферы у детей  3-4 лет. 

      Предлагаемая система работы позволяет ребенку легче адаптироваться в группе детей, создает условия для повышения самооценки и  самовыражения, актуализации и проживания чувства агрессии, страха в конструктивной форме, объединяет всех детей совместной деятельностью, способствует повышению уверенности в своих силах, появлению сплоченности, знакомит с навыками релаксации и само регуляции, рефлексии.

    1.2.Содержание программы определяют следующие принципы:

Соблюдение интересов ребенка. Принцип определяет позицию педагога-психолога, который призван решать проблему ребенка с максимальной пользой в интересах ребенка.

Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, то есть системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений эмоционально-волевой сферы детей 3-4 лет.

Непрерывность. Принцип обеспечивает ребенку и его родителям помощь до решения проблемы или определение подхода в ее решении.

Принцип развивающего обучения. Содержание программы строится на идеях развивающего обучения, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и зон   ближайшего развития.

Рефлексивно-деятельностный принцип. Данный  подход позволяет решать задачи развития психических функций через использование различных видов деятельности, свойственных данному возрасту.

Принцип личностно-ориентированного подхода предлагает выбор и построение материала исходя из индивидуальности каждого ребенка, ориентируясь на его потребности и потенциальные возможности.  

1.3.Характеристика возрастных и индивидуальных особенностей развития детей

3-4лет

     Младший возраст - важнейший период в развитии дошкольника. Именно в это время происходит переход малыша к новым отношениям со взрослыми, сверстниками, с предметным миром.   В раннем возрасте ребенок многому научился: он освоил ходьбу, разнообразные действия с предметами, у него успешно развивается понимание речи и активная речь, малыш получил ценный опыт эмоционального общения со взрослыми, почувствовал их заботу и поддержку. Все это вызывает у него радостное ощущение роста своих возможностей и стремление к самостоятельности, к активному взаимодействию с окружающим миром.  Психологи обращают внимание на «кризис трех лет», когда младший дошкольник, еще недавно такой покладистый, начинает проявлять нетерпимость к опеке взрослого, стремление настоять на своем требовании, упорство в осуществлении своих целей. Это свидетельствует о том, что прежний тип взаимоотношений взрослого и ребенка должен быть изменен в направлении предоставления малышу большей самостоятельности и обогащения его деятельности новым содержанием.   Важно понять, что характерное для ребенка третьего года жизни требование «я - сам» прежде всего отражает появление у него новой потребности в самостоятельных действиях, а не фактический уровень его возможностей. Стремление к самостоятельности формируется у младшего дошкольника в опыте сотрудничества со взрослыми. В совместной с ребенком деятельности взрослый помогает освоить новые способы и приемы действий, показывает пример поведения и отношения. Он постепенно расширяет область самостоятельных действий ребенка с учетом его растущих возможностей и своей положительной оценкой усиливает стремление малыша добиться лучшего результата. К концу младшего дошкольного возраста начинает активно проявляться потребность в познавательном общении со взрослыми, о чем свидетельствуют многочисленные вопросы, которые задают дети. Агрессивность и неутомимость малышей в этом возрасте проявляется в постоянной готовности к деятельности. Ребенок уже умеет гордиться успехами своих действий, умеет критически оценить результаты своего труда. Формируется способность к целеполаганию: более четко представить результат, сравнить с образцом, выделить отличия. На основе наглядно-действенного к 4-м годам начинает формироваться наглядно-образное мышление. Другими словами, происходит постепенный отрыв действий ребенка от конкретного предмета, перенос ситуации в «как будто». 

     Как и в раннем возрасте, в 3-4 года преобладает воссоздающее воображение, т. е. ребенок способен лишь воссоздать образы, почерпнутые из сказок и рассказов взрослого. Большое значение в развитии воображения играет опыт и знания ребенка, его кругозор. Для детей этого возраста характерно смешение элементов из различных источников, смешение реального и сказочного. Фантастические образы, возникающие у малыша, эмоционально насыщены и реальны для него.

         Память дошкольника 3-4-х лет непроизвольная, характеризуется образностью. Преобладает узнавание, а не запоминание. Хорошо запоминается только то, что было непосредственно связано с его деятельностью, было интересно и эмоционально окрашено. Тем не менее, то, что запомнилось, сохраняется надолго.

         Ребенок не способен длительное время удерживать свое внимание на каком-то одном предмете, он быстро переключается с одной деятельности на другую.

         В эмоциональном плане сохраняются те же тенденции, что и на предыдущем этапе. Характерны резкие перепады настроения. Эмоциональное состояние продолжает зависеть от физического комфорта. На настроение начинают влиять взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. Поэтому характеристики, которые ребенок дает другим людям, очень субъективны. Тем не менее, эмоционально здоровому дошкольнику присущ оптимизм.

         Ребенок владеет разнообразными действиями с предметами, хорошо ориентируется в различении таких форм, как круг, квадрат, треугольник, объединяет предметы по признаку формы, сравнивает их по размеру (по длине, ширине, высоте). Он активно стремится к самостоятельности, уверенно осваивает приемы самообслуживания и гигиены. С удовольствием самостоятельно повторяет освоенные действия, гордится своими успехами.

         В играх ребенок самостоятельно передает несложный сюжет, пользуется предметами-заместителями, охотно играет вместе со взрослым и детьми, у него есть любимые игры и игрушки. Он умеет заводить ключиком механическую игрушку, составлять игрушки и картинки из нескольких частей, изображать в игре зверей и птиц. 

         Ребенка отличает высокая речевая активность; его словарь содержит все части речи. Он знает наизусть несколько стихов, потешек, песенок и с удовольствием их повторяет. Ребенок живо интересуется окружающим, запас его представлений об окружающем непрерывно пополняется. Он внимательно присматривается к действиям и поведению старших и подражает им. Ему свойственны высокая эмоциональность, готовность самостоятельно воспроизводить действия и поступки, одобряемые взрослыми. Он жизнерадостен и активен, его глаза с неиссякаемым любопытством вглядываются в мир, а сердце и ум открыты для добрых дел и поступков.

 1.4.Основная цель программы: 

Формирование психологического здоровья дошкольника  3-4 лет через положительное отношение к себе и другим людям, личностной рефлексии, потребности в саморазвитии.

Задачи:

1.Формирование у детей положительной самооценки и принятию других людей.

2.Формирование чувства принадлежности к группе.

3.Формировать потребности в саморазвитии.

4.Обучение элементарным рефлексивным умениям и ролевым навыкам.

5.Коррекция у детей нежелательного поведения, снижение агрессивности, тревожности.

6.Обучение детей навыкам релаксации.

7.Развитие процессов само регуляции и самоконтроля.

8. Развитие способности у детей  к эмпатии, сопереживанию.

1.5. Методологическая база программы.

Рабочая программа составлена на основе «Программы групповых занятий с детьми 3-4 лет» О.В. Хухлаевой, О.Е. Хухлаева, И.М. Первушиной, комплексной программы «Тренинг эффективного взаимодействия с детьми» Е.К. Лютовой, Г.Б. Мониной, технологии «Тренинговое развитие мира социальных взаимоотношений детей 3-4 лет» И.А. Пазухиной.

