Развитие речи детей дошкольного возраста средствами малых форм фольклора.
консультация по развитию речи по теме

Мочалова Ольга Витальевна

Непременным условием для всестороннего развития ребенка является общение его со взрослыми. Важнейшее средство человеческого общения – это язык. Поэтому одной из главных задач воспитания и обучения детей в детском саду является развитие речи, речевого общения. Эта общая задача состоит из ряда отдельных задач:

расширение, обогащение и активизация словаря;

воспитание звуковой культуры речи и подготовка к обучению грамоте;

формирование правильной разговорной речи.

Неоценимую роль в решении этих задач может оказать русский народный фольклор -  сказки и малые фольклорные жанры: песенки, потешки, прибаутки, считалки, пословицы, поговорки, загадки, дразнилки, кричалки, заклички, пестушки.

     Фольклор – это история народа, его духовное богатство. Наши предки, незнакомые с письменностью и книгой, не были оторваны от предшествующих поколений. Простые русские люди, которым давным-давно спели песенки, рассказали сказки и придумали загадки, не умели не читать, ни писать. Но их словесное творчество не забылось, не пропало. Оно бережно передавалось из уст в уста, от родителей к детям. Фольклор появился задолго до литературы и создавался на базе живого разговорного языка, который невозможен без речевых интонаций и жестов. Нам, взрослым, хорошо известны потешки, считалки, дразнилки, скороговорки и прочая стихотворная «шумиха», которую в жизни принято считать пустой забавой. На самом деле, без этих веселых стишков, без словесной игры, которая в них содержится, ребенок никогда не овладеет родным языком в совершенстве, никогда не станет его достойным хозяином, способным выразить свои мысли, чувства и переживания.

Работая с детьми, я обратила внимание, что скороговорки и потешки помогают детям автоматизировать поставленные звуки. С большим желание дети выполняют пальчиковую гимнастику с фольклорным содержанием, а театрализация и драматизация сказок развивает у детей не только речь, но и коммуникативные навыки. В своей работе я решила шире использовать различные виды устного народного творчества (малые формы фольклора): колыбельные песенки, потешки, пословицы и др.  Наметила цели и задачи:

1.     Развивать речевой аппарат; формировать правильное произношение звуков речи, грамматический строй речи; развивать диалогическую и монологическую стороны речи, интонационную выразительность в процессе ознакомления с различными  малыми формами фольклора.

2.     Развивать речевое дыхание, правильную артикуляцию, дикцию; учить передавать различные эмоции с помощью пластичных движений.

3.     Развивать творческую активность, коммуникативные навыки, уверенность в себе, умение держаться перед аудиторией.

4.     Формировать желание исправлять речевые недостатки.

5.     Воспитывать интерес к различным малым фольклорным формам, желание их обыгрывать.

        Впервые дети встречаются с устным народным фольклором еще в раннем детстве, когда песенки пели им мамы и бабушки. Соприкасаясь с лиричностью и красотой колыбельной песни, ребенок приближается к миру прекрасного. Колыбельная песня снимает у малыша тревожность, возбуждение, действует на него успокаивающе, у него возникают положительные эмоции. В народной педагогике они рассматриваются как обереги. Напевное выделение гласных звуков, медленный темп развивают у детей фонематический слух, интонационную выразительность:

А баиньки, баиньки, купим сыну валенки,

Наденем на ножки, пустим по дорожке.

Будет наш сынок ходить, новы валенки носить.

Колыбельные песни позволяют детям запоминать слова, словосочетания, осваивать лексическую сторону речи. Разнообразие колыбельных песен способствует освоению грамматического строя речи. Их можно использовать в образовании однокоренных слов: сын – сыночек, котя – котенька – коток, зайка – заюшка – зайчонок. Свои впечатления от знакомства с колыбельными песенками дети в дальнейшем отображают в сюжетно – ролевых играх.                                             

        В работе с детьми для развития у них артикуляционного аппарата и дикции использую поговорки, пословицы и скороговорки:

Пословицы:

-Поспешишь – людей насмешишь.

-Наш пострел везде поспел.

-Тише едешь – дальше будешь.

Поговорки:

-Хочется рыбку съесть, да не хочется в воду лезть.

-Люди пахать, а мы руками махать.

-Глаза завидущие, руки загребущие.

Пословицы и поговорки образны, поэтичны, в них много олицетворений, метких определений. Пословицы можно подобрать почти к любой ситуации.

Что на уме, то и на языке.

Чужим умом умен не будешь.

Значение иносказательных, метких и образных поучающих пословиц и поговорок раскрывается перед детьми постепенно, и глубина понимания их в значительной мере зависит от умения взрослых применять пословицы как можно чаще, во всех подходящих случаях.

Произнесенное кстати краткое изречение запоминается детьми и воздействует на них значительно сильнее, чем любые нравоучения и уговоры. Пословицы знакомят ребенка с краткостью, точностью и меткостью родного языка.

