Программа кружка "Послушный карандаш" для детей 4-5 лет.
рабочая программа по коррекционной педагогике (средняя группа)

Наумова Марина Леонидовна

          Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа  «Послушный карандаш» имеет социально-педагогическую направленность.  Программа направлена на формирование у детей пространственного мышления, зрительного внимания, зрительно-моторной координации, графических навыков, что способствует общему развитию будущего первоклассника, его социальных и психологических функций, необходимых для обучения в школе.

  

 Актуальность данной программы обусловлена также ее практической значимостью.    Вопрос  подготовки  дошкольников  к овладению письмом является частью проблемы подготовки к обучению в школе. Учителя отмечают, что первоклассники часто испытывают серьезные трудности с овладением навыком письма. Многие дети  неправильно держат ручку, не могут  ориентироваться  в тетради, нажим неравномерный, неправильное изображение элементов букв и т.д.

       Именно развитие руки, кисти, ручных умений является одним из показателей и условий хорошего физического и нервно - психического развития ребенка. Мелкая  моторика  и  точное  артикулирование звуков находятся в прямой зависимости. Чем выше двигательная активность,  тем  лучше  развита  речь.

 

     Цель программы: обеспечение качественной подготовки детей к школе, предупреждение нарушений и трудностей в овладении письмом.

 Общие задачи:

1.Развивать мелкую моторику пальцев рук и зрительно-моторную координацию.

2. Развивать зрительное  и слуховое  восприятие, внимание.

3.Развивать логическое мышление (операции анализа, синтеза, классификации, установление закономерностей).

4.Формировать пространственное восприятие, пространственные представления.

5. Формировать графические навыки.

6. Развивать речь.

Задачи для детей 4-5лет:

1. Развивать общую и мелкую моторику, тактильную чувствительность, координацию движений с речью.

2.Формировать нажим руки, совершенствовать графические умения и навыки в заданиях на штриховку и рисования предметов по клеткам.

3.Развивать пространственную координацию, конструктивные навыки, умение выполнять задания по словесной инструкции.

4.Способствовать развитию зрительно-пространственного восприятия, слуховой памяти, внимания.

5. Формировать умение правильно держать карандаш, правильно сидеть во время письма.

6. Воспитывать организованность, усидчивость и аккуратность в работе.

     

     Обучение по данной программе носит развивающий характер; не допускается дублирования программ начальной школы и основной образовательной программы ДОУ. Программа разработана с учетом возрастных, психологических особенностей ребенка дошкольного возраста и направлена именно на подготовку руки к письму, а не обучению ему. При этом формируются технические навыки: правильное обращение с письменными принадлежностями, координация движений руки при письме, соблюдение гигиенических правил письма; графические навыки. Учитывается ведущая игровая деятельность дошкольников. Все задания, упражнения представлены в виде игр. Это позволяет в доступной детям форме выстроить процесс обучения, поддержать их интерес к занятиям и легче освоить сложные умения и навыки.

       Поэтапное освоение разнородных графических движений правильно сформирует  графические навыки, разовьет  зрительно-моторную координацию, и в дальнейшем послужит хорошей основой для овладения базовыми навыками каллиграфии в школе.

        Выполнение разнообразных пальчиковых игр, специальных заданий способствует не только совершенствованию тонкокоординированных движений пальцев и кистей рук, их произвольности, но и развитию речи, логического мышления

Программа может быть использована в работе с детьми с ОВЗ (ТНР, ЗПР).

Программа рассчитана на один  учебный год (учебный год длится с октября по май). Включает в себя 64 занятия

Форма занятий – групповая (по запросу родителей может быть индивидуальная) деятельность согласно тематики занятия. Проводится в виде игровых заданий 2 раза в неделю. Постоянная смена видов деятельности в течение занятия позволяет предупредить утомляемость, поддержать интерес ребенка. Продолжительность занятия  для детей 4-5 лет составляет 30 минут,

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы

«Школа № 2120»

ГБОУ Школа № 2120

Россия, 108811, г.Москва, г. Московский, ул. Атласова д.7,к.3  

ИНН 5051005670;    КПП 775101001;     ОГРН 1025007515510

тел. / факс: 8 (985)764-23-17;

email: 2120@edu.mos.ru;

web: www.sch2120tn.mskobr.ru

«СОГЛАСОВАНО»

На Педагогическом Совете

 ГБОУ Школа №2120

Протокол №1

 от 31.08.2022

«УТВЕТЖДАЮ»

Директор ГБОУ Школа № 2120

______________Ланщиков Д.Н.

                          Приказ № 278 от 31.08. 2022г

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«Послушный карандаш Д6»

Направленность: социально-гуманитарная

Уровень программы: ознакомительный

Возраст обучающихся: 4-5 лет

Срок реализации: 9 месяцев

Автор составитель:

Наумова Марина Леонидовна

Педагог дополнительного образования

г. Москва 2023

Содержание

Пояснительная записка        3

Учебно-тематический план        8

Содержание программы        9

Календарно-тематический план………………………………….21

Планируемые результаты освоения программы…        26

Методическое обеспечение………………………………………27

Приложение……………………………………………………….28

2

Пояснительная записка

          Программа направлена на формирование у детей пространственного мышления, зрительного внимания, зрительно-моторной координации, графических навыков, что способствует общему развитию будущего первоклассника, его социальных и психологических функций, необходимых для обучения в школе.

Поскольку игра является ведущим видом деятельности дошкольника, задачи обучения тесно связаны с миром, в котором живет ребенок. Это мир сказок и игр, где царит любознательность и желание поиграть со сверстниками.

