Консультация для педагогов «Развитие графомоторных навыков у детей дошкольного возраста»
консультация по коррекционной педагогике (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Красноперова Оксана Анатольевна

Создание социальных условий развития по подготовке руки к освоению письма и снижение риска дезадаптации в новых социальных условиях.

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска

«Детский сад № 356 «Жар-птица»

_____________________________________________________________________________________

Консультация для педагогов

«Развитие графомоторных навыков у детей дошкольного возраста»

Учитель-логопед

Красноперова Оксана Анатольевна

Дата проведения: 15.02.2023

г. Новосибирск

2023 

Консультация для педагогов

«Развитие графомоторных навыков
у детей старшего дошкольного возраста»

«Рука – это вышедший наружу мозг человека».
        И.Кант

Консультация для педагогов на тему:

«Развитие графомоторных навыков у детей дошкольного возраста»

Цель: Создание социальных условий развития по подготовке руки к освоению письма и снижение риска дезадаптации в новых социальных условиях.

Ход консультации

С того момента, как в руки ребёнка попадает карандаш, а это случается очень рано, он с большим удовольствием рисует им на бумаге, начиная со штрихов и каракулей.

«Рука – вышедший наружу мозг человека», - писал Кант. Что он хотел сказать этим? Ни много, ни мало, а именно то, что все глубинные психологические процессы, осознанные или неосознанные, отражаются в положении наших рук, жестикуляции, мелких движениях пальцев. Учёные, изучая деятельность детского мозга, его психику, отметили огромное значение функции руки.

К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторикой большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребенка: кроме усвоения новой информации, приходится еще учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш.

Если у ребенка нарушение графомоторных навыков, то вторичные нарушения, это такие нарушения, как дисграфия. Это частичное нарушения процесса письма, где ребенок не может писать слитно, искажает и заменяет буквы, аграмматизмы.

Дети, у которых нарушены графомоторные навыки, быстро устают, отличаются пониженной работоспособностью. Нарушения моторики отрицательно сказываются на развитии познавательной деятельности ребенка. Несовершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук затрудняет овладение письмом и рядом других учебных и трудовых навыков.

Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления в школу. Родители и педагоги решают сразу две задачи: во-первых, косвенным образом влияют на общее интеллектуальное развитие ребенка, а
во-вторых, готовят к овладению навыком письма, что в будущем, поможет избежать многих проблем школьного обучения.

При нормальном развитии работу по развитию мелкой моторики нужно начинать с самого раннего возраста. Уже в младенческом возрасте можно выполнять массаж пальчиков, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом (например, «Сорока»), не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивание и расстегивание пуговиц, молний, заклепок, завязывание шнурков и так далее. И конечно, в старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе.

Развитие функциональных возможностей кистей рук положительно сказывается не только на становлении полноценной детской речи, которая является непременным условием успешного обучения ребёнка в школе, но и на его интеллектуальном развитии.

Перед нами стоит задача – развить механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления детьми двигательного и практического опыта.

Те, кто работают с дошкольниками, знают, какие трудности испытывают эти дети, когда им приходится выполнять действия, требующие точности, выверенности и синхронности движений: что-то брать, вставлять, завязывать, складывать, лепить, вырезать, наклеивать, рисовать и т.д. Плохо развитые двигательные функции рук и отсутствие оформленной техники движений, скоординированных действий глаза и руки вызывают у ребенка огромные трудности, которые порой заставляют его отступать перед любой задачей, связанной с выполнением вышеупомянутых действий.

Занимаясь с детьми в детском саду, формируя и развивая у детей определенные знания, умения, навыки, педагоги, так или иначе, подготавливают дошкольников к школьному обучению. Мы проводим срезы, диагностики, в которых, среди прочих показателей, указываем, каков уровень развития общей и мелкой моторики, насколько сформированы графомоторные навыки. (Графо (греч) – черчу, пишу, рисую. Моторика – движение).

Обращаем внимание на это мы не просто так. Ведь уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.

Как развивать мелкую моторику, мы все знаем.

