Методические рекомендации по использованию канбан-доски в совместной работе учителя-логопеда с детьми с ТНР и ЗПР при проведении индивидуальных занятий
учебно-методическое пособие по логопедии (средняя, старшая, подготовительная группа)
Методические рекомендации по использованию одного из методов бережливых технологий на индивидуальных логопедических занятиях
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 21.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации по использованию
канбан-доски в совместной работе учителя-логопеда
с детьми с ТНР и ЗПР при проведении индивидуальных занятий
Автор-составитель: учитель-логопед Теренко Н.А.
Канбан – это инструмент визуализации процессов (в переводе с японского языка «кан»-видимый, визуальный, «бан»-доска), или – доска задач. Это один из методов бережливых технологий, которые всё чаще стали использовать в образовательной сфере, и его можно эффективно применять в коррекционно-образовательной работе. Канбан (доска задач) поможет визуально планировать вместе с ребёнком любой вид деятельности и следить за его выполнением, продвижением, а в конце увидеть итог совместной работы на индивидуальном логопедическом занятии.
Образовательная область: речевое развитие.
Канбан-доска предназначена для детей дошкольного возраста (4-7лет) с ТНР и ЗПР при проведении индивидуальных логопедических занятий. Канбан-доска может быть использована воспитателями и родителями в совместной деятельности с ребёнком по заданиям учителя-логопеда.
Цель: оптимизировать и совершенствовать коррекционно-образовательный процесс на индивидуальных логопедических занятиях через визуализацию совместной деятельности.
Оборудование: Магнитная доска формата А4, разделённая на три колонки: «Надо сделать», «Делаю», «Сделано». Заламинированные карточки на магнитах с картинками, которые обозначают задачи или этапы для индивидуального логопедического занятия
Рекомендации по использованию канбан-доски:
В использовании доски канбан необходимо выполнять два правила:
1.Нужно визуализировать всю текущую деятельность по теме занятия. Это помогает видеть, что сделано и что ещё необходимо выполнить, и если нужно, изменить нагрузку на доске.
2.Задачи не должны повторяться и их не должно быть много.
В начале занятия учитель-логопед вместе с ребёнком размещают карточки, визуализирующие предстоящую совместную деятельность, в колонке «Надо сделать», последовательно проговаривая основные этапы занятия.
Затем, необходимо объяснить ребёнку, что как только он приступает к выполнению определённого задания, карточку с обозначением этого задания нужно переместить во вторую колонку «Делаю». А когда задание выполнено, то передвинуть карточку в третью колонку «Сделано» и приступить к новой деятельности, задаче. То есть, по мере выполнения задачи, карточки переносятся из одной колонки в другую, главная цель ребёнка — все карточки из первой колонки за занятие переместить в третью. В итоге невыполненных задач не будет.
Использование метода канбан на индивидуальных логопедических занятиях позволяет реализовать следующие задачи:
- Визуальная форма подачи информации привлекает детское внимание и превращает сложные процессы обучения в игру, что способствует снижению тревожности у детей.
- Уменьшает вероятность возникновения нежелательного поведения у ребёнка.
- Способствует развитию памяти, внимания и мышления.
- Учит ребёнка планированию, благодаря использованию карточек, визуализирующих деятельность на занятии.
- Воспитывает у ребёнка самостоятельность, и привычку доводить начатое дело до конца. Пока не выполнена одна из задач на доске, не получится перейти к следующей
- Формирует у ребенка навыки контроля и самоконтроля. На доске ребенок отчётливо видит план занятия и понимает, сколько ещё надо выполнить заданий до его окончания
- Позволяет контролировать нагрузку. Когда задачи размещены на доске, удобно следить за их количеством и временем, требующимся на выполнение каждой задачи.
- Учит ребенка ставить перед собой цель и находить пути её решения.
- Добавляет мотивации. Ребёнку нравится, когда у него всё получается. Колонка «Сделано» позволит самостоятельно оценивать свои успехи.
- Визуализация помогает увидеть итог совместной деятельности и провести рефлексию.
Таким образом, применение метода бережливого производства канбан в совместной работе учителя-логопеда с детьми с ТНР и ЗПР при проведении индивидуальных занятий позволяет повысить эффективность коррекционно-образовательной работы.
Используемая литература и интернет-ресурсы:
1.Лазина Е., Рыськина В. «Коммуникация–это не только слова». Методическое пособие по дополнительной коммуникации для родителей и педагогов Коммуникация с помощью картинок. Пособие издано при поддержки Филиала благотворительной компании «Эвричайлд» (Великобритания) в РФ, 2012г.
2. Лаборатория Интернет маркетинга. Что такое kanban + 9 сервисов канбан досок. [Электронный ресурс] Канбан доски, 9 онлайн-инструментов со сравнением (gruzdevv.ru)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по использованию игровой оздоровительной гимнастики после дневного сна с детьми дошкольного возраста
Одной из форм сохранения здоровья дошкольника является игровая оздоровительная гимнастика после дневного сна. Предлагаем вашему вниманию комплексы игровой оздоровительной гимнастики для детей вс...

Методические рекомендации "Эффективное использование в образовательной деятельности форм и методов работы по развитию речи с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям"
Новые стандарты российского образования предъявляют высокие требования к уровню развития творческой личности ребенка, что является в современных условиях актуальной проблемой, требующей поиска различн...
Методические рекомендации по использованию дидактического пособия «Умные книги» в работе с детьми дошкольного возраста
Методические рекомендациипо использованию дидактического пособия «Умные книги»в работе с детьми дошкольного возраста...

Проект «Новый год у ворот» (использование Канбан-доски)
Участники проекта: дети и родители старшей группы ДОУ, воспитатели,Цель: Создание условий для проявления познавательной и творческой активности детей старшего дошкольного возраста накануне н...

Методические рекомендации по использованию дидактических игр с мячом в работе с детьми по коррекции речи
Описание работы. В работе раскрывается значение использованиядидактических игр с мячом в развитии лексико-грамматического строя речиу детей с речевыми нарушениями. Включение данных игр в коррекционные...

Статья: "Методические рекомендации по использованию арт-терапевтических технологий в коррекционной работе с детьми с ОВЗ"
Дети с тяжелыми нарушениями речи — это особая категория детей с проблемами в развитии, имеющих следующие особенности:невротическая симптоматика;есть сопутствующие диагнозы;по...

«Методические рекомендации по использованию нейропсихологических игр и упражнений в работе с детьми старшего дошкольного возраста при подготовке к обучению в школе»
Методическая разработка по использованию нейроигр и нейроупражнений...