                   Обучение по данной программе носит развивающий характер; не допускается дублирования программ начальной школы и основной образовательной программы ДОУ. Программа разработана с учетом возрастных, психологических особенностей ребенка дошкольного возраста и направлена именно на подготовку руки к письму, а не обучению ему. При этом формируются технические навыки: правильное обращение с письменными принадлежностями, координация движений руки при письме, соблюдение гигиенических правил письма; графические навыки. Учитывается ведущая игровая деятельность дошкольников. Все задания, упражнения представлены в виде игр. Это позволяет в доступной детям форме выстроить процесс обучения, поддержать их интерес к занятиям и легче освоить сложные умения и навыки.

       Поэтапное освоение разнородных графических движений правильно сформирует   графические навыки, разовьет   зрительно-моторную координацию, и в дальнейшем послужит хорошей основой для овладения базовыми навыками каллиграфии в школе.

        Выполнение разнообразных пальчиковых игр, специальных заданий способствует не только совершенствованию тонко координированных движений пальцев и кистей рук, их произвольности, но и развитию речи, логического мышления.

Программа может быть использована в работе с детьми с ОВЗ (ТНР, ЗПР).

Программа рассчитана на один   учебный год (учебный год длится с октября по май). Включает в себя 76 занятий.

Форма занятий – групповая (по запросу родителей может быть индивидуальная) деятельность согласно  тематики занятия. Проводится в виде игровых заданий 2 раза в неделю. Постоянная смена видов деятельности в течение занятия позволяет предупредить утомляемость, поддержать интерес ребенка. Продолжительность занятия   для детей 4-5 лет составляет 30 минут.

Направленность программы:

Предлагаемая программа по содержательной, тематической направленности является социально-гуманитарной; по функциональному предназначению – учебно-познавательной, по форме организации – групповой.

    Актуальность данной программы обусловлена также ее практической значимостью.    Вопрос   подготовки   дошкольников   к овладению письмом является частью проблемы подготовки к обучению в школе. Учителя отмечают, что первоклассники часто испытывают серьезные трудности с овладением навыком письма. Многие дети   неправильно держат ручку, не могут ориентироваться   в тетради, нажим неравномерный, неправильное изображение элементов букв и т.д.

       Именно развитие руки, кисти, ручных умений является одним из показателей и условий хорошего физического и нервно - психического развития ребенка. Мелкая   моторика  и  точное  артикулирование  звуков находятся в прямой зависимости. Чем выше двигательная активность, тем  лучше  развита  речь.

Педагогическая  целесообразность   состоит в создании благоприятных условий для максимального раскрытия индивидуального и творческого потенциала детей, выявление и развитие их способностей с целью их дальнейшего самоопределения в образовательно- познавательном пространстве систем дополнительного образования.

Новизна программы заключается в системном подходе к развитию познавательных и двигательных способностей детей, включает в себя понимание ребёнком смысла учебных задач, осознание способов выполнения действия, развитие навыков самоконтроля и самооценки, развитие волевых качеств, развитие упорства в достижении решения поставленных задач.

Цели и задачи дополнительной образовательной программы:

Цель программы: обеспечение качественной подготовки детей к школе, предупреждение нарушений и трудностей в овладении письмом.

Общие задачи:

1.Развивать мелкую моторику пальцев рук и зрительно-моторную координацию.

2. Развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание.

3.Развивать логическое мышление (операции анализа, синтеза, классификации, установление закономерностей).

4.Формировать пространственное восприятие, пространственные представления.

5. Формировать графические навыки.

6. Развивать речь.

Задачи для детей 4-5лет:

1. Развивать общую и мелкую моторику, тактильную чувствительность, координацию движений с речью.

2.Формировать нажим руки, совершенствовать графические умения и навыки в заданиях на штриховку и рисования предметов по клеткам.

3.Развивать пространственную координацию, конструктивные навыки, умение выполнять задания по словесной инструкции.

4.Способствовать развитию зрительно-пространственного восприятия, слуховой памяти, внимания.

5. Формировать умение правильно держать карандаш, правильно сидеть во время письма.

6. Воспитывать организованность, усидчивость и аккуратность в работе.

     

 

Возраст детей, участвующих в реализации программы: программа

ориентирована на детей в возрасте от 4 до 5 лет.

Основной формой работы являются групповые занятия педагога с

детьми.

Режим занятий: учебная программа «Послушный карандаш Д6» рассчитана на 9 месяцев, по 76 учебных часа в год, 2 часа  в неделю, продолжительностью 30 минут (продолжительность и последовательность занятий определяется утвержденным расписанием). Наполняемость групп – 10-15 человек.

Условия реализации программы. Работа по программе организуется во второй половине дня (в свободное от занятий время, два раза в неделю в форме групповых занятий).

Принципы обучения:

Данная программа обучения представляет собой игровую форму занятий.

Весь курс предполагает образовательный, воспитывающий и развивающий характер обучения и строится на таких принципах:

коммуникативно-ориентированной направленности;

дифференцированного и интегрированного обучения

Обучение начинается с устных форм:

активности;

наглядности.

В целом программа построена на общепринятых педагогических      принципах:

Систематичности и последовательности. Для полноценного совершенства графических способностей необходимо соблюдение системности, непрерывности всего материала и повторение его на последующих занятиях.

Оздоровительной направленности. При проведении занятий необходимо учитывать возраст детей, их физическое состояние и обеспечить рациональную умственную и двигательную нагрузку совместно с медицинской сестрой.

Доступности и индивидуализации. Планируя занятия, необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ребёнка, его интересы и возможности.

Гуманизации. Все занятия строятся на основе комфортности, доверительного общения с взрослым и сверстниками.

     Творческой направленности, результатом которого является самостоятельное понимание учениками теоретического материала и осмысливание ими практических действий, побуждающих их к активным учебным действиям, стимулируя самостоятельность в познании.

   Наглядности. Принцип тесно связан с осознанностью: то, что осмысливается детьми при словесном задании, проверяется наглядно при использовании целого комплекса приемов и средств, которые обеспечивают формирование ясного и четкого восприятия сообщаемых преподавателем знаний.

