Статья " Развитие речи детей с ОВЗ через пальчиковые игры "
статья по коррекционной педагогике

Екатерина Николаевна Катаржнова
Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста с ОВЗ обусловлена возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей. Пальчиковые упражнения и игры дают возможность детям с ОВЗ развивать не только мелкую моторику, но и речь. Чтобы ребенок научился говорить, нужно умело комбинировать артикуляционный аппарат с мелкой моторикой рук.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                                 Катаржнова Е. Н.      

                                                             Муниципальное бюджетное дошкольное

                                                            образовательное учреждение детский сад

                                                             комбинированного вида №8 «Звездочка»

г. Белгорода

                    Развитие речи детей с ОВЗ через пальчиковые игры

Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста с ОВЗ обусловлена возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей. Пальчиковые упражнения и игры дают возможность детям с ОВЗ развивать не только мелкую моторику, но и речь. Чтобы ребенок научился говорить, нужно умело комбинировать артикуляционный аппарат с мелкой моторикой рук.

Итак, пальчиковые игры – это комплекс занятий и упражнений, которые направлены на развитие мелкой моторики у детей.

 Цель состоит в формирование устной речи у детей дошкольного возраста с ОВЗ посредством пальчиковых игр

 Задачи:

1. Дать родителям знания о значении пальчиковых игр в развитии ребенка;

и заинтересовать их проблемой;

3. Приобщить к пальчиковым играм ребенка в семейных условиях;

4.Создать словарный запас детей посредствам пальчиковых игр; 

5.Воспитывать интерес детей к играм и упражнениям на развитие мелкой моторики и устной речи

  • Как правило, пальчиковые игры сопровождаются рифмованными историями или сказками, чтобы занятие было интересно   ребёнку.
  • Связь пальцевой моторики и речевой функции была подтверждена исследователями Института физиологии детей и подростков.

Пальчиковые игры помогут детям

- Развить внимание и терпение. 

- Стимулировать фантазию, проявление творческих способностей. 

- Научиться управлять своим телом, чувствовать себя уверенно в системе "телесных координат", что предотвратит возможность возникновения неврозов.

-  Ощутить радость взаимопонимания без слов.

Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и т.д.

 

Правила разучивания пальчиковых игр

Этапы разучивания игр:

1. Взрослый сначала показывает игру ребенку сам.
2. Взрослый показывает игру, манипулируя пальцами и ручкой ребёнка.
3. Взрослый и ребёнок выполняют движения одновременно,
взрослый проговаривает текст.
4. Ребёнок выполняет движения с необходимой помощью
взрослого, который произносит текст.
5. Ребёнок выполняет движения и проговаривает текст, а взрослый подсказывает и помогает.

Рекомендации:
• Не проводите игру холодными руками. Руки можно согреть в тёплой воде или растерев ладони.
• Если в новой игре имеются не знакомые детям  персонажи или понятия, сначала расскажите о них, используя картинки или игрушки.
• Пальчиковые игры с детьми проводите как показ или как пассивную гимнастику руки и пальцев ребёнка.
• Детям старше 1.5лет можно время от времени предлагать выполнить движения вместе.
• Если сюжет игры позволяет, можно «бегать» пальчиками по руке или спине ребёнка, щекотать, гладить и др.
• Используйте максимально выразительную мимику.
• Делайте в подходящих местах паузы, говорите то тише, то громче, определите, где можно говорить очень медленно, повторяйте, где возможно, движения без текста.
• Выбрав две-три игры, постепенно заменяйте их новыми.
• Проводите занятия весело, «не замечайте», если малыш на первых порах делает что-то неправильно, поощряйте успехи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи детей раннего возраста через пальчиковые игры.

В статье рассказывается о значении пальчиковых игр в речевом развитии детей. Данная статья будет интересной воспитателям, работающим в группах раннего возраста....

Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет. Тема: «Развитие речи детей старшей группы через театрализованную игру»

Развитие речи детей с помощью театрализованной игры и формирование у детей интереса к игре – драматизации....

Развитие речи детей раннего возраста через пальчиковые игры и упражнения.

Этот материал будет полезен воспитателям групп раннего возраста ....

Статья "Развитие речи детей раннего возраста через пальчиковые игры".

В статье рассказано, что такое пальчиковые игры и как они влияют на развитие детей....

Методическая разработка "Развитие речи детей раннего возраста через пальчиковые игры"

В данной методической разработке представлена информация о развитии мелкой моторики рук для развития речи детей раннего возраста. Данная методическая разработка может представлять интерес для воспитат...