          Педагогическая наука давно признала скороговорки инструментом совершенствования произношения, изменения темпа речи, развития артикуляционного аппарата. Но еще в старину люди поняли всю их педагогическую ценность и использовали для воспитания у детей чувства ритма, для преодоления косноязычия. С помощью проговаривания скороговорок автоматизируется звукопроизношение, закрепляются поставленные звуки, развивается звуковая сторона речи, её интонационная выразительность, чувство ритма: «От топота копыт пыль по полю летит», «На дворе трава, на траве дрова» и т.д. Использование скороговорок помогает закрепить четкую дикцию, использовать различные высотные, силовые и тембральные звучания. Скороговорка требует точной организации голосового хода, логического и орфографического ударения. Стихотворная ритмика организует четкость речи, не разрешает пропускать и менять звуки. Она служит организационным моментом и для дыхания: дает возможность сознательно его распределять, не прерывая доборами речи внутри строки, и пополнить только в конце после строки. Скороговорки нужны для развития фонематического слуха, формирования способности ребенка улавливать тонкие звуковые различия, способствуют автоматизации звуков речи.

         Отгадывание  и придумывание загадок также оказывает влияние на разностороннее развитие речи детей. Загадки обогащают словарь детей, формируют представление о переносном значении слова, помогают усвоить звуковой и грамматический строй речи. Разгадывание загадок способствует развитию мышления, формирует способность к анализу и обобщению: «Сидит девица в темнице, а коса на улице», «Пришел Яшка – белая рубашка, где он пробегает – ковром устилает».

        Чтобы сформировать связную речь ребенка, необходимо научить его пользоваться различными звуковыми средствами. Это и интонация, и логическое ударение, подбор наиболее подходящих слов, метафор, синонимов, умение строить сложные предложения и др.

Основой связной речи, заключающей в себе различные языковые средства, является диалог. Для диалога характерны неполные предложения, восклицание, вопрос, междометие, яркая интонационная мимика. Все это мы находим в фольклорных диалогических текстах. Заучивание и обыгрывание лишь одного диалогического фольклорного текста помогает нашим детям освоить вопросительную интонацию.

— Яму копал? — Копал.

— В яму упал? — Упал.

— В яме сидишь? — Сижу.

— Яма сыра? — Сыра.

— Как голова, цела? — Цела.

— Значит, живой? — Живой.

— Ну, я пошел домой.

Конкретность сформулированных вопросов вызывает четкий и простой ответ. Неполное предложение помогает сохранить интонацию вопроса, услышать ее в тексте. Освоив интонационную выразительность в коротких неполных предложениях, дети смогут ее проявлять в распространенных и сложных предложениях.

Восклицательную интонацию продуктивнее отрабатывать на закличках, так как в них присутствует восклицание:

Солнышко! Ведрышко!

Выйди поскорей!

Будь к нам подобрей!

Само слово «заклички» побуждает детей говорить громко — закликать. Использовала такой прием: «Скажи так, чтобы солнце тебя услышало!» Да разве можно сказать тихо такой текст, в содержании которого изначально заложена просьба, желание видеть солнце!

Солнышко, появись!

Красное, нарядись!

Чтобы год от года

Была у нас погода!

Противоположным свойством обладают пестушки. Их хочется проговаривать напевно, ласково, поэтому само содержание побуждает детей произносить их тихо, спокойно.

Тише, куры, не шумите,

Мово Ваню не будите,

А мой Ваня будет спать,

Будет глазки закрывать.

           Нельзя не отметить влияние на воспитание яркой интонационной выразительности, эмоциональности речи детей русских народных словесных игр, как их еще называют, игр с приговорами. Для них особенно характерны интонационно-мимические компоненты, которые зависят от личных способностей игроков, от духа игры. Наверное, поэтому дети их так любят.

Народные игры, хороводы с текстовым сопровождением позволяют проговаривать слова в разном темпе, с различной интонацией, развивают словесное творчество детей:

Игра «Девица-девица».

Участники: девица-водящий и группа детей.

Дети. Девица-девица, сходи по водицу!

Девица. Я волка боюсь, я лисицы боюсь, я медведя боюсь!

Дети. Волк на работе, лиса на болоте, а медведь смеется – голова трясется!

Девица. Поймаю вас всех сейчас!

Чем чаще дети будут играть в эту игру, тем сильнее будут проявляться эмоции и мимика.

         Тесно связаны с играми считалки. Считалки – это истории, придуманные для детей, способ осуществления объективной справедливости – как бы сама судьба распоряжается распределением ролей.

Главная особенность считалки – четкий ритм, возможность кричать раздельно все слова.

Тара-бара,

Домой пора

Коров доить,

Тебе водить.

            Приговорки – это своеобразные просьбы к природе о соучастии, о доброй помощи. Моменты воздействия на организм ребенка, не всегда приятны для него, под звучание приговорок превращаются в эмоциональный контакт, в форму речевого общения.