Организация работы.

 Количество часов той или иной темы меняется (имеет гибкий график) на усмотрение педагога. Также учитываются интересы детей, их индивидуальные особенности, уровень умений и навыков.

По структуре занятия схожи с классическим занятием:      

   1-я часть, вводная часть:

приветствие, организационный момент;

сообщение целей и задач занятия;

2-я, основная часть

чтение стихов, загадок;

графические задания;

игры на закрепление материала;

физкультминутки.

3-я часть, заключительная часть:

закрепление пройденного материала в виде игр;

ориентировка на следующее занятие.

Результат.

Дети должны научиться: 
1. Усвоить  правила гигиены письма, сохранение правильного   положения головы, корпуса, рук, тетради, ручки в руке.

2.Выражать словами местонахождение предмета по отношению к себе и к другим предметам.
3. Уметь ориентироваться на листе бумаги.

4. Освоить элементарные навыки письма.

5. Устойчивый интерес к учёбе и привычка к регулярным занятиям.

6. Ребёнок станет более самостоятельным и организованным.
В дальнейшем - успешная учёба в школе и отсутствие многих школьных проблем.

Итогом реализации дополнительной образовательной программы «Послушный карандаш» будет мониторинг определения уровня развития мелкой моторики рук и координации движений рук (сентябрь – май). Открытый просмотр занятия «В гости к Смешарикам»

Учебно-тематический план   1 учебный  год  обучения

(9 месяцев)

п/п

Тема

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1

Знакомство с гигиеническими правилами письма

1 ч

2

Графические упражнения «Дорожки»

     7 ч

1 ч

6 ч

Соединение линий по точкам, не отрывая карандаша от листа

     7ч

       1ч

3

Раскрашивание картинки, не выходя за контур рисунка

4 ч

1 ч

3 ч

Дорисовывание картинки по точкам

4

Штриховка

10 ч

1 ч

9 ч

5

Ориентировка на листе

1 ч

3 ч

6

Знакомство со строкой, клеткой , правилами работы с ними

19 ч

2 ч

17 ч

7

Умение вести волнообразные линии

2 ч

1 ч

8

Графические навыки при зарисовке геометрических фигур

12 ч

2 ч

10 ч

9

Знакомство с линейкой, измерения линейкой, линии и отрезки

2 ч

1 ч

1 ч

Изображение рисунка по словесной интрукции

ИТОГО:

76 часа

14 часов

62 часа

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ

«ПОСЛУШНЫЙ КАРАНДАШ Д6»

Сентябрь.



тема


цель


краткое описание


1


Учимся правильно сидеть и держать карандаш

Познакомить детей с гигиеническими правилами письма

1.учимся правильно сидеть за столом, держать карандаш

2 .пальчиковая гимнастика «Знакомство с пальчиками»

3.рисуем простым карандашом по теме «Нарисуй что хочешь»

4.физкультминутка «Осенью»


2


Проведи линии по точкам

Учить соединять линии по точкам, не отрывая карандаша от листа

1. пальчиковая гимнастика «Пальчики- солдатики»

2.игра «Кто правильно сидит»

3.графическое упражнение «Проведи линии по точкам»

4.физкультминутка «Листья»


3


«Огород»

Учить проведению линий посередине дорожки, не отрывая карандаш от бумаги; соединять точки по клеточкам

1. беседа с детьми об осени как о времени года

2 .пальчиковая гимнастика «Овощи»

3.графическое упражнение «Идём собирать урожай»

4.физкультминутка «Туман»

5.графическое упражнение «Заборчик»


4


«Дождик»

 Учить проводить прямые линии из тучки так, чтобы каждая капелька упала на землю

1. беседа с детьми об облаках, состояниях воды

2. пальчиковая гимнастика «Ветер»

3.графическое упражнение «Дождик»

4.физкультминутка «Дождик»

5.графическое упражнение «Капельки»

Октябрь



тема


цель


краткое описание


1


«Парашютисты»

Учить проводить прямые линии в заданном направлении; соединять точки линиями, не отрывая карандаша от листа

1.рассмотрение иллюстраций с различными видами спорта

2.пальчиковая гимнастика «Кулачок»

3.графическое упражнение «Помоги парашютистам приземлиться на землю»

4.игра «Кто неправильно сидит?»

5.графическое упражнение «Дорожка»


2


«Прогулка в лес»

Продолжать учить проводить линии по точкам, не отрывая карандаш от листа

1.беседа по теме «Как вести себя в лесу»

2.пальчиковая гимнастика «За грибами»

3 .графическое упражнение «Помоги добраться до домика»

4 .физкультминутка «В лесу»

5. графическое упражнение «По кочкам»


3


«Овощи»

Учить соединять линии по точкам, не отрывая карандаша от листа; раскрашивать картинки, не заходя за контур рисунка

1 игра «Собери урожай»

2 пальчиковая гимнастика «Ветер и листья»

3 графическое упражнение «Овощи»

4 физкультминутка «Капуста»


4


«Любимые игрушки»

Продолжать учить соединять линии по точкам, не отрывая карандаш от листа; раскрашивать картинки, не заходить за контур

1 рассказы детей «Моя любимая игрушка»

2 пальчиковая гимнастика «Дружные ребятки»

3 графическое упражнение «Любимые игрушки»

4 физкультминутка «Мой мячик»

Ноябрь



тема


цель


краткое описание


1


«Бабочки»

Учить дорисовывать картинку по точкам; обводить фигуры по точкам

1 рассматривание иллюстраций с различными видами бабочек

2 пальчиковая гимнастика «Встреча»
3 графическое упражнение «Бабочки»

4  физкультминутка «Бабочки на цветах»

5 графическое упражнение «Ягодки»


2


«Лесные животные»

Учить штриховать фигуры по горизонтали, не выходя за контур

1 беседа с детьми о животных леса

2 пальчиковая гимнастика «Белочка»

