Карта педагогического обследования ребенка с интеллектуальными нарушениями и с ТМНР и СДР
рабочие листы по коррекционной педагогике

Макарова Снежана Сергеевна

Карта педагогического обследования ребенка с интеллектуальными нарушениями и с ТМНР на основе наблюдений и методики Е.А. Екжановой

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Карта педагогического обследования ребенка с ТМНР и СДР (сложный дефект развития) в рамках реализации технологии «Акваметод»

(на основе  методики Е.А. Екжановой, Е.А. Стребелевой; Е.Н. Елисеевой, О.В. Истоминой, Е.А. Рудаковой и наблюдений за детьми в свободной , игровой деятельности)

Социальное развитие

Характеристика контактов ребенка со взрослым

НГ

СГ

КГ

Установление контакта

устанавливает контакт легко и быстро

контакт избирательный

контакт формальный

устанавливает контакт в ответ на действия взрослого (например, в ответ на поглаживание руки - поднимает руку и др.).

не устанавливает контакт в ответ на действия взрослого

устанавливает зрительный контакт в ответ на обращенную речь взрослого

не устанавливает зрительный контакт в ответ на обращенную речь взрослого

не вступает в контакт

Поддержание контакта

поддерживает контакт в процессе взаимодействия со взрослым

прерывает контакт, после этого включается в процесс взаимодействия

прерывает контакт, после этого не включается в процесс взаимодействия

Инициация контакта 

- инициирует контакт

Способ привличения внимания:

обращение по имени, использование звукоподражания, крик, прикосновения, похлопывание по плечу, использование жестов и др

- не инициирует контакт

Характеристика контактов ребенка с другими детьми

Установление контакта

устанавливает контакт легко и быстро

контакт избирательный

контакт формальный

устанавливает контакт в ответ на действия другого ребенка

не вступает в контакт

Поддержание контакта

поддерживает контакт в процессе взаимодействия с детьми

Инициация контакта 

- инициирует контакт

- не инициирует контакт

Физическое развитие (развитие мелкой моторики)

Оценка действий ребенка: выполняет задание самостоятельно, выполняет с помощью взрослого, не может выполнить задание

Может выполнять захват крупного предмета

Может выполнять захват крупного предмета с небольшой помощью

Не может выполнять захват крупного предмета

Может выполнять захват мелких предметов (камешки, бусины, пуговицы)

Может выполнять захват мелких предметов с небольшой помощью (камешки, бусины, пуговицы)

Не может выполнять захват мелких предметов (камешки, бусины, пуговицы)

Может сгибать в кулак и разгибать пальцы рук

Разгибает пальцы рук при помощи взрослого

Познавательное развитие

Проявляет интерес к играм и манипуляциям с водой и пеной

Проявляет интерес к элементарным экспериментам с водой и пеной

Самостоятельно подбирает игрушки и предметы для игр и элементарных экспериментов с водой и пеной

Уровень сформированности представлений о предметном мире

«Возьми игрушки

«Достань  из воды игрушку, предмет»,

«Искупай игрушку»,

«Достань из пены»

 действий ребенка:

принятие задания.

 Способ выполнения:

Выделяет игрушки среди разных предметов –самостоятельно, по показу; оценивается обучаемость, отношение к результату и результат.

Уровень сформированности ориентировки на количественный признак «Положи в воду много камушков, вылови один камушек»

Оценка действий ребенка: принимает ли ребенок задание.

 Способы выполнения:

по показу, по подражанию, обучаемость, результат

Уровень сформированности о явлениях живой природы (животные, птицы). «Искупай (достань из воды) птичку, зайчика и т.д)»

Оценка  действий  ребенка:

принятие  задания,  понимает  ли  ребенок  речевую инструкцию, делает ли выбор игрушки по называнию животного, или птицы, соотносит ли название животного с игрушкой, результат

Уровень развития целостного восприятия предметного изображения

«Сложи  заборчик из палочек в воде» ( домик, квадрат, треугольник)

Оценка  действий  ребенка: принятие  задания.

