Развитие речи детей дошкольного возраста с ОНР посредством ознакомления с русским народным фольклором.
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)

Горбунова Ольга Николаевна

Развитие речи детей дошкольного возраста с ОНР посредством ознакомления с русским народным фольклором. Из личного опыта работы.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi_cherez_folklor.docx233.78 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие речи детей дошкольного возраста с ОНР посредством ознакомления с русским народным фольклором.

     Важнейшее условие всестороннего и полноценного развития детей – хорошая речь. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, активнее осуществляется его психическое развитие. Развитие речи детей на сегодняшний момент имеет особую значимость, т. к. современные дети в целом не очень умеют взаимодействовать между собой. Причин этому множество: большинство детей являются единственными в семье и привыкли к лидерству, они редко общаются с другими детьми вне стен дошкольных учреждений. Если в 60–80-е годы большую роль в формировании коммуникативных навыков играли дворы, в которых дети проводили много времени, играя и общаясь, то сейчас значительную часть времени дошкольники проводят у компьютера и телевизора. Высокая занятость родителей также не способствует общению с ребенком. От этого страдает и речь ребенка – она становится беднее, многие дети не могут сформулировать свои мысли, обладают ограниченным запасом слов, а это в свою очередь негативно отражается на процессе обучения в школе.

Ознакомление детей с устным народным творчеством и включение малых жанров фольклора (потешек, пословиц, поговорок, частушек, небылиц, загадок, народных подвижных игр, пальчиковых игр) во все направления коррекционной работы по преодолению общего недоразвития речи предполагает комплексное воздействие на все стороны речевого дефекта:

  • исправление неправильного звукопроизношения,
  • развитие интонационной выразительности,
  • преодоление нарушений слоговой структуры слов,
  • лексико-грамматического строя,
  • развитие связной речи,
  • мелкой моторики рук.

Использование фольклорного материала может помочь сформировать правильное четкое произношение, разработать мышцы речевого аппарата, сделать речь ярче и образнее.

Речь – это великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом. Речь объединяет людей в их деятельности, помогает понять, формирует взгляды и убеждения. Речь оказывают человеку огромную услугу в познании мира.

Однако на появление и становление речи природа отводит человеку очень мало времени – ранний и дошкольный возраст. Именно в этот период создаются благоприятные условия для развития устной речи, закладывается фундамент для письменных форм речи (чтения и письма) и последующего речевого и языкового развития ребенка.

Всякая задержка, любое нарушение в ходе развития речи ребенка отражаются на его деятельности и поведении. Плохо говорящие дети, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, затрудняется их общение с другими людьми (взрослыми и сверстниками).

На современном этапе поиск новых форм и методов обучения детей – один из актуальных вопросов педагогики. С повышением внимания к развитию личности ребёнка связывается возможность обновления и качественного улучшения системы его речевого развития. Наряду с поиском современных моделей воспитания, необходимо возрождать лучшие образцы народной педагогики. Фольклор как сокровищница русского народа находит своё применение в различных областях работы с детьми дошкольного возраста.

      Многозначность народного искусства для развития личности раскрыли еще такие видные педагоги как К. Д. Ушинский, В. Н. Сорока – Русинский. В защиту детского фольклора страстно выступали М. Горький, К. Чуковский, С. Маршак и другие писатели. Идею использования народной культуры в дошкольном образовании активно поддерживали известные педагоги: Усова Е.А., Тихеева Е.И., Водовозова Е.Н.. Аникин В.П. высоко оценивал роль колыбельных в музыкальном и речевом воспитании детей. Социально-бытовой аспект пословиц и поговорок раскрыли Адрианова–Перец В.И., Дмитриева Н.А., Лазутин С.Г., Чичепов В.И.. Илларионова Ю.Г. в своих исследованиях показывает нам богатые развивающие возможности загадки, рожденной в недрах народной смекалки, наблюдательности. Психологи Павлова Л.Н., Палагина Н.Н. столь высоко ценили активизированное воздействие малых фольклорных форм, что предлагали с их помощью решать проблемы социализации детей дошкольного возраста.

Устное народное творчество — это история народа, его духовное богатство. Веселые песенки, замысловатые загадки, пословицы, заклички, приговорки, потешки, прибаутки, перевертыши, считалки, скороговорки, дразнилки, сказки сочинил великий и бессмертный поэт — русский народ.

Наш д/с работает по «Основной образовательной программе МБДОУ д/с № 33 «Дельфин» комбинированного вида»

Результаты психолого-педагогической диагностики на начало учебного года по разделу «Развитие речи» показало, что большинство детей нуждаются в своевременной квалифицированной помощи со стороны специалистов, педагогов-воспитателей и родителей.

У детей с ОНР слабо развиты, не сформированы навыки правильного общения. Связное высказывание отличается отсутствием четкости, последовательности изложения, в нем отражается внешняя сторона явлений и не учитывается их существенные признаки, обнаруживается несформированность навыка практического словообразования, неточное знание и употребление многих слов. Дети мало эмоциональны, стараются избегать общения.

    В качестве основных методов, позволяющих выявить степень реализации программы и оценить уровень развития речи детей, использовала:

  • наблюдения за детьми;
  • изучение продуктов их деятельности;
  • несложные эксперименты(проведение дидактических игр и пр.);
  • беседы.

Регулярные наблюдения позволили объективно оценить присущие возрасту достижения ребёнка.

     Полученные результаты на начало учебного года показали, что только 12% детей имеют достаточно высокий уровень развития речи.  28% детей показали низкий уровень.

Для решения данной проблемы, я решила использовать  русский народный фольклор, т.к. в коррекционной работе русский народный фольклор:

• помогает расширить словарный запас детей;

• способствует развитию слуховой памяти;

• дает возможность поднять интерес у детей и снять напряжение;

• развивает фонематический слух;

• оказывает помощь в автоматизации звуков речи.

Русский народный фольклор является неиссякаемым источником народной мудрости в воспитании детей в целом и в развитии речи в частности.

       Цель работы в данном направлении: развитие речи дошкольников с ОНР посредством    малых форм фольклора.

Задачи:

образовательные:

  • использовать малые фольклорные формы в формировании произношения, фонематического восприятия, интонации, лексико-грамматических категорий;
  • формировать коммуникативные умения и навыки связной речи;
  • формировать у детей интерес к детскому фольклору;

развивающие:

  • помогать расширить словарный запас детей;
  • дать возможность поднять интерес у детей и снять напряжение;
  • показать красоту русского языка через устное народное творчество, выраженное в песнях, припевках, пословицах, поговорках, загадках и сказках;
  • способствовать развитию слуховой памяти;

воспитательные:

  • воспитывать любовь к народному творчеству.

Изучив и проанализировав образовательную программу «МБДОУ д/с № 33 «Дельфин» комбинированного вида»; программу «Коррекция   нарушений  речи» («Программа  логопедической   работы   по преодолению   общего   недоразвития   речи   у   детей») под ред. Т.Б.Филичевой, Г.В. Чиркиной; опыт работы О. Л. Князевой, М. Д. Маханевой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»; М. Осениевой «Знакомство детей с русским фольклором», приступила к реализации поставленных задач и начала свою работу с:

-  систематизации фольклорного материала по устному народному творчеству;

 составления перспективного плана работы для дошкольного возраста, который рассчитан на два года обучения;

- анкетирования, консультаций и бесед с родителями.   

    В начале своей работы я составила анкеты для родителей. Меня интересовало, используются ли различные формы фольклора в работе с детьми дома, с какой целью и какие. Было опрошено 15 родителей. В результате выяснилось, что родители практически не используют с детьми малые формы фольклора, практически не знают ни одной колыбельной песни («Раньше пели, а сейчас мы уже большие»), кроме «Баю – баюшки-баю, не ложися на краю…» и то не до конца. В семьях все меньше и меньше знают данные произведения устного народного творчества, сейчас они помнят лишь несколько загадок и поговорок, а из потешек называют одну «Сорока – белобока…».

    Таким образом, я выяснила, что работа по использованию малых форм фольклора организована недостаточно. Родители не используют полностью их развивающий потенциал, в том числе и для развития речи.

1. Создание развивающей речевой среды в группе осуществляется через:

возрастной подход;

функциональность;

вариативность;

наглядность;

системность;

комфортность;

самостоятельность;

доступность;

применяемость;

соответствие требованиям программы.