Матушка репка,

Уродись крепка,

Ни густа, ни редка,

До великого хвоста.

             Фольклорные прибаутки – небольшие стихотворения из двух-четырех, редко восьми строчек. Для прибауток характерно уважительное отношение ко всему живому, ласковые слова, добрые прозвища: котя - коток, курочка –рябушка.

Прибаутка предлагает детям увидеть смешное в жизни и научиться передавать это смешное в слове. Это лучший способ развития как координации движения, так и общей и мелкой моторики. Ребенок учится согласовывать свои движения с ритмом прибаутки.

На болоте стоит пень –

Шевелиться ему лень.

Шея не ворочается,

А посмеяться хочется.

Среди народных стишков большую группу составляют перевертыши, содержанием которых является заведомая чепуха, нелепость, ерунда. Но чепуха эта особого свойства. Она подчиняется определенному правилу – перевертышу.

Перевертыши открывают ребенку возможность через игру словами, звуками, звукосочетаниями уловить специфику звучания речи и характерные для него выразительность, образность, юмор.

Ехала деревня мимо мужика,

Вдруг из-под собаки лают ворота.

Выскочила палка с бабою в руке

И давай дубасить коня на мужике.

Лошадь ела сало, а мужик – овес,

Лошадь села в сани, а мужик повез.

       Велика ценность фольклора в формировании у детей слухового внимания, фонематического слуха и правильного произношения, так как сама звуковая ориентация фольклорного стиха наполнена обилием рифм, повторов, созвучий.

Пошел медведь к броду — бултых в воду!

Уж он мок, мок, мок,

уж он кис, кис, кис.

Вымок, выкис, вылез, высох,

Встал на колоду —

бултых в воду!

      Многие малые фольклорные формы использую в планировании занятий и режимных моментах, в работе по развитию моторики, в виде пальчиковых гимнастик и физкультминуток. 

Петушок, петушок,

Золотой гребешок,

Выгляни в окошко,

Дам тебе горошка!                             

 

                                                                            Топ-топ, топотушки,

                                                                            Пляшет зайка на опушке,

                                                                            Пляшет ежик на пеньке,

                                                                            Пляшет чижик на сучке,

                                                                            Пляшет пёсик на крылечке,

                                                                            Пляшет котик возле печки,

                                                                            Пляшет мышка возле норки,

                                                                            Пляшет козочка на горке.

Выполнение упражнений  способствует развитию моторики рук, вырабатывает умение проговаривать текст совместно с выполняемыми действиями, подготовке руки к письму.

         Русский народный фольклор является неиссякаемым источником мудрости в воспитании детей в целом и в развитии речи в частности. То, что заложено в детстве, будет питать человека на протяжении всей его жизни. Поэтому так важно окружить детей теплом и наполнить их детство настоящими сокровищами народной мудрости.

        Непременным условием для всестороннего развития ребенка является общение его со взрослыми. Важнейшее средство человеческого общения – это язык. Поэтому одной из главных задач воспитания и обучения детей в детском саду является развитие речи, речевого общения. Эта общая задача состоит из ряда отдельных задач:

расширение, обогащение и активизация словаря;

воспитание звуковой культуры речи и подготовка к обучению грамоте;

формирование правильной разговорной речи.

Неоценимую роль в решении этих задач может оказать русский народный фольклор -  сказки и малые фольклорные жанры: песенки, потешки, прибаутки, считалки, пословицы, поговорки, загадки, дразнилки, кричалки, заклички, пестушки.

     Фольклор – это история народа, его духовное богатство. Наши предки, незнакомые с письменностью и книгой, не были оторваны от предшествующих поколений. Простые русские люди, которым давным-давно спели песенки, рассказали сказки и придумали загадки, не умели не читать, ни писать. Но их словесное творчество не забылось, не пропало. Оно бережно передавалось из уст в уста, от родителей к детям. Фольклор появился задолго до литературы и создавался на базе живого разговорного языка, который невозможен без речевых интонаций и жестов. Нам, взрослым, хорошо известны потешки, считалки, дразнилки, скороговорки и прочая стихотворная «шумиха», которую в жизни принято считать пустой забавой. На самом деле, без этих веселых стишков, без словесной игры, которая в них содержится, ребенок никогда не овладеет родным языком в совершенстве, никогда не станет его достойным хозяином, способным выразить свои мысли, чувства и переживания.

Работая с детьми, я обратила внимание, что скороговорки и потешки помогают детям автоматизировать поставленные звуки. С большим желание дети выполняют пальчиковую гимнастику с фольклорным содержанием, а театрализация и драматизация сказок развивает у детей не только речь, но и коммуникативные навыки. В своей работе я решила шире использовать различные виды устного народного творчества (малые формы фольклора): колыбельные песенки, потешки, пословицы и др.  Наметила цели и задачи:

1.     Развивать речевой аппарат; формировать правильное произношение звуков речи, грамматический строй речи; развивать диалогическую и монологическую стороны речи, интонационную выразительность в процессе ознакомления с различными  малыми формами фольклора.