Рабочая программа состоит из 12 занятий и рассчитана на 3 месяца. Занятия проводятся 1 раз в неделю, продолжительностью 10-15 минут с подгруппой детей (5-6 человек). Занятия проводятся в кабинете психолога или в помещении группы детского сада.

В содержание занятий входят:

  1. Ритуал приветствия, ритуал прощания.
  2. Имитационные упражнения.
  3. Упражнения психогимнастики.
  4. Ролевые упражнения.
  5. Коммуникативные игры.
  6. Малоподвижные игры с правилами.
  7. Игры с речью.
  8. Релаксационные упражнения.

Каждое занятие содержит в себе следующие этапы:

1. Организационный этап - создание эмоционального настроя в группе; упражнения и игры с целью привлечения внимания детей;

2. Мотивационный этап - выяснения исходного уровня знаний детей по данной теме; сообщение темы занятия; появление персонажа;

3. Практический этап - подача новой информации на основе имеющихся данных; задания на развитие познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления, воображения) и творческих способностей; отработка полученных навыков на практике;

4. Рефлексивный этап - обобщение нового материала; подведение итогов занятия.

Индивидуальная работа: включает в себя входную (в начале года), промежуточную (в середине учебного года) и контрольную (в конце года) диагностику  эмоциональной, личностной и волевой сферы. Ее результаты могут быть использованы в индивидуальном подходе к ребенку на занятиях, в составлении коррекционной программы и в консультировании родителей и педагогов.

Работа с родителями детей - участников программы: предусматривает привлечение родителей к созданию условий в семье, способствующих наиболее полному усвоению знаний, умений и навыков, полученных детьми на занятиях и реализации их в повседневной жизни; просветительскую работу с родителями в форме лекций, семинаров-практикумов и круглых столов.

 1.6. Диагностическая база программы.

    Анализ реализации программы проводится на основе результатов диагностики Т,П. Лаврентьева, Т.М. Титаренко экспресс-анкета для воспитателей «Признаки детской агрессивности»,  «Опросник для выявления тревожного ребенка», «Цветового теста Люшера» в сокращении.  Данная диагностика проводится два  раза в год (сентябрь, январь). При необходимости проводится углубленная индивидуальная диагностика  с применением рисуночных методов, выбор которых зависит от уровня развития ребенка и сформированности у него художественных навыков. (См. Приложение №1, №2, №3)

1.7.Ожидаемый результат:

  1. Знать основные базовые эмоции «радость», «грусть», «страх», «злость».
  2. Выражать свои мысли, чувства при помощи мимики, пантомимики, интонацией голоса.
  3. Отличать хорошие и плохие поступки.
  4. Соблюдать и пользоваться правилами и нормами поведения.
  5. Владеть элементарными навыками рефлексии и релаксации.
  6. Уметь взаимодействовать друг с другом в процессе  общения.
  7. Сформированность интереса на саморазвитие и самовыражение.

2.Содержание программы

2.1.Тематический план.

Тема

Цель

Оборудование

1

«Знакомство»

Создать положительную эмоциональную обстановку для сплочения группы.

Способствовать гармонизации осознания ребенком своего имени и повышению самооценки. Снять психоэмоциональное напряжение.  Развивать коммуникативные навыки.

Кукла-перчатка Аленушка, волшебный мешочек, игрушки мишка, зайка, лиса, кошка.

2

«Веселые-грустные»

Познакомить с понятием «веселый», «грустный», уметь видеть связь между ситуацией и настроением.  Способствовать принятию своей внешности и повышению самооценки ребенка. Снять психоэмоциональное напряжение. Развивать мышечный контроль, повышать эмоциональный тонус, навыки общения, эмпатию.

Кукла-перчатка Котик, зеркальце, волшебный мешочек, погремушка, игрушка мишка, зайка, петушок, волк, птичка перемотанная бинтом.

3

«Веселые - грустные»

Продолжать знакомить детей с понятием «веселый», «грустный». Учить изображать веселое и грустное настроение через мимику и пантомимику. Снять напряжение мышечных зажимов. Способствовать снижению агрессивности и гармонизации отношений между детьми. Развивать умение концентрировать внимание на ощущениях.

Кукла-перчатка Лисичка, кусочек меха, кисточка, деревянный кубик.

4

«Веселый-грустный»

Продолжать знакомить детей с понятием «веселый», «грустный». Продолжать учить изображать веселое и грустное настроение через мимику и пантомимику, интонацию голоса. Учить действовать по правилу. Снять напряжение мышечных зажимов. Способствовать гармонизации отношений между детьми.  Развивать наблюдательность, само регуляцию.

Две телефонные трубки, силуэты зайцев из цветного картона желтого, синего, красного цвета.

5

«Веселый-грустный»

Продолжать знакомить детей с понятием «веселый», «грустный». Продолжать учить изображать веселое и грустное настроение через мимику и пантомимику, интонацию голоса.  Познакомить детей с пиктограммами «радость», «грусть». Создать условия для проявления детьми контрастных чувств радости и грусти через проигрывание соответствующей роли. Снять напряжение мышечных зажимов. Способствовать гармонизации отношений между детьми.  Развивать навыки общения, рефлексию.

Кукла-перчатка Петя, пиктограммы «Грусть», «Радость», две корзинки, силуэты грибов с пиктограммами радости и грусти.

6

«Страшный-веселый»

Познакомить детей с понятием «страшный». Создать условия для проявления детьми контрастных чувств страха и радости  через проигрывание соответствующей роли. Содействовать формированию доверия у детей к людям, окружающему миру. Снять психоэмоциональные, мышечные зажимы. Развивать рефлексию.

Пластилин, волшебный мешочек, два стульчика.

7

«Радуется - боится»

Продолжать знакомить с настроением «страх». Предоставить возможность актуализировать и проявить  чувство страха детей через проигрывание соответствующей роли. Снять мышечное напряжение, расслабить мышцы тела. Учить детей проявлять себя в разных ролях. Способствовать повышению самооценки. Развивать коммуникативные качества, рефлексию.

Волшебный мешочек, игрушка кошечка, картинки Миша, Маша радуются, боятся.

8

«Радостный, злой, страшный»

Познакомить детей с понятием «злость». Учить определять чувства людей по выражению лица. Способствовать проявлению агрессивного состояния в конструктивных формах. Снять психоэмоциональное и мышечное напряжение. Развивать эматию, рефлексию.

Пластилин, волшебный сундучок, картинки с изображением ребенка, который радуется, злится. Боится, любимые мягкие игрушки детей, которые они принесли из дома.

9

«Радостный, злой, страшный

Продолжать знакомить с чувством злости. Создать условия для актуализации и проживания чувства злости через проигрывание соответствующей роли. Познакомить с пиктограммой «Злость». Учить детей видеть связь проявленного чувства в поступке. Продолжать развивать процессы само регуляции и само контроля. Повысить самооценку. Развивать навыки общения и рефлексию.