В группе реализовала  проект и создала мини-музей «В мире сказок», в котором находятся:

  • русские народные сказки, сказки русских писателей, сказки зарубежных писателей;
  • фольклор: пословицы, загадки собранные из «Книг для чтения» и «Азбуки» Л.Н.Толстого; Русские народные потешки; сказочные загадки; русские народные скороговорки «Тридцать три Егорки»;
  • сказочные персонажи и предметы;
  • настольные игры по сказкам;
  • настольный театр русских народных сказок
  • игры и упражнения по сказкам

Всё это используется как в НОД, так и в самостоятельной деятельности детей. (Приложение 2.).

2. Работа по развитию речи при ознакомлении с фольклором в НОД.

  При ознакомлении с малыми фольклорными жанрами: 

  • использовала предметы народно-прикладного искусства и русские народные музыкальные инструменты;
  • создала картотеку мнемотаблиц по пословицам, стихотворениям и загадкам, так как с помощью мнемотаблиц развивается ассоциативное мышление, зрительная и слуховая память, внимание. Мнемотаблицы-схемы служат дидактическим материалом в моей работе по развитию связной речи детей. Я их использую для обогащения словарного запаса, при обучении составлению рассказов, при пересказах сказок, при отгадывании и загадывании загадок, при заучивании стихотворений. ( Приложение 3)
  • следила  за умелостью и правильностью употребления пословиц и поговорок как в своей речи, так и в речи детей. Чтобы добиться понимания смысла пословиц и поговорок детьми, всю работу проводила в два этапа:

          1. Сначала  пословица или поговорка давалась вне контекста – для того чтобы выяснить, понимает ли ребенок содержание и значение ее, знает ли, когда ее следует употреблять.

2. Затем пословица или поговорка предлагалась в контексте небольшого рассказа. Далее проверяла понимание обобщенного значения пословиц и поговорок, предложив детям задание: придумать сказку, рассказ, речевую ситуацию, где один из героев мог бы уместно использовать данную пословицу или поговорку.

  • проводила работу по обогащению речи детей фразеологизмами, где в качестве средств выступали пословицы и поговорки. Детям трудно усвоить общее значение словосочетания, не зависящее от конкретного смысла слов, его составляющих («на седьмом небе» и т.п.). Поэтому я включила в свою речь выражения, смысл которых был ясен детям при определенной ситуации или при соответствующем объяснении, например: «вот тебе и раз», «капля в море», «мастер на все руки», «водой не разольешь», «держать себя в руках» и т.п.

 

В своей работе я учила детей рассматривать прямой и переносный смысл высказываний, подбирая к каждой пословице ситуации из жизни ребенка (простые и доступные), используя наглядность прямого и переносного значения фразеологического оборота, художественную литературу, выход в практическую деятельность (обыгрывание пословиц). Объясняла детям, что в нашем языке есть много слов, которыми обозначают предметы (стол, нос), совершаемые действия (клади, руби, заруби). Но, если объединить такие слова в одном выражении («Заруби на носу»), то они будут иметь совсем другой смысл. «Зарубить на носу» – значит запомнить.  В результате у детей формировались лексические умения. Они учились понимать этимологию слов, выражений, подбирать пословицы и поговорки близкие и противоположные по смыслу. Главное, чтобы дети поняли, что фразеологические обороты (пословицы и поговорки) – это неделимая единица, которая дает определенный смысл. Если что-то убрать или поменять местами, то он теряется и получается совсем другое словосочетание. Один раз в неделю во второй части НОД по развитию речи я планировала работу с пословицами, причем формы и методы работы были самыми различными. Например, игры – соревнования по рядам: кто больше скажет пословиц. Дидактическая игра «Продолжи пословицу»: я говорила начало, а дети продолжали; затем начало пословицы произносил один ребенок, а другой ее заканчивал.

  • создала картотеку артикуляционных и пальчиковых гимнастик, в основу которых брала народные игры «У нашей у бабушке десять внучат», «Этот пальчик-дедушка» и др. Это способствует развитию моторики рук, вырабатывает умение проговаривать текст совместно с выполняемыми действиями.
  • подобрала и использовала  в работе загадки по тематике. Расширяя кругозор детей, знакомя их с окружающим миром и явлениями природы, загадки развивают и обогащают речь, стимулируя процессы анализа, синтеза, сравнения, сопоставления. Разгадывая их, дети учатся запоминать, сравнивать, обобщать, самостоятельно делать выводы и умозаключения, у них развиваются сообразительность и достаточно быстрая актуализация лексического материала из долговременной памяти. Речь ребенка обогащается новыми существительными, глаголами, прилагательными. Формируется грамматически правильная фраза. Развиваются произвольное внимание и усидчивость, повышается работоспособность. В нашей группе программа предусматривает работу по развитию фонематического восприятия, формированию аналитико-синтетической деятельности и подготовку к обучению в школе. Поэтому в свою работу включаю загадки такого типа:

1 «Доскажи словечко»- произношу загадку, а ребенок называет отгадку и определяет место звука в слове (начало, середина, конец);

2 Рифмованные загадки с типичными признаками;

3 Рифмованные загадки с нетипичными признаками;

4 Загадки-сравнения, противопоставления.

Загадки подбираю по тематике и использую в НОД, также в течение всей тематической недели. (Приложение 4.)

  • рассматривание иллюстраций известных художников к русским народным сказкам; 

На занятиях по развитию речи широко применяла скороговорки («Рассказывание по скороговоркам»), загадки, потешки с целью развития фонематического слуха и формирования грамматического строя языка. Данные занятия позволили использовать произведения фольклора различных жанров, сочетание различных видов деятельности. Исходя из этого, занятия носили интегрированный характер. Как организующий момент на каждом занятии использовала пословицу: «Делу – время, потехе — час», настраивающую детей на последующую работу.

3. Совместная работа с детьми в разных видах детской деятельности:

  • развивающие игры, сюжетно-ролевые игры, упражнения подражательно - исполнительского творческого характера, импровизации,
  • наблюдения: на прогулке для наблюдений за сезонными явлениями я использовала элементы устного народного творчества (загадки, приметы),
  • рассматривание рисунков, фото,
  • свободное и тематическое рисование, лепка, 
  • чтение художественных произведений,
  • рассказ педагога и рассказ детей,
  • сочинение сказок и оформление книжек-малышек,
  • вместе с детьми показали сказку малышам «Теремок»
  • поставили и показали сказку для детей всего сада «Под грибом» В.Сутеева;
  • конкурс рисунков «Нет милее дружка, чем родная матушка!»
  • беседы.
  • была организована экскурсия в музей «Русская изба», который находится в Воскресной школе.
  • праздники-развлечения: « Покров», «Богатыри земли русской», «Рождественские посиделки», «Пасха», , «Благовещение», «Праздник русской берёзки»,
  • участие в районном конкурсе «Русские узоры».

4 Работа с родителями:

Всю работу по развитию речи у дошкольника мы ведем вместе с родителями: сообщаем им о достижениях и проблемах, консультируемся с ними об индивидуальных особенностях каждого ребенка.

С целью установления контактов с семьей, для обеспечения единства в воспитании мною были проведены:

  • родительские собрания: «Развитие связной речи у детей с ОНР»;
  • вместе с логопедом оформлен стенд для родителей «Богатство родного языка»
  • конкурс рисунков: совместное творчество детей и родителей «Пасху радостно встречаем»
  • конкурс поделок: совместное творчество детей и родителей «Край, ты, мой любимый!»;
  • Конкурс чтецов «Моя Родина», где дети читали стихотворения с сопровождением презентаций, которые создали родители;
  • Литературная викторина по русским народным сказкам (дети и родители)
  • Познавательно-развлекательная игра для детей и родителей «Русский-мой родной язык» (с презентацией), приуроченная к Международному дню родного языка.
  • мероприятие для бабушек «Мама мамочки моей»в нём участвовали дети  и их бабушки, мероприятие прошло в теплой дружеской обстановке, оно помогло почувствовать любовь ,  доброту, безграничную заботу  близких и любящих людей.
  • мероприятие  «Ай- да папы, ай- да сыночки», прошел на одном дыхании, где  дети ни в чём не отставали от своих  энергичных пап, в этом конкурсе ребята вместе со своими папами должны были проявить не только свою смекалку, но и сообразительность, совершенство звукопроизношения и развитие артикуляционного аппарата: конкурс «Объясни смысл пословиц», «Всех скороговорок не переговоришь и не пере выговоришь»;
  • мероприятие «Вечер талантливых семей» (с презентацией). Это мероприятие прошло в доброй, семейной обстановке. Дети и родители раскрыли свои  многочисленные таланты;
  • индивидуальные беседы.