2.     Развивать речевое дыхание, правильную артикуляцию, дикцию; учить передавать различные эмоции с помощью пластичных движений.

3.     Развивать творческую активность, коммуникативные навыки, уверенность в себе, умение держаться перед аудиторией.

4.     Формировать желание исправлять речевые недостатки.

5.     Воспитывать интерес к различным малым фольклорным формам, желание их обыгрывать.

        Впервые дети встречаются с устным народным фольклором еще в раннем детстве, когда песенки пели им мамы и бабушки. Соприкасаясь с лиричностью и красотой колыбельной песни, ребенок приближается к миру прекрасного. Колыбельная песня снимает у малыша тревожность, возбуждение, действует на него успокаивающе, у него возникают положительные эмоции. В народной педагогике они рассматриваются как обереги. Напевное выделение гласных звуков, медленный темп развивают у детей фонематический слух, интонационную выразительность:

А баиньки, баиньки, купим сыну валенки,

Наденем на ножки, пустим по дорожке.

Будет наш сынок ходить, новы валенки носить.

Колыбельные песни позволяют детям запоминать слова, словосочетания, осваивать лексическую сторону речи. Разнообразие колыбельных песен способствует освоению грамматического строя речи. Их можно использовать в образовании однокоренных слов: сын – сыночек, котя – котенька – коток, зайка – заюшка – зайчонок. Свои впечатления от знакомства с колыбельными песенками дети в дальнейшем отображают в сюжетно – ролевых играх.                                             

        В работе с детьми для развития у них артикуляционного аппарата и дикции использую поговорки, пословицы и скороговорки:

Пословицы:

-Поспешишь – людей насмешишь.

-Наш пострел везде поспел.

-Тише едешь – дальше будешь.

Поговорки:

-Хочется рыбку съесть, да не хочется в воду лезть.

-Люди пахать, а мы руками махать.

-Глаза завидущие, руки загребущие.

Пословицы и поговорки образны, поэтичны, в них много олицетворений, метких определений. Пословицы можно подобрать почти к любой ситуации.

Что на уме, то и на языке.

Чужим умом умен не будешь.

Значение иносказательных, метких и образных поучающих пословиц и поговорок раскрывается перед детьми постепенно, и глубина понимания их в значительной мере зависит от умения взрослых применять пословицы как можно чаще, во всех подходящих случаях.

Произнесенное кстати краткое изречение запоминается детьми и воздействует на них значительно сильнее, чем любые нравоучения и уговоры. Пословицы знакомят ребенка с краткостью, точностью и меткостью родного языка.

          Педагогическая наука давно признала скороговорки инструментом совершенствования произношения, изменения темпа речи, развития артикуляционного аппарата. Но еще в старину люди поняли всю их педагогическую ценность и использовали для воспитания у детей чувства ритма, для преодоления косноязычия. С помощью проговаривания скороговорок автоматизируется звукопроизношение, закрепляются поставленные звуки, развивается звуковая сторона речи, её интонационная выразительность, чувство ритма: «От топота копыт пыль по полю летит», «На дворе трава, на траве дрова» и т.д. Использование скороговорок помогает закрепить четкую дикцию, использовать различные высотные, силовые и тембральные звучания. Скороговорка требует точной организации голосового хода, логического и орфографического ударения. Стихотворная ритмика организует четкость речи, не разрешает пропускать и менять звуки. Она служит организационным моментом и для дыхания: дает возможность сознательно его распределять, не прерывая доборами речи внутри строки, и пополнить только в конце после строки. Скороговорки нужны для развития фонематического слуха, формирования способности ребенка улавливать тонкие звуковые различия, способствуют автоматизации звуков речи.

         Отгадывание  и придумывание загадок также оказывает влияние на разностороннее развитие речи детей. Загадки обогащают словарь детей, формируют представление о переносном значении слова, помогают усвоить звуковой и грамматический строй речи. Разгадывание загадок способствует развитию мышления, формирует способность к анализу и обобщению: «Сидит девица в темнице, а коса на улице», «Пришел Яшка – белая рубашка, где он пробегает – ковром устилает».

        Чтобы сформировать связную речь ребенка, необходимо научить его пользоваться различными звуковыми средствами. Это и интонация, и логическое ударение, подбор наиболее подходящих слов, метафор, синонимов, умение строить сложные предложения и др.

Основой связной речи, заключающей в себе различные языковые средства, является диалог. Для диалога характерны неполные предложения, восклицание, вопрос, междометие, яркая интонационная мимика. Все это мы находим в фольклорных диалогических текстах. Заучивание и обыгрывание лишь одного диалогического фольклорного текста помогает нашим детям освоить вопросительную интонацию.