Фотоальбом друзей Пети с сюжетными картинками, где дети испытывают чувство страха, злости, грусти, радости. Шесть комплектов пиктограмм «радость», «грусть», «страх», «злость». Игрушка пес Барбос.

10

«Узнать чувство по голосу»

Учить детей узнавать чувства по голосу, уметь самим интонационно выражать определенное чувство. Учить детей устанавливать связь проявленного чувства с ощущениями в теле: злость и страх вызывает напряжение и тяжесть,  радость – расслабление и легкость. Продолжать повышать самооценку и уверенность детей. Развивать навыки само регуляции и само контроля, рефлексию.

Барабан, картинки спящих животных: кошка, собака, медведь. Волшебный мешочек.

11

«Узнаю чувство по лицу, походке»

Продолжать учить детей узнавать чувства по лицу и походке, уметь проявлять их через мимику и пантомимику. Продолжать создавать условия для актуализации и проживания чувства страха и агрессии, через проигрывание соответствующих ролей. Способствовать формированию уверенности и положительной самооценки. Снять психоэмоциональное и мышечное напряжение. Развивать процессы само регуляции, рефлексии.

Карандаш, кисточка, волшебный мешочек, мягкая игрушка, оловянный солдатик.

12

«Итоговое занятие»

Закрепить знания о чувствах: «радости», «грусти», «злости», «страхе». Создать положительный психоэмоциональный настрой в группе, закрепить у детей положительную мотивацию к тренингам и желание к дальнейшему взаимодействию с детьми и взрослыми. Снять   психоэмоциональное и мышечное  напряжение. Развивать эмпатию, уверенность в себе, рефлексию

Лист картона с дырочкой  по середине.

2.2.Конспекты занятий.

 Ритуал приветствия для всех занятий.

Дети стоят в кругу и произносят слова:

Здравствуй солнышко лучистое, (руки тянут вверх)

Здравствуй небо чистое, (руки разводят в стороны)

Здравствуй матушка земля, (показывают на землю)

Здравствуйте все мои друзья (машут друг другу руками).

Ритуал прощания для всех занятий.

Дети стоят в кругу и произносят слова:

До свидания  солнышко лучистое, (руки тянут вверх)

До свидания небо чистое, (руки разводят в стороны)

До свидания  матушка земля, (показывают на землю)

До свидания  все мои друзья (машут друг другу руками на прощание).

Занятие 1 Тема: «Знакомство».

Цель: Создать положительную эмоциональную обстановку для сплочения группы.

Способствовать гармонизации осознания ребенком своего имени и повышению самооценки. Снять психоэмоциональное напряжение.  Развивать коммуникативные навыки.

Упражнение «Ласковое имя». Психолог надевает на руку куклу-перчатку Аленушку: «А у нас есть девочка.

Звать ее Аленушка.

Девочка-припевочка,

Круглая головушка.

Носик вздернет, улыбнется,

Смехом радостным зальется.

Затем Аленушка спрашивает имя ребенка, просит всех детей хором назвать его ласково. Если дети не могут придумать ласковое имя, Аленушка им  помогает. Аленушка знакомится по очереди с каждым ребенком.

Упражнение «Если он мишка, назови его ласково». Психолог достает из волшебного мешочка игрушки (мишку, зайца, лису, кошку). Дети рассматривают игрушки и называют их ласково (мишутка, зайчишка, лисонька и т.д.). Психолог вместе с детьми обыгрывают каждое животное (как ходит, какие может звуки издавать и т.д.) Затем психолог  дотрагивается до ребенка «волшебной палочкой», «превращает» его в какое-нибудь животное. Последний старается изобразить это животное, а остальные придумывают, как можно назвать его ласково, например: зайчонок, зайчик, заинька и т.п.

 Игра «Липучки». Все дети под веселую музыку бегают по комнате и прикасаются к телу друг друга ладошками, приговаривая при этом: «Я -  липучка-приставучка, я хочу тебя поймать», Когда музыка заканчивается психолог говорит слова: «Я липучка-приставучка, я хочу вас всех обнять». Дети бегут к психологу и все вместе обнимаются.

Релаксационное упражнение «Тихий час для мышат». Психолог предлагает детям превратиться в мышат. Показать, как они откусывают кусочки сыра – обедают. Гладят свои животики – наелись. Показывают сонным писком, что хотят спать. Затем дети-мышата укладываются на коврик «спать». Включается музыка для релаксации. Психолог в роли мамы Мышки, подходит к каждому ребенку и нежно поглаживает по голове, телу, рукам, ногам, приговаривая: «Отдыхают все мышата, мои крепкие ребята.

Занятие 2. Тема: «Веселые – грустные».

Цель: Познакомить с понятием «веселый», «грустный», уметь видеть связь между ситуацией и настроением.  Способствовать принятию своей внешности и повышению самооценки ребенка. Снять психоэмоциональное напряжение. Развивать мышечный контроль, повышать эмоциональный тонус, навыки общения, эмпатию.

Упражнение «Здравствуй, я котик». Психолог надевает на руку куклу-котенка (можно использовать обычную игрушку) и предлагает детям по очереди поздороваться с котенком. Каждый ребенок жмет котенку лапку и представляется, называя себя ласковым именем, например: «Здравствуй, я Сашенька».

Упражнение «Котик ласкает». Психолог в роли котенка ласкает по очереди каждого ребенка (лапками гладит их по головке) со словами: «Хороший Сашенька, хорошая Машенька» и т.д. Затем дети по очереди надевают на руку котенка и ласкают друг друга. Психолог  помогает им произносить фразу: «Хороший Сашенька».

Упражнение «Отражение в зеркале». Дети по очереди смотрят в зеркало. А психолог рассказывает о каждом ребенке: «У Машеньки косички, голубые глазки, розовые щечки, ласковая улыбка. У Сашеньки черные волосы, карие глазки, румяные щечки, добрая улыбка и т.д.»

Игра «Раз, два, три, зайцы замри». Психолог достает из волшебного мешочка игрушки (мишку, зайку, петушка, волка). Психолог вместе с детьми обыгрывает каждого животного (как передвигается, в какой позе останавливается). Затем все животные снова помещаются в волшебный мешочек. Психолог звенит погремушкой, дети в это время бегают по комнате. Как только погремушка затихает, психолог достает из мешочка какое-то животное, и  дети замирают в позе этого животного и т.п. (3-4 раза).

Упражнение «У птички болит крылышко – пожалей птичку». Психолог достает из волшебного мешочка птичку замотанную бинтиком, и говорит: «Ребята, у этой птички болит крылышко, поэтому она грустит. Давайте пожалеем птичку». Затем один из детей превращается в птичку, у которой болит крылышко. Старается показать, что он грустит. Психолог предлагает ребятам пожалеть птичку. Первым жалеет сам психолог, затем другие дети гладят «птичку» со словами: «Птичка – хорошая», «Птичка грустная, у нее болит крылышко». «Выздоравливай птичка побыстрей».

Релаксационное упражнение «Тихий час для мышат».

Занятие 3. Тема: «Веселые – грустные».