  • Пальчиковая гимнастика
  • Шнуровки
  • Массаж и самомассаж кистей, ладоней и пальцев рук с использованием массажных мячей, массажеров, прицепок и др.
  • Работа с песком, манной крупой: рисование, прорисовывание элементов букв др.
  • Работа с крупой: пальчиковый бассейн, перебирание крупы и др. Работа с ножницами, бумагой: вырезание, оригами, аппликация и др.
  • Игры: лего, пазлы, мозаика, конструктор и др.
  • Раскраски, штриховки, трафареты, обведение по контуру различных фигур.
  • Лепка (работа с пластилином скатывание колбасок, скатывание под углом, скатывание округлых форм, прищипывание, вдавливание, сглаживание.)
  • Аппликация (бумага, ткань, пух, вата, фольга)
  • Поделки из природных материалов.

Упражнения с предметами:

– составление контуров предметов (например, стола, дома) сначала из крупных, а затем из более мелких палочек;

– составление цепочки из 6 - 10 канцелярских скрепок разного цвета;

– завинчивание и отвинчивание шайбы, крышек у пузырьков, баночек;

– складывание мелких предметов (например, пуговиц, бусин) в узкий цилиндр;

– наматывание нитки на катушку и сматывание ее в клубок;

– продевание нитки в иголку;

– стирание ластиком нарисованных предметов;

– игры с конструктором, мозаикой и другими мелкими предметами.

− нанизывание на шнурок пуговиц, крупных бусин, а на нитку с иголкой мелких бусин, бисера;

− сортировка бобов, фасоли, гороха, а также перебор крупы (пшено, гречка, рис);

− застегивание и расстегивание пуговиц, молний, кнопок, крючков;

− доставание бусин ложкой из стакана;

− стирание ластиком нарисованных предметов;

− надевание и снимание колечка (шарик су – джок)

− комканье платка (носовой платок взять за уголок одной рукой и вобрать в ладонь пальцами только одной руки);

− нахождение спрятанных предметов в «сухом бассейне»;

− сжимание и разжимание эспандера;

− катание мячей-ежиков (с шипами).

− использование шнуровки, трафаретов.

Следует отметить, что мелкая моторика – это основа, но не сами графомоторные навыки.

Графомоторный навык – это определенное положение и движение пишущей руки, которое позволяет:

• Правильно держать пишущий инструмент

• Рисовать

• Раскрашивать

• Копировать простейшие узоры

• Соединять точки.

Под графомоторными навыками понимается умение использовать пишущие предметы (инструменты) и координировать действия рабочей руки с мыслительными действиями. Понятие графомоторный навык включает в себя: способ удержания карандаша, силу нажима при рисовании и письме, точность, ритмичность и темп движений, их плавность.

Исходя из психологической структуры любой графической деятельности, графомоторные навыки формируются в тесной зависимости от следующих факторов: зрительного восприятия, произвольной графической активности, зрительно-моторных координаций.

В процесс письма активно включаются глаз, рука, слуховой, зрительный, речедвигательный компоненты.

Зрительное восприятие представляет собой формирование в голове ребенка тех ситуаций и образов внешнего мира, которые непосредственно фиксируются его глазами (я увидел, я опознал, я понял). Нарушения зрительного восприятия ведут к трудностям выделения фигур, букв, цифр, их величины, соотношения частей, различения и сходства близких по конфигурации или зеркальных элементов.

Задания для развития зрительного восприятия

«Что изменилось?»

Ребенку предлагают рассмотреть несколько карточек с буквами (словами, цифрами, геометрическими фигурами и т. д.) и отвернуться (выйти из комнаты). Педагог убирает (добавляет или меняет местами) карточки. Ребенок определяет, что изменилось.

«Найди ошибку»

Ребенку предлагают карточку с неправильными написаниями: одна буква написана зеркально (пропущена, вставлена лишняя); Ребенок объясняет, как исправить эту ошибку.

«Найди отличия»

Детям предлагают рассмотреть парные картинки с признаками различий (карточки букв и цифр с различным написанием, различным изображением одних и тем же геометрических фигур и т. д.) и найти эти признаки различия, сходства.

«Наложенные изображения»

Ребенку предъявляют 3-5 контурных изображений (предметов, геометрических фигур, букв, цифр), наложенных друг на друга. Необходимо назвать все изображения.

«Спрятанные изображения»

Предъявляют фигуры, состоящие из элементов букв, геометрических фигур. Требуется найти все спрятанные изображения.