— Яму копал? — Копал.

— В яму упал? — Упал.

— В яме сидишь? — Сижу.

— Яма сыра? — Сыра.

— Как голова, цела? — Цела.

— Значит, живой? — Живой.

— Ну, я пошел домой.

Конкретность сформулированных вопросов вызывает четкий и простой ответ. Неполное предложение помогает сохранить интонацию вопроса, услышать ее в тексте. Освоив интонационную выразительность в коротких неполных предложениях, дети смогут ее проявлять в распространенных и сложных предложениях.

Восклицательную интонацию продуктивнее отрабатывать на закличках, так как в них присутствует восклицание:

Солнышко! Ведрышко!

Выйди поскорей!

Будь к нам подобрей!

Само слово «заклички» побуждает детей говорить громко — закликать. Использовала такой прием: «Скажи так, чтобы солнце тебя услышало!» Да разве можно сказать тихо такой текст, в содержании которого изначально заложена просьба, желание видеть солнце!

Солнышко, появись!

Красное, нарядись!

Чтобы год от года

Была у нас погода!

Противоположным свойством обладают пестушки. Их хочется проговаривать напевно, ласково, поэтому само содержание побуждает детей произносить их тихо, спокойно.

Тише, куры, не шумите,

Мово Ваню не будите,

А мой Ваня будет спать,

Будет глазки закрывать.

           Нельзя не отметить влияние на воспитание яркой интонационной выразительности, эмоциональности речи детей русских народных словесных игр, как их еще называют, игр с приговорами. Для них особенно характерны интонационно-мимические компоненты, которые зависят от личных способностей игроков, от духа игры. Наверное, поэтому дети их так любят.

Народные игры, хороводы с текстовым сопровождением позволяют проговаривать слова в разном темпе, с различной интонацией, развивают словесное творчество детей:

Игра «Девица-девица».

Участники: девица-водящий и группа детей.

Дети. Девица-девица, сходи по водицу!

Девица. Я волка боюсь, я лисицы боюсь, я медведя боюсь!

Дети. Волк на работе, лиса на болоте, а медведь смеется – голова трясется!

Девица. Поймаю вас всех сейчас!

Чем чаще дети будут играть в эту игру, тем сильнее будут проявляться эмоции и мимика.

         Тесно связаны с играми считалки. Считалки – это истории, придуманные для детей, способ осуществления объективной справедливости – как бы сама судьба распоряжается распределением ролей.

Главная особенность считалки – четкий ритм, возможность кричать раздельно все слова.

Тара-бара,

Домой пора

Коров доить,

Тебе водить.

            Приговорки – это своеобразные просьбы к природе о соучастии, о доброй помощи. Моменты воздействия на организм ребенка, не всегда приятны для него, под звучание приговорок превращаются в эмоциональный контакт, в форму речевого общения.

Матушка репка,

Уродись крепка,

Ни густа, ни редка,

До великого хвоста.

             Фольклорные прибаутки – небольшие стихотворения из двух-четырех, редко восьми строчек. Для прибауток характерно уважительное отношение ко всему живому, ласковые слова, добрые прозвища: котя - коток, курочка –рябушка.

Прибаутка предлагает детям увидеть смешное в жизни и научиться передавать это смешное в слове. Это лучший способ развития как координации движения, так и общей и мелкой моторики. Ребенок учится согласовывать свои движения с ритмом прибаутки.

На болоте стоит пень –

Шевелиться ему лень.

Шея не ворочается,

А посмеяться хочется.

Среди народных стишков большую группу составляют перевертыши, содержанием которых является заведомая чепуха, нелепость, ерунда. Но чепуха эта особого свойства. Она подчиняется определенному правилу – перевертышу.

Перевертыши открывают ребенку возможность через игру словами, звуками, звукосочетаниями уловить специфику звучания речи и характерные для него выразительность, образность, юмор.

Ехала деревня мимо мужика,

Вдруг из-под собаки лают ворота.

Выскочила палка с бабою в руке

И давай дубасить коня на мужике.

Лошадь ела сало, а мужик – овес,

Лошадь села в сани, а мужик повез.

       Велика ценность фольклора в формировании у детей слухового внимания, фонематического слуха и правильного произношения, так как сама звуковая ориентация фольклорного стиха наполнена обилием рифм, повторов, созвучий.

Пошел медведь к броду — бултых в воду!

Уж он мок, мок, мок,

уж он кис, кис, кис.

Вымок, выкис, вылез, высох,

Встал на колоду —

бултых в воду!

      Многие малые фольклорные формы использую в планировании занятий и режимных моментах, в работе по развитию моторики, в виде пальчиковых гимнастик и физкультминуток. 

Петушок, петушок,

Золотой гребешок,

Выгляни в окошко,

Дам тебе горошка!                             