(Приложение 5)

5. Работа с педагогическим коллективом:

  • Консультация для воспитателей «Составление творческих рассказов по пословицам»;
  • Консультация для воспитателей «Использование мнемотаблиц в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста» (с презентацией);
  • Консультация для воспитателей «Развитие связной речи у детей с использованием, речевых игр и загадок в НОД» (с презентацией);
  • Деловая игра «Ловкий грамотей» (с презентацией);
  • Деловая игра с воспитателями «Словесная мозайка» (с презентацией)

Проработав над данной темой в течение двух лет, я провела итоговую психолого-педагогическую диагностику, которая показала следующий результат:

Развитие речи детей старшего возраста:

Развитие речи детей подготовительного возраста:

Ознакомление детей с художественной литературой:

Старший возраст                                                       Подготовительный возраст

                   

Сделав сравнительный анализ за два года,

Развитие речи

Начало года

Конец года

Сравнительный анализ

Формирование словаря

78

97

+19

Звуковая культура речи

66

97

+31

Грамматический строй речи

76

97

+21

Связная речь

79

94

+15

Начало года

Конец года

Сравнительный анализ

Развитие речи

75

96

+21

Начало года

Конец года

Сравнительный анализ

Художественная литература

78

97

+19

я могу свидетельствовать о положительной динамике в развитии речи и в ознакомлении с художественной литературой детей, т.е.:

  • развитие речи детей увеличилось на 21,
  • ознакомление с художественной литературой на 19.

На основании вышеизложенного мною сделан вывод, что систематизированный комплекс разных жанров произведений устного народного творчества имеет огромное познавательное и воспитательное значение, способствует обогащению словаря, развитию речевой активности детей с ОНР.

   Так же я считаю, что правильно и четко организованная работа по приобщению  детей в детском саду к устному народному творчеству способствует не только развитию речи, но и развитию его духовности – интегрированного свойства личности, которое проявляет себя на уровне человеческих отношений.

Заключение

Проведенная работа показала – ценность фольклорных произведений для дошкольного периода обусловлена, прежде всего, высокой интонационной выразительностью, что особенно значимо для детей – дошкольников, а так же другими жанровыми особенностями – речевыми, звуковыми, смысловыми.

Устное народное творчество оказывает активизирующее воздействие на:

-речевой звуковой поток. Ребенок выделяет речь из всех других сигналов, оказывает ей предпочтение, выделяя из шумов и музыкальных звуков.

- активизирующее звуковое воздействие с помощью повторяющихся фонем и звукосочетаний, звукоподражаний, как бы запрограммированных в самом тексте фольклорных форм.     

 Образность народного фольклора позволяет донести до сознания дошкольников в лаконичной форме большое смысловое содержание. В этом заключается особая ценность художественного слова как средства познания окружающего мира, речевого развития детей. Средствами устного народного творчества в детях воспитывается активное отношение к окружающему миру, желание применять разные жанры фольклора в повседневной жизни.

Так как на этом году в нашу группу пришли другие дети, перспективами дальнейшей работы считаю продолжение использования наработанного материала для всестороннего развития детей этого потока.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Ушакова О. С. "Развитие речи дошкольников», М,, 2001г.

2.Тихеева Е. И. «Развитие речи детей», М., 1981г.

3.Арушанова А. Г. «Речь и речевое общение детей». М., 1999 г.

4.«Детский сад и семья», Д. Б. № 6, 2000г.

5.«Детский сад и семья», Д. В. № 4 2000г,

6.Круглов Ю. Г.«Pyccкое народное поэтическое творчество, Санкт-Петербург, 199Зг.

7.Князева О. Л., Маханева М. Д. "Приобщение детей к истокам

русской народной культуры», Санкт-Петербург, 2002г.

8.Лукин В. «Загадки. Скороговорки», М., Acт - пресс, 2000г.

9.Танкеев И. «Русские народные игры», М., 1998г.

10. Шорохова О.А. «Занятия по развитию связной речи дошкольников и сказкотерапия», ТЦ, М., 2010г.

11. Викулина М.А. «Элементы русской народной культуры в педагогическом процессе дошкольного учреждения», Н.Н.,НГЦ, 1995г.

12. Корж О.Н., Новикова Е.В. «Использование загадок на занятиях в логопедической группе» НМЖ Логопед, №10, 2011г.

13. Ованова Т.Н. «Предметы народного быта в коррекционной работе с дошкольниками», НМЖ Логопед, №5,2013г.

Развитие речи детей дошкольного возраста с ОНР посредством ознакомления с русским народным фольклором.

     Важнейшее условие всестороннего и полноценного развития детей – хорошая речь. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, активнее осуществляется его психическое развитие. Развитие речи детей на сегодняшний момент имеет особую значимость, т. к. современные дети в целом не очень умеют взаимодействовать между собой. Причин этому множество: большинство детей являются единственными в семье и привыкли к лидерству, они редко общаются с другими детьми вне стен дошкольных учреждений. Если в 60–80-е годы большую роль в формировании коммуникативных навыков играли дворы, в которых дети проводили много времени, играя и общаясь, то сейчас значительную часть времени дошкольники проводят у компьютера и телевизора. Высокая занятость родителей также не способствует общению с ребенком. От этого страдает и речь ребенка – она становится беднее, многие дети не могут сформулировать свои мысли, обладают ограниченным запасом слов, а это в свою очередь негативно отражается на процессе обучения в школе.

      Многозначность народного искусства для развития личности раскрыли еще такие видные педагоги как К. Д. Ушинский, В. Н. Сорока – Русинский. В защиту детского фольклора страстно выступали М. Горький, К. Чуковский, С. Маршак и другие писатели. Идею использования народной культуры в дошкольном образовании активно поддерживали известные педагоги: Усова Е.А., Тихеева Е.И., Водовозова Е.Н.. Аникин В.П. высоко оценивал роль колыбельных в музыкальном и речевом воспитании детей. Социально-бытовой аспект пословиц и поговорок раскрыли Адрианова–Перец В.И., Дмитриева Н.А., Лазутин С.Г., Чичепов В.И.. Илларионова Ю.Г. в своих исследованиях показывает нам богатые развивающие возможности загадки, рожденной в недрах народной смекалки, наблюдательности. Психологи Павлова Л.Н., Палагина Н.Н. столь высоко ценили активизированное воздействие малых фольклорных форм, что предлагали с их помощью решать проблемы социализации детей дошкольного возраста.

Ознакомление детей с устным народным творчеством и включение малых жанров фольклора (потешек, пословиц, поговорок, частушек, небылиц, загадок, народных подвижных игр, пальчиковых игр) во все направления коррекционной работы по преодолению общего недоразвития речи предполагает комплексное воздействие на все стороны речевого дефекта:

  • исправление неправильного звукопроизношения,
  • развитие интонационной выразительности,
  • преодоление нарушений слоговой структуры слов,
  • лексико-грамматического строя,
  • развитие связной речи,
  • мелкой моторики рук.

Использование фольклорного материала может помочь сформировать правильное четкое произношение, разработать мышцы речевого аппарата, сделать речь ярче и образнее.

Речь – это великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом. Речь объединяет людей в их деятельности, помогает понять, формирует взгляды и убеждения. Речь оказывают человеку огромную услугу в познании мира.

Однако на появление и становление речи природа отводит человеку очень мало времени – ранний и дошкольный возраст. Именно в этот период создаются благоприятные условия для развития устной речи, закладывается фундамент для письменных форм речи (чтения и письма) и последующего речевого и языкового развития ребенка.

Всякая задержка, любое нарушение в ходе развития речи ребенка отражаются на его деятельности и поведении. Плохо говорящие дети, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, затрудняется их общение с другими людьми (взрослыми и сверстниками).