3 графическое упражнение «Лесные животные»

4 физкультминутка «Весёлые зверята»


3


«Фрукты»

Учить штриховать по вертикали, не заходя за контур

1 дидактическая игра «Что где растёт»

2 пальчиковая гимнастика «Качели»

3 графическое упражнение «Фрукты»

4 физкультминутка «Осень»


4


«Транспорт»

Учить штриховать по диагонали, не заходя за контур

1 беседа с детьми о видах транспорта

2 пальчиковая гимнастика «Вертолёт»

3 графическое упражнение «Транспорт»

4 физкультминутка «Гном»

Декабрь



тема


цель


краткое описание


1


«Грибы»

Учить штриховать волнистыми линиями, не заходя за контур

1 рассматривание иллюстраций съедобных и несъедобных грибов

2 пальчиковая гимнастика  

«За грибами»

3 графическое упражнение «Ёлочки. Грибок»

4 физкультминутка «Боровик»


2


«Посуда»

Учить круговой штриховке; рисовать фигуры по точкам в соответствии с образцом

1 беседа о видах посуды, её назначении

2 пальчиковая гимнастика «Пальчики»

3 графические упражнения «Круговая штриховка»; «Посуда»

4 физкультминутка «Посуда»


3


«Ориентировка на листе бумаги»

Познакомить детей с тетрадным листом; учить ориентироваться в клеточке

1 знакомство с тетрадным листом в крупную клеточку

2 пальчиковая гимнастика «Курица»

3 графические упражнения «Ориентировка на листе бумаги»; «Ориентировка в клеточке»

4 физкультминутка «Это я»


4


«Наша улица»

1 беседа с детьми об улицах нашего города

2 пальчиковая гимнастика «Игра в прятки»

3  упражнение «Ориентировка на листе бумаги – наша улица»

4 физкультминутка «Строим дом»

Январь



тема


цель


краткое описание


1


«Зимние виды спорта»

Познакомить детей с рабочей строкой; правилами работы с ней; формирование умения входить в клеточку, обводить её, вести прямые линии слева – направо по разлиновке

1 рассматривание иллюстраций о зимних видах спорта

2 пальчиковая гимнастика «Дружные ребята»

3 графические упражнения в тетрадях в клеточку

4 физкультминутка «На горке»


2


«На прогулке»

Продолжать формировать умения входить в клеточку, вести прямые линии сверху – вниз по разлиновке

1 рассказы детей о том, чем они занимаются на прогулках

2 пальчиковая гимнастика «Лапки»

3 графические упражнения в тетрадях в клеточку

4 физкультминутка «Снежная баба»


3


«Снеговик»

Формировать умение соединять углы клеточек по диагонали.

1беседа с детьми о свойствах воды

2 пальчиковая гимнастика «Выпал снег»

3 графические упражнения в тетрадях в клеточку

4 физкультминутка «Снеговик»


4


«Зимующие птицы»

Формировать умение размещать внутри клеточки круг

1.беседа о зимующих птицах; чтение стихотворения «Воробей»

2 пальчиковая гимнастика «Птички»

3 графические упражнения в тетрадях в клеточку

4 физкультминутка «Ворона»

Февраль



тема


цель


краткое описание


1


«Перелётные птицы»


Формирование умения соединять углы клеточки по диагонали


1 отгадывание загадок о перелётных птицах

2 пальчиковая гимнастика «Кормушка»

3 графические упражнения в тетрадях в клеточку

4 физкультминутка «Снегири»


2


«Звери зимой»

Формировать умение вести волнообразные линии, не отрывая карандаш от бумаги и не выходя за горизонтальные строчки разлиновки

1 беседа о жизни зверей зимой

2 пальчиковая гимнастика «Есть у каждого свой дом»

3 графические упражнения в тетрадях

4 физкультминутка «Медведь»


3


«Домашние любимцы»

Продолжать закреплять умение входить в клеточку, обводить две клеточки вместе

1 рассказы детей о  своих домашний питомцах

2 пальчиковая гимнастика «Бурёнушка»

3 графические упражнения в тетрадях

4 физкультминутка «Кролики»


4


«Вот и кончилась зима»

Продолжать закреплять умение входить в клеточку, обводить её дугообразной линией

1 загадывание загадок о зиме

2 пальчиковая гимнастика «Мы во двор пошли гулять»

3 графические упражнения в тетрадях

4 физкультминутка «Художник –невидимка»

Март



тема


цель


краткое описание


1


«Ранняя весна»

Формировать умения зарисовывать внутри клеточек контуры простейших предметов

1 беседа с детьми о временах года, ранней весне; рассматривание иллюстраций

2 пальчиковая гимнастика «Снежок»

3 графические упражнения в тетрадях

4 физкультминутка «Зима прошла»


2


«Семья»

Продолжать формировать умения зарисовывать внутри клеточек контуры простейших предметов

1 дидактическая игра «Кто кем приходится?»

2 пальчиковая гимнастика «Как у нас семья большая»

3 графические упражнения в тетрадях

4 физкультминутка «Хозяюшка»


3


«Профессии – повар»

Закреплять графические навыки при зарисовке геометрических фигур (овалы)

1 чтение художественной литература о профессиях

2 пальчиковая гимнастика «Компот»

3 графические упражнения в тетрадях

4 физкультминутка «Переменка»


4


«Животные жарких стран»

Закреплять графические навыки при зарисовке геометрических фигур (овалы и треугольники)

1 отгадывание загадок о животных жарких стран

2 пальчиковая гимнастика «В саванне»

3 графические упражнения в тетрадях

4 физкультминутка «Лимпопо»

Апрель



тема


цель


краткое описание


1


«Наша столица»

Закреплять графические навыки при зарисовке геометрических фигур (круги и овалы)