 

                                                                            Топ-топ, топотушки,

                                                                            Пляшет зайка на опушке,

                                                                            Пляшет ежик на пеньке,

                                                                            Пляшет чижик на сучке,

                                                                            Пляшет пёсик на крылечке,

                                                                            Пляшет котик возле печки,

                                                                            Пляшет мышка возле норки,

                                                                            Пляшет козочка на горке.

Выполнение упражнений  способствует развитию моторики рук, вырабатывает умение проговаривать текст совместно с выполняемыми действиями, подготовке руки к письму.

         Русский народный фольклор является неиссякаемым источником мудрости в воспитании детей в целом и в развитии речи в частности. То, что заложено в детстве, будет питать человека на протяжении всей его жизни. Поэтому так важно окружить детей теплом и наполнить их детство настоящими сокровищами народной мудрости.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon _razvitie_rechi_detey_doshkolnogo_vozrasta_.doc23.79 КБ

Предварительный просмотр:

               

 «Развитие речи детей  дошкольного возраста                          

                                             средствами малых  форм фольклора»                                                                                                                                                                                                                                                                         

          Непременным условием для всестороннего развития ребенка является общение его со взрослыми. Важнейшее средство человеческого общения – это язык. Поэтому одной из главных задач воспитания и обучения детей в детском саду является развитие речи, речевого общения. Эта общая задача состоит из ряда отдельных задач:

расширение, обогащение и активизация словаря;

воспитание звуковой культуры речи и подготовка к обучению грамоте;

формирование правильной разговорной речи.

Неоценимую роль в решении этих задач может оказать русский народный фольклор -  сказки и малые фольклорные жанры: песенки, потешки, прибаутки, считалки, пословицы, поговорки, загадки, дразнилки, кричалки, заклички, пестушки.

     Фольклор – это история народа, его духовное богатство. Наши предки, незнакомые с письменностью и книгой, не были оторваны от предшествующих поколений. Простые русские люди, которым давным-давно спели песенки, рассказали сказки и придумали загадки, не умели не читать, ни писать. Но их словесное творчество не забылось, не пропало. Оно бережно передавалось из уст в уста, от родителей к детям. Фольклор появился задолго до литературы и создавался на базе живого разговорного языка, который невозможен без речевых интонаций и жестов. Нам, взрослым, хорошо известны потешки, считалки, дразнилки, скороговорки и прочая стихотворная «шумиха», которую в жизни принято считать пустой забавой. На самом деле, без этих веселых стишков, без словесной игры, которая в них содержится, ребенок никогда не овладеет родным языком в совершенстве, никогда не станет его достойным хозяином, способным выразить свои мысли, чувства и переживания.

Работая с детьми, я обратила внимание, что скороговорки и потешки помогают детям автоматизировать поставленные звуки. С большим желание дети выполняют пальчиковую гимнастику с фольклорным содержанием, а театрализация и драматизация сказок развивает у детей не только речь, но и коммуникативные навыки. В своей работе я решила шире использовать различные виды устного народного творчества (малые формы фольклора): колыбельные песенки, потешки, пословицы и др.  Наметила цели и задачи:

1.     Развивать речевой аппарат; формировать правильное произношение звуков речи, грамматический строй речи; развивать диалогическую и монологическую стороны речи, интонационную выразительность в процессе ознакомления с различными  малыми формами фольклора.

2.     Развивать речевое дыхание, правильную артикуляцию, дикцию; учить передавать различные эмоции с помощью пластичных движений.

3.     Развивать творческую активность, коммуникативные навыки, уверенность в себе, умение держаться перед аудиторией.

4.     Формировать желание исправлять речевые недостатки.

5.     Воспитывать интерес к различным малым фольклорным формам, желание их обыгрывать.

        Впервые дети встречаются с устным народным фольклором еще в раннем детстве, когда песенки пели им мамы и бабушки. Соприкасаясь с лиричностью и красотой колыбельной песни, ребенок приближается к миру прекрасного. Колыбельная песня снимает у малыша тревожность, возбуждение, действует на него успокаивающе, у него возникают положительные эмоции. В народной педагогике они рассматриваются как обереги. Напевное выделение гласных звуков, медленный темп развивают у детей фонематический слух, интонационную выразительность:

А баиньки, баиньки, купим сыну валенки,

Наденем на ножки, пустим по дорожке.

Будет наш сынок ходить, новы валенки носить.

Колыбельные песни позволяют детям запоминать слова, словосочетания, осваивать лексическую сторону речи. Разнообразие колыбельных песен способствует освоению грамматического строя речи. Их можно использовать в образовании однокоренных слов: сын – сыночек, котя – котенька – коток, зайка – заюшка – зайчонок. Свои впечатления от знакомства с колыбельными песенками дети в дальнейшем отображают в сюжетно – ролевых играх.                                            

        В работе с детьми для развития у них артикуляционного аппарата и дикции использую поговорки, пословицы и скороговорки:

Пословицы:

-Поспешишь – людей насмешишь.