На современном этапе поиск новых форм и методов обучения детей – один из актуальных вопросов педагогики. С повышением внимания к развитию личности ребёнка связывается возможность обновления и качественного улучшения системы его речевого развития. Наряду с поиском современных моделей воспитания, необходимо возрождать лучшие образцы народной педагогики. Фольклор как сокровищница русского народа находит своё применение в различных областях работы с детьми дошкольного возраста.

Устное народное творчество — это история народа, его духовное богатство. Веселые песенки, замысловатые загадки, пословицы, заклички, приговорки, потешки, прибаутки, перевертыши, считалки, скороговорки, дразнилки, сказки сочинил великий и бессмертный поэт — русский народ.

Наш д/с работает по «Основной образовательной программе МБДОУ д/с № 33 «Дельфин» комбинированного вида»

Результаты психолого-педагогической диагностики на начало учебного года по разделу «Развитие речи» показало, что большинство детей нуждаются в своевременной квалифицированной помощи со стороны специалистов, педагогов-воспитателей и родителей.

У детей с ОНР слабо развиты, не сформированы навыки правильного общения. Связное высказывание отличается отсутствием четкости, последовательности изложения, в нем отражается внешняя сторона явлений и не учитывается их существенные признаки, обнаруживается несформированность навыка практического словообразования, неточное знание и употребление многих слов. Дети мало эмоциональны, стараются избегать общения.

    В качестве основных методов, позволяющих выявить степень реализации программы и оценить уровень развития речи детей, использовали:

  • наблюдения за детьми;
  • изучение продуктов их деятельности;
  • несложные эксперименты(проведение дидактических игр и пр.);
  • беседы.

Регулярные наблюдения позволили объективно оценить присущие возрасту достижения ребёнка.

     Полученные результаты на начало учебного года показали, что только 17% детей имеют достаточно высокий уровень развития речи.  26% детей показали низкий уровень.

 (см. Приложение 1.)

Для решения данной проблемы, решено использовать  русский народный фольклор, т.к. в коррекционной работе русский народный фольклор:

• помогает расширить словарный запас детей;

• способствует развитию слуховой памяти;

• дает возможность поднять интерес у детей и снять напряжение;

• развивает фонематический слух;

• оказывает помощь в автоматизации звуков речи.

Русский народный фольклор является неиссякаемым источником народной мудрости в воспитании детей в целом и в развитии речи в частности.

       Цель работы в данном направлении: развитие речи дошкольников с ОНР посредством    малых форм фольклора.

Задачи:

образовательные:

  • использовать малые фольклорные формы в формировании произношения, фонематического восприятия, интонации, лексико-грамматических категорий;
  • формировать коммуникативные умения и навыки связной речи;
  • формировать у детей интерес к детскому фольклору;

развивающие:

  • помогать расширить словарный запас детей;
  • дать возможность поднять интерес у детей и снять напряжение;
  • показать красоту русского языка через устное народное творчество, выраженное в песнях, припевках, пословицах, поговорках, загадках и сказках;
  • способствовать развитию слуховой памяти;

воспитательные:

  • воспитывать любовь к народному творчеству.

   

Изучив и проанализировав образовательную программу «МБДОУ д/с № 33 «Дельфин» комбинированного вида»; программу «Коррекция   нарушений  речи» («Программа  логопедической   работы   по преодолению   общего   недоразвития   речи   у   детей») под ред. Т.Б.Филичевой, Г.В. Чиркиной; опыт работы О. Л. Князевой, М. Д. Маханевой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»; М. Осениевой «Знакомство детей с русским фольклором», приступили к реализации поставленных задач и начали работу с:

-  систематизации фольклорного материала по устному народному творчеству;

 составления перспективного плана работы для дошкольного возраста, который рассчитан на два года обучения;

- анкетирования, консультаций и бесед с родителями.   

    В начале работы  была составлена анкета для родителей. Нас интересовало, используются ли различные формы фольклора в работе с детьми дома, с какой целью и какие. Было опрошено 15 родителей. В результате выяснилось, что родители практически не используют с детьми малые формы фольклора, практически не знают ни одной колыбельной песни («Раньше пели, а сейчас мы уже большие»), кроме «Баю – баюшки-баю, не ложися на краю…» и то не до конца. В семьях все меньше и меньше знают данные произведения устного народного творчества, сейчас они помнят лишь несколько загадок и поговорок, а из потешек называют одну «Сорока – белобока…».

    Таким образом,  выяснено, что работа по использованию малых форм фольклора организована недостаточно. Родители не используют полностью их развивающий потенциал, в том числе и для развития речи.

1. Создание развивающей речевой среды в группе осуществляется через:

возрастной подход;

функциональность;

вариативность;

наглядность;

системность;

комфортность;

самостоятельность;

доступность;

применяемость;

соответствие требованиям программы.

В группе реализован  проект и создан мини-музей «В мире сказок», в котором находятся:

  • русские народные сказки, сказки русских писателей, сказки зарубежных писателей;
  • фольклор: пословицы, загадки собранные из «Книг для чтения» и «Азбуки» Л.Н.Толстого; Русские народные потешки; сказочные загадки; русские народные скороговорки «Тридцать три Егорки»;
  • сказочные персонажи и предметы;
  • настольные игры по сказкам;
  • настольный театр русских народных сказок
  • игры и упражнения по сказкам

Всё это используется как в НОД, так и в самостоятельной деятельности детей. (Приложение 2.).

2. Работа по развитию речи при ознакомлении с фольклором в НОД.

  При ознакомлении с малыми фольклорными жанрами: 

  • использовались предметы народно-прикладного искусства и русские народные музыкальные инструменты;
  • создана картотека мнемотаблиц по пословицам, стихотворениям и загадкам, так как с помощью мнемотаблиц развивается ассоциативное мышление, зрительная и слуховая память, внимание. Мнемотаблицы-схемы служат дидактическим материалом в моей работе по развитию связной речи детей. Я их использую для обогащения словарного запаса, при обучении составлению рассказов, при пересказах сказок, при отгадывании и загадывании загадок, при заучивании стихотворений. ( Приложение 3)
  • следила  за умелостью и правильностью употребления пословиц и поговорок как в своей речи, так и в речи детей. Чтобы добиться понимания смысла пословиц и поговорок детьми, вся работа проводится в два этапа:

          1. Сначала  пословица или поговорка давалась вне контекста – для того чтобы выяснить, понимает ли ребенок содержание и значение ее, знает ли, когда ее следует употреблять.

2. Затем пословица или поговорка предлагалась в контексте небольшого рассказа. Далее проверялаось понимание обобщенного значения пословиц и поговорок, предложив детям задание: придумать сказку, рассказ, речевую ситуацию, где один из героев мог бы уместно использовать данную пословицу или поговорку.

  • проводилась работа по обогащению речи детей фразеологизмами, где в качестве средств выступали пословицы и поговорки. Детям трудно усвоить общее значение словосочетания, не зависящее от конкретного смысла слов, его составляющих («на седьмом небе» и т.п.). Поэтому  включили в свою речь выражения, смысл которых был ясен детям при определенной ситуации или при соответствующем объяснении, например: «вот тебе и раз», «капля в море», «мастер на все руки», «водой не разольешь», «держать себя в руках» и т.п.

 

В работе нужно учить детей рассматривать прямой и переносный смысл высказываний, подбирая к каждой пословице ситуации из жизни ребенка (простые и доступные), используя наглядность прямого и переносного значения фразеологического оборота, художественную литературу, выход в практическую деятельность (обыгрывание пословиц). Нужно объяснять детям, что в нашем языке есть много слов, которыми обозначают предметы (стол, нос), совершаемые действия (клади, руби, заруби). Но, если объединить такие слова в одном выражении («Заруби на носу»), то они будут иметь совсем другой смысл. «Зарубить на носу» – значит запомнить.  В результате у детей формировались лексические умения. Они учились понимать этимологию слов, выражений, подбирать пословицы и поговорки близкие и противоположные по смыслу. Главное, чтобы дети поняли, что фразеологические обороты (пословицы и поговорки) – это неделимая единица, которая дает определенный смысл. Если что-то убрать или поменять местами, то он теряется и получается совсем другое словосочетание. Один раз в неделю во второй части НОД по развитию речи я планировала работу с пословицами, причем формы и методы работы были самыми различными. Например, игры – соревнования по рядам: кто больше скажет пословиц. Дидактическая игра «Продолжи пословицу»: говорилось начало, а дети продолжали; затем начало пословицы произносил один ребенок, а другой ее заканчивал.

