Развитие мелкой моторики у дошкольников. Советы учителя-дефектолога.
консультация по коррекционной педагогике (младшая группа)

Жеглова Елена Анатольевна

В раннем дошкольном возрасте выполнение простых упражнений, где задействована кисть - является залогом полноценного развития ребенка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

эмблема 2.jpg      Страничка учителя-дефектолога

                                   (тифлопедагога)            

Развитие мелкой моторики у дошкольников

В раннем дошкольном возрасте выполнение простых упражнений, где задействована кисть - является залогом полноценного развития ребенка. Вследствие недостаточного развития моторики руки ребенок просто не готов к овладению письмом и имеет проблемы в речевом развитии. Любые действия – вырезание ножницами, рисование, конструирование, выжигание, участие в домашних делах – краткий перечень тех упражнений, который легко организовать в любой семье. Дело в том, что эти движения рук развивают мозг ребенка, стимулируют его отделы. Исследования ученых показали, что уровень речевого развития напрямую зависит от  уровня сформированности тонких движений рук. Поэтому развитие гибкости и тонкости движений кисти и пальцев, их чувствительность, мощный стимул для развития у ребенка внимания, восприятия, речи, мышления. К сожалению, о последствиях недостаточно развитой моторики родители начинают задумываться только при поступлении в школу или уже во время обучения. Это оборачивается повышением нагрузки на ребенка, во время урока, когда нужно усваивать новую информацию, ребенку приходится еще и учиться управлять своими действиями. Дети неправильно держат ручку, нажим неравномерен, петельки оказываются неровными, расстояние между буквами не выдерживаются, ребенку тяжело даже перелистывать страницы учебника. Недостатки моторики проявляются и в отсутствии навыков самообслуживания: ребенку тяжело надевать и снимать одежду, завязывать шнурки, застегивать пуговицы, пользоваться столовыми приборами, играть на компьютере.

     Исследования ведущих ученых-тифлопедагогов Института коррекционной педагогики РАО Л.Солнцевой, Л.Плаксиной, В.Денискиной, Е.Подколзиной показали, что снижение или слабость зрительных функций в период дошкольного детства может привести к тому, что зрение в жизнедеятельности ребенка не будет качественно выполнять свою роль: ориентировочную, познавательную, контролирующую.

     Как показывает практика работы с детьми, имеющими те или иные нарушения зрения, они испытывают серьезные трудности в процессе различных видов деятельности (познавательной, практической, игровой, учебной).

     Вследствие малой двигательной активности мышцы рук детей с нарушением зрения оказываются вялыми или слишком напряженными. Движения рук замедленны, часто не согласованы.

    Расстройства зрительных функций (снижение остроты зрения,  нарушение глазодвигательных функций,  нарушение фиксации, монокулярный характер зрения и др.) сдерживают развитие мелкой моторики рук и тактильной чувствительности детей с косоглазием и амблиопией и отрицательно сказываются на формировании предметно-практической деятельности.

Достичь высоких результатов в развитии мелкой моторики у детей с нарушением зрения возможно только в процессе систематической, целенаправленной работы и при условии, что деятельность каждого ребенка должна быть успешной, только тогда сохраняется устойчивый интерес к играм и упражнениям.

Занятия на развитие кисти должны проводиться систематически, тогда они дадут положительный результат.

Подготовительную работу следует начинать уже в 2-3 года. На начальном этапе, упражнения далеки от письменных, но приближают ребенка к успеху. Лепите, собирайте мозаику, паззлы – это все очень нравится детям, а когда ребенок заинтересован, то и результат не заставит себя ждать.

В своей работе я применяю следующие виды работы:
Массаж кистей рук, самомассаж:
Массаж кистей рук, самомассаж (с использование шарика Су-Джок):
Одеваем и прокатываем колечко по каждому пальчику, увеличиваем нажим на последнюю фалангу пальца. Повторить действие 2-3 раза по каждому пальцу. Выполнить аналогичное действие левой рукой. Покалываем шариком внутреннюю поверхность пальцев.
Массаж рук массажным мячом:
Покатать мячик между ладонями продольными движениями. Покатать мячик между ладонями круговыми движениями.
Покатать по столу мячик сначала правой, затем левой рукой.
Накрыть мяч правой рукой, сжать и разжать его. Выполнить аналогичное действие левой рукой.
Массаж карандашами:
Пианино. Нажимание на карандаш поочерёдно кончиками пальцев. Прижимать карандаш, который лежит на столе, кончиком каждого пальца.
Прятки. Сжимание карандаша в кулачке. «Возьми короткий карандаш и спрячь его в кулачке. А теперь в другой руке».
Прокати по столу. «Возьми карандаш, клади его на стол и раскрытой ладошкой катай по столу». Сначала одной рукой, затем второй, затем двумя руками.

Пальчиковые игры:
«Сорока-ворона», «Коза», «Замок», «Домик», «Рыбка», «Пианино», «Веселая семейка»; со старшими детьми -  упражнения типа – кулачок – ребро – ладошка.