1 беседа о нашей столице

2 пальчиковая гимнастика «Люблю по городу гулять..»
3 графические упражнения в тетрадях

4 физкультминутка «Радуга-дуга»


2


«Одежда»

Закреплять графические навыки при зарисовке геометрических фигур (дуги и овалы)

1 дидактическая игра «Магазин»

2 пальчиковая гимнастика «Напёрсток»

3 графические упражнения в тетрадях

4 физкультминутка «Платье»


3


«Весна»

Закреплять графические навыки при зарисовке геометрических фигур (треугольники)

1 чтение стихов о весне

2 игра с массажными мячиками «Слива»

3 графические упражнения в тетрадях

4 физкультминутка «Туман»


4


«Школа»

Закреплять графические навыки при зарисовке геометрических фигур (круги, дуги, овалы)

1 игра «Собери»

2 пальчиковая гимнастика «Я выросла»

3 графические упражнения в тетрадях
4 физкультминутка с мячом

Май



тема


цель


краткое описание


1


«Составляем сюжетную картинку»

Закрепить умения  использовать в качестве опоры клеточки; зарисовывать с помощью клеточек насекомых, животных, природу и предметы окружающего мира; учить составлять сюжетную картинку

1 беседа о том, какую картинку можно составить

2 пальчиковая гимнастика «Новые кроссовки»

3 работа в тетрадях

4 физкультминутка «Веснянка»


2


«Линейка»

Познакомить детей с линейкой; проведение линий с помощью линейки через одну точку. Две точки

1ознакомление с линейкой, её функции, обозначения на линейке

2 пальчиковая гимнастика «Гномики - прачки»

3 работа в тетрадях по линейке
4 физкультминутка «Весенняя песенка»


3


 «Отрезок»

Познакомить детей с понятием отрезок; рисование отрезков по линейке

1 ознакомление с понятием – отрезок; как можно с помощью линейка измерить отрезок, нарисовать отрезок

2 пальчиковая гимнастика «Много мебели в квартире»

3 работа в тетрадях по линейке

4 физкультминутка «Весна, весна красная»


4


«Графические диктанты»

Учить, не отрывая карандаш от листа. Изображать рисунок по словесной инструкции, начиная с поставленной точки

1пальчиковая гимнастика «Дудочка»

2 графический диктант в тетради

3 физкультминутка «Речка»

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.

№ занятия

Содержание

Кол-во часов

Сроки (дата)

Планируемые

Скорректиро

ванные

1.

Знакомство. Инструктаж по технике безопасности.

05.09.2023

 

2.

Учимся правильно сидеть и держать карандаш

07.09.2023

 

3.

Проведи линии по точкам

12.09.2023

 

4.

Проведи линии по точкам

14.09.2023

 

5.

 Проведение линий посередине дорожки, не отрывая карандаш от бумаги

19.09.2023

 

6.

 Соединение точек по клеточкам

21.09.2023

 

7.

Проведение   прямых линий

26.09.2023

 

8.

«Дождик»

28.09.2023

 

9.

Проведение прямых линий в заданном направлении

03.10.2023

 

10.

Соединение точек линиями, не отрывая карандаша от листа

05.10.2023

 

11.

Продолжить учить проводить линии по точкам, не отрывая карандаш от листа

10.10.2023

 

13.

«Прогулка в лес» (закрепление)

12.10.2023

 

14.

«Овощи» -соединение линий по точкам, не отрывая карандаша от листа

17.10.2023

 

15.

«Овощи»- раскрашивание картинки, не заходя за контур рисунка

19.10.2023

 

16.

«Любимые игрушки»

24.10.2023

 

17.

«Любимые игрушки»

26.10.2023

 

18.

Раскрашивание картинки, не заходя за контур рисунка  (закрепление)

31.10.2023

 

19.

«Бабочки»- дорисовывание   картинки по точкам

02.11.2023

 

21.

Дорисовывание картинки по точкам

07.11.2023

 

22.

Обведение фигуры по точкам

09.11.2023

 

23.

«Лесные животные»- штрихование фигуры по горизонтали, не выходя за контур

14.11.2023

 

24.

«Лесные животные»- штрихование фигуры по горизонтали, не выходя за контур

16.11.2023

 

25.

«Фрукты»- штрихование по вертикали, не заходя за контур

21.11.2023

 

26.

«Фрукты»- штрихование по вертикали, не заходя за контур

23.11.2023

 

27.

«Транспорт»- штрихование по диагонали, не заходя за контур

28.11. 2023

 

28.

«Транспорт»- штрихование по диагонали, не заходя за контур

30.11. 2023

 

29.

«Грибы»- штрихование волнистыми линиями, не заходя за контур

05.12. 2023

 

30.

«Грибы»- штрихование волнистыми линиями, не заходя за контур

07.12. 2023

 

31.

«Посуда»- круговое штрихование

12.12. 2023

 

32.

«Посуда»- рисование фигуры по точкам в соответствии с образцом

14.12. 2023

 

33.

«Ориентировка на листе бумаги»- Знакомство детей с тетрадным листом,   ориентирование в клеточке

19.12. 2023

 

34.

Знакомство детей с тетрадным листом,  ориентирование в клеточке

21.12. 2023

 

35.

Ориентирование на листе бумаги – «Наша улица»

26.12. 2023

 

37.

« Новогодняя улица»

27.12. 2023

 

38.

«Зимние виды спорта»- знакомство детей с рабочей строкой, правилами работы с ней.

09.01. 2024

 

39.

 Формирование умения входить в клеточку, обводить её, вести прямые линии слева – направо по разлиновке

11.01. 2024

 

40.

«На прогулке»- Продолжение  формирования умения входить в клеточку, вести прямые линии сверху – вниз по разлиновке

16.01. 2024

 

41.

Продолжение  формирования умения входить в клеточку, вести прямые линии сверху – вниз по разлиновке

18.01. 2024

 

42.