Цель: Продолжать знакомить детей с понятием «веселый», «грустный». Учить изображать веселое и грустное настроение через мимику и пантомимику. Снять напряжение мышечных зажимов. Способствовать снижению агрессивности и гармонизации отношений между детьми. Развивать умение концентрировать внимание на ощущениях.

Упражнение «Здравствуй, я лисичка». Упражнение проводится аналогично упражнению «Здравствуй, я котик». Можно дополнить его тем, что после ведущего лисичкой становится один из ребят и в этой роли здоровается с остальными.

Игра «Лисичка веселая – грустная». Ведущий просит всех детей превратиться в лисичек, а затем показать веселых лисичек, когда они танцуют, после этого –грустных лисичек, когда они скучают по маме. И, наконец, опять веселых лисичек, когда им купили новую игрушку. Упражнение сопровождается веселой и грустной музыкой.

Игра «Живые предметы». Психолог подбирает три предмета (кусочек меха, кисточку, деревянный кубик). Дети сидят в кругу. Психолог достает из волшебного мешочка заготовленные предметы. Дети трогают предметы на ощупь и делятся своими впечатлениями. Психолог говорит, о том, что все эти предметы  волшебные, они очень любят играть с детьми в прядки. Психолог объясняет, что каждому ребенку по очереди, нужно с закрытыми глазками отгадать, какой предмет  к нему прикасается.

Упражнение «Лисичка грустная, потому что  она упала». Проводится аналогично упражнению «У птички болит крылышко».

Упражнение «Кто как веселится». Психолог говорит о том, что дети, когда веселятся, то смеются, а вот собаки – весело лают, котята – весело мяукают. Затем психолог достает по очереди из волшебного мешочка игрушки животных,  дети хором, показывают, как весело лают собаки, мяукают котята, чирикают воробышки и т.д.

Релаксационное упражнение «Тихий час для мышат».

Занятие 4. Тема: «Веселые – грустные».

Цель: Продолжать знакомить детей с понятием «веселый», «грустный». Продолжать учить изображать веселое и грустное настроение через мимику и пантомимику, интонацию голоса. Учить действовать по правилу. Снять напряжение мышечных зажимов. Способствовать гармонизации отношений между детьми.  Развивать наблюдательность, само регуляцию.

Упражнение «Здравствуй, я зайчик». Проводится аналогично упражнению «Здравствуй, я котик».

Упражнение «Зайчик веселый – грустный». Дети изображают зайчика, потом грустного зайчика, веселого зайчика (психолог служит образцом).

Упражнение «Зайчик позвонил по телефону» (для игры нужны две телефонные трубки). Ведущий-зайчик предлагает кому-то из детей поговорить с ним по телефону. Зайчик сначала здоровается с ребенком, а потом спрашивает его: «Ты сегодня веселый или грустный? Почему?»

Игра «Кричалки-шепталки-шумелки». Из разноцветного картона вырезать три силуэта зайцев: красный, желтый, синий. Это сигналы. Дети превращаются в зайчиков, которые вышли погулять на полянку. Когда психолог поднимает красного «Зайку-кричалку» - дети бегают и кричат; желтого «Зайку-шепталку» - дети спокойно ходят по комнате и друг другу произносят: «Чшш…»; синего «Зайку-молчалку» - дети ложатся молча на пол.

Упражнение «Зайчик отправился в лес». Ведущий говорит детям, что зайчик пошел погулять по лесу и встретил там разных животных: веселых и грустных. Предлагает детям показать лицом и голосом, каких животных встретил зайчик (веселых и грустных лягушат, волчат, воронят). Но зайчик всех грустных пожалел и сказал им добрые слова (ведущий зайчиком гладит всех детей по очереди). И все животные и птицы развеселились. Дети показывают, как они развеселились.

Релаксационное упражнение «Тихий час для мышат»

Занятие 5. Тема: «Веселые – грустные».

Продолжать знакомить детей с понятием «веселый», «грустный». Продолжать учить изображать веселое и грустное настроение через мимику и пантомимику, интонацию голоса.  Познакомить детей с пиктограммами «радость», «грусть». Создать условия для проявления детьми контрастных чувств радости и грусти через проигрывание соответствующей роли. Снять напряжение мышечных зажимов. Способствовать гармонизации отношений между детьми.  Развивать навыки общения, рефлексию.

Упражнение «Здравствуй. Я мальчик Петя». Психолог одевает на руку куклу –перчатку Петю. Проводится аналогично упражнению «Здравствуй, я котик»

Упражнение «Петя грустный – веселый». Психолог знакомит детей с пиктограммами «Радость», «Грусть». Дети не только изображают веселого и грустного Петю в ситуациях, которые задает психолог, но и по возможности сами называют эти ситуации. Примерные ситуации. «Петя скучает по маме». «Петя танцует». «Петя поранил палец». «Пете купили новую игрушку». «Петя потерял свою любимую игрушку». «Петя поехал в отпуск и т.д.»

Упражнение «Петю наказали». Дети изображают Петю, которого наказали, и придумывают, за что его могли наказать.

Игра «Петя в лесу» Для игры нужны две корзинки. На одной корзинке пиктограмма «Грусть», на другой- «Радость». Нужно помочь Пете собрать в лесу грустные и радостные грибочки и разложить их по корзинкам.

Релаксационное упражнение «Тихий час для мышат».

Занятие 6. Тема: «Страшные – веселые».

Цель: Познакомить детей с понятием «страшный». Создать условия для проявления детьми контрастных чувств страха и радости  через проигрывание соответствующей роли. Содействовать формированию доверия у детей к людям, окружающему миру. Снять психоэмоциональные, мышечные зажимы. Развивать рефлексию.

Упражнение «Здравствуй, я пластилинчик».  Психолог достает из волшебного мешочка коробку пластилина, в которой лежит один кусочек пластилина. Психолог говорит ребятам о том, что в гости к ним пришел кусочек пластилина, хочет с ними подружиться и для начала – поздороваться. Дети по кругу передают пластилин, пробуют его на ощупь, мнут и делятся впечатлениями: «Пластилин мягкий, гладкий, эластичный, липкий и т.д»

Игра «Мы пластилинчики». Дети превращаются в пластилинчики, звучит быстрая музыка, дети танцуют танец, изображая гибкий пластилин (образцом для подражания является психолог). Как только музыка заканчивается, все дети бегут к психологу и обнимаются, соединяясь в один большой кусок пластилина.

Упражнение «Я пластилинчик». Психолог выбирает одного ребенка, предлагает представить, что он кусочек пластилина, и из него можно что-либо вылепить. Но сначала пластилинчик нужно размять. Психолог разминает, растирает ребенка-пластилинчика и «лепит» из него какое-либо животное, подробно описывая характерные особенности этого животного. Остальные ребята угадывают, какое животное было вылеплено. 

Упражнение «Чего боялся зайчик?» Психолог рассказывает детям: «Жил-был маленький зайчик. Все у него было хорошо: были любимые мама, папа, братик, сестра, дедушка и бабушка. Но одно было плохо у зайчика – он чего-то боялся. Чего он боялся? (Дети отвечают.) Итак, зайчик боялся… (перечисляется то, что скажут дети: лис, волка, медведя)». Далее ведущий спрашивает, что случилось с зайчиком, дети придумывают свои истории.

