Развитие речи детей дошкольного возраста посредством малых форм фольклора
статья (развитие речи, младшая группа) по теме

Народный   фольклор представляет собой прекрасный речевой материал,который помогает развитию речи дошкольника.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon малые формы фольклора41.5 КБ

Предварительный просмотр:

             

Управление образования администрации

Старооскольского городского округа

Муниципальное  бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №2 «Колокольчик» общеразвивающего вида

                             воспитатель - Другова Валентина Ивановна

                             

Развитие речи детей дошкольного возраста посредством малых форм фольклора.

     

 «Пословицы и поговорки помогают «выломать язык ребёнка на русский лад»                                          К.Д.Ушинский.

       Дошкольное образовательное учреждение – первое и самое ответственное звено в общей системе народного образования. Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребёнка в дошкольном возрасте. Именно дошкольное детство особенно сенситивно к усвоению речи. Поэтому процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании, как общая основа воспитания и развития детей. В конце ХХ века в нашу жизнь начала вливаться огромная лавина заимствованных терминов из иностранных языков, что угрожает  русскому языку, а значит и  русской культуре. Поэтому проблема развития речи детей дошкольного возраста посредством русского народного фольклора на сегодняшний день имеет особую значимость.                                                                   В наше время повсеместно наблюдается процесс упрощения, оскудения русского языка, исчезают его красота, образность. Исключительно мал и примитивен словарный запас большинства взрослых и детей. Ребёнок во многом зависит от взрослых; прекрасно, если взрослые наполняют жизнь ребёнка светом добра и ласки, духовно обогащают среду, в которой он растёт, закладывают предпосылки высоких человеческих начал.                                                                                              А что может развить и обогатить речь детей, его духовную среду? Это русский народный фольклор. Фольклор любовно и мудро поучает дошкольника, приобщает его к высокой моральной культуре своего народа.                                  

В методике развития речи младшего дошкольного возраста имеется немало исследований, посвященных использованию малых форм фольклора в развитии речи детей: Буняковой М.Г., Водовозовой В.М., Гавриш Н.В., Кургановой М.Г., Павловой Л.Н., Струниной Е.М., Ушаковой О.С. и многие другие. Все они свидетельствуют о возможности использования малых форм фольклора для развития речевых навыков детей.

Об одной из общих задач развития речи детей Е.И.Тихеева писала так: «Прежде всего, и главнейшим образом надо заботиться о том, чтобы всеми мерами при поддержке слова содействовать формированию в сознании детей богатого и прочного внутреннего содержания.  …   Сущность слова слагается из его содержания и формы. Гармоническое единение того и другого обуславливает ценность слова». [22 с.159]

      Потешки, скороговорки, чистоговорки, пословицы, поговорки являются богатейшим материалом для развития звуковой культуры речи. Развивая чувство ритма и рифмы, мы готовим ребёнка к дальнейшему восприятию поэтической речи и формируем интонационную выразительность его речи  (Н.С.Карпинская, М.К.Боголюбская, В.В.Шевченко) [9 с.143].

Народные игры, содержащийся в них фольклорный материал способствует овладению родной речью. В процессе игр – забав, считает Т.Тарасова, не только развивается речь, но и мелкая моторика  [21 с.59-62].

 Воспитывать у дошкольников любовь и уважение к национальной культуре через;

- фольклорно – игровые занятия;

- дидактические игры и упражнения;

- рассматривание иллюстраций, книжек – малышек, раскладушек;

- игры – драматизации;

- досуги и праздники;

- подвижные народные игры (с пением, речевым сопровождением);

- хороводы.

Важнейшей предпосылкой для решения речевых задач в детском саду является правильная организация обстановки, в которой бы у детей появилось желание говорить, называть окружающее, вступать в речевое общение, особенно в первые дни жизни ребёнка в детском саду. Особую значимость приобретает и народный фольклор в период привыкания к новой обстановке, когда  ребёнок ещё не может общаться с другими детьми и взрослыми. Тогда на помощь приходит выразительно рассказанная потешка, которая поможет установить контакт с ребёнком. Учитывая, что многие народные произведения позволяют ставить любое имя, не изменяя содержание, в адаптационный период использовать такие потешки как, например: - «Вот проснулся петушок..»;«Наша Маша маленькая..»,подбирать в соответствии уровню развития детей.

       Фольклорно – игровые занятия проводить не в традиционных формах, а как яркое общение с малышами. Зная уровень развития своих детей, произведения предлагать адекватно их речевым возможностям.   На фольклорно – игровых занятиях использовать приём действенного соучастия детей, привлекать к поисковой деятельности, самостоятельности, развитию фантазии.

       Народные песенки, потешки, пестушки также представляют собой прекрасный речевой материал, который помогает увеличить запас слов у малышей. Используя этот материал на речевых занятиях, развивается звучность, ритмичность, напевность . Занимательность потешек привлекает детей, вызывает желание повторить, запомнить; что, в свою очередь, способствует  развитию разговорной речи.

С помощью разучивания поговорок и  пословиц  формируются умения лаконично, выразительно выражать свои чувства, интонационно окрашивать свою речь.

      Отгадывание  и придумывание загадок также оказывает влияние на разностороннее развитие речи детей; обогащается словарь.

Для более эффективного развития  речевых способностей  посредством малых форм фольклора тесно сотрудничайте с семьей.

 Совместные усилия  поспособствуют успешной, хорошей подготовке ребят  к школе.

Используемая литература: «Развитие речи детей раннего возраста» Павлова Л.Н., Педагогика и воспитание 2007.- 304 с. «Методика развития речи детей» Струнина Е.М., Ушакова О.С., Учебно-методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. — 288 с., Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста) Тихеева Е.И. Москва Просвещение, 1981.-111 с., «История педагогики» Ушинский

К. Д., - КнигаФонд- 240 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи детей дошкольного возраста средствами малых форм фольклора.

Непременным условием для всестороннего развития ребенка является общение его со взрослыми. Важнейшее средство человеческого общения – это язык. Поэтому одной из главных задач воспитания и обучения дет...

Развитие речи детей дошкольного возраста средствами малых форм фольклора

Презентация по развитию речи детей дошкольного возраста средствами малых форм фольклора...

Семинар «Развитие речи детей дошкольного возраста средствами малых форм фольклора».

Тема: Развитие речи детей дошкольного возраста средствами малых форм фольклора. Цель: Развитие всех компонентов устной речи дошкольников, формирование чувства любви к художест...

Семинар "Развитие речи детей дошкольного возраста средствами малых форм фольклора"

quot; Развитие речи детей дошкольного возраста средствами малых форм фольклора"...

Развитие речи детей дошкольного возраста средствами малых форм фольклора

Статья содержит материал о возможности использования малых форм фольклора в развитии речи детей старшего дошкольного возраста....

РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВОМ МАЛЫХ ФОРМ ФОЛЬКЛОРА

Цель исследования – выявить влияние малых форм фольклора на становление речи детей раннего возраста. Объект исследования – процесс развития речи детей раннего возраста.Предмет исследо...

РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВОМ МАЛЫХ ФОРМ ФОЛЬКЛОРА

Цель исследования – выявить влияние малых форм фольклора на становление речи детей раннего возраста. Объект исследования – процесс развития речи детей раннего возраста.Предмет исследо...