  • создана картотека артикуляционных и пальчиковых гимнастик, в основу которых брала народные игры «У нашей у бабушке десять внучат», «Этот пальчик-дедушка» и др. Это способствует развитию моторики рук, вырабатывает умение проговаривать текст совместно с выполняемыми действиями.
  • подобраны и используются  в работе загадки по тематике. Расширяя кругозор детей, знакомя их с окружающим миром и явлениями природы, загадки развивают и обогащают речь, стимулируя процессы анализа, синтеза, сравнения, сопоставления. Разгадывая их, дети учатся запоминать, сравнивать, обобщать, самостоятельно делать выводы и умозаключения, у них развиваются сообразительность и достаточно быстрая актуализация лексического материала из долговременной памяти. Речь ребенка обогащается новыми существительными, глаголами, прилагательными. Формируется грамматически правильная фраза. Развиваются произвольное внимание и усидчивость, повышается работоспособность. В нашей группе программа предусматривает работу по развитию фонематического восприятия, формированию аналитико-синтетической деятельности и подготовку к обучению в школе. Поэтому в свою работу включаю загадки такого типа:

1 «Доскажи словечко»- произношу загадку, а ребенок называет отгадку и определяет место звука в слове (начало, середина, конец);

2 Рифмованные загадки с типичными признаками;

3 Рифмованные загадки с нетипичными признаками;

4 Загадки-сравнения, противопоставления.

Загадки подбираю по тематике и использую в НОД, также в течение всей тематической недели. (Приложение 4.)

  • рассматривание иллюстраций известных художников к русским народным сказкам; 

На занятиях по развитию речи широко применяла скороговорки («Рассказывание по скороговоркам»), загадки, потешки с целью развития фонематического слуха и формирования грамматического строя языка. Данные занятия позволили использовать произведения фольклора различных жанров, сочетание различных видов деятельности. Исходя из этого, занятия носили интегрированный характер. Как организующий момент на каждом занятии использовала пословицу: «Делу – время, потехе — час», настраивающую детей на последующую работу.

3. Совместная работа с детьми в разных видах детской деятельности:

  • развивающие игры, сюжетно-ролевые игры, упражнения подражательно - исполнительского творческого характера, импровизации,
  • наблюдения: на прогулке для наблюдений за сезонными явлениями я использовала элементы устного народного творчества (загадки, приметы),
  • рассматривание рисунков, фото,
  • свободное и тематическое рисование, лепка, 
  • чтение художественных произведений,
  • рассказ педагога и рассказ детей,
  • сочинение сказок и оформление книжек-малышек,
  • вместе с детьми показали сказку малышам «Теремок»
  • поставили и показали сказку для детей всего сада «Под грибом» В.Сутеева;
  • конкурс рисунков «Нет милее дружка, чем родная матушка!»
  • беседы.
  • была организована экскурсия в музей «Русская изба», который находится в Воскресной школе.
  • праздники-развлечения: « Покров», «Богатыри земли русской», «Рождественские посиделки», «Пасха», , «Благовещение», «Праздник русской берёзки»,
  • участие в районном конкурсе «Русские узоры».

4 Работа с родителями:

Всю работу по развитию речи у дошкольника мы ведем вместе с родителями: сообщаем им о достижениях и проблемах, консультируемся с ними об индивидуальных особенностях каждого ребенка.

С целью установления контактов с семьей, для обеспечения единства в воспитании мною были проведены:

  • родительские собрания: «Развитие связной речи у детей с ОНР»;
  • вместе с логопедом оформлен стенд для родителей «Богатство родного языка»
  • конкурс рисунков: совместное творчество детей и родителей «Пасху радостно встречаем»
  • конкурс поделок: совместное творчество детей и родителей «Край, ты, мой любимый!»;
  • Конкурс чтецов «Моя Родина», где дети читали стихотворения с сопровождением презентаций, которые создали родители;
  • Литературная викторина по русским народным сказкам (дети и родители)
  • Познавательно-развлекательная игра для детей и родителей «Русский-мой родной язык» (с презентацией), приуроченная к Международному дню родного языка.
  • мероприятие для бабушек «Мама мамочки моей»в нём участвовали дети  и их бабушки, мероприятие прошло в теплой дружеской обстановке, оно помогло почувствовать любовь ,  доброту, безграничную заботу  близких и любящих людей.
  • мероприятие  «Ай- да папы, ай- да сыночки», прошел на одном дыхании, где  дети ни в чём не отставали от своих  энергичных пап, в этом конкурсе ребята вместе со своими папами должны были проявить не только свою смекалку, но и сообразительность, совершенство звукопроизношения и развитие артикуляционного аппарата: конкурс «Объясни смысл пословиц», «Всех скороговорок не переговоришь и не пере выговоришь»;
  • мероприятие «Вечер талантливых семей» (с презентацией). Это мероприятие прошло в доброй, семейной обстановке. Дети и родители раскрыли свои  многочисленные таланты;
  • индивидуальные беседы.

(Приложение 5)

5. Работа с педагогическим коллективом:

  • Консультация для воспитателей «Составление творческих рассказов по пословицам»;
  • Консультация для воспитателей «Использование мнемотаблиц в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста» (с презентацией);
  • Консультация для воспитателей «Развитие связной речи у детей с использованием, речевых игр и загадок в НОД» (с презентацией);
  • Деловая игра «Ловкий грамотей» (с презентацией);
  • Деловая игра с воспитателями «Словесная мозайка» (с презентацией)

Проработав над данной темой в течение двух лет, была проведена итоговая психолого-педагогическую диагностика, которая показала следующий результат:

Развитие речи детей старшего возраста:

Развитие речи детей подготовительного возраста:

Ознакомление детей с художественной литературой:

Старший возраст                                                       Подготовительный возраст

                   

Сделав сравнительный анализ за два года,

Развитие речи

Начало года

Конец года

Сравнительный анализ

Формирование словаря

78

97

+19

Звуковая культура речи

66

97

+31

Грамматический строй речи

76

97

+21

Связная речь

79

94

+15

Начало года

Конец года

Сравнительный анализ

Развитие речи

75

96

+21

Начало года

Конец года

Сравнительный анализ

Художественная литература

78

97

+19

 можно свидетельствовать о положительной динамике в развитии речи и в ознакомлении с художественной литературой детей, т.е.:

  • развитие речи детей увеличилось на 21,
  • ознакомление с художественной литературой на 19.

На основании вышеизложенного мною сделан вывод, что систематизированный комплекс разных жанров произведений устного народного творчества имеет огромное познавательное и воспитательное значение, способствует обогащению словаря, развитию речевой активности детей с ОНР.

   Так же считаем, что правильно и четко организованная работа по приобщению  детей в детском саду к устному народному творчеству способствует не только развитию речи, но и развитию его духовности – интегрированного свойства личности, которое проявляет себя на уровне человеческих отношений.

Заключение

Проведенная работа показала – ценность фольклорных произведений для дошкольного периода обусловлена, прежде всего, высокой интонационной выразительностью, что особенно значимо для детей – дошкольников, а так же другими жанровыми особенностями – речевыми, звуковыми, смысловыми.

Устное народное творчество оказывает активизирующее воздействие на:

-речевой звуковой поток. Ребенок выделяет речь из всех других сигналов, оказывает ей предпочтение, выделяя из шумов и музыкальных звуков.

- активизирующее звуковое воздействие с помощью повторяющихся фонем и звукосочетаний, звукоподражаний, как бы запрограммированных в самом тексте фольклорных форм.     

 Образность народного фольклора позволяет донести до сознания дошкольников в лаконичной форме большое смысловое содержание. В этом заключается особая ценность художественного слова как средства познания окружающего мира, речевого развития детей. Средствами устного народного творчества в детях воспитывается активное отношение к окружающему миру, желание применять разные жанры фольклора в повседневной жизни.

Так как на этом году в нашу группу пришли другие дети, перспективами дальнейшей работы считаю продолжение использования наработанного материала для всестороннего развития детей этого потока.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Ушакова О. С. "Развитие речи дошкольников», М,, 2001г.