 Способ  выполнения:

 самостоятельно, после обучения; отношение к результату, результат

Уровень развития  наглядно-действенного мышления,  умения использовать вспомогательное средство (палочку, кисточку)

«выложи заборчик из палочек в воде»

Оценка  действий  ребенка:

Ребенок выкладывает изображение из счетных палочек в воде пальцами или берет вспомогательный предмет (деревянную палочку или кисточку)

Способ  выполнения:

 самостоятельно, после обучения; отношение к результату, результат

Речевое развитие

Импрессивная речь

  уровень развития понимания  обращенной  речи,  изучение  словарного  запаса  ребенка  (существительные, глаголы) «Положи в воду (вылови из воды)»

«Что делает уточка в воде?»

Оценка действий ребенка: педагог фиксирует умение ребенка называть предметы (действия) звуком, слогом, звукоподражанием, словом или показывать жестом; отмечается наличие фразовой речи (понятной или малопонятной для окружающих)

реагирует на свое имя

не реагирует на свое имя

умения  у  ребенка выполнять  словесные  инструкции  различной  сложности

понимает и выполняет простые речевые инструкции («положи», «подуй на воду», «возьми», «дай» и др.)

не понимает простые речевые инструкции

понимает и выполняет сложные речевые инструкции («вылови уточку и положи в ведерко», «Сначала налей водичку в стакан, а потом в ведерко»)

не понимает сложные речевые инструкции

- понимания  простых предлогов (на, в, под);

 - уровень сформированности фразовой речи .

 «Спрячь  игрушку»

 Оценка  речевого  развития  ребенка:  

принятие  и  понимание  задания.  Способы выполнения: самостоятельная речь, умеет ли повторить за взрослым фразу, слова, лепетные слова, звуки, отсутствие активной речи

Экспрессивная речь

произносит отдельные звуки

не произносит отдельные звуки

произносит слоги, звукокомплексы

произносит слова

произносит простые предложения

произносит фразы из 2-3-х предложений

Обследование деятельности

уровень  сформированности игровых действий:

предметных, процессуальных, предметно-игровых. «Поиграй» Оценка:

принимает ли задание.

 Способы выполнения:

 самостоятельно, по показу, по подражанию.

Характер действий:

неадекватные, манипулятивные, процессуальные или предметно –игровые.

Может инициировать игры с водой

В играх с водой предпочитает играть один (а)

Может играть с водой в паре или в тройке с другими детьми

        

Примечание: наблюдения и  предложенные выше задания  нужно проводить с ребенком индивидуально и предлагать их ему не на одном занятии, а на протяжении нескольких дней (например, 3-4 дня). После проведения обследования результаты анализируются и отмечаются способы выполнения каждого из предложенных заданий. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Речевая карта для обследования ребенка старшего дошкольного возраста

Здесь представлены все традиционные виды обследования, необходимые для постановки логопедического заключения детям старшего дошкольного возраста....

Речевая карта для обследования ребенка 5 лет с ОНР

Образец заполнения речевой карты на ребенка 5 лет с общим недоразвитием речи (ОНР)...

Психолого - педагогическое обследование ребенка с интеллектуальной недостаточностью

Коррекционно – воспитательная работа с детьми начинается с обязательного всестороннего психолого – педагогического обследования. В статье кратко рассказывается о диагностике детей дош...

Технологическая карта индивидуального занятия для ребенка с интеллектуальными нарушениями и РАС 5-6 лет в группе Лекотека

Технологическая карта индивидуального занятия для ребенка с интеллектуальными нарушениями и РАС 5-6 лет в группе Лекотека...

Деловая игра "Педагогические приемы создания ситуации успеха для ребенка с интеллектуальными нарушениями"

Предоставлены материалы для проведения деловой игры с педагическими работниками на тему "Педагогические приемы создания ситуации успеха для ребенка с интеллектуальными нарушениями"...

Индивидуально-ориентированная программа комплексного психолого-педагогического сопровождения ребенка (с интеллектуальными нарушениями)

Индивидуальный образовательный маршрут предназначен для проведения коррекционно-развивающей работы с воспитанником, имеющим трудности в освоении программы своей возрастной группы и индивидуальные обра...