-Наш пострел везде поспел.

-Тише едешь – дальше будешь.

Поговорки:

-Хочется рыбку съесть, да не хочется в воду лезть.

-Люди пахать, а мы руками махать.

-Глаза завидущие, руки загребущие.

Пословицы и поговорки образны, поэтичны, в них много олицетворений, метких определений. Пословицы можно подобрать почти к любой ситуации.

Что на уме, то и на языке.

Чужим умом умен не будешь.

Значение иносказательных, метких и образных поучающих пословиц и поговорок раскрывается перед детьми постепенно, и глубина понимания их в значительной мере зависит от умения взрослых применять пословицы как можно чаще, во всех подходящих случаях.

Произнесенное кстати краткое изречение запоминается детьми и воздействует на них значительно сильнее, чем любые нравоучения и уговоры. Пословицы знакомят ребенка с краткостью, точностью и меткостью родного языка.

          Педагогическая наука давно признала скороговорки инструментом совершенствования произношения, изменения темпа речи, развития артикуляционного аппарата. Но еще в старину люди поняли всю их педагогическую ценность и использовали для воспитания у детей чувства ритма, для преодоления косноязычия. С помощью проговаривания скороговорок автоматизируется звукопроизношение, закрепляются поставленные звуки, развивается звуковая сторона речи, её интонационная выразительность, чувство ритма: «От топота копыт пыль по полю летит», «На дворе трава, на траве дрова» и т.д. Использование скороговорок помогает закрепить четкую дикцию, использовать различные высотные, силовые и тембральные звучания. Скороговорка требует точной организации голосового хода, логического и орфографического ударения. Стихотворная ритмика организует четкость речи, не разрешает пропускать и менять звуки. Она служит организационным моментом и для дыхания: дает возможность сознательно его распределять, не прерывая доборами речи внутри строки, и пополнить только в конце после строки. Скороговорки нужны для развития фонематического слуха, формирования способности ребенка улавливать тонкие звуковые различия, способствуют автоматизации звуков речи.

         Отгадывание  и придумывание загадок также оказывает влияние на разностороннее развитие речи детей. Загадки обогащают словарь детей, формируют представление о переносном значении слова, помогают усвоить звуковой и грамматический строй речи. Разгадывание загадок способствует развитию мышления, формирует способность к анализу и обобщению: «Сидит девица в темнице, а коса на улице», «Пришел Яшка – белая рубашка, где он пробегает – ковром устилает».

        Чтобы сформировать связную речь ребенка, необходимо научить его пользоваться различными звуковыми средствами. Это и интонация, и логическое ударение, подбор наиболее подходящих слов, метафор, синонимов, умение строить сложные предложения и др.

Основой связной речи, заключающей в себе различные языковые средства, является диалог. Для диалога характерны неполные предложения, восклицание, вопрос, междометие, яркая интонационная мимика. Все это мы находим в фольклорных диалогических текстах. Заучивание и обыгрывание лишь одного диалогического фольклорного текста помогает нашим детям освоить вопросительную интонацию.

— Яму копал? — Копал.

— В яму упал? — Упал.

— В яме сидишь? — Сижу.

— Яма сыра? — Сыра.

— Как голова, цела? — Цела.

— Значит, живой? — Живой.

— Ну, я пошел домой.

Конкретность сформулированных вопросов вызывает четкий и простой ответ. Неполное предложение помогает сохранить интонацию вопроса, услышать ее в тексте. Освоив интонационную выразительность в коротких неполных предложениях, дети смогут ее проявлять в распространенных и сложных предложениях.

Восклицательную интонацию продуктивнее отрабатывать на закличках, так как в них присутствует восклицание:

Солнышко! Ведрышко!

Выйди поскорей!

Будь к нам подобрей!

Само слово «заклички» побуждает детей говорить громко — закликать. Использовала такой прием: «Скажи так, чтобы солнце тебя услышало!» Да разве можно сказать тихо такой текст, в содержании которого изначально заложена просьба, желание видеть солнце!

Солнышко, появись!

Красное, нарядись!

Чтобы год от года

Была у нас погода!

Противоположным свойством обладают пестушки. Их хочется проговаривать напевно, ласково, поэтому само содержание побуждает детей произносить их тихо, спокойно.

Тише, куры, не шумите,

Мово Ваню не будите,

А мой Ваня будет спать,

Будет глазки закрывать.

           Нельзя не отметить влияние на воспитание яркой интонационной выразительности, эмоциональности речи детей русских народных словесных игр, как их еще называют, игр с приговорами. Для них особенно характерны интонационно-мимические компоненты, которые зависят от личных способностей игроков, от духа игры. Наверное, поэтому дети их так любят.

Народные игры, хороводы с текстовым сопровождением позволяют проговаривать слова в разном темпе, с различной интонацией, развивают словесное творчество детей:

Игра «Девица-девица».