Упражнение «Страшный – веселый стульчик». В центр группы ставятся два стульчика. Дети в роли того или иного животного поочередно садятся то на один стульчик, то на другой, изображая то страшное, то веселое животное.

Игра «Ау». Один ребенок поворачивается спиной к группе – он потерялся в лесу. Другие по очереди кричат ему «ау». Водящему необходимо догадаться, кто его позвал, кто о нем позаботился.

Релаксационное упражнение «Тихий час для мышат».

Занятие 7. Тема: «Радуемся – боимся».

Цель: Продолжать знакомить с настроением «страх». Предоставить возможность актуализировать и проявить  чувство страха детей через проигрывание соответствующей роли. Снять мышечное напряжение, расслабить мышцы тела. Учить детей проявлять себя в разных ролях. Способствовать повышению самооценки. Развивать коммуникативные качества, рефлексию.

Упражнение «Хорошие ребята». Психолог предлагает детям показать, где у них находятся хорошие ушки, красивые глазки, радостный ротик, добрые ручки, быстрые ножки. Затем погладить себя со словами «хороший мальчик» и «хорошая девочка».

Упражнение «Кто погладит козочку». Психолог «лепит» из одного ребенка какое-либо животное, например козочку, спрашивает у детей, понравилось ли оно им и предлагает желающим его погладить.

Игра «Шалтай-болтай». Психолог достает из волшебного мешочка тряпичную куклу и говорит, что ее зовут Шалтай-болтай. Каждый ребенок берет куклу в руки, обследует ее и высказывает свое предположение, почему у нее такое имя. Затем психолог предлагает всем детям превратиться в Шалтай-болтай и поиграть.

Шалтай-болтай

Сидел на стене.

Шалтай-болтай

Свалился во сне.

Проговаривая слова, дети поворачивают туловище вправо-влево, руки при этом свободно болтаются, как у тряпичной куклы. На слова «свалился во сне» - резко наклоняем корпус тела вперед.

Упражнение «Кто когда радуется и боится». Психолог достает из мешочка игрушку кошечку. Дети превращаются в кошечку, которая радуется. Ведущий спрашивает детей, когда она радуется. Затем в кошечку, которая боится. Обсуждается, когда и кого она боится. После этого психолог достает из волшебного мешочка картинки радостных Машу и Мишу, а затем испуганных Машу и Мишу. Дети  превращаются в радостных и испуганных Машу и Мишу. В конце упражнения делается вывод, когда дети обычно боятся и когда радуются.

Упражнение «Помяукай и похрюкай». Психолог предлагает детям помяукать радостно, испуганно, грустно. Затем так же похрюкать, полаять и т.п.

Релаксационное упражнение «Тихий час для зверят». Дети приносят из дома свои любимые мягкие игрушки. Затем каждый ребенок превращается в маму или папу для своего малыша детеныша.  Психолог говорит, что детеныши устали и хотят спать. Предлагает мамам и папам уложить спать своих малюток, но при этом нужно помнить о том, что чем спокойней и нежнее будет мама и папа, тем быстрее уснет малыш.

Занятие 8. «Радость, страх, злость»

Цель: Познакомить детей с понятием «злость». Учить определять чувства людей по выражению лица. Способствовать проявлению агрессивного состояния в конструктивных формах. Снять психоэмоциональное и мышечное напряжение. Развивать эматию, рефлексию.

Упражнение «Здравствуйте, я пластилиновый колобок».  Психолог достает из волшебного мешочка коробку пластилина, в которой лежит один кусочек пластилина и пластилиновый колобок. Психолог говорит ребятам о том, что в гости к ним пришел кусочек пластилина и с собой привел своего друга, пластилинового колобка. Психолог предлагает сказку «Колобок». Дети по кругу передают пластилиновый колобок, катают его в ладонях и говорят ему добрые слова.

Упражнение «Чувства из волшебного сундучка». Психолог достает из волшебного сундучка и показывает  детям поочередно картинки с изображением ребенка, который злится, радуется, боится. Просит их угадать чувство ребенка (если дети не могут это сделать, то он помогает им), а затем изобразить его (при этом сам психолог тоже изображает это же чувство).

 Упражнение «Покажи чувства руками». Дети, ориентируясь на образец ведущего, показывают, как их руки прыгают по столу (радуются), толкают, кусают друг друга (злятся), сжимаются в комочки и дрожат (боятся).

Игра-имитация «Лесная зверобика»

Психолог предлагает детям превратится в лесных зверят и изобразить их.

 

Мягкий, пружинистый шаг, спина слегка прогнута вперед, «лапки» перед грудью.

Ноги слегка расставлены, колени чуть согнуты, корпус прямой. Пружинистый шаг на всей ступне. Руки перед грудью слегка согнуты в локтях, словно мишка держит бочонок с медом.

Легкие прыжки, ноги мягко пружинят в коленях, руки перед грудью, кисти свободно опущены.

Широкий пружинистый шаг с чуть наклоненным вперед корпусом. Руки попеременно выносятся вперед.

Прыжки из положения «вприсядку», колени разведены.

Легкий бег врассыпную; птички чистят крылышки, машут хвостиком (руки сзади, ладошками друг к другу); легко прыгают

Упражнение «Листочек падает». Психолог поднимает приблизительно в метре над столом лист бумаги, затем отпускает его и обращает внимание детей на то, как плавно он спускается вниз и ложится на стол. Затем просит детей превратить свои руки в листочки бумаги. Психолог снова поднимает лист бумаги – дети поднимают руки вверх. Ведущий отпускает лист, он опускается на стол. Детям нужно сделать то же самое, т.е. опустить руки на стол плавно в одно время с листом бумаги. Упражнение можно повторить несколько раз.

Релаксационное упражнение «Тихий час для зверят». Дети приносят из дома свои любимые мягкие игрушки. Затем каждый ребенок превращается в маму или папу для своего малыша детеныша.  Психолог говорит, что детеныши устали и хотят спать. Предлагает мамам и папам уложить спать своих малюток, но при этом нужно помнить о том, что чем спокойней и нежнее будет мама и папа, тем быстрее уснет малыш.

Занятие 9. «Радость, страх, злость».

Цель: Продолжать знакомить с чувством злости. Создать условия для актуализации и проживания чувства злости через проигрывание соответствующей роли. Познакомить с пиктограммой «Злость». Учить детей видеть связь проявленного чувства в поступке. Продолжать развивать процессы само регуляции и само контроля. Повысить самооценку. Развивать навыки общения и рефлексию.

Упражнение «Истории друзей Пети». Психолог говорит о том, что Петя принес фотоальбом своих друзей и предлагает нам всем вместе его посмотреть. Психолог показывает детям сюжетные картинки с изображением злости, страха, радости. Дети угадывают какие чувства испытываю друзья Пети, и пытаются сами изобразить его. Затем психолог раздает наборы пиктограмм «радость», «страх», «злость» каждому ребенку. Петя показывает сюжетные картинки, а детям нужно выбрать и показать соответствующую пиктограмму настроения.