2.Тихеева Е. И. «Развитие речи детей», М., 1981г.

3.Арушанова А. Г. «Речь и речевое общение детей». М., 1999 г.

4.«Детский сад и семья», Д. Б. № 6, 2000г.

5.«Детский сад и семья», Д. В. № 4 2000г,

6.Круглов Ю. Г.«Pyccкое народное поэтическое творчество, Санкт-Петербург, 199Зг.

7.Князева О. Л., Маханева М. Д. "Приобщение детей к истокам

русской народной культуры», Санкт-Петербург, 2002г.

8.Лукин В. «Загадки. Скороговорки», М., Acт - пресс, 2000г.

9.Танкеев И. «Русские народные игры», М., 1998г.

10. Шорохова О.А. «Занятия по развитию связной речи дошкольников и сказкотерапия», ТЦ, М., 2010г.

11. Викулина М.А. «Элементы русской народной культуры в педагогическом процессе дошкольного учреждения», Н.Н.,НГЦ, 1995г.

12. Корж О.Н., Новикова Е.В. «Использование загадок на занятиях в логопедической группе» НМЖ Логопед, №10, 2011г.

13. Ованова Т.Н. «Предметы народного быта в коррекционной работе с дошкольниками», НМЖ Логопед, №5,2013г.

Приложение 1.

Использование загадок в НОД.

«Доскажи словечко». Воспитатель произносит загадку, а ребенок называет отгадку и определяет место звука в слове (начало, середина, конец)

От избушки в лес ведет

Вырытый подземный....(ход). Звук в начале слова.

-Вот была у нас потеха —

Мы в горах слыхали... (эхо) Звук в середине слова.

По двору летает пух — Дрался с курицей ... (петух).Звук [х] дети определяют в конце слова.

Под водой живет народ,

Ходит задом наперед ...(рак).Звук [р] в начале слова.

Он в лесу стоял,

И никто его не брал.

В красной шапке модной,

Никуда не годный ...(мухомор).Звук [р] в конце слова.

Кафтан на мне зеленый,

А сердце, как кумач;

На вкус, как сахар, сладок,

А сам похож на мяч.(Арбуз.) Звук [р] в середине слова.

Формирование аналитико-синтетической деятельности и подготовка к обучению грамоте требуют применения загадок-ребусов, в которых отгадка «зашифрована», и ее нужно увидеть в комбинации фигур, символов, букв или знаков. Примером таких загадок-ребусов могут быть следующие игры:

— «Расшифруй слово».

Л О К Н У (КЛОУН)

23154

Здесь ребенок не только повторяет пройденные буквы, но и тренируется в закреплении процесса звукобуквенного конструирования.

— «Составь слово». Здесь предлагается цепочка картинок-слов.

Лист - Ива - Собака - Арбуз (ЛИСА)

Ребенок должен не только выделить звук из начала слова, но и соотнести звуковой образ с буквенным, составить слово и прочитать его.

   Есть ребусы, разгадывание которых требует, чтобы ребенок увидел, узнал буквы и назвал их, составил из них слово и прочитал его – ПЛОТ

ПЕЧЕНЬЕ                    ЛУК                      ВОЛК                     ТЫКВА

---согласный мягкий (зелёная фишка)

— согласный твердый (синяя фишка); О — гласный (красная фишка).

Существует множество загадок на разные лексические темы от самых простых до рифмованных с нетипичными признаками, которые решают разные программные задач

Тема «Фрукты»

Загадка, предваряющая тему

Круглое, румяное,

С дерева упало —

Любе в рот попало. (Яблоко.)

1. Простые загадки

Эти фрукты возят к намИз далеких жарких стран — Длинные, желтые, сладкие, С кожурою гладкою. Растут они на связке, Их любят обезьяны, И всем нам тоже нравятся Душистые ... (бананы).

2. Рифмованные загадки с типичными признаками

Само с кулачок, красный бочок. Тронешь пальцем — гладко, А откусишь — сладко (Яблоко.)

Он и сочен, и душист, А с наружи золотист. Много долек в нем, друзья. Для тебя и для меня.(Апельсин.)

Плод — сладкий и гладкий. И круглый, и смуглый, И душистый, и пушистый, А середка плода, Словно камень, тверда.(Персик.)

3. Рифмованные загадки с нетипичными признаками

Этот фрукт в чай кладут, Сахара добавят, Для пользы съесть заставят. (Лимон.)

4. Загадки-сравнения, противопоставления

Вишу на дереве,

Кругла, как шар,

        Красна, как кровь,

Сладка, как мед. (Вишня)

Желтый, а не солнышко, Овальный, а не яйцо, С дольками, а не апельсин, Очень кислый он один. (Лимон.)

5. Метафорические загадки

Сорвали детишки Синие шишки. Шишки гладенькие, Внутри сладенькие.(Сливы.) Синий мундир, Теплая подкладка, А в середине сладко.(Слива.)

Матрешка сладкая, Снаружи гладкая. (Груша.)

Программнаязадача

Упражнять детей в полных ответах на вопросы, в использовании прилагательных. Воспитатель.Что это? (Апельсин.) Какой апельсин? (Это сладкий апельсин.) Апельсин что? (Апельсин это фрукт.)

Тема «Зима»

Загадка, предваряющая тему

Снег на полях. Лед на водах. Вьюга гуляет. Когда это бывает? (Зимой.)

1. Простые загадки

Дел у меня не мало: Я белым одеяломВсю землю укрываю, В лед реки убираю, Белю поля, дома, Зовут меня ... (зима).

2. Рифмованные загадки с типичными признаками

Что за звездочки сквозныеНа пальто и на платке! Все сквозные, вырезные, А возьмешь — вода в руке.

(Снежинки.)

Чтобы осень не промокла, Не раскисла от воды, Превратил он лужи в стекла, Сделал снежные сады. (Мороз.)

3. Рифмованные загадки с нетипичными признаками

Кто, угадай-ка, Седая хозяйка? Тряхнет перинки — Над миром пушинки.

(Зимушка-зима.) Гуляю в поле, Летаю на воле, Кручу, верчу, Знать ничего не хочу.

(Метель.)

Он пушистый, серебристый, Но рукой его не тронь: Станет капелькою чистой, Как поймаешь на ладонь. (Снег.)

4. Загадки Сравнения, противопоставления

С неба — звездой, На ладошку — водой.

Гуляет в поле, да не конь. Летает на воле, да не птица.

(Вьюга.)

Мост как синее стекло: Скользко, весело, светло.(Лед.)

Бежит по снегу, а следу нету. (Поземка.)

5. Метафорические загадки

Как по небу, с севера, Плыла лебедь серая, Плыла лебедь сытая, Вниз кидала-сыпалаНа поля-озерушки

Белый пух да перышки.

(Снежная туча.)

Вился, вился белый рой,

Сел на землю — стал горой. (Снег.)

Программнаязадача

Закрепить материал по теме.

Учить составлять сложносочиненные предложения с союзом а, для сравнения правильного неверного ответа.

Воспитатель.Сравни снег и снежинку.

Ребенок. Снежинка похожа на звездочку, а снег — это много снежинок.

Тема «Космос»

Загадка, предваряющая тему

На ракете к звездам мчится.

Это человек — не птица. (Космонавт.)

2. Рифмованные загадки с типичными признаками

Ночью по небу гуляю, Тускло землю освещаю. Скучно, скучно мне одной, А зовут меня ... (луной).

3. Рифмованные загадки с нетипичными признаками

По орбите, над Землей

Мчится аппарат стальной,

Помогает нам узнать,

Какой погоды нужно ждать. (Спутник.)

4. Загадки-сравнения, противопоставления

Идешь, идешь,

А конца не найдешь.

(Земной шар.)

Бежать, бежать — не добежать. Лететь, лететь — не долететь. (Горизонт, небо.)

5. Метафорические загадки

Голубой шатер весь мир накрыл.

(Небо.)

Голубое поле серебром усыпано. (Небо и звезды.) В синем мешочке белых пуговок полно.

(Небо и звезды.) Вечером рассыпался горох. Утром встал — нет ничего.

(Звезды.)

Поле не меряно, овцы не считаны, пастух рогат.

