Мастер-класс для воспитателей на тему "Роль музыкального воспитания в развитии активной речи детейдошкольного возраста"
консультация по музыке на тему

Баклыкова Ольга Александровна

Интерактивное выступление

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon baklykova_rol_muzyki_1.doc43.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Выступление на тему

Роль музыкального воспитания в развитии активной речи детей дошкольного возраста

                                                                Баклыкова О. А.

Один из способов развития речи детей-дошкольников – системное использование средств музыкального воспитания.

Связь музыки и речи очевидна: музыкальные звуки, так же  как и речь, воспринимаются слухом. Выразительность языка музыки сходна с выразительностью речи. Музыка, как и речь, имеет интонационную природу. Как голос передает эмоциональное состояние человека с помощью интонационной окраски, так и музыка, обладая интонацией, выражает настроение, характер.

Музыка помогает научиться различать звуки на слух, развивает воображение и умение выражать свои мысли и эмоции не только словами, но и жестами, и танцевальными движениями.

Существуют различные виды музыкальной деятельности, эффективно воздействующие на развитие речи дошкольников.

  1. Слушание ( восприятие  музыки)

Безусловно, формирует слуховое внимание, эмоциональную отзывчивость на музыку. Прослушав музыкальное произведение  мы  беседуем  с детьми об услышанном, характеризуя эмоционально-образное содержание произведения и, следовательно, расширяем словарный запас детей, обогащаем его различными образными словами и выражениями, характеризующими чувства, переданные в музыке.         В выборе репертуара, конечно, главное условие – простота восприятия.

Закрепить услышанное можно в игровой форме. Например, предложить детям подвигаться под эту музыку, передавая ее характер, выражая свои чувства, свое отношение к музыке.

Игра «Роботы и звездочки»

(играют 10 человек)

Алгоритм работы:

-прослушивание произведения

- определение количества частей

- определение отличий этих частей

- подбор подходящих движений

- разделение детей на 2 группы

  1. Пение

Безусловно, это тот вид муз. деятельности, в котором работа над речью происходит наиболее эффективно. В пении дети проявляют активность, а также испытывают удовольствие от коллективного хорового пения.

Преимущества певческой деятельности для развития речи неоспоримы:

1. Пение  требует  более  четкой  артикуляции  со  стороны  как педагога, так и детей, поэтому помогает исправить недостатки речи: невнятное произношение, проглатывание окончаний слов

2. Совершенствуя  голосовой  аппарат  детей  для  пения мы совершенствуем  его для речи

3. Прививая детям культуру выразительного исполнения, мы формируем речевую выразительность

4. Песни пополняют словарный запас детей, развивая тем самым активный и пассивный словарь, знакомят с новыми понятиями

5. Пение в ансамбле, в хоре развивает способность слышать друг друга, работать в команде, учиться друг у друга и уважать.

Наиболее просты и близки детям малые формы – попевки. «Андрей-воробей», «Сорока-сорока», «Петушок», «Божья коровка» . Несмотря на то, что эти попевки очень просты вокально, даже их можно развить в сложную композицию.

Работа над попевкой «Божья коровка»

(участвуют 10 человек)

Сначала учим попевку, поём все вместе. Потом каноном. Потом канон с ходьбой (2 круга)

  1. Логоритмические упражнения

Еще одна методика, опирающаяся на связь слова, музыки и движения. Целью логоритмического воздействия является не только преодоление, но и, что очень важно, профилактика речевых нарушений путем развития и коррекции у детей двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.

Для развития речи  детей  мы  отмечаем  важной  в этом виде деятельности  тренировку  наблюдательности, развития чувства ритма, темпа и времени, развитие общей и мелкой моторики.

 Связь мелкой моторики и речевого умения установлена давно. Е. Железновой предложена методика использования пальчиковых игр под музыку, которая позволяет эффективно решать задачи речевого развития.

