Куклотерапия как форма психологической коррекции в работе с дошкольниками с нарушениями эмоционально-волевой сферы и поведения
консультация по коррекционной педагогике

Шалимова Валерия Анатольевна

Проблема оказания эффективной коррекционно – реабилитационной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья актуальна, как никогда.  А говоря о коррекции раннего детского аутизма, стоит отметить, что она носит особый, достаточно сложный характер. Еще Л. С. Выготский говорил о том, что творчество является нормой детского развития, и в многочисленных исследованиях доказана эффективность применения творческих заданий для коррекции проявления различных нарушений у детей. Ранний детский аутизм не должен быть исключением.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kukloterapiya.docx22.79 КБ

Предварительный просмотр:

 «Куклотерапия как форма психологической коррекции в работе с дошкольниками с нарушениями эмоционально-волевой сферы и поведения»

Проблема оказания эффективной коррекционно – реабилитационной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья актуальна, как никогда.  А говоря о коррекции раннего детского аутизма, стоит отметить, что она носит особый, достаточно сложный характер. Еще Л. С. Выготский говорил о том, что творчество является нормой детского развития, и в многочисленных исследованиях доказана эффективность применения творческих заданий для коррекции проявления различных нарушений у детей. Ранний детский аутизм не должен быть исключением. У детей с РАС развито воображение и творчество, лицам данной категории просто необходимо для реализации заложенного природой потенциала в такой форме, чтобы воображение помогало ребенку в социальной адаптации. Такой подход возможен в условиях использования куклотерапии как наиболее эффективного метода психокоррекционной работе с детьми с РАС.

Куклотерапия – одно из наиболее распространенных направлений арт-терапии. Она расширяет спектр личностных ролей, дает возможность проработать тему собственной внешности и образа «я», способствует повышению самооценки, уверенности в себе. Это метод коррекции различных состояний при помощи кукол.

Данная методика основана на «подстраивании» педагога к желанию ребенка с аутизмом перевоплощаться в образ героя (куклу). Базируется этот метод на 3 основных понятиях: «игра» - «кукла» - «кукольный театр». Детская игра полна смысла и важна для ребенка, так как через игру становятся доступны те области, где трудно найти слова. Дети могут использовать игрушки для того чтобы сказать, сделать то, что им самим неловко сделать, и выразить чувства, которые могут вызвать неодобрение окружающих.

Надевая на руку куклу, ребёнок «передает» ей с радостью свои лучшие чувства, забывая проблемах и страхах, открывает в себе скрытые резервы. Именно в этом перевоплощении состоит основной принцип куклотерапии, принцип «переноса доминанты».

Рассматривая функции куклотерапии, мы можем выделить следующие: коммуникативную, релаксационную, воспитательную, развивающую и обучающую:

  • коммуникативная - установление эмоционального контакта, объединение детей в коллектив;
  • релаксационная - снятие эмоционального напряжения;
  • воспитательная - психокоррекция личностных особенностей и проявлений в игровых моделях жизненных ситуаций;
  • развивающая - развитие психических процессов (памяти, внимания, восприятия и т. д.), моторики;
  • обучающая – обогащение информацией об окружающем мире.

Цель программы куклотерапии – ликвидация болезненных переживаний, укрепление психического здоровья и улучшение социальной адаптации детей с ограниченными возможностями, за счет гармонизации процесса созревания личности, развития самосознания (самопознания, самооценки, саморегуляции).

В ходе проведения таких занятий решаются следующие коррекционно - воспитательные задачи:

  • развитие познавательной и эмоционально-волевой сферы ребенка;
  • формирование коммуникативных навыков, активизация и развитие речи;
  • обогащение представлений об окружающем мире;
  • развитие двигательной сферы, в том числе мелкой моторики;
  • пропедевтика страхов и отрицание эмоций.

