Развитие речи детей дошкольного возраста посредством малых форм фольклора
статья (развитие речи, младшая группа) по теме

Народный   фольклор представляет собой прекрасный речевой материал,который помогает развитию речи дошкольника.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon малые формы фольклора41.5 КБ

Предварительный просмотр:

             

Управление образования администрации

Старооскольского городского округа

Муниципальное  бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №2 «Колокольчик» общеразвивающего вида

                             воспитатель - Другова Валентина Ивановна

                             

Развитие речи детей дошкольного возраста посредством малых форм фольклора.

     

 «Пословицы и поговорки помогают «выломать язык ребёнка на русский лад»                                          К.Д.Ушинский.

       Дошкольное образовательное учреждение – первое и самое ответственное звено в общей системе народного образования. Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребёнка в дошкольном возрасте. Именно дошкольное детство особенно сенситивно к усвоению речи. Поэтому процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании, как общая основа воспитания и развития детей. В конце ХХ века в нашу жизнь начала вливаться огромная лавина заимствованных терминов из иностранных языков, что угрожает  русскому языку, а значит и  русской культуре. Поэтому проблема развития речи детей дошкольного возраста посредством русского народного фольклора на сегодняшний день имеет особую значимость.                                                                   В наше время повсеместно наблюдается процесс упрощения, оскудения русского языка, исчезают его красота, образность. Исключительно мал и примитивен словарный запас большинства взрослых и детей. Ребёнок во многом зависит от взрослых; прекрасно, если взрослые наполняют жизнь ребёнка светом добра и ласки, духовно обогащают среду, в которой он растёт, закладывают предпосылки высоких человеческих начал.                                                                                              А что может развить и обогатить речь детей, его духовную среду? Это русский народный фольклор. Фольклор любовно и мудро поучает дошкольника, приобщает его к высокой моральной культуре своего народа.                                  

В методике развития речи младшего дошкольного возраста имеется немало исследований, посвященных использованию малых форм фольклора в развитии речи детей: Буняковой М.Г., Водовозовой В.М., Гавриш Н.В., Кургановой М.Г., Павловой Л.Н., Струниной Е.М., Ушаковой О.С. и многие другие. Все они свидетельствуют о возможности использования малых форм фольклора для развития речевых навыков детей.

Об одной из общих задач развития речи детей Е.И.Тихеева писала так: «Прежде всего, и главнейшим образом надо заботиться о том, чтобы всеми мерами при поддержке слова содействовать формированию в сознании детей богатого и прочного внутреннего содержания.  …   Сущность слова слагается из его содержания и формы. Гармоническое единение того и другого обуславливает ценность слова». [22 с.159]

      Потешки, скороговорки, чистоговорки, пословицы, поговорки являются богатейшим материалом для развития звуковой культуры речи. Развивая чувство ритма и рифмы, мы готовим ребёнка к дальнейшему восприятию поэтической речи и формируем интонационную выразительность его речи  (Н.С.Карпинская, М.К.Боголюбская, В.В.Шевченко) [9 с.143].

Народные игры, содержащийся в них фольклорный материал способствует овладению родной речью. В процессе игр – забав, считает Т.Тарасова, не только развивается речь, но и мелкая моторика  [21 с.59-62].

 Воспитывать у дошкольников любовь и уважение к национальной культуре через;

- фольклорно – игровые занятия;

- дидактические игры и упражнения;

- рассматривание иллюстраций, книжек – малышек, раскладушек;

- игры – драматизации;

- досуги и праздники;

- подвижные народные игры (с пением, речевым сопровождением);

- хороводы.

Важнейшей предпосылкой для решения речевых задач в детском саду является правильная организация обстановки, в которой бы у детей появилось желание говорить, называть окружающее, вступать в речевое общение, особенно в первые дни жизни ребёнка в детском саду. Особую значимость приобретает и народный фольклор в период привыкания к новой обстановке, когда  ребёнок ещё не может общаться с другими детьми и взрослыми. Тогда на помощь приходит выразительно рассказанная потешка, которая поможет установить контакт с ребёнком. Учитывая, что многие народные произведения позволяют ставить любое имя, не изменяя содержание, в адаптационный период использовать такие потешки как, например: - «Вот проснулся петушок..»;«Наша Маша маленькая..»,подбирать в соответствии уровню развития детей.

       Фольклорно – игровые занятия проводить не в традиционных формах, а как яркое общение с малышами. Зная уровень развития своих детей, произведения предлагать адекватно их речевым возможностям.   На фольклорно – игровых занятиях использовать приём действенного соучастия детей, привлекать к поисковой деятельности, самостоятельности, развитию фантазии.

       Народные песенки, потешки, пестушки также представляют собой прекрасный речевой материал, который помогает увеличить запас слов у малышей. Используя этот материал на речевых занятиях, развивается звучность, ритмичность, напевность . Занимательность потешек привлекает детей, вызывает желание повторить, запомнить; что, в свою очередь, способствует  развитию разговорной речи.

С помощью разучивания поговорок и  пословиц  формируются умения лаконично, выразительно выражать свои чувства, интонационно окрашивать свою речь.

      Отгадывание  и придумывание загадок также оказывает влияние на разностороннее развитие речи детей; обогащается словарь.

Для более эффективного развития  речевых способностей  посредством малых форм фольклора тесно сотрудничайте с семьей.

 Совместные усилия  поспособствуют успешной, хорошей подготовке ребят  к школе.

Используемая литература: «Развитие речи детей раннего возраста» Павлова Л.Н., Педагогика и воспитание 2007.- 304 с. «Методика развития речи детей» Струнина Е.М., Ушакова О.С., Учебно-методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. — 288 с., Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста) Тихеева Е.И. Москва Просвещение, 1981.-111 с., «История педагогики» Ушинский

К. Д., - КнигаФонд- 240 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи детей дошкольного возраста средствами малых форм фольклора.

Непременным условием для всестороннего развития ребенка является общение его со взрослыми. Важнейшее средство человеческого общения – это язык. Поэтому одной из главных задач воспитания и обучения дет...

Развитие речи детей дошкольного возраста средствами малых форм фольклора

Презентация по развитию речи детей дошкольного возраста средствами малых форм фольклора...

«Формирование познавательно-речевой активности у детей дошкольного возраста посредством малых форм фольклора»

Пояснительная записка                    «Не условным звукам только учится ребенок, изучая родной я...

План работы с воспитанниками и родителями первой младшей группы по теме «Формирование познавательно-речевой активности у детей дошкольного возраста посредством малых форм фольклора»

Цель:  развитие речи детей дошкольного возраста средствами малых форм фольклора.Задачи:1.  Развитие слухового внимания, понимания речи, развитие артикуляционного и слухового аппара...

Семинар «Развитие речи детей дошкольного возраста средствами малых форм фольклора».

Тема: Развитие речи детей дошкольного возраста средствами малых форм фольклора. Цель: Развитие всех компонентов устной речи дошкольников, формирование чувства любви к художест...

Семинар "Развитие речи детей дошкольного возраста средствами малых форм фольклора"

quot; Развитие речи детей дошкольного возраста средствами малых форм фольклора"...

Развитие речи детей дошкольного возраста средствами малых форм фольклора

Статья содержит материал о возможности использования малых форм фольклора в развитии речи детей старшего дошкольного возраста....