Статья "ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОЙ БАЗЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОВЗ ПОСРЕДСТВОМ СОВРЕМЕННЫХ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ"
статья по коррекционной педагогике (старшая группа)

Агеева Наталья Борисовна

Работа по развитию психофизиологической базы речи у детей дошкольного возраста с нарушениями речевого развития строится с учетом особенностей формирования психических процессов, физических возможностей, познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы ребенка. Для этого в старшей группе компенсирующей направленности  мы используем различные виды современных здоровьесберегающих технологий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ageevan.b._dyakova_i.n.docx20.63 КБ

Предварительный просмотр:

Н.Б. Агеева

учитель-логопед,

И.Н. Дьякова

воспитатель

МБДОУ «Детский сад «Лукоморье»

структурное подразделение «Солнышко»

ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОЙ БАЗЫ РЕЧИ

У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОВЗ ПОСРЕДСТВОМ СОВРЕМЕННЫХ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ

Многие исследователи (К.С. Лебединская, В.В. Лебединский, И.Ф. Марковская, Е. М. Мастюкова, А. В. Семенович) указывают на тесную связь между психическим и двигательным развитием ребенка. Важнейшим условием психического развития ребенка является развитие двигательной сферы.

Под психофизиологической базой речи принято понимать сформированность артикуляционных движений, движений пальцев, кистей рук, общих движений, ориентировки в пространстве, чувства равновесия, координации движений тела в пространстве.

Работа по развитию психофизиологической базы речи у детей дошкольного возраста с нарушениями речевого развития строится с учетом особенностей формирования психических процессов, физических возможностей, познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы ребенка.

Наши наблюдения в рамках диагностики, проводимой в начале учебного года, показали, что двигательная сфера детей с
нарушениями  речевого развития часто характеризуется качественным своеобразием:

нарушением регуляции произвольных движений, объем выполнения движений по показу и по инструкции сильно ограничен;

несформированностью техники выполнения движений;

недостаточностью двигательных качеств;

несформированностью координации тела в пространстве, задержка формирования схемы тела.

Указанные выше нарушения в развитии приводят в дальнейшем к дезадаптации ребенка в период школьного обучения. к затруднениям в формировании навыков чтения и письма, что сказывается на качестве школьного обучения, сопровождается снижением работоспособности и темпа всех видов учебной деятельности вследствие высокой утомляемости и истощаемости.

 Следовательно, важнейшей задачей коррекционной работы с детьми дошкольного возраста с отклонениями в речевом развитии является коррекция нарушений в двигательной и познавательной сферах, а затем максимально возможная адаптация их в окружающем мире.

Для детей с речевыми нарушениями особенно важным является совершенствование моторики, т.к. развитие двигательной сферы является непременным условием психического развития.

В дополнение к общепринятым артикуляционным и пальчиковым упражнениям мы предлагаем нетрадиционные упражнения, которые носят игровой характер и вызывают положительные эмоции у детей, повышают мотивацию к коррекционным занятиям.

Регулярное выполнение предложенных упражнений, как в комплексе, так и в виде отдельных мини-пауз, включенных в занятие логопеда, воспитателей, домашнюю работу с родителями, способствует увеличению объема артикуляторных движений, их точности, развитию координации движений. Выполняются упражнения сначала со зрительным контролем по подражанию, затем без зрительной опоры, что способствует развитию самоконтроля и выработке кинестезий.

Упражнения с шариком на веревке.

I блок. Веревка натянута горизонтально на больших пальцах обеих рук. Шарик расположен в 1-2 см от губ. Голова и нижняя челюсть неподвижна (включает 7 упражнений на движения шарика языком вправо, влево, с закручиванием шарика нижней поверхностью языка).

II блок. Веревка натянута вертикально. Голова и нижняя челюсть неподвижны (включает 3 упражнения на движение шарика вверх, закручивание, подбрасывание).

III блок. Веревка висит свободно вертикально (включает 7 упражнений, цель которых - поймать шарик в “чашечку”, губами, оттолкнуть шарик кончиком языка и губами).

Упражнения с логопедическим тренажером (логобусиной) подразделяются на динамические (включают движения бусины по булавке влево, вправо, вверх, вниз) и статические (удерживание бусины кончиком языка в положении «чашечка»).

Упражнения для губ, языка и челюстей с деревянным шпателем включают попеременное удерживание шпателя зубами, губами, языком слева и справа, вверху и внизу, закрепление положения языка «лопатка».

Для работы с дошкольниками с речевыми нарушениями мы стали применять нейробику, отметив для себя ее как инновационную здоровьесберегающую технологию развития психофизиологической базы речи.