Структура занятий куклотерапии предполагает некоторые последовательные моменты:

  • ритуал приветствия, выполняющий функции установления эмоционально - позитивного настроя на занятие;
  • разминка. Её задача сбросить инертность физического и психического самочувствия, «разогреть» интерес и привлечь внимание ребенка к современному творчеству, настроить детей на активную работу в партнерстве.
  • основная часть. Импровизация на тему какой-либо сказки. После распределения ролей дети в образах своих героев разыгрывают небольшие сценки, что позволяет лучше понять характеры героев и найти более глубокие краски для создания образа;
  • заключительная часть направлена на закрепление приобретенного опыта эмоционального состояния детей;
  • окончание занятия - своеобразное подведение итогов, разбор того, что было усвоено на занятии.

Занятия могут проводиться в различных формах: индивидуальные (15-20 минут) и групповые (30 минут).

Также проводится игровые упражнения, направленные на развитие:

  • мелкой моторики рук, координацию движений (пальчиковая зарядка, отработка приемов кукловождения);
  • звукопроизносительной стороны речи, эмоциональной окраски речи, выразительности;
  • воображения, образного и логического мышления, памяти;
  • сенсорных возможностей (упражнения с различными предметами).

Кроме того, ребёнок учится работать с ширмой, участвует в расстановке мизансцены, осваивает игровое пространство, находит свое «место» в нём.

Важно понимать, что психокоррекционную работу с детьми с использованием куклотерапии необходимо производить совместно с родителями. К работе над изготовлением кукол важно привлекать родителей, что позволяет наладить эмоциональный контакт между ребенком и взрослым и сформировать определенные семейные ценности. Для взрослого это замечательная возможность установить теплые и доверительные отношения с ребенком, здесь также может использоваться воспитательное воздействия с целью контроля за речью дошкольника. Взаимодействуя с куклой, которую ребенок изготовил самостоятельно, ему становится еще легче выразить собственное эмоциональное состояние и мечты.

Выделяют несколько видов кукол:

  1. Комбинированная кукла - состоит из нескольких частей: стакан-служит как подставка или держатель, которая имеет прорезь для палки, на которую крепится голова куклы и одежда. Такой куклой ребёнок сможет показывать кукольный театр, а взамен сцены он может использовать стол или ширму.
  2. Большая кукла (ростом в самого ребенка) – используется детьми в качестве друга, с которым можно поиграть, если ребенок не хочет играть с детьми, или рассказать о своих переживаниях, страхах. Эта кукла пользуется большим спросом у детей, которые имеют расстройство аутистического спектра и им очень тяжело взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, которых они не знают.
  3. Пальчиковые куклы. Наиболее простой вариант пальчиковой куклы – шарики от пинг-понга, на которых нарисованы различные выражения лиц разных персонажей. Такие куклы можно изготавливать из бумажных цилиндров (по размеру пальца). Процесс изготовления куклы очень быстрый, всего несколько минут и может использоваться с целью оперативной диагностики эмоционального состояния, настроения.
  4. Куклы-марионетки. Марионетка – это кукла на ниточках. Голова и суставы крепятся петлями и подвешиваются на ниточках к деревянной основе, которая управляет движениями этой куклы. Это могут быть и куклы-животные или куклы, изображающие людей разного возраста и пола. А простейшая кукла может быть изготовлена из платка, и обвязана вокруг шеи шнуром, за который ребенок ее и водит.
  5. Перчаточные куклы, сделаны из твердой головы и приклеенного к ней костюма. Указательный палец управляет головой, а большой и средний – руками. Перчаточным куклам присуще разнообразие в движениях и жестах. Они могут хохотать, плакать, кричать, обижаться, принимать различные позы, удивляться, «ныть», похихикивать и смотреть «букой». Такие куклы обычно используются для детских кукольных театров, различных инсценировок, изображение сказок.
  6. Плоскостные куклы. Они получили это название, потому что двигаются в одной плоскости. Плоскостная кукла представляет собой модель куклы, вырезанную из плотного картона или тонкой фанеры. Как правило, руки куклы крепятся на шарнирах или на кнопках и являются свободно двигающимися. Такого рода куклы используются для работы с детьми, у которых имеются проблемы в общении, поведении, с нарушением образа «Я». Такая кукла может иметь сменный набор выражений лица, которые соответствуют различным эмоциональным состояниям.
  7. Веревочные куклы. Такие куклы многофункциональны. Они эффективны для решения у детей проблем в общении, повышенной тревожности. Кукла может быть размером в рост ребенка. Она проста в изготовлении: из веревки собирается контур куклы, за петельку голова куклы пристегивается на рубашку ребенка, а палец ребенка продевается в петли, находящиеся на ладошках куклы. Таким образом, ребенок имитирует движение куклы вместе с собственными движениями.
  8. Объемные куклы. Объемные куклы традиционно используются для проигрывания ролевых игр. Это обычные игрушки размером в рост человека.