Игра «Кто в домике живет». Дети «Забираются» в домики, т.е. каждый над своей головой смыкает руки уголком в виде крыши. Ведущий стучится в каждый домик со словами: «Кто-кто в домике живет?» Ребенок называет свое имя, потом отвечает на вопросы ведущего: «Что ты любишь больше всего?» «В чем ты самый-самый?» и т.п.

Упражнение «Походи как…». Дети встают и ходят по кругу как радостные, испуганные, злые зайчики, затем как злые, испуганные, радостные медведи.

Игра «Карусели» Психолог говорит о том, что  карусель охраняет злой пес Барбос (мягкая игрушка). Нужно спросить у него разрешения покататься на карусели, а говорить нужно спокойно и ласково. Психолог дает образец обращения: «Пес Барбос! Пожалуйста, можно я покатаюсь на карусели?» Дети по очереди обращаются к Барбосу, а психолог отмечает, что с каждой просьбой пес Барбос становится добрее. Затем психолог говорит о том что дети будут кататься на карусели, держась за руки и произносить следующие слова.

Еле-еле-еле                    Карусель медленно движется в правую сторону)

Завертелись карусели.         

А потом, потом, потом

Все бегом, бегом, бегом!   Темп речи и движения ускоряется.

Тише, тише, не спешите,

Карусель остановите.        Темп речи и движения замедляется.

 Релаксационное упражнение «Зверята спят»

Занятие 10. Тема: «Узнаю чувство по голосу».

Цель: Учить детей узнавать чувства по голосу, уметь самим интонационно выражать определенное чувство. Учить детей устанавливать связь проявленного чувства с ощущениями в теле: злость и страх вызывает напряжение и тяжесть,  радость – расслабление и легкость. Продолжать повышать самооценку и уверенность детей. Развивать навыки само регуляции и само контроля, рефлексию.

      Упражнение «Что чувствует барабан». Психолог достает из волшебного сундучка барабан и предлагает детям с ним поздороваться. Каждый ребенок по очереди ударяет палочкой по барабану и говорит: «Здравствуй барабан». Психолог стучит по барабану с радостью, страхом и злостью, а дети отгадывают настроение по звуку барабана. Затем каждый ребенок по очереди стучит по барабану, а дети угадывают настроение.

Упражнение «Что хочет сделать Колина мама». Психолог принимает на себя роль Колиной мамы (важно, чтобы такого ребенка не было в группе) и произносит слова «подойти ко мне» с разной интонацией. Дети должны догадаться, что хочет сделать мама: приласкать Колю или отругать.

Упражнение «Кто самый похожий». Психолог с детьми рассматривает картинки спящих животных. Детям предлагается показать, как спит кошечка, собачка, волк, медведь и выбрать самую похожую фигуру.

Упражнение «Кто лучше разбудит». Одни ребенок ложится на коврик в центре группы – он «уснул». Психолог просит детей по очереди будить «спящую кошечку» по-разному (словами и прикосновением), но ласково. В конце упражнения дети все вместе решают, кому удалось  будить наиболее ласково.

Игра «Смелые мышки». Один ребенок выполняет роль кота, а остальные дети -  мышки. Кот сидит поодаль на стуле.

Вышли мышки как-то раз        Мыши на носочках подкрадываются к коту.

Посмотреть который час.        Мыши делают движения будто дергают

Раз, два, три, четыре,        за гири.

Мышки дернули за гири.

Вдруг раздался страшный звон!        Мыши убегают к стульчикам «домикам», а кот

Убежали мышки вон!        Их ловит.

Упражнение «Что чувствует кошечка». Психолог на ушко загадывает ребенку одно из изученных чувств (радость, страх, грусть). Последний изображает его при помощи мяуканья. Остальным необходимо догадаться, какое чувство было загадано. В итоге делается вывод, что чувство можно узнать по голосу.

 Релаксационное упражнение «Зверята спят».

Занятие 11.Тема: «Узнаю чувство по лицу  и походке».

Цель: Продолжать учить детей узнавать чувства по лицу и походке, уметь проявлять их через мимику и пантомимику. Продолжать создавать условия для актуализации и проживания чувства страха и агрессии, через проигрывание соответствующих ролей. Способствовать формированию уверенности и положительной самооценки. Снять психоэмоциональное и мышечное напряжение. Развивать процессы само регуляции, рефлексии.

Упражнение «Карандашик – кисточка». Психолог достает из волшебного сундучка кисточку и карандаш и предлагает детям с ними поздороваться. Дети раскрывают свои ладошки, а психолог проводит по ладоням сначала карандашом, а потом кисточкой. Дети делятся впечатлениями о полученных ощущениях от карандаша и кисточки. Затем психолог предлагает детям превратиться в карандаши и кисточки, показывая  как изображать карандашик – напряженная вытянутая вперед рука, а кисточка – мягкая изогнутая рука. По сигналу ведущего «карандашик» - дети напрягаются, изображая карандаш, «кисточка» - расслабляются.  

Упражнение «Кто пришел к нам в гости». Психолог отводит в сторону 2-3 детей и договаривается, кто будет изображать какое животное, которое придет в гости к ребятам. Гости по очереди входят в круг, ведущий активизирует доброжелательное отношение к ним словами: «Посмотрите, какой замечательный зверь к нам пришел, какие у него глазки и т.п.» Детям необходимо сначала догадаться, какие звери к ним пришли, а потом, что чувствовали эти звери (радость). Затем психолог спрашивает, как они догадались, что звери радостные, ведь они молчали. Делается вывод, что чувство можно узнать по выражению лица.

Упражнение «Вот так». Психолог рассказывает историю, сопровождая ее действиями, а дети их повторяют: «Жил на свете мальчик. Он любил радоваться (вот так). И радостно шел в детский сад (вот так). Но однажды по дороге в сад он увидел большую собаку, испугался (вот так) и закричал: «А-а-а!» (вот так) и побежал быстрее к садику. Но собака-то быстрее бегает, чем мальчик. Тем боле что это была большая собака, а он маленький мальчик. Собака догнала маленького мальчика и … лизнула его, и вильнула весело хвостом. Мальчик остановился и рассмеялся (вот так). И мы с вами тоже можем немного посмеяться (вот так)».

Игра «Король Боровик». Дети стоят в кругу произносят слова и выполняют движения.

Шел король Боровик                               Дети шагают на месте.

Через лес напрямик.

Он грозил кулаком        Грозят кулаком.

Он стучал каблуком.        Стучат каблуком одной ноги.

Был король Боровик не в духе.        Нахмуривают брови, оскаливают зубы,

Короля покусали мухи.                      сжимают кулаки.

Упражнение «От лисы – на день рождения». Психолог выбирает двух детей. Одному из них на ушко дает задание показать, как зайчик идет на день рождения к ежику, другому – как зайчик бежит к дому, чтобы спрятаться от лисы. Дети угадывают, какой из зайчиков идет на день рождения, какой – прячется от лисы. Затем определяют, что первый зайчик чувствовал радость, а второй – страх. Делают вывод, что чувство можно узнать по походке. (Хорошо, если лица детей при этом закрыты масками).

