Методические рекомендации по использованию дидактических игр с мячом в работе с детьми по коррекции речи
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая группа)

Добина Елена Юрьевна

Описание работы. В работе раскрывается значение использования

дидактических игр с мячом в развитии лексико-грамматического строя речи

у детей с речевыми нарушениями. Включение данных игр в коррекционные

занятия, где речь сочетается с движениями, помогает детям эмоционально и

непринужденно усваивать речевой материал.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_s_myachom.docx18.93 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации по использованию дидактических игр с

мячом в работе с детьми по коррекции речи.

Жизнь в XXI веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых

одной из актуальных на сегодняшний день является речевое воспитание

детей, в частности развитие грамматического строя речи. В жизни

большинства людей процессы общения – коммуникации занимают до 70 %

времени. Умение говорить, слушать, писать и считать – важнейшие

способности, обеспечивающие совместную деятельность людей и

позволяющие накапливать, передавать громадный запас знаний.

В своей повседневной работе, мы занимаемся развитием у детей всех

основных аспектов устной речи: звукопроизношения, словарного запаса,

грамматического строя речи, связной речи. Так обследование речи детей

последних трёх лет выявило недостаточное количество обобщающих слов,

прилагательных, наречий, глаголов, недостаточную развитость

грамматического строя речи.

Поэтому мы считаем, что проблема развития речи детей это не

компания одного дня деятельности и одного человека, а целенаправленная,

систематически спланированная работа всего коллектива образовательного

учреждения на длительный период.

Основная деятельность детей дошкольного возраста – игра. Поэтому

речь дошкольника обогащается преимущественно в процессе игры, в

основном через дидактические игры.

Дидактические игры по развитию речи не случайно заняли первое

место среди методов обучения и воспитания детей, развития их

самостоятельной игровой деятельности, в процессе таких игр дети учатся

решать познавательные задачи в начале под руководством педагогов, а затем

и в самостоятельной игре. Эти игры способствуют обогащению речи ребёнка

существительными, глаголами, прилагательными, обобщающими словами,

уточнению уже имеющихся у них слов, привитию ребёнку простейших

навыков образования новых слов. Используя разнообразные дидактические

игры по развитию речи, мы увидели, что наиболее результативными

являются дидактические игры с мячом.

Предложенная мною система работы «Использование дидактических

игр с мячом в работе с детьми по коррекции речи.» - это попытка показать на

практике эффективность дидактических игр с мячом в работе с детьми по

обобщению и расширению словарного запаса и развитию грамматического

строя речи.

Цель: Развивать лексико-грамматический строй речи в процессе

использования дидактических игр с мячом со старшими дошкольниками,

имеющими нарушения речи.

Основная идея:

- вызвать эмоциональный отклик и желание у детей участвовать в

дидактических играх с мячом, учить активно, выполнять задания вместе с

педагогом;

- формировать у детей эмоционально насыщенную речь,

активизировать словарь, вызывать желание совершенствовать свою речь;

- развивать координаторные способности, двигательную активность и

межанализаторное взаимодействие.

-развивать любознательность как основу познавательной активности у

дошкольников;

-формировать правильное и осмысленное употребление слов в речи.

Новизной является:

1. Дидактические игры с мячом являются уникальной формой

развития грамматического строя речи, так как работа проводится в

игровой форме, где речь сочетается с движениями, игры

проводятся эмоционально, живо и непринуждённо. А для детей

старшего дошкольного возраста характерно эмоциональное

образное восприятие окружающего мира.

2. При проведении дидактических игр с мячом развитие новых

способностей происходит значительно успешнее, чем на учебных

занятиях, ребёнок, увлечённый игрой, как бы не замечает, что он

учится, хотя при этом постоянно сталкивается с затруднениями,

которые требуют перестройки его представлений и способов

действий.

3. В дидактических играх с мячом совершенно другая организация

детей: они не сидят на стульчиках как обычно, а встают в кружок, в

линейку, имеют возможность постоять, подвигаться, попрыгать.

Данная особенность игр позволяет снимать «учебную усталость»,

которая проявляется у большинства дошкольников на обычных

занятиях, помогает поддерживать внимание, что, в конечном счёте,

ведёт к более глубокому и прочному пониманию изученного

материала. Следовательно, игры с мячом позволяют сменить

пассивную позицию ребёнка на сознательно активную,

стимулирует рост познавательной активности, что даёт им

возможность получить и усвоить большее количество информации.

4. Дидактические игры с мячом совершенствуют моторику рук

детей, укрепляют мышцы пальцев и кистей, тонкие мелкие

движения становятся более точными, быстрыми, ловкими. Если в

других дидактических играх развиваются в основном три ведущих

пальца, то в играх с мячом задействованы все пять пальцев обеих

рук.

Практическая значимость:

- Дидактические игры с мячом способствуют развитию умственной

деятельности: мыслительных процессов и операций, познавательной

активности и самостоятельности, культуры речи.

- Развивая мелкую моторику кисти в играх с мячом, тем самым

готовим руку ребёнка к письму, рисованию, самообслуживанию.

Одновременно с этим стимулируем речевую активность, так как на пальцах и

ладонях есть « активные точки», которые передают импульсы в речевые

центры.

- Возможность использовать дидактические игры с мячом не только на

логопедических занятиях, но и в других видах деятельности детей (на

музыкальных, физкультурных и других занятиях, на прогулке, в свободной

деятельности) позволяет намного быстрее и прочнее усвоить изученный

материал.

Результатами реализации данной системы работы является :

- Дети успешно и легко усваивают более сложный программный

материал без переутомления и увеличения учебного времени.

- Повысился процент усвоения речевого материала.

- Каждый ребёнок стал активным участником занятия, а не пассивным

слушателем, поскольку получает эмоционально – положительный опыт,

необходимую помощь, оценку, одобрение и высокую двигательную

активность.

- Происходит оптимизация процесса развития речи и в целом

гармонизация развития ребёнка.

Литература.

1. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М., 1986.

2. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. М.,1985.

3. Тумакова Т.А. Ознакомление дошкольника со звучащим словом. М.,1991.

4. Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. М.,1983.

5. Четверушина Н.С. Слоговая структура слова: система коррекционных

упражнений для детей 5-7 лет. М., 2001.

6. Воробьёва Т.А., Крупенчук О.И. Мяч и речь. СПб.: КАРО, 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации Тема: «Использование дидактической игры, как средство для экологического воспитания дошкольников и младших школьников».

Методические рекомендацииТема: «Использование дидактической игры, как средство для экологического воспитания дошкольников и младших школьников»....

«Использование разнообразных форм и методов в работе с детьми по развитию речи» методическое объединение.

laquo;Использованиеразнообразных форм и методовв работе с детьми по развитию речи»методическое объединение.  Хорошая речь – яркий показатель всестороннего развития реб...

Методические рекомендации по использованию дидактического пособия «Умные книги» в работе с детьми дошкольного возраста

Методические рекомендациипо использованию дидактического пособия «Умные книги»в работе с детьми дошкольного возраста...

Методические рекомендации по использованию дидактического синквейна в словарной работе педагога.

Методические рекомендации по использованию дидактического синквейна в словарной работе педагога....

Методические рекомендации по использованию дидактических игр в работе с детьми с ОВЗ.

Методические рекомендации по использованию дидактических игр в работе с детьми с ОВЗ....

Методическая разработка "Использование дидактических игр с перфокартами в работе с детьми по формированию представлений о профессиях взрослых"

Методическая разработка "Использование дидактических игр с перфокартами в работе с детьми дошкольного возраста по формированию представлений о профессиях взрослых". Сформулированы цели и зад...