(Небо, звезды, месяц.)

Над бабушкиной избушкой Висит хлеба краюшка,

Собаки лают, достать не могут.

(Месяц.)

Как за нашим за двором Висит ватрушка с творогом. (Месяц.)

Голубой платок, Красный колобок: По платку катается, Людям усмехается. (Небо, солнце.)

Программная задача

Упражнять детей в полных ответах на вопросы.

Учить составлять сложноподчиненные предложения с союзом потому что.

Воспитатель: Что делает луна?

Ребенок.Луна освещает землю ночью.  Луна светит тускло.

 

Приложение 5. План работы с детьми по тематическим неделям в НОД.

Лексичес-

кая

тема

«Овощи»

«Фрукты»

«Осень.

Деревья.»

«Перелет-

ные птицы»

«Одежда», «Ателье. Профессии»

«Обувь»

«Наше тело»

«Предметы ухода за ним»

«Семья»

«Игрушки»

«Зима»

«Новый год»

«Зима. Зимние забавы»

«Домашние животные»

«Дикие животные»

«День

Защитника Отечества»

«Продукты

питания»

«Дом и его части»

«8 Марта. Женские профессии»

«Рыбы»

«Цветы»

Автор,

название

сказки

Р.н.с. «Репка»

Р.н.с.

 «Крошечка-

Хаврошечка»

В.Сутеев

«Мешок яб-

лок»

Р.н.с. «Гуси-

лебеди»

(для 5-6 лет)

Ш.Перро «Золушка» (для 5-6 лет)

Братья Гримм

«Три пряхи»

(для 6-7 лет)

Ш.Перро

«Кот в сапогах»

(для 5-7 лет)

К.Чуковский «Мойдодыр»

А.Барто «Девочка-чумазая»

В.А.Осеева

«Просто старушка»

(5-6 лет)

Р.н.с. «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

(5-7 лет)

Братья Гримм

«Мальчик с пальчик»

(5-7 лет)

А.Барто «Игрушки»

(4-5)лет

В.Драгунский

«Друг детства»

(5-6 лет)

В.Ф.Одоевс-

кий «Мороз Иванович»

(для 5-7 лет)

Загадки.

м/ф «Снего-вик и почталь

он»

В.Одоевский «В гостях у дедушки Мороза»

Г.-Х.Андерсен «Снежная королева»

(для 5-7 лет)

Р.н.с. «Снегурочка»

Г.Х.Андерсен «Свинопас»

В.Сутеев «Кто сказал : «Мяу?»

Р.н.с. «Заюшкина избушка»

М.Павлова «Лесная аптека»

Г.-Х.Андерсен

«Стойкий оловянный солдатик» (для 6-7 лет)

Л.Кассиль «Твои защитники

Украинская н. сказка «Колосок»

В.Гауф «Карлик Нос» (для 5-7 лет)

Английская сказка «Три поросенка»

У.Дисней «Новоселье гномов»

Р.н.с. «Зимовье»

Ненецкая сказка «Кукушка»

(для 5-7 лет)

Р.н.с. «По щучьему велению»

(для 5-6 лет)

А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»

(для 6-7лет)

В.П.Катаев «Цветик-самицветик»

(для 4-6 лет)

Нравственный

урок сказки

Дружно-не грузно, а врозь-хоть  брось (посло-вица)

Как проживешь, так и прослывешь

(пословица)

Сентябрь холоден, да сыт

(пословица)

Как аукнется, так и отклик-

нется

(пословица)

Золото и в грязи блестит (пословица)

Дал слово-держи(пословица)

Чужими руками хорошо жар загребать

(пословица)

В детстве не научишься всю жизнь промучаешься

(пословица)

Жизнь дана на добрые дела (Пословица)

После грозы- вёдро, а после горя-радость

(пословица)

Мал золотник да дорог.

(пословица)

Мир не без добрых людей

(поговорка)

Старый друг лучше новых двух (пословица)

Труд человека кормит, а лень портит (пословица)

Для друга и семь верст не околица.

(пословица)

Смеется тот, кто смеется последним (пословица)

Друг познается в беде

(пословица)

Храброму смерть не страшна

(пословица)

Кто трудиться не готов, нет тому и пирогов.

(пословица)

Носи платье-не скидывай, терпи горе-не сказывай

(пословица)

При солныш-

ке тепло, при матери- добро (пословица)

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда (пословица)

Жадность до добра не доводит

(пословица)

Горе, разде-

ленное с дру-

гом-полгоря, разделенная радость- две радости

(пословица)

Содержание беседы по            сказке

1 Почему деду удалось вырастить такую репку?

2 Кто еще мог бы помочь

вытащить репку?

3 Сказка «Репка» на новый лад.

1 Какие герои сказки по-нравились и чем?

2 Какие поступки Хавро-шечки восхитили, удиви-ли?

3Почему яблонька наклонялась именно к Хаврошечке

1 Какое место в сказке вам запомнилось больше всего?

2 Какие поступки Зайца можно назвать смелыми?

3 Почему все звери принесли Зайчихе дары осени?

1 Кто из помощников больше понравился? Почему?

2 Кому вы сопереживали в сказке?

3Все ли поступки героини понравились?

1 Что удивило в сказке?

2 Какие испытания прошла Золушка?

3 Кто помогал Золушке?

1 Какие добрые дела совершили тетушки?

2 Сдержала ли данное слово принцесса?

3 Всегда ли легко выполнить обещание?

1 Какие чувства вызывает у вас поведение кота?

2 Чтобы произошло, если бы людоед не превратил-

ся в мышку?

3 Мог бы сын мельника сам стать принцем? Каким образом?

1 Какие чувства вызвали у вас мальчик и девочка?

2 Кто учил детей быть чистыми?

3 Как бы вы поступили на месте героев?

1 Кто из героев самый добрый?

2 Кого вы больше жалеете и почему?

3 Как можно предложить свою помощь?

1 Какие поступки Аленушки понравились и почему?

2 За что можно похвалить братца Иванушку?

3 Какие чувства вы испытали при встрече с ведьмой?

1 Каким оказался Мальчик с пальчик?

2 Кто помог детям? Почему?

1 Плохо ли детям без игрушек?

2 Как помочь героям стихов?

3 Как вы относитесь к своим игрушкам?

1 Почему Дениска загрустил?

2 Какая у вас любимая игрушка? Где она сейчас?

3 Хорошо ли игрушкам с вами?

1 Какие поступки героинь понравились? Почему?

2 Можно ли помочь Ленивице?

3 Помогаете ли вы дома?

1 Какие чудеса происхо-дят под Новый год?

2 Откуда к нам приезжает дед Мороз?

3 Какие герои из сказок вам понравились больше всех?

1 На кого из героев сказки вы похожи? Чем?

2 На кого вы хотели бы походить? В чем?

3 Чем можно растопить сердце Снежной королевы?

1Кому из героев сказки вы больше сочувствуете?

2 Как бы вы поступили на месте принца?

3 По каким поступкам вы выбираете друзей?

1Почему щенок попадал в нелепые ситуации?

2 Какие чувства вызывали у вас герои сказки? Почему?

1 Почему зайчик поверил лисе?

2 Какие поступки героев не понравились?

3 Всем ли можно доверять?

1 Кого из героев сказки вы запомнили?

2 С кем из героев сказки вы хотели бы дружить? Почему?

3 Почему волк испугался?

1Можно ли солдатика назвать преданным и смелым?

2 Понравился ли вам герой? За что?

3 С кем из героев сказки вы хотели бы дружить?

1 Что можно сказать о поступках петушка и мышат?

2 На кого бы вы хотели походить?

3 Что нужно сделать мышатам, чтобы петушок их угостил?

1 Было ли вам страшно?

2 Как бы вы поступили на месте героя?

3 Узнали бы вас по глазам, по поступкам?

1 Почему мама преврати-

лась в кукушку?

2 Почему по тундре стеле-

тся красный мох?

3 О чем предупреждает сказка?

1 Понравился или нет Емеля? Почему?

2 На каком месте вы хотели бы остановить сказку?

3 Кто или что еще может помочь человеку, кроме волшебной щуки?

1 Что чувствовала старуха во время исполнения ее желаний?

2 Что чувствовала рыбка, исполняя желания?

3 Что произойдет в сказке, если изменится характер старика?