Упражнение «Мягкий мишка и твердый солдатик». Психолог дает детям потрогать мягкую игрушку, а затем твердого солдатика. После этого он показывает поочередно то мягкую игрушку, то солдатика, просит детей превращаться в них и становиться то такими же мягкими, расслабленными, то твердыми, напряженными.

Релаксационное упражнение «Зверята спят».

Занятие12. «Итоговое».

Цель: Закрепить знания о чувствах: «радости», «грусти», «злости», «страхе». Создать положительный психоэмоциональный настрой в группе, закрепить у детей положительную мотивацию к тренингам и желание к дальнейшему взаимодействию с детьми и взрослыми. Снять   психоэмоциональное и мышечное  напряжение. Развивать эмпатию, уверенность в себе, рефлексию.

«Любимая игра». Дети вспоминают игры, понравившиеся им больше всего на тренингах, и играют в них.

Упражнение «Ладошка – шарик». Вместе с психологом дети превращают свои ладошки в шарики (мягкая, округлая ладошка), солнышко (пальчики в стороны, напряжены), дождик (пальцы расслаблены), флажок (вытянутые пальцы напряжены, сжаты вместе).

Игра «Кто перед тобой? – рассмотри в дырочку». В большом листе бумаги щипковым движением делается дырочка диаметром 1 см. Дети по очереди подходят к дырочке, рассматривают через нее остальных и называют имена тех детей, которых они увидели.

Упражнение «Мишка ночью – днем». Дети по просьбе психолога изображают мишку сначала ночью (спящего), затем днем (танцующего). Затем грустного и счастливого мишку, испуганного, злого и доброго, маленького и большого.

Упражнение «Потерялась девочка». Дети сидят в кругу, психолог «делает объявление по радио»: «Внимание, внимание, потерялась девочка…» и далее описывает внешность и одежду одного из детей. Тому, кто узнает себя, нужно громко крикнуть: «Это я себя нашла, в детский садик к вам пришла».

Релаксационное упражнение «Зверята спят».

Затем психолог предлагает детям забрать свои игрушки домой, для того, чтобы каждый вечер их укладывать спать в своей комнате.

Приложение №1.

Опросник для выявления тревожного ребенка

(Лаврентьева Г. П., Титаренко Т. М.)

Ф.И.О. ребенка ________________________________________________________

Ф.И.О. воспитателя ____________________________________________________

Признаки тревожности

Да

Нет

1. Не может  работать, не уставая.
2. Ему трудно сосредоточиться на чем-то.
3. Любое задание вызывает излишнее беспокойство.
4. Во время выполнения заданий очень напряжен, скован.
5. Смущается чаще других.
6. Часто говорит о напряженных ситуациях.
7. Как правило, краснеет в незнакомой обстановке.
8. Жалуется, что ему снятся страшные сны.
9. Руки у него обычно холодные и влажные.
10. У него нередко бывает расстройство стула.
11. Сильно потеет, когда волнуется.
12. Не обладает хорошим аппетитом.
13. Спит беспокойно, засыпает с трудом.
14. Пуглив, многое вызывает у него страх.
15. Обычно беспокоен, легко расстраивается.
16. Часто не может сдержать слезы.
17. Плохо переносит ожидание.
18. Не любит браться за новое дело.
19. Не уверен в себе, в своих силах.
20. Боится сталкиваться с трудностями.

Суммируйте количество "плюсов", чтобы получить общий балл тревожности.

Высокая тревожность - 15-20 баллов
Средняя - 
7-14 баллов
Низкая - 
1-6 баллов.

Приложение №2

Экспресс - анкета для воспитателей

«Признаки детской агрессивности»

(Лаврентьева Г.П., Титаренко Т.М., 1992)

Ф.И.О. ребёнка _________________________________________________________________

Ф.И.О. воспитателя _____________________________________________________________

Оцените предложенные утверждения.

Утверждение о ребенке

Да

Нет

1

Временами в него вселяется «злой дух»

2

Он не может промолчать, когда чем-то недоволен

3

Когда кто-то причиняет ему зло, он старается отплатить ему тем же

4

Иногда ему без всякой причины хочется выругаться

5

Бывает, что он с удовольствием ломает вещи и рвет книги

6

Иногда он так настаивает на своем, что окружающие теряют терпение

7

Он не прочь подразнить животных

8

Очень сердится, когда кто-то подшучивает над ним

9

Кажется, что иногда у него вспыхивает желание сделать что-нибудь плохое, шокировать окружающих

10

В ответ на обычные просьбы стремится все сделать наоборот

11

Часто бывает ворчлив

12

Всегда воспринимает себя как самостоятельного и решительного человека

13

Любит быть первым, командовать, подчинять себе волю других

14

Неудачи вызывают у него сильное раздражение, он начинает искать виноватых

15

Легко ссорится, часто вступает в драки

16

Старается общаться с младшими и физически более слабыми детьми

17

У него нередко бывают периоды мрачной раздражительности

18

Он часто не считается со сверстниками, не уступает, не делится

19

Он всегда уверен, что любое задание выполнит лучше других

Положительный ответ по каждому утверждению оценивается в 1 балл. Подсчитайте, сколько утверждений, по вашему мнению, может быть отнесено к вашему ребенку.

15 – 19 баллов – высокий уровень агрессивности

7 – 14 баллов – средний уровень агрессивности

1 6 баллов – низкий уровень агрессивности

Приложение №3

  Тест Люшера (в сокращении).

Для выявления острых проблем, подлежащих коррекции, из всей интерпретации цветовой гаммы теста Люшера стоит обратить внимание на цвета первой и последней групп.

Для проведения теста потребуются восемь карточек названных ниже цветов. Из предложенной цветовой гаммы ребенок должен выбрать любой понравившийся ему цвет.

Основные цвета и их символические значения:

1- синий;

2- зеленый;

3-  оранжево-красный;

4-  желтый;

5-  фиолетовый;

6-  коричневый;

7-  черный;

0-серый.

Первая группа (++)

(две карточки, выбранные первыми):

+ 0- нежелание принимать не в чем  участие,

уход, скрытность, состояние опустошения.

В сочетании с другими цветами дает причинно-следственное разъяснение состояния:

+0 +1-  усталость от конфликтов и ссор, желание оградиться от них;

+0 +2 - существующие обстоятельства враждебны, желание оградиться от них;

+0 +4 -  неудовлетворенность жизненной ситуацией и местом в ней;

+0 +7- чувствует себя обманутым в ожиданиях, рассержен. Восстает против сложившихся обстоятельств;

+7 - считает, что предъявленные к нему требования завышены, старается избегать постороннего влияния;

+7 +0 -  считает, что ситуация безнадежна, оказывает сильное сопротивление всему, что ему неприятно;

+7 +1- страдает от неблагоприятных внешних воздействий, которые воспринимает как мучительные и удручающие, оказывает им сильное сопротивление;

+7 +3- страдает от подавляемого перевозбуждения, которое может проявиться вспышками импульсивного поведения;

+7 +4- пытается избавиться от проблем, трудностей и напряжения, принимая неожиданные, своевольные и необдуманные решения. Отчаянно ищет решения проблемной ситуации, способен на безрассудные действия вплоть до самоубийства;

+7 +5-  отказ идти на компромиссы ради защиты своего внутреннего мира;

+7 +6 - ставит перед собой нереальные цели, сталкивается с горькими разочарованиями, что вызывает снижение самооценки.