«Снеговик»- формирование умения соединять углы клеточек по диагонали.

23.01. 2024

 

43.

Формирование умения соединять углы клеточек по диагонали.

25.01. 2024

 

44.

«Зимующие птицы»- формирование умения размещать внутри клеточки круг

30.01. 2024

 

45.

Формирование умения размещать внутри клеточки круг

01.02. 2024

 

46.

«Перелётные птицы»- формирование умения соединять углы клеточки по диагонали.

06.02. 2024

 

47.

Формирование умения соединять углы клеточки по диагонали.

08.02. 2024

 

48.

«Звери зимой»- формировать умение вести волнообразные линии, не отрывая карандаш от бумаги и не выходя за горизонтальные строчки разлиновки.

13.02. 2024

 

49.

«Звери зимой»- формировать умение вести волнообразные линии, не отрывая карандаш от бумаги и не выходя за горизонтальные строчки разлиновки.

15.02. 2024

 

50.

«Домашние любимцы»- продолжение закрепления умения входить в клеточку, обводить две клеточки вместе.

20.02. 2024

 

51.

Продолжение закрепления умения входить в клеточку, обводить две клеточки вместе.

22.02. 2024

 

52.

«Вот и кончилась зима»- умение входить в клеточку, обводить её дугообразной линией

27.02. 2024

 

53.

«Вот и кончилась зима»- умение входить в клеточку, обводить её дугообразной линией

29.02. 2024

 

54.

«Ранняя весна»- формирование умения зарисовывать внутри клеточек контуры простейших предметов

05.03. 2024

 

55.

«Ранняя весна»- формирование умения зарисовывать внутри клеточек контуры простейших предметов

07.03. 2024

 

56.

«Семья»- формирование умения зарисовывать внутри клеточек контуры простейших предметов

12.03. 2024

 

57.

Продолжение формирования умения зарисовывать внутри клеточек контуры простейших предметов

14.03. 2024

 

58.

«Профессии – повар»- закрепление графических навыков при зарисовке геометрических фигур.

19.03. 2024

 

59.

«Профессии – повар»- закрепление графических навыков при зарисовке овалов

21.03. 2024

 

60.

«Животные жарких стран»- закрепление графических навыков при зарисовке геометрических фигур (овалы и треугольники)

26.03. 2024

 

61.

«Животные жарких стран»- закрепление графических навыков при зарисовке геометрических фигур (овалы и треугольники)

28.03. 2024

 

62.

«Наша столица»- закрепление графических навыков при зарисовке геометрических фигур (круги и овалы)

02.04. 2024

 

63.

Закрепление графических навыков при зарисовке геометрических фигур

 (круги и овалы)

04.04. 2024

 

64.

«Одежда»- закрепление графических навыков при зарисовке геометрических фигур (дуги и овалы)

09.04. 2024

 

65.

Закрепление графических навыков при зарисовке геометрических фигур

 (дуги и овалы).

11.04. 2024

 

66.

«Весна»- закрепление графических навыков при зарисовке геометрических фигур .

16.04. 2024

 

67.

«Весна»- закрепление графических навыков при зарисовке геометрических фигур .

18.04. 2024

 

68.

«Школа»- закрепление графических навыков при зарисовке геометрических фигур (круги, дуги, овалы).

23.04. 2024

 

69.

«Школа»- закрепление графических навыков при зарисовке геометрических фигур (круги, дуги, овалы).

25.04. 2024

 

70.

Закрепление умения  использовать в качестве опоры клеточки.

30.04. 2024

 

71.

«Составляем сюжетную картинку»- зарисовывание с помощью клеточек насекомых, животных, природу и предметы окружающего мира; умение составлять сюжетную картинку

07.05. 2024

 

72.

«Линейка»- знакомство детей с линейкой; проведение линий с помощью линейки через одну точку, две точки.

14.05. 2024

 

73.

«Отрезок»-знакомство детей с понятием отрезок; рисование отрезков по линейке.

16.05. 2024

 

74.

«Графические диктанты»- изображение рисунка по словесной инструкции, начиная с поставленной точки

21.05. 2024

 

75.

«Графические диктанты»-изображение рисунка по словесной инструкции, начиная с поставленной точки

23.05. 2024

 

76.

Открытый просмотр занятия «В гости к Смешарикам»

28.05. 2024

 

Планируемые результаты.

Дети  должны  научиться: 
1. Усвоить правила гигиены письма, сохранение правильного   положения головы, корпуса, рук, тетради, ручки в руке.

2.Выражать словами местонахождение предмета по отношению к себе и к другим предметам.
3. Уметь ориентироваться на листе бумаги.

4. Освоить элементарные навыки письма.

5. Устойчивый интерес к учёбе и привычка к регулярным занятиям.

6. Ребёнок станет более самостоятельным и организованным.
В дальнейшем - успешная учёба в школе и отсутствие многих школьных проблем.

Итогом реализации дополнительной образовательной программы «Послушный карандаш Д6» будет мониторинг определения уровня развития мелкой моторики рук и координации движений рук (сентябрь – май). Открытый просмотр занятия «В гости к Смешарикам»

\

Методическое обеспечение

программы кружковой работы.