«Зашумленные изображения»

Предъявляют контурные изображения предметов, геометрических фигур, цифр, букв, которые зашумлены, т. е. перечеркнуты линиями различной конфигурации. Требуется их опознать и назвать.

Как мы помним, кроме зрительного восприятия, на формирование графомоторных навыков влияет такой фактор, как произвольная графическая активность.

Произвольность — сознательная саморегуляция поведения, осознание своих действий. Зрительно-моторные координации — координированные согласованные движения, осуществляемые под контролем зрения. Это важнейшая функция, на которую опирается процесс развития опознавательных и изобразительных навыков, столь необходимых для овладения чтением и письмом. Сформированность произвольной моторики, слухомоторных координаций и чувства ритма могут снять возможные проблемы нарушений в чтении и письме.

Принципы работы

Любая работа основывается на определенных принципах. Формирование графического навыка также основывается на определенных принципах обучения.

Принцип наглядности, особенно важный в обучении графическим навыкам, обеспечивающий демонстрацией процесса письма на доске, применением таблиц, трафаретов и других пособий. Невозможно обучать графическому навыку, давая только устные указания.

Для автоматизации графомоторных навыков большое значение имеет принцип повторности, который осуществляется в основном в упражнениях. При этом упражнения должны быть сознательными, посильными, разнообразными и эффективными. Например, при работе со штриховкой к различным видам штриховки возвращаемся постоянно, постепенно отрабатывая каждый вид. Дети с удовольствием выполняют такие работы, проявляют творческий подход, придумывая новые варианты сочетания изученных видов штриховки.

Вместе с тем стараемся, чтобы обучение несколько опережало развитие детей на данный момент и способствовало их дальнейшему росту и развитию. Так работая с альбомами по развитию мелкой моторики, дети имеют возможность увидеть более сложные задания. Им интересно, некоторые пытаются выполнить их самостоятельно дома, спрашивают, как их выполнять. Или, например, при выполнении упражнений пальчиковой гимнастики сначала учим простые движения, а затем объединяем их в комплекс. Это предусматривают принципы постепенного нарастания трудностей, переход от простого к сложному, постепенного усложнения заданий и речевого материала с учетом «зоны ближайшего развития».

Обучая детей графическим навыкам, помним о принципе учета индивидуальных особенностей: учитывать особенности зрения детей (дальнозоркие, близорукие), отмечать отклонения в моторике (дрожание пальцев, подергивание руки и др.).

Графомоторные навыки включают в себя:

Мелкую мускулатуру пальцев:

- Упражнения на развитие силы пальцев и быстроты их движений.

Зрительный анализ и синтез:

- Упражнения на определение правых и левых частей тела.

- Задания на ориентировку в пространстве по отношению к предметам.

- Задания с условиями по выбору нужных направлений.

Рисование

Занятия по штриховке по контуру, обводка.

Срисовывание геометрических фигур.

Задания на зарисовку деталей, предметов, с натуры:

- дорисовывание незаконченных рисунков;

- дорисовывание рисунков с недостающими деталями (даются законченные изображения, но с недостающими деталями);

- упражнения в дорисовывании, создании собственной картины при условии реальности сюжета и деталей.

Задания на воспроизведение фигур и их сочетаний по памяти.

Графическая символика.

Задания на развитие умений рисовать узоры, а также на символизацию предметов (изображение их с помощью символов).

Этапы формирования графомоторных навыков.

Возрастные особенности развития тонкой моторики и зрительно-моторной координации при нормальном развитии:

  • В возрасте 1-2 лет ребенок держит два предмета в одной руке, чертит карандашом, переворачивает страницы книг, ставит кубики друг на друга, складывает в пирамидку.
  • В возрасте 2-3 лет малыш открывает ящик и опрокидывает его содержимое, играет с песком и глиной открывает крышки, красит пальцем, нанизывает бусы. Держит карандаш пальцем, копирует формы несколькими чертами. Строит из кубиков.
  • В возрасте от 3 до 5 лет ребенок рисует цветными мелками, складывает бумагу, лепит из пластилина, шнурует ботинки, определяет предметы в мешке на ощупь.
  • Становление двигательных функций продолжается до 5-6 летнего возраста.

Целью развития мелкой мускулатуры пальцев, является формирование изобразительно-графического навыка, формирование реального отображения предметов и умение пропорционально изображать фигуры, учитывать размеры и величину углов.