Последняя группа (        )  (две карточки, выбранные последними):

-0        проявляет нетерпение и возбуждение;

-0 -1 - отказ расслабиться или уступить;

-0 -2- вызывающее стресс постоянное давление;

-0 -3 - беспомощная раздражительность;

-0 -4 - тревожная неуверенность;

-1-2 - перенапряжение;

-1-3- подавляемое возбуждение, нарушение взаимоотношений;

-1-4- стресс, тревога, вызванные эмоциональным разочарованием;

-1-5- стресс, вызванный недостатком взаимопонимания;

-1-6- эмоциональная неудовлетворенность, заниженная оценка со стороны окружающих,   вызывающие стресс;

-1-7- эмоциональная неудовлетворенность, вызывающая стресс и беспокойство;

-2- сопротивляемость и сила воли ослаблены из- за высокого напряжения, опасность возникновения стресса;

-2-0- сопротивление давлению исчерпано, что привело к стрессу и фрустрации, нетерпеливости и раздражению;

-2-1- эмоциональная неудовлетворенность и сниженная способность к сопротивлению трудностям, вызывающие стресс;

-2-3- раздражительность и подверженность вспышкам гнева;

-2-4- стресс и тревога, вызванные разочарованием;

-2-5- стресс, вызванный ощущением униженности и непонимания;

-2-6- стресс, вызванный чрезмерным самоконтролем с целью завоевания расположения и уважения окружающих;

-3- ощущение бессилия и переутомления как следствия длительного перевозбуждения, страх неудач;

-3-0-тревожное состояние;

-3-1-страдание, вызванное нарушением взаимоотношений;

-3-2-раздражителен, подвержен вспышкам гнева;

-3 -4-  возбуждение, тревога, нервное перенапряжение из-за боязни собственной несостоятельности;

-3 -5-  стресс, вызванный отсутствием взаимопонимания и безопасности;

-3 -7нервное истощение, раздражительность из-за разочарования и потери влияния;

-4-  перевозбуждение;

-4-1- эмоциональное разочарование вызвало стресс и тревогу;

-4 -2 - стресс и тревога, порожденные конфликтами между надеждой и необходимостью;

-4 -3-  стрессы, вызванные разочарованием, привели к возбуждению и тревоге;

-4 -5-  разочарование привело к недоверчивому сдержанному «уходу» от других и замкнутости;

-4 -6-  стресс, вызванный постоянными усилиями скрыть беспокойство и тревогу под маской уверенности в себе;

-4 -7 - стресс, вызванный разочарованием и страхом дальнейших неудач;

-5 -2-  стресс, вызванный непониманием и неуважением со стороны окружающих;

-5 -3 -  стресс, вызванный провалом попыток ребенка добиться понимания и безопасности, возможно серьезное нервное истощение;

-5 -4-  разочарование привело к «уходу» от других и замкнутости;

-6 -1- стресс, вызванный недостатком признания;

-6 -2- стресс, вызванный чрезмерным самоконтролем;

-б -3 - стресс, вызванный подавлением физической активности;

-6 -4 - стресс, вызванный постоянным усилием скрыть беспокойство и тревогу;

-7 -1 -  беспокойство и импульсивность, вызванные эмоциональной неудовлетворенностью;

-7 -2 - фрустрация и стресс, вызванные ограничениями свободы действий и выбора;

-7 -4 -  стресс, вызванный разочарованием и страхом дальнейших неудач;

-7 -5 -  внутреннее напряжение, вызванное эмоциональной неудовлетворенностью.

Протокол выборов цвета.

1

2

3

4

5

6

7

8

Литература.

  1. Хухлаева О.В. Психологические материалы для работы с детьми 3-9 лет. Психологические игры, упражнения, сказки. – М.: Генезис, 2006.
  2. Хухлаева О.В., Хухлаев О.Е., Первушин И.М. Тропинка к своему Я: как сохранить психологическое здоровье дошкольников. – М: Генезис, 2004.
  3. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. – СПб.: Издательства «Речь», 2006.
  4. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг общения с ребенком (период раннего детства). – СПб.: Издательства «Речь».
  5. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для родителей: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными, аутичными  детьми. – СПб.: Издательство «Речь»; «ТЦ Сфера», 2002.
  6. Пазухина И.А. Давай поиграем. Тренинговое развитие мира социальных взаимоотношений детей 3-4 лет. Пособие – конспект для практических работников ДОУ. – СПб. : «Детство-пресс», 2005.
  7. Штекляйн С.Н., Хабарова Т.В. Рабочая  учебная программа в дошкольном образовательном  учреждении. Методические рекомендации. – СПб.: ООО «Издательства «Детство-пресс», 2010.
  8. Иванова С.И. Диагностика и коррекция цветом и рисунком – М.: Национальный книжный центр, 2017.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа по развитию эмоционально - волевой сферы дошкольников

          Основная цель программы – повысить осознание ребенком своих эмоциональных проявлений и взаимоотношений, помочь  развитию  его  эмоциональн...

Рабочая программа по развитию эмоционально - волевой сферы детей с ограниченными возможностями здоровья

Социальная адаптация является основопологающим моментом при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Эти дети часто имеют заниженную самооценку. что формирует в них неуверенность в себе...

Коррекционно-развивающая программа по развитию эмоционально-волевой и познавательной сфер у детей старшего дошкольного возраста посредством развивающих игр и моделирования на кинетическом песке

В качестве важнейшего условия гармонического развития личности А.С. Выготский называл единство формирования эмоциональной и интеллектуальной сфер психики ребенка. «Под влиянием эмоций качественн...

Коррекционно-развивающая программа по развитию эмоционально-волевой и коммуникативной сферы дошкольников (вторая младшая группа)

Рабочая программа по психолого- педагогическому сопровождению детей дошкольного возраста...

Коррекционно-развивающая программа по развитию эмоционально-волевой и коммуникативной сферы дошкольников (старшая и подготовительная группа)

Коррекционно-развивающая программа по развитию эмоционально-волевой и коммуникативной сферы дошкольников (старшая и подготовительная группа)...

Технологическая карта коррекционного-развивающего занятия с детьми старшего дошкольного возраста по развитию эмоционально-волевой и коммуникативной сферы «Как Сил Силыч и Воль Волич змея одолели»

Технологическая карта коррекционного-развивающего занятия с детьми старшего дошкольного возраста «Как Сил Силыч и Воль Волич змея одолели» Цель: Развитие эмоционально-волевой и коммун...