  • Прописи для детского сада, серия «Супер раскраска», 2011 – на каждого ребёнка
  • Прописи для дошкольного и младшего школьного возраста, Стасюк Е.К., Шапошникова В.В., ООО «Смол –Пресс»,2010 – на каждого ребёнка
  • Тетради в клеточку - на каждого ребёнка
  • Цветные карандаши, простые карандаши, линейки
  • Методическое пособие – картонные полоски, разные по ширине и длине
  • Счётный материал (в конвертах на каждого ребёнка)
  • Демонстрационный материал – цифры от 1 до 10
  • Геометрические фигуры
  • Трафареты фигурок животных, фруктов, разных видов транспорта; съедобные и несъедобные грибы; видя спорта; бабочки
  • Мячи средней величины
  • Скакалки, верёвки разной длины
  • Школьная доска, мел
  • Иллюстрации с изображениями улицы; домов разной высоты; деревьев и кустарников; животных леса; съедобных и несъедобных грибов; видов спорта
  • Муляжи овощей и фруктов
  • Массажные шарики
  • Счётные палочки

Приложение

Приложение 1

Задания для мониторинга кружковой работы

«Послушный карандаш Д6»

  1. Определение развития точности движений – «дорожки»
    Рисунок, на котором нарисованы «дорожки», у одного конца которых стоят машины, у другого – дом. Машина должна «проехать» по дорожке к дому. Тип дорожки усложняется от первой к последней.
    Уровень выполнения высокий, если выходы за пределы дорожки отсутствуют, карандаш отрывается не более трёх раз; низкий – три и более выходов за пределы «дорожки», неровная, дрожащая линия, очень слабая, почти невидимая, или линия с сильным нажимом, рвущим бумагу, многократное проведение по одному и тому же месту.
  2. Исследование координации движения руки и глаза.
    Материал: изображение круга на плотной бумаге тремя линиями: две узких и в 1,5мм между ними – широкая (1.5мм), не тугие ножницы.
    Работа проводится индивидуально 1 минуту.
    Инструкция: вырезать круг по широкой линии
    Разрешается вторая попытка. Допускается не более двух перерезаний узкой линии     или одно перерезание широкой. За большое количество перерезаний и превышение времени результат оценивается как отрицательный.

3. Готовность руки к овладению письмом

     Методика: рисование простых узоров.
    Материалы: лист нелинованной бумаги, карандаш
    Образцы узоров:
    Начальную часть узора рисует обследующий, а ребёнок продолжает.
 Если ребёнок хорошо справляется с заданием, значит достаточно готов

 к    работе, которая его ожидает при обучении письму. Если же нарисованные узоры не соответствует образцу по величине, стройности, ритму, элементам и т. д., это свидетельствует о том, что ребёнок плохо управляет движениями своей руки, пальцев, недостаточны у него также коррекция глаза и руки, зрительный контроль.

4.Графический диктант - выявление умения строить свою деятельность по словесной инструкции, соизмеряя индивидуальный темп выполнения с заданным, и умения самостоятельно продолжать выполнение поставленной задачи.
Материал: листок в клеточку, карандаш.
Сформирован – диктант выполнен точно и правильно продолжается.
В стадии формирования – в диктанте допускается ошибки, которые воспроизведены и в самостоятельном продолжении.
Не сформирован – задание не выполнено.

5.Выявление умения детей анализировать образец. Устанавливать принцип   построения ряда на основе выявления его элементов.

Детям предлагается рассмотреть узоры, которые начаты у нег на листе и дорисовать  узоры до конца строки.
Сформирован- узор продолжается правильно.
В стадии формирования - продолжая узоры, ребёнок допускает ошибки в чередовании элементов либо в пропуске какого-то из них
Не сформирован - ребёнок продолжить узор не может, выполняет путём прямого копирования заданных элементов

приложение 2

Занятие

в кружковой работе

«Послушный карандаш Д6»

«В гости к Смешарикам»

Программные задачи:

Совершенствовать графические навыки при письме;

Продолжать учить составлять фигуру из счетных палочек, закреплять навык ориентировки на листе бумаги,

Совершенствовать навыки обведения по контуру, штриховки в соответствии с образцом (диагональ, вертикаль, клубочки).

Развивать мелкую моторику рук, слуховое и зрительное восприятие.

Воспитывать усидчивость, умение доводить начатое дело до конца.

Материалы:

Раздаточный материал (на каждого ребенка): тетради, набор карандашей, набор счетных палочек, изображение совы;

Схема-изображение Смешарика (для зрительного диктанта);

Игрушки Смешарики;

Куб с картинками;

Массажные шарики.

Ход занятия

1 часть.

Воспитатель: Дети к нам на занятие пришли гости, а кто это, вы попробуйте отгадать.

Смешные персонажи в гости к нам пришли.
Похожие на шарик, подарки принесли.
С вами с удовольствием желают поиграть.
Разные задания мы будем выполнять.
Сюрпризов будет много,
А вот один, он тут.
Волшебный будет кубик
Указывать нам путь.

Кто же это? (Смешарики)

Воспитатель:  Они пришли с нами поиграть. У вас на столах лежат волшебные кубики. На каждой грани фотография главных героев. Возьмите в руки волшебный кубик и посмотрите, кто приглашает нас поиграть. (Дети берут куб, находят цифру 1 и фотографию Нюши, проговаривают слова):

Волшебный кубик повернем,
И цифру нужную найдем.
И сразу можешь ты узнать,
Кто будет следующим играть.

2 часть

Воспитатель: Первой с нами хочет поиграть Нюша. Она очень любит нежиться на солнышке. И дарит нам вот эти маленькие солнышки. Давайте поиграем с ними. Проводится пальчиковая игра с массажными шариками. Самомассаж «Солнышко».

Побежало солнышко
Золотой дорожкой
И попало солнышко
Прямо к вам в окошко.
Вместе мы отправились
С солнцем в детский сад
Приласкало солнышко сразу всех ребят.
Шла у нас до вечера дружная игра
Но сказало солнышко:
– Мне домой пора.
Завтра утром рано
Вас будить приду,
Снова будем бегать
И гулять в саду.

Воспитатель: Нюше очень понравилась наша игра, она научит своих друзей играть с шариками.

3 часть.

Воспитатель: Кто же еще пришел к нам в гости? (Дети поворачивают куб, находят из 2 части и проговаривают слова): (На картинке нарисован Лосяш).

Воспитатель: Лосяш принес свой портрет и хочет, чтобы вы выложили его изображение из палочек.