Основателем нейробики считается нейробиолог Лоуренс Катц. Кратко её можно назвать зарядкой для мозга, которая укрепляет состояние нервной системы, синхронизирует работу обоих полушарий головного мозга Нейробика призвана активизировать все пять чувств, чтобы улучшить концентрацию внимания, стимулировать развитие умственных способностей и стремление узнавать новое, что в целом благоприятно влияет на общее развитие и здоровье детей.

Нейробика помогает организовать гимнастику для ума таким образом, чтобы максимально задействовать когнитивные способности ребёнка, что, в свою очередь, способствует более полному усвоению знаний.

Упражнения данной технологии педагоги могут активно использовать в организованной образовательной деятельности, во время прогулок, самостоятельной деятельности детей и т. д.

При введении нейробики в детском саду необходимо соблюдать некоторые простые правила:

1. Игры и упражнения должны быть интересными и не утомительными, не дольше 5-7 минут. Это позволит сохранить активность и заинтересованность.

2. Оптимальный период для начала работы – с 4 лет. В этом возрасте у ребёнка активно формируются межполушарное взаимодействие.

3. Педагогу важно отслеживать прогресс и по мере необходимости усложнять упражнения, увеличивать темп. Но при этом необходимо сохранять качество выполнения, не перегружая ребёнка.

4. Для достижения эффекта нужно комбинировать различные виды упражнений в одном занятии. Однако не стоит вводить за один раз больше 6 видов заданий, чтобы не утомить детей.

Упражнения можно включать как в занятие со всеми детьми, так и как индивидуальную работу. Игровые нейропсихологические задания нужно начинать от простому к сложному. Для начала можно предложить ребёнку попробовать делать привычные действия не правой рукой, а левой; произносить простые слова без звука, а ребёнок доложен отгадать сказанное, чаще менять положение вещей на столе, добираться до места назначения новыми неизведанными маршрутами, используя план-схему.

Дети, которые регулярно выполняют нейробические упражнения, становятся более ловкими и выносливыми, лучше владеют руками и органами плечевого пояса, умеют делать асимметричные упражнения.

Также одним из положительных моментов можно назвать повышение стрессоустойчивости и коммуникабельности. Нейробика помогает избежать появления дислексии, при которой появляются затруднение в чтении и письме. А так как наши дети имеют нарушения речи, это очень актуально в нашей образовательной работе.

В процессе выполнений упражнений развивается сила рук, их ловкость, переключаемость с одного вида движений на другой, так же внимание, глазомер, зрительная память, усидчивость, аккуратность, фантазия, образное мышление.

Используя игры, упражнения данной технологии у детей улучшилась познавательная сфера и саморегуляция, повысилась концентрация внимания, улучшилась память.

Таким образом, современные здоровьесберегающие технологии развития психофизиологической базы речи   способствуют развитию и коррекции двигательной и сенсомоторной сфер детей дошкольного возраста с нарушениями речи, подготавливая артикуляционный аппарат к  постановке звуков и повышая интерес малышей к коррекционным занятиям.



Список использованных источников:

  1. Коноваленко С.В. Развитие психофизиологической базы речи у детей дошкольного возраста с нарушениями развития // С.В. Коноваленко, М.И. Кременецкая. – СПб.: Детство-пресс, 2017. – 128 с.
  2. Милнер П. Физиологическая психология. М: Высшая школа, 1973 г. - 509 с.
  3. Смирнов В.М., Будылина С.М. Физиология сенсорных систем и высшая нервная деятельность. - 2-е изд. М: «Академия», 2004 г. - 304 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие связной речи детей дошкольного возраста через диалог посредством игры.

Исходя из своей работы, я пришла к выводу: у детей дошкольного возраста возникают затруднения в игре, потому что нарушена основная коммуникативная функция речи - быть средством общения. Появилась проб...

Развитие речи детей дошкольного возраста с ОНР посредством ознакомления с русским народным фольклором.

Развитие речи детей дошкольного возраста с ОНР посредством ознакомления с русским народным фольклором. Из личного опыта работы....

Обобщённый опыт работы педагога "Формирование основ безопасной жизнедеятельности детей дошкольного возраста на дорогах посредством внедрения инновационных технологий в процессе взаимодействия с семьями воспитанников"

Формирование основ безопасной жизнедеятельности детей дошкольного возраста на дорогах посредством внедрения инновационных технологий в процессе взаимодействия с семьями воспитанников...

Педагогическая мастерская «Формирование у детей дошкольного возраста культуры здоровья через использование здоровьесберегающих технологий»

-  Неоспоримо, что основная задача детского сада - подготовить ребенка к самостоятельной жизни, дав ему для этого необходимые умения, навыки, воспитав определенные привычки. Но может ли каждый пр...