1 какой поступок героини вам запомнился больше всего?

2 От исполнения какого желания Женя испытала радость?

3 Что бы вы загадали на последний лепесток?

Речевая зарядка

1 Словесная игра «Тише-громче» (позвать героев сказки).

2 Закончить предложе-ние «Дед вырастил не репку, а…»

1Слов.игра «Назови ласково».

2 Игра «Придумай новое имя Хаврошечке».

3 Объяснить значение выражений «яблочко наливное», «листья шумят золотые»

Слов.игры «Какое слово лишнее», «Какой, какая, какие» (об овощах, о героях сказки)

2 Загадки об овощах

3 Составление описательного рассказа о том, кто и что принес  Зайчихе с использованием мнемотаблиц

1 Словесная игра «Улетают- не улетают».

2 Задание «Назови грустные и веселые слова».

3 Игра «Что забыл нарисовать художник?» (про птиц).

1 Задание «Объясни слова:крестная, карета, лакеи,кучер, падчерица»

2 Словесная игра «Вы поедите на бал?»

1 Задание «Объясни слова опечалилась, пригорюнилась».

2 Словесные игры «Кому что  нужно», «Одень куклу»

1 Составление описательного рассказа «Сапоги кота»

2 Задание «Назови сказки, где есть волшебная обувь»

1 Словесная игра «Назови ласково» (части тела)

2 Составь предложения по картинкам из сказки (рассказа)

1 Словесная дидактическая игра «Добрые слова»

2 Проявление заботы о бабушке через совмест-

ное написание письма.

1 Д/игра «Какое слово лишнее?»

2 Что произойдет в сказке, если убегут все слова-действия?

1 Пал.гимн. «Мальчик с пальчик»

2 Д/игра «Сравни по росту»

Словесно-дидактическая игра «Какой, какая, какие, какое?»

1 Задание «Измени название рассказа»

2 Словесная игра «Один, два, пять»

1 Задание «Придумай новые имена героиням».

2 Слов. игра «Подбери родственные слова» ксловам:снег,зима, труд»

1 Задание «Придумай загадки-описания о героях сказки»

2 Словесная игра «Наоборот». Слова-антонимы.

1 Словесная игра «Какой, какая, какое» (сердце, королева, олень, Герда)

2 Логоритмическая игра «Снеговик».

3 Игра с движениями «Угадай на чем катаюсь»

1 Задание «Придумай новые слова о принцессе»

2 Словесная игра «Кто ухаживает за…»

1 Словесные игры «Назови ласково», «У  кого кто» (детеныши домашних животных)

2 Придумай «У кого и как

еще мог спросить щенок»

1 Словесные игры «Узнай сказку», «Кто где живет»

2 Пересказ сказки по ролям

1 Словесные игры «Кто живет в лесу?» «У кого кто?»

2 Придумай предложения со словами аптека, сова, лиса, заяц

1 Задание «Объясни выражение “стойким солдатикам плакать не полагается”»

2 Словесная игра «Подбери слова-синонимы» (смелость, стойкость)

1 Сказочная математика

2 Словесная игра «Подо-

брать новые имена героям сказки»

1 Задание «Объясни выражение “красив душой и поступками”»

2 Словесные игры «Что нужно повару», «Съедоб-

ное-несъедобное»

1 Составление словесно-

го портрета «Моя мама»

2 Словесная игра «Что сначала, что потом?»

1 Задание «Придумай предложения со словами «Емеля, щука».

2 Словесная игра «Кто живет в реке?».

1 Слов.игры «Какое слово лишнее?» «Какой, какая, какие».

2 Загадки о рыбах.

3 Составление описательного расска

1 Словесная игра «Какое

слово лишнее?».

2 Игра «На каких цветах еще можно загадывать

желание?»

Приемы и

средства изобразитель-

ной деят-ти

1 На длинной полоске бумаги нари-совать всех ге-роев сказки.

2 Раскрасить картинку к сказке на но-вы

Изобразить корову комоч-ками из мятой бумаги по готовому силуэту.

Коллективная аппликация

«Дары осени»

Выполнить оригами «Птицы»

Украсить силуэт бального платья спосо-

бом коллажа.

Изготовить одежду для бумажной куклы.

Вылепить из соленого теста сапоги кота.

1 Нарисовать предметы ухода за телом

2 Раскрасить героев в нача-ле и в конце произведений

Изготовить схемы веселого и грустного лица бабушки

Нарисовать по точкам героев сказки.

Обрисовать свою ладонь, «вырезать методом обрывания

 Изобразить медвежонка методом пальчиковой живописи.

Вырезать и составить коллаж «Мои игрушки»

Изготовить украшение для ведерка из бросового материала.

Изготовить новогодние

игрушки из бросового материала.

1 Выполнить аппликацию «Зимние забавы».

2 Нарисовать по трафарету и раскрасить розовый куст.

1 Нарисовать подарки принца.

2 Сделать подарок для близких.

Заштриховать героев сказки в определенном направлении

Вылепить героев сказки.

Выполнить коллективную аппликацию «Лесная аптека»

Выполнить коллаж из открыток «Солдатик и танцовщица»

Сделать пирожки из глины и украсить их.

Игра «Кафе», «Магазин»

Нарисовать праздничный стол.

Нарисовать портрет мамы.

Заштриховать силуэт щуки

Выполнить коллективную работу-оригами «Аквариум»

Выполнить объемную аппликацию «Цветы»

Приложение 6:

План работы с детьми в самостоятельной деятельности

дата

тема

форма работы

сентябрь

Приложение 7:

План работы с родителями

дата

тема

форма работы

октябрь

Вечер талантливых семей

мероприятие для детей и их родителей

октябрь

Богатство родного языка

наглядная информация: стенд для родителей

ноябрь

Мама мамочки моей

Мероприятие для бабушек и детей

ноябрь

Моя Родина

конкурс чтецов для детей и родителей

декабрь

«Сказка-ложь, да в ней намек, добру молодцу урок!»

литературная викторина для детей и родителей

декабрь

Развитие связной речи у детей с ОНР

родительское собрание

январь

Рождественские посиделки

мероприятие для детей и родителей

январь

Край, ты, мой любимый!

конкурс поделок : творчество детей и родителей

февраль

Русский – моя родной язык!

познавательно-развлекательная игра для детей и родителей

февраль

Ай-да, папы, ай-да, сыночки!

мероприятие для пап и детей.

март

Весну встречаем, зиму провожаем!

праздник для родителей

апрель

Пасху радостно встречаем!

конкурс рисунков: творчество детей и родителей

апрель

Русский солдат  умом и силой богат!

мероприятие для дедушек и детей

май

Праздник русской берёзки

Праздник для родителей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи детей дошкольного возраста посредством малых форм фольклора

Народный   фольклор представляет собой прекрасный речевой материал,который помогает развитию речи дошкольника....

Консультация для родителей "Влияние русского народного фольклора на развитие речи детей дошкольного возраста".

Главная задача в области развития речи детей младшего дошкольного возраста  -  помочь им в освоении разговорной речи, родного языка. Источником развития выразительности детской речи являются...

Методическая разработка "Развитие речи детей дошкольного возраста от 3 до 6 лет с применением малых форм фольклора и театрализации русских народных сказок"

В методической разработке представлен практический материал и перспективные планы включения малых форм фольклора и театрализации русских народных сказок в совместную образовательную деятельность...

Развитие речи детей дошкольного возраста посредством русских народных сказок

Русские народные сказки пришли к нам из глубины времен с важной задачей передать знания детям, которые как губка впитывают буквально всё,  что видят, с чем соприкасаются. Поэтому так важно показа...

"Русский народный фольклор - эффективное средство развитие речи детей дошкольного возраста"

Данный материал представляет собой отчет по теме самообразования, работа над которой продолжалась в течение двух лет....

«Русский народный фольклор – эффективное средство развития речи детей дошкольного возраста»

Данная презентация-это отчет о работе по теме самообразования учителя-логопеда....

Консультация для родителей по теме: «Развитие речи детей дошкольного возраста посредством приобщения к истокам русской народной культуры»

В консультации говорится о важности развития речи ребёнка дошкольного возраста .Одним из эффективных способов развития речи детей дошкольного возраста является приобщение их к истокам русской народной...