Согласно представлениям о психологической структуре графической деятельности, данный навык формируется в тесной зависимости от следующих факторов:

  • зрительного восприятия;
  • произвольной графической активности;
  • зрительно-моторной координации.

Развитие графомоторных навыков ребенка осуществляется на протяжении двух периодов: грубая и тонкая координация движений и выработку автоматических навыков письма, так как требует довольно сложной координации сенсомоторных процессов, оптимальной концентрации и распределения внимания.

Коррекция тонкой координации движений ведется в двух направлениях – развитие графомоторных навыков и овладение графической символизацией.

И в этом случае коррекционный процесс также продолжается в других видах деятельности с детьми. Коррекционная работа по развитию координации движений начинается с крупных движений рук от плеча: рисование в воздухе контуров воображаемых предметов, работа с мелками, рисование на сыром и сухом песке и подобные упражнения. Постепенно движения становятся более мелкими (от локтя, непосредственно сами кисти рук, пальцы) – игра с флажками, теневым театром; обведение трафаретов, нарисованных контуров, различные штрихования, дорисовывания рисунков и многое другое; «письмо» букв с помощью трафаретов, а также их печатание с опорой на ограничители и без них («в коридорчике» и без «коридорчика»).

Этапы формирования графического навыка

1. Учимся правильно сидеть

2. Учимся правильно держать карандаш и бумагу

3. Учимся рисовать прямые линии: вертикальные, горизонтальные,

4. Учимся рисовать наклонные параллельные линии

5. Учимся рисовать круги и овалы

6. Учимся рисовать зигзаги

7. Учимся рисовать линии, полуовалы, овалы определенной величины (вводится ограничительная линейка-строка)

8. Знакомимся с печатными буквами и учимся писать их правильно.

Письмо – это сложный навык. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кистей всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания.

В дошкольном возрасте важно развить механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребёнком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости. Главное для нас не обучение письму, а подготовка к нему.

Особое место здесь занимает штриховка. При выполнении штриховки ставим следующие задачи:

- развитие мелких мышц пальцев и кисти руки;

- развитие глазомера (формирование умения видеть контуры фигур, соблюдать одинаковое расстояние между линиями).

Учим детей штриховать:

- параллельными отрезками, сверху вниз, снизу вверх, слева-направо и справа налево;

- по косым линиям, точками;

- круговыми линиями, полуовалами;

- волнистыми линиями.

Однако, следует отметить, что эти упражнения представляют собой значительную нагрузку на зрение и их продолжительность должна быть не более 5-7 минут.

Следующий вид работы по формированию графических навыков – работа с прописями. При выборе прописей обязательно учитываем величину и цвет клетки, качество печати.

Цель работы с ними:

- научить проводить прямые горизонтальные линии слева направо в направлении письма;

- научить проводить прямые вертикальные линии сверху вниз и наоборот;

- проводить линии в различных направлениях;

- проводить изогнутые линии с поворотом, петлеобразные линии;

- воспитывать умение сосредотачиваться.

Немаловажное значение придаём работе с трафаретами и фигурными линейками. В уголке по развитию мелкой моторики их должно быть большое количество разного вида и формы.

В ходе организованной деятельности, на занятиях, даём детям задания по развитию графических навыков, цель которых:

- закрепить навыки ориентировки на листе бумаги, лабиринтах и так далее;

- развивать глазомер, умение видеть строку, соблюдать заданный интервал между палочками и фигурами, между линиями штриховки при использовании прописей;

- правильно изображать те или иные фигуры, удерживать их в памяти при работе с трафаретами.

В процессе выполнения графических упражнений дети ещё усваивают необходимые  для письма гигиенические правила: как правильно сидеть, как положить руки, кисти рук, как правильно держать ручку, карандаш, тетрадь, одновременно начинать и заканчивать работу.

Разные виды деятельности, при целенаправленном их применении не только способствуют развитию графических навыков детей, но и помогают развитию мелкой моторики, координации движений пальцев рук, мыслительных процессов и овладению навыками учебной деятельности.

Гигиенические правила на занятиях по формированию графических навыков у дошкольников:

1. Посадка - дети должны сидеть прямо, не касаясь грудью стола. Ноги всей ступней стоят на полу или подставке, голова немного наклонена влево (вправо у тех, кто леворукий).