Игра с куклой — это тот мир реальности, в котором живет ребенок. Куклотерапия позволяет объединить интересы ребенка и задачи воспитателя. Во время таких игр происходит интенсивное развитие речи, качественно и количественно обогащается словарный запас, развивается воображение, творческие способности ребенка, способность управлять собой, удерживать внимание в соответствии с сюжетом, логичность и самостоятельность мышления.

В структуре занятия просматриваются две основные части: одна– диагностическая (личностная, межличностные отношения) и вторая– коррекционно-развивающая (творческая- составление, придумывание сценария сказки, сказочного представления, используя результаты диагностики, изготовление кукол, рисование декораций, подбор музыкального репертуара). На занятиях могут использоваться различные техники, например, техника «Придумай свою сказку». В работе с семьей отлично зарекомендовал себя метод совместной режиссуры.

Занятие включает в себя наблюдение за поведением ребенка во время репетиции, игры, свободного общения, а также в специально смоделированной ситуации (естественный эксперимент) дает объективный материал для клинической, личностной и семейной диагностики. Помогает помочь ребёнку отрегулировать имеющиеся подсознательные аффекты и комплексы, облегчая перенос ребенком своих внутренних переживаний на символический объект (куклу). Обеспечивает автоматизацию усвоенных раннее логопедических и психологических навыков за счет мотивации их многократного повторения условиями актерской работы. Корректирует формы отклоняющегося поведения путем разыгрывания типичных конфликтных ситуаций взятых из жизни самих детей. Спрятавшись за ширму, говоря от имени куклы, закрывшись маской ребенок получает уникальную возможность целительной исповеди, без травматического ущерба для психики. В качестве ведущего выдвигается мотив обретения на занятиях актерских навыков. Гармонизирует эмоциональную и нравственную сферы ребенка, актуализирует зоны ближайшего развития личности. Также способствует творческой самореализации и обогащению социальными навыками. Участие в работе кукольного театра компенсирует неудовлетворенность в других жизненных сферах. Кроме того, совершенствует предпосылки интеллекта и осуществляет косвенное внушение правильного поведения, автоматизацию усвоенных поведенческих навыков.

Существуют правила проведения занятий, главным условием эффективности которых является выработка желания добровольного участия в них детей и взрослых.  Чтобы занятия не были утомительны для детей, их структура в любой момент может меняться. Первые занятия посвящены личностной и семейной диагностике. Во время диагностики выясняется, как дети понимают определенные нравственные понятия: добро-зло, трудолюбие-леность и т.д. Им предлагается взять любую куклу персонаж и наделить ее теми качествами, которые детям были менее понятны или наоборот хорошо понятны. Обыгрывая куклу, у детей возникают разные элементы сюжетов будущего спектакля. Несколько занятий уходит на сочинение и написание сценария спектакля, подбор героев.