Упражнения с предметами:
Упражнения проводятся с применением шнуровок, бусинок, геометрических фигур. Также применяются персонажи пальчикового кукольного театра, используется природный материал: зернышки, камушки, шишки, орехи.
Для игры использую пальчиковый бассейн с различными наполнителями – гречка, фасоль, горох. Учим ребёнка найти в нём спрятанные игрушки. Пересыпать крупу из одной ёмкости в другую, сжимать в кулачке, сыпать на тарелочку («покормим курочку»).

Упражнения, направленные на развитие тактильных ощущений:
Это ощущения, которые ребенок получает через кожу: горячее-холодное, сухое-мокрое, колючее-гладкое, мягкое-твердое. В своей работе я применяю дощечки на которых прикреплены материалы различные на ощупь (мех, ворс, шёлк, крупный и мелкий песок и др.)

Применение ручной терапии:
Игры с песком: «Чьи ладошки», «Чьи следы», «Что спрятано в песке?», «Нарисуем солнце», «Хаос», «Построим дом».
Игры с водой: переливание из одной ёмкости в другую, вылавливание из «бассейна» мелких или крупных игрушек, запускать водяную мельницу.

Использование упражнений приносит высокий положительный эффект в развитии мелкой моторики у детей с ОВЗ. Развивая мелкую моторику, мы влияем на развитие речи, готовим руку к письму, развиваем высшие психические функции (память, мышление, внимание, восприятие), активизируем познавательную активность. В процессе занятий ребёнок эмоционально обогащается, учится конструктивно взаимодействовать с окружающими детьми и взрослыми, учиться доверять миру.

Не надо вкладывать в неокрепшую руку ребенка ручку и мучиться над работой в прописях – первые неуспехи вызовут раздражение и разочарование. Коррекция улучшения  при систематических занятиях происходит достаточно быстро.

После четырех лет количество точно направленных действий растет, и ребенок сможет выполнять задания, требующие большой аккуратности и согласованности движений.

Если Вы заметили, что у Вашего ребенка есть трудности с развитием кисти и пальцев воспользуйтесь приведенными ниже упражнениями:

* Изготовление поделок из природного материала – желудей, шишек, каштанов, листьев.

* Застегивание и расстегивание пуговиц, молний, кнопок, крючков.

* Развязывание и завязывание лент, шнурков, узелков.

* Раскручивание и закручивание крышек на пузырьках, банках, бутылках.

* Всасывание пипеткой воды.

* Игры с крупами – перекладывание, сортировка.

* Шнуровки.

* Нанизывание бусин или макаронных изделий на нитку.

* Собирание матрешки, пирамидки, конструктора.

* Сжимание и разжимание резиновых игрушек.

* Вешание прищепок на веревку.

* Игры с мелкими игрушками, такими как мячик-попрыгун, киндер- сюрпризы.

* Занятия «оригами».

* Рисование по точкам, мелом на асфальте, раскрашивание.

* Игры с мячом.

* Перематывание ниток с одной катушки на другую.

* Обводки по трафарету.

* Пришивание пуговиц.

* Игры с монетками, карточками.

Тренировка тонких движений пальцев рук не только окажет стимулирующее воздействие на общее развитие ребенка, но и будет способствовать исправлению речи.

Какое бы Вы не выбрали занятие, важно, чтобы у ребенка осталось впечатление, что оно легкое, тогда он с удовольствием будет выполнять его в следующий раз.

Учитель-дефектолог (тифлопедагог)

Жеглова Елена Анатольевна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мелкой моторики у дошкольников при подготовке руки дошкольника к письму

При поступлении ребенка в школу, навряду с общей физической развитостью, к детям дошкольного возраста предъявляется еще одно  особенное требование: желательно, чтобы у них хорошо была развита мел...

статья Развитие мелкой моторики рук дошкольников как средства развития речи

статья Развитие мелкой моторики рук дошкольников как средства развития речи...

Развитие мелкой моторики у детей. Советы для родителей

Советы  родителей по развитию мелкой моторики рук ....

Советы родителям по развитию мелкой моторики рук дошкольников

подборка упражнений и игр для развития мелкой моторики рук дошкольников...

Консультация для родителей дошкольников на тему: «Развитие мелкой моторики у дошкольников через нетрадиционную технику рисования»

Консультация для родителей дошкольников на тему:«Развитие мелкой моторики у дошкольников через нетрадиционную технику рисования»...

Развитие мелкой моторики в быту (советы для родителей)

Вот упражнения, в которых ребёнок может тренировать мелкую моторику, помогая родителям и чувствуя себя нужным и почти взрослым:1. Снимать шкурку с овощей, сваренных в мундире. Очищать крут...

Советы для родителей.Су-Джок терапия и развитие мелкой моторики у дошкольников.

Су-Джок терапия и развитие мелкой моторики у дошкольников....