2. Положение карандаша - карандаш держат тремя пальцами: большим, указательным и средним, а безымянный и мизинец подогнуты к ладони. Пальцы от стержня держать на расстоянии 1- 1.5 см.

3. Положение тетради - тетрадь положить так, чтобы начало строки на странице, где идет работа, приходилось на середину груди.

4. Положение рук при письме - руки пишущего должны лежать на столе так, чтобы локоть правой руки немного выступал за край стола, и правая рука свободно двигалась по строке, а левая рука лежала на столе и снизу придерживала рабочий лист.

Соблюдение этих гигиенических правил поможет ребенку в дальнейшем преодолеть трудности технической стороны письма.

Общие рекомендации к организации работы по развитию графических навыков:

1. Хорошая освещенность рабочего места.

2. Контроль за осанкой ребенка.

3. Систематичность 2-З раза в неделю по 7-10 минут.

4. Расстояние от тетради до глаз должно быть не менее 33 см.

5. Перед работой в тетради провести физкультурную паузу, а после занятия упражнения для кистей рук.

6. В каждую физминутку надо включать не более 2-3 упражнений.

Заключение

«Пальчиковые» игры и упражнения не только совершенствуют ловкость и точность движений, но и улучшают внимание, память, помогают научиться терпению, вырабатывают усидчивость. По-настоящему согласовать движения рук невозможно без того, чтобы сосредоточиться зрительно. Научить ручки «послушанию» необходимо, так как наступает пора активного освоения окружающего мира, который состоит из разных предметов. Каждый нужно суметь не просто взять в руки, а взять удобно. Тогда им можно манипулировать.

Итог. При развитии графо-моторных навыков педагог ставит перед собой следующие задачи:

- научить ребенка правильно держать карандаш

- проводить различные линии по образцу

- дорисовывать, закрашивать, копировать, штриховать

- выполнять задания по речевой инструкции

- учить работать, соблюдая правильную осанку.

Успехов Вам в воспитании ваших детей!

Литература

  1. Воробьева Т.А. 85 уроков для обучения письму. – М.: Литера, 2017. – 128с.
  2. Граб Л.М. Развиваем графические навыки. Рабочая тетрадь для детей с ОНР. – М.: Гном, 2012. – 32с.
  3. Крупенчук О.И. Готовим руку к письму: Рисуем по клеточкам. ФГОС ДО – М.: Литера, 2017. – 64 с.
  4. Османова Г. Новые игры с пальчиками для развития мелкой моторики: Картотека пальчиковых игр. – СПб.: КАРО, 2014. – 160 с.
  5. Ткаченко Т.А. Физкультминутки для развития пальцевой моторики у дошкольников с нарушениями речи. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2001. - 32 с.
  6. Шевелев К.: Графические диктанты. Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет. ФГОС ДО. – М.: Ювента, 2016. – 64 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Развитие графомоторных навыков у детей дошкольного возраста»

Консультация для родителей «Развитие графомоторных навыков у детей дошкольного возраста»...

Консультация для родителей Развитие графомоторных навыков у детей дошкольного возраста.

Консультация для родителейРазвитие графомоторных навыков у детей дошкольного возраста....

Консультация учителя-логопеда для родителей и педагогов Развитие графомоторных навыков у детей дошкольного возраста

laquo;Рука – это вышедший наружу мозг человека»И. КантУровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению. Обычно р...

"Развитие графомоторных навыков у детей дошкольного возраста" консультация для молодых педагогов

Развитие ребенка – это долгий, целостный и непрерывный процесс.  Навыки мелкой  моторики и графические  формируются  в контексте общего развития ребенка включая подвижность, ...

Консультация для педагогов ДОУ на тему: «Развитие графомоторных навыков у детей дошкольного возраста».

Часто учителя констатируют: «Интеллект первоклассников развит хорошо. Понимают причинно-следственные связи простых явлений, разбираются в азах грамоты и математики, много знают об окружающем их ...

Консультация для педагогов «Мелкая моторика и развитие графомоторных навыков у детей дошкольного возраста»

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически...

Консультация для педагогов «Развитие графомоторных навыков у детей дошкольного возраста»

  К важному параметру школьной зрелости относиться уровень развития моторики кисти ведущей руки, определяющей скорость и легкость формирования навыка письма....