Музыкальная пальчиковая игра «Паучок»

(все вместе на местах)        

Коммуникативный танец «Я от тебя убегу»

(все вместе)

        Упражнения по логоритмике обязательно включаются в планирование работы  по музыкальному развитию в группах детей с нарушениями речи. Они неизменно дают стабильный положительный результат.

  1. Обучение игре на детских музыкальных инструментах

Игра на музыкальных инструментах – один  из интереснейших видов деятельности для детей. Здесь ребенок имеет возможность проявить самостоятельность, активность, творчество, преодолеть излишнюю застенчивость, скованность. Этот вид деятельности тоже решает вопросы развития мелкой моторики. Специальные оркестрово – исполнительские  умения связаны с овладением ребенком  приемами игры на том или ином муз. инструменте. В младшем возрасте – это в основном шумовые и ударные инструменты (бубны, ложки, маракасы, треугольники).

Игра с инструментами «Шёл козёл воды напиться»

(участвуют 10 человек)

«Дети» сидят в кругу. Перед каждым лежит музыкальный инструмент (маракасы, ложки, колокольчики, треугольники, бубны). Каждый говорит по одному слову и «стучит» своим инструментом. Один ребенок с бубном сидит в середине и играет только на слово «раз». На слово «поймал» - все вместе.

Шёл козёл воды напиться,

А коза пошла топиться.

Да как прыгнет через мостик,

А козёл ёё за хвостик.

Раз! И поймал.

+ Музыкальная импровизация  «Городской оркестр».

Создание шумовых оркестров – это замечательное средство развития не только метроритмического чувства, но и мелкой моторики  детей. Ведь ребенок,  извлекая звук, учится его контролировать не только слухом, но и усилием кисти руки. Все это развивает слух, что в свою очередь, важно для активизации речи ребенка.

Таким образом, проанализировав все виды детской музыкальной деятельности с точки зрения их роли в развитии активной речи детей, мы делаем  вывод  о  важности  и  особом  значении  каждого из них.

 Занятия  музыкой  предполагают  для детей особую атмосферу творчества, встречи с прекрасным, радости, поэтому на приподнятом эмоциональном фоне все достаточно серьезные обучающие и развивающие задачи решаются максимально результативно. А  под  влиянием  певческой  деятельности, музыкальных упражнений и игр, при условии использования правильно подобранных приемов, оказывается большая помощь в работе над развитием активной речи детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие музыкального руководителя с воспитателями и специалистами ДОО в решении задач музыкального воспитания и развития детей дошкольного возраста.

Взаимодействие музыкального руководителя с воспитателями и специалистами ДОО в решении задач музыкального воспитания и развития детей дошкольного возраста.В презентации ниже удалены некоторые слайды с...

Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя в решении задач музыкального воспитания и развития детей дошкольного возраста.

Лишь благодаря взаимодействию педагогов, мы достигнем, во-первых, положительных результатов в музыкальном воспитании и развитии детей, во-вторых, найдём понимание между педагогами...

Семинар "Роль музыкального воспитания в развитии активной речи детей дошкольного возраста"

Роль музыкального воспитания в развитии активной речи детей дошкольного возраста...

«Роль музыкального воспитания в развитии активной речи детей дошкольного возраста».

laquo;Роль музыкального воспитания в развитии активной речи детей дошкольного возраста»....

Консультация для воспитателей "Музыкально-ритмические движения как одно из средств музыкального воспитания и развития детей дошкольного возраста"

Возрастные особенности развития музыкально-ритмических и двигательных навыков в дошкольном возрасте....

Роль музыкального воспитания в развитии активной речи детей дошкольного возраста"

Все виды детской музыкальной деятельности с точки зрения их роли в развитии активной речи детей анализируются в данной статье....

Значение активного участия воспитателя (педагога) в музыкальном воспитании и развитии детей дошкольного возраста

Воспитатель любой вовзрастной группы должен обязательно принимать активное участие в организации, проведении музыкального занятия. Его роль сложно переоценить: показать, пропеть, помочь, исправить - в...