Зрительный диктант «Выложи из палочек».

4 часть.

Воспитатель: Лосяш очень рад, что вы справились с этим заданием. И приглашает поиграть с ним того, на кого укажет волшебный кубик (Дети поворачивают куб, проговаривают слова, находят цифру 3 и картинку с изображение Бараша). У Бараша есть друг, а кто это, мы сейчас узнаем. Слушайте меня внимательно. У вас в тетради есть исходная точка, от нее мы и начнем работу. Возьмем карандаш, приготовились, начали.

(Слуховой диктант «Заяц»)

5 часть.

Воспитатель: Кто же дружит с Барашем? – это заяц Крош. Друзья Смешарики заботятся друг о друге и помогаю в трудную минуту. Сегодня они решили помочь Совунье. У вас на столах лежат трафареты с изображение Совуньи, которые вы должны обвести в тетради и заштриховывать в соответствии с образом.

Обводка и штриховка трафарета.

Воспитатель: Молодцы, друзья Смешарики очень рады, что вы помогли им. А следующим хочет с нами познакомится как вы думаете, кто? Волшебный кубик опять нам поможет.(Дети находят цифру 4 и картинку с изображением Медведя – Копатыча.). Копатыч хотя и неуклюжий, но очень любит двигаться. Он предлагает нам поиграть.

Физкультминутка.

Шел медведь, косматый мех, (Дети идут по кругу, как медведи)
Нес в мешке, веселый смех. (Показывают тяжелый мешок за спиной)
Зацепил мешком за сук (Резко останавливаются)
Смех и высыпался вдруг. (Разводят руками в стороны)
Раскатились по тропинки 33 смешинки, (Делают руками повороты)
А за ними из смешка - 33 смешка..(Топают ногами)
Копатычу было весело с нами. А вам понравилось? (Да)

Воспитатель: А сейчас мы вернемся за столы, повернем волшебный кубик и узнаем, кто следующим с нами будет играть (Цифра пять)

6 часть.

Воспитатель: Пин очень любит пальчиковые игры и предлагает нам разогреть наши руки. Приготовились, начали.

Пальчиковая гимнастика «Пингвины».

Жили-были три пингвина. (Хлопки в ладоши)
Пик, Пак, Пок. (удары по столу)
Хорошо и дружно жили. (Ладошка «моет» ладошку)
Пик, Пак, Пок. (Удары по столу)
Как – то утром на рыбалку. (Хлопки)
Пик, Пак, Пок. (Удары по столу)
Зашагали в перевалку. (Ладошки «шагают» – «шлепают» по столу)
Пик, Пак, Пок. (Удары по столу)
Наловили много рыбы. (Вращение кистей рук к себе)
И еще поймать могли бы. (Вращение кистей рук от себя)
Пик, Пак, Пок. (Удары по столу)
Съели дружно все до крошки. (Хлопки)
Пик, Пак, Пок. (Удары по столу)
Кроме маленькой рыбешки. (Хлопки)
Пик, Пак, Пок. (Удары по столу)
Дружно бросились в драку. (Удары кулачками друг о друга.)
Пик, Пак, Пок. (Удары по столу)
Учинив большую свалку. (Удары кулачками о стол)
Пик, Пак, Пок. (Удары по столу)
Чтобы жить все время дружно .(Ладошка «моет» ладошку.)
Пик, Пак, Пок. (Удары по столу)
Уступать друг другу нужно. (Ладошка «моет» ладошку.)
Пик, Пак, Пок. (Хлопки)

7 часть

Воспитатель: Пальцы мы разогрели и подготовили к письму. Задание в тетради нам приготовил, как вы думаете, кто? Как нам узнать? Повернуть кубик? (Дети поворачивают куб, находят цифру 6 и картинку с изображением ежа). Еж очень любит яблоки и грибы и хочет угостить ими своих друзей. Нам нужно нарисовать их в тетради. Но сначала мы вспомним, как нужно сидеть при работе с тетрадью.

Дети:

Я тетрадочку открою
И как надо положу.
Я от вас друзья не скрою
Карандаш вот так держу.
Сяду ровно, не согнусь,
За работу я берусь.

(Дети выполняют работу в тетради.)

(По окончании работы дети убирают на место тетрадь и карандаш)

Воспитатель: Все справились с работой? Молодцы, теперь еж сможет устроить праздник с угощением.

8 часть. Итог занятия.

Воспитатель: Дети, герои-cмешарики очень рады, что пришли к нам в гости, они поиграли, научились многому, узнали, что дети тоже умеют дружить и помогать друг другу. Но они хотят узнать, чье задание было самым сложным, с чем вы справились быстрее всего. Во что бы хотели поиграть еще раз? Смешарики останутся у нас в группе и мы еще не один раз с ними поиграем. А на  прощанье они дарят нам волшебные кубики .

27


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект «Путешествие в страну цветных карандашей» для детей средней группы

Цели: развивать диалогическую и монологическую речь детей, подвести к самостоятельному продолжению сказки, начатую педагогом....

Рабочая программа изостудии «Карандаши, краски и фантазия»»

Пояснительная запискаДошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Именно в этом возрасте закладываются основы всестороннего, гармонич...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Волшебный карандаш»

Ученые, изучая деятельность детского мозга, психику, отметили большое симулирующее значение функции руки. Установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформир...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Весёлый карандаш"

   Программа предназначена для правильного развития мелкой моторики детей дошкольного возраста и своевременной помощи в формировании последовательной координации движений пальцев рук....

Дополнительная общеразвивающая программа «ВЕСЁЛЫЙ КАРАНДАШ»

подготовка руки ребёнка к письму через формирование графических навыков...

Парциальная программа "Малыши-Карандаши"

Парциальная программа "Малыши-Карандаши" по художественной деятельности для детей старшей возрастной группы. Содержит целевой, содержательный и организационные разделы....