Участники: девица-водящий и группа детей.

Дети. Девица-девица, сходи по водицу!

Девица. Я волка боюсь, я лисицы боюсь, я медведя боюсь!

Дети. Волк на работе, лиса на болоте, а медведь смеется – голова трясется!

Девица. Поймаю вас всех сейчас!

Чем чаще дети будут играть в эту игру, тем сильнее будут проявляться эмоции и мимика.

         Тесно связаны с играми считалки. Считалки – это истории, придуманные для детей, способ осуществления объективной справедливости – как бы сама судьба распоряжается распределением ролей.

Главная особенность считалки – четкий ритм, возможность кричать раздельно все слова.

Тара-бара,

Домой пора

Коров доить,

Тебе водить.

            Приговорки – это своеобразные просьбы к природе о соучастии, о доброй помощи. Моменты воздействия на организм ребенка, не всегда приятны для него, под звучание приговорок превращаются в эмоциональный контакт, в форму речевого общения.

Матушка репка,

Уродись крепка,

Ни густа, ни редка,

До великого хвоста.

             Фольклорные прибаутки – небольшие стихотворения из двух-четырех, редко восьми строчек. Для прибауток характерно уважительное отношение ко всему живому, ласковые слова, добрые прозвища: котя - коток, курочка –рябушка.

Прибаутка предлагает детям увидеть смешное в жизни и научиться передавать это смешное в слове. Это лучший способ развития как координации движения, так и общей и мелкой моторики. Ребенок учится согласовывать свои движения с ритмом прибаутки.

На болоте стоит пень –

Шевелиться ему лень.

Шея не ворочается,

А посмеяться хочется.

Среди народных стишков большую группу составляют перевертыши, содержанием которых является заведомая чепуха, нелепость, ерунда. Но чепуха эта особого свойства. Она подчиняется определенному правилу – перевертышу.

Перевертыши открывают ребенку возможность через игру словами, звуками, звукосочетаниями уловить специфику звучания речи и характерные для него выразительность, образность, юмор.

Ехала деревня мимо мужика,

Вдруг из-под собаки лают ворота.

Выскочила палка с бабою в руке

И давай дубасить коня на мужике.

Лошадь ела сало, а мужик – овес,

Лошадь села в сани, а мужик повез.

       Велика ценность фольклора в формировании у детей слухового внимания, фонематического слуха и правильного произношения, так как сама звуковая ориентация фольклорного стиха наполнена обилием рифм, повторов, созвучий.

Пошел медведь к броду — бултых в воду!

Уж он мок, мок, мок,

уж он кис, кис, кис.

Вымок, выкис, вылез, высох,

Встал на колоду —

бултых в воду!

      Многие малые фольклорные формы использую в планировании занятий и режимных моментах, в работе по развитию моторики, в виде пальчиковых гимнастик и физкультминуток.  

Петушок, петушок,

Золотой гребешок,

Выгляни в окошко,

Дам тебе горошка!                              

                                                                            Топ-топ, топотушки,

                                                                            Пляшет зайка на опушке,

                                                                            Пляшет ежик на пеньке,

                                                                            Пляшет чижик на сучке,

                                                                            Пляшет пёсик на крылечке,

                                                                            Пляшет котик возле печки,

                                                                            Пляшет мышка возле норки,

                                                                            Пляшет козочка на горке.

Выполнение упражнений  способствует развитию моторики рук, вырабатывает умение проговаривать текст совместно с выполняемыми действиями, подготовке руки к письму.

         Русский народный фольклор является неиссякаемым источником мудрости в воспитании детей в целом и в развитии речи в частности. То, что заложено в детстве, будет питать человека на протяжении всей его жизни. Поэтому так важно окружить детей теплом и наполнить их детство настоящими сокровищами народной мудрости.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Фольклор как средство развития речи дошкольного возраста"

Консультация для воспитателей на тему: "Фольклор как средство развития речи дошкольного возраста"...

Тема по самообразованию: « Развитие речи старших дошкольников средствами малых форм фольклора»

Через устное народное творчество ребенок не только овладевает родным языком, но и, осваивает его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней. К тому ...

Консультация для родителей «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста средствами русского фольклора»

В формировании развития речи важную роль играет взаимосвязь речевого и эстетического аспекта. Связное высказывание показывает, насколько ребёнок владеет богатством родного языка, грамматическим строем...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «По обучению детей по развитию речи дошкольного возраста средствами мнемотехники» (с 4 до 7 лет)

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА«По обучению детей по развитию речи дошкольного возраста средствами мнемотехники» (с 4 до 7 лет)...

«Сторителлинг - одна из инновационных технологий развития речи детейдошкольного возраста»

Повышение профессионального умения педагогов – участников в процессе активного общения по освоению опыта воспитателя  с дошкольниками по работе с технологией сторителлинг....