Консультация для воспитателей: «Особенности развития речи детей во всех возрастных группах»
консультация по коррекционной педагогике

Шинягина Юлия Сергеевна

В данной консультации представлена характеристика речевого развития детей разные возрстные периоды, начиная с раннего возраста и до 7 лет. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_rechevogo_razvitiya.docx95.19 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей: «Особенности развития речи детей во всех возрастных группах»

Подготовила и провела:

Шинягина Ю.С.

В дошкольном образовательном учреждении дети, усваивая родной язык, овладевают важнейшей формой речевого общения – устной речью. Собеседниками ребенка должны быть не только взрослые, но и дети. Это важно, так как необходимо, чтобы ребенок вращался в среде своих сверстников, только общаясь с детьми, играя, обмениваясь чувствами и мыслями, речь дошкольника будет развиваться.

Выделяются следующие возрастные периоды, которые соответствуют психологической периодизации и характеризуются определенным речевым развитием.

 Ранний возраст – 1 – 3 года. В этот период складывается обобщающая функция слова: ребенок начинает называть вещи, формируется словарь, развивается мышление. Слоговой состав слова усваивается быстрее и раньше звукового. Речь тесно связана с практической деятельностью ребенка – играя, в процессе деятельности он познает окружающий мир и предметы.

На четвёртом году жизни начинается следующий период - младший дошкольный возраст. В это время у детей заметно улучшается произношение, речь становиться более отчетливой и правильной. Дети уже хорошо знают названия предметов ближайшего окружения: одежду, посуду, игрушки, мебель. Начинают использовать в речи не только существительные и глаголы, но и такие части речи как: прилагательные, наречия, предлоги.

Появляются зачатки монологической речи. Пока в речи детей преобладают простые предложения. Сложные предложения дети употребляют, но очень редко. Четырёхлетки еще не могут самостоятельно выделять в слове звуки, но уже легко замечают неточности звучания слов в речи сверстников. Речь детей представляет ситуативный характер, она пока ещё недостаточно точна в словарном составе и несовершенна в грамматическом отношении, также не вполне правильна и чиста с фонетической стороны произношения. Ребёнок с помощью взрослых уже может передать содержание любимой сказки, прочитать небольшое стихотворение наизусть. Инициатива в общении всё чаще исходит от ребёнка.

Средний дошкольный возраст. К пяти годам мы замечаем у детей резкое улучшение фонетической стороны речи, у многих заканчивается процесс овладения звуками. Речь становиться чистой и отчётливой. Речевая активность детей резко возрастает. Начинается постепенное овладение монологической речью, но в структурном отношении она не всегда правильна и чаще всего носит еще ситуативный характер.

 На следующем возрастном этапе - старший дошкольный возраст - продолжается совершенствование всех сторон речи ребёнка. Произношение становиться чище, фразы более развёрнутыми, высказывания более точными. На данном этапе дети умеют не только выделять главные признаки в явлениях и предметах, но и начинают устанавливать причинно-следственные связи между ними. Имея в этот период уже достаточно развитую активную речь, дошкольники пытаются рассказывать и отвечать на вопросы так, чтобы окружающим было все понятно, что он хочет сказать. В это время у детей развивается самокритичное отношение к своему высказыванию и появляется более критическое отношение к речи сверстников. Описывая предметы и явления, он пытается передавать своё эмоциональное отношение. Именно в это время расширение и обогащение словаря осуществляется не только за счет существительных, приставок, суффиксов, которые дети начинают широко употреблять в речи, но и за счет появления в речи ребёнка собирательных существительных, прилагательных, обозначающих свойства, материал, состояние предметов. Только за этот год словарь ребенка увеличивается на 1000-1200 слов, по сравнению с предшествующим периодом, это много, хотя установить точное количество усвоенных слов за данный период очень трудно, все очень индивидуально. Дошкольник шести лет уже различает собирательные существительные, и называет не только слово животное, но и может указать на то, что лошадь, корова, кошка – домашние животные, а медведь, лиса, волк – это дикие звери. Также в речи детей появляются отвлечённые существительные, прилагательные и глаголы. Слова из пассивного запаса переходят в активный словарь. Действительно, происходит значительное расширение лексики, но обучающийся ещё далёк от свободного пользования словами.

На шестом году жизни совершенствуется связная монологическая речь. Ребенок может передать содержание рассказа, сказки, мультфильма, описать события, свидетелем которых он был, не прибегая к помощи взрослых.

В этот возрастной период ребенок уже способен самостоятельно описать картинку, мышцы артикуляционного аппарата достаточно окрепли и дети способны правильно произносить все звуки родного языка. Но у некоторых из них еще только заканчивается правильное усвоение шипящих звуков, а также звуков [р], [л], с усвоением которых дети начинают внятно и четко произносить различной сложности слова.

Общаясь с взрослыми и сверстниками, дети уже могут соизмерять громкость речи с учетом расстояния и характера высказывания. В процессе живого общения дети пользуются умеренным темпом, но во время пересказа их речь часто замедленна, так как в речи присутствуют задержки паузы.

Если дети будут ориентироваться на образец, то они способны рассказывать стихи, соблюдая все средства выразительности; они уже правильно пользуются вопросительной, восклицательной повествовательной интонациями; передают различные чувства: радости, огорчения, печали. В дошкольном возрасте, процесс овладения речью для ребенка не заканчивается. Обогащение словаря, развитие грамматически правильной речи, совершенствование умения выражать интересно и выразительно свои мысли и чувства, пересказывать художественные произведения будут продолжаться в школьные годы и на протяжении всей жизни.

Главная особенность развития речи детей в дошкольном возрасте заключается в том, что воспитанник переходит к осознанному овладению речью.

Развитие речи осуществляется с помощью специальных упражнений, разрабатывая эти их, воспитатель ориентируется на определенные формы умственной работы ребенка: на анализ и синтез, на выделение существенных признаков, на индукцию и дедукцию, на обобщение и конкретизацию, на выявление причинно-следственных связей между явлениями, а также на сопоставление, сравнение и противопоставление.

Таким образом, изучив особенности развития речи детей дошкольного возраста, мы узнали, что в своём развитии детская речь проходит несколько этапов, качественно отличающихся друг от друга и зависящих от возрастных особенностей. Речь – это неврожденная способность, а способность, развивающаяся в процессе онтогенеза параллельно с умственным и физическим развитием ребенка, которая служит показателем его общего развития.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Особенности развития речи детей в средней группе"

Для родителей ребенка дошкольного возраста важнейшей задачей становится подготовка его к обучению в школе. Не все дети одинаково успешно овладевают речью. В процессе формирования устной и, как сл...

Консультация для воспитателей :«Особенности развития речи детей младшего дошкольного возраста».

Данная консультация поможет молодому воспитателю четко определить, какие особенности развития речи у детей младшего дошкольного возраста...

Консультация для воспитателей. «Уголки Безопасности по ПДД во всех возрастных группах»

Консультация для воспитателей. «Уголки Безопасности по ПДД во всех возрастных группах»...

Консультация для воспитателей «Особенности развития речи у мальчиков и девочек»

Взрослым при общении с детьми, при развитии их речи необходимо учитывать не только индивидуальные, но и половые особенности каждого ребёнка....