Детям с РАС дается полная свобода для сочинительства, выбора героя, которого они хотели бы сыграть, заранее обговаривается вся подготовка к спектаклю: рисование декораций, пошив кукол.

Кульминацией работы всегда является премьера спектакля с приглашением родителей, гостей, где сама ситуация вынуждает ребенка превозмочь эмоциональный барьер (участие в спектакле, выход на поклон, представление артистов перед зрителями), проявить эмпатию (вместе порадоваться своему успеху).

В любой сочиненной детьми сказке-спектакле, герой, преодолевая трудности и препятствия, все-таки достигает цели и побеждает. Победа – это преодоление себя, демонстрация решенной индивидуальной проблемы, способность оказать поддержку другому, удовлетворить свою потребность в оказании помощи другому, становясь от этого сильным и смелым, более уверенным в себе – этот факт помощи имеет важное терапевтическое значение, приводящее к росту самоуважения, веры в свои силы и формирование более позитивного отношения к себе.

Дошкольный возраст характеризуется тем, что именно в этот период у ребенка появляются основы личностной позиции, саморегуляция, активно продолжают развиваться речь и воображение, увеличивается словарный запас. Именно поэтому перед педагогами стоит важная задача – создать все условия, для того, чтобы переход в следующий возрастной этап прошел благоприятно. Одним из способов помочь детям с РАС пройти этот этап наиболее комфортно является игра, непосредственно сами игрушки и куклы, с которыми ребенок взаимодействует.

Таким образом, куклотерапия позволяет сформировать навыки общения и эффективного взаимодействия, выразительность речи, навыки правильного звукопроизношения, а также развить все психические процессы в целом.

Используемая литература:

  1. Айрес Э.Д. Ребёнок и сенсорная интеграция. Понимание скрытых проблем развития. – М.: Теревинф, 2009.
  2. Гребенщикова Л.Г. Основы куклотерапии: галерея кукол. – СПб.: Речь, 2007 – 3 с.
  3. Дети и подростки с аутизмом / О.С. Никольская, Е.Р. Баенская, М.М. Либлинг, Р.К. Ульянова, Т.И. Морозова. - М.: Теревинф, - 2005. - 224 с.
  4. Никольская, О.С. Проблемы обучения аутичных детей / О.С. Никольская // Дефектология. - 1995. - №2.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологическая коррекция нарушений эмоционально-волевой сферы у детей с задержкой психического развития

У детей с ЗПР незрелость эмоционально-волевой сферы является одним из факторов, тормозящим развитие познавательной деятельности из-за несформированности мотивационной сферы и низкого уровня контроля. ...

Методы психологической коррекции в работе с дошкольниками

Основной метод психологической коррекции в соответствии с ее главной целью в пространстве дошкольного детства может быть определен как развивающее взаимодействие взрослого и ребенка. Оценить эффективн...

Методы и приёмы работы с детьми с нарушением эмоционально-волевой сферы

В данном материале описывается методы и приемы работы с детьми-аутистами...

Пластиллинотерапия как метод коррекции нарушений эмоционально-волевой сферы у младших дошкольников

Рассматривая методы работы с детьми,  арт-терапия является одним из самых действенных способов. Арт-терапия - это специализированная форма психотерапии, основанная на искусстве, в перву...

Рекомендации педагога-психолога по работе с детьми, имеющие нарушения эмоционально-волевой сфердыт

Рекомендации педагогам по работе с детьми, имеющие нарушения эмоционально-волевой сферы...

«Совместное рисование, как прием индивидуальной работы с дошкольниками, имеющими нарушения эмоциональной волевой сферы».,

Взаимодействие с детьми, имеющими расстройство аутистического спектра, всегда требует особого подхода. Предлагаю свой опыт работы по совместному рисованию. наши индивидуальные занятия  занятия пр...

Использование сказкотерапии в работе с детьми с нарушением эмоционально-волевой сферы

Цель:представление использования метода сказкотерапии                     в воспитательно-образовате...