"Использование методов и приемов в логопедической деятельности"
методическая разработка по коррекционной педагогике

Омельчук Марина Николаевна

Данный материал представлен для учителей-логопедов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл isp-ie_metodov_v_logorabote.docx33.96 КБ

Предварительный просмотр:

Использование методов и приемов

в логопедической деятельности

В своей работе использую логопедические лэпбуки на индивидуальных и подгрупповых занятиях по коррекции звукопроизношения, формированию лексико — грамматических категорий и развитию связной речи. Применяю лэпбуки на всех этапах занятия, так как данные пособия включают: дыхательную гимнастику («Сдуй бабочку», «Дождик», «Ветерок», «Снежинка» и т.д.); артикуляционную гимнастику («Веселый Язычок»); пальчиковую гимнастику (мелкую моторику рук); сенсорику («Волшебный мешочек»); автоматизацию звуков («слоговые дорожки», «Повторялки», чистоговорки, скороговорки и т.д.); фонематический слух и звуко-буквенный анализ слов («Логопедическое лото», «Звуковая цепочка», «Звуковые дорожки»); связную речь  по лексическим темам («Составь рассказ по серии картинок», «Повтори стихотворение» и т.д,); грамматический строй («Предлоги»); общую моторику (координацию речи с движением); зрительное восприятие («Собери картинку», «Увлекательные лабиринты»).

Для поддержания работоспособности на протяжении всего логопедического занятия (индивидуально-подгруппового или подгруппового) и снятия мышечного напряжения у дошкольников использую телесно-ориентированные технологии: приёмы релаксации по контрасту с напряжением в сочетании с упражнениями по профилактике нарушений зрения, снятия напряжения глазных мышц — Пальминг.

По развитию мелкой моторики у детей использую технологии пальцевого и кистевого массажа, «Су — Джок» — терапия.

Для повышения мотивации к занятиям и развития высших психических функций применяю игровые технологии, такие, как словесные игры, игра-головоломка «Танграм». Игра способствует развитию внимания, воображения, мышления, комбинаторных способностей, мелкой моторики.

В работе над выразительностью речи, её осмысленному дублированию в таких видах деятельности, как пересказ, заучивание стихов, скороговорок использую мнемотехнику. Мнемотехника позволяет контролировать процесс запоминания, сохранения и припоминания информации.

Также применяю информационные технологии: ИКТ в логопедической работе. Использую в работе с детьми разные компьютерные программы, познавательно-речевые игры: «Игры для Тигры», «Учимся говорить правильно», интерактивные игры: «Ума палата», «Звуковой калейдоскоп», «Работа над ошибками», «Конструктор картинок», «Логопедическая экспресс-диагностика», «Начинаю говорить!».

Предлагаемые игровые задания и упражнения с использованием графических объектов, звуков и букв помогают формировать активный словарь, развивают навыки словообразования, памяти, обогащают связную речь. Содержание тренинговых заданий основано на интеграции образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

Непрерывная связь с родителями осуществляется с помощью коллективной, индивидуальной, наглядной форм работы.

Выступления с докладом на родительском собрании.

На таком собрании намечаются пути и формы взаимодействия с родителями, устанавливаются партнёрские отношения с семьёй каждого воспитанника, создаётся атмосфера общности интересов.

Открытые мероприятия с детьми для родителей с целью показа результатов речевого развития у воспитанников.

Индивидуальные консультации по запросам родителей по темам: «Артикуляционная гимнастика», «Развитие мелкой моторики», «Выполнение домашнего задания», «Развитие внимания и памяти», «Речевые игры дома», «Как следить за автоматизацией звука в домашних условиях».

Анкетирование родителей 

При помощи анкетирования можно получить о ребёнке необходимые сведения: состав семьи, особенности семейного воспитания, раннее речевое и психомоторное развитие ребёнка и так далее.

Беседа предполагает двустороннюю активность: логопеда и родителей. Во время беседы после обследования детей логопед знакомит родителей с результатами диагностики. С родителями каждого ребёнка ведётся отдельный разговор.  Беседу нужно вести тактично. Её задача в том, чтобы помочь семье в воспитании ребёнка.

Индивидуальные практикумы по обучению родителей совместным формам деятельности с детьми имеют коррекционную направленность (это различные виды продуктивной деятельности; артикуляционная гимнастика, развитие связной речи, формирование звукопроизношения).

Родители посещают индивидуальные занятия ребёнка с логопедом. Основное внимание  обращается  на необходимость комбинации речевых упражнений с заданиями на развитие психических процессов. Взрослые обучаются  практическим приёмам работы с ребёнком.

Наглядная форма работы важна для родителей. Внедрение в практику разнообразных форм наглядности активизирует  родителей в решении задач коррекции речи детей. Уголок логопеда создается в старших и подготовительных группах ДОУ. Рубрика «Домашняя игротека» знакомит родителей с играми, игровыми упражнениями и заданиями на закрепление различных речевых навыков. Рубрика «Советы логопеда» представляет собой материал с практическими советами и рекомендациями. В рубрике «Фронтальная работа» еженедельно обновляется картотека заданий по изученным лексическим темам.

Индивидуальные тетради воспитанников. В тетрадях записываются индивидуальные домашние задания по коррекции звукопроизношения. Выполнение заданий позволяет увеличить время и частоту речевых упражнений, добиться быстрого и устойчивого результата.

На первой странице в тетради вносятся результаты логопедического обследования, чтобы родители знали, на какими звуками предстоит работать.

Также в тетради дается описание артикуляционных упражнений, которые с ребенком можно выполнять дома перед зеркалом. Домашние задания предварительно отрабатываются индивидуально на занятии с логопедом.

Родительская почта. Все родители хотят, чтобы их детям было комфортно и интересно в детском саду, чтобы ребенок полноценно развивался и общался. Именно поэтому у родителей возникают разнообразные предложения, пожелания, замечания или вопросы. Для этих целей используется «родительская почта».

Родительская почта – одна из нетрадиционных форм работы, предполагающая сбор и анализ информации. Родитель имеет возможность анонимно задать интересующий вопрос специалисту. Почта — это своеобразная обратная связь между участниками воспитательного процесса – родителями и педагогами.

Интернет как средство логопедического просвещения родителей.  Связь с родителями осуществляется при помощи интернета посредством сайта детского сада.

На сайте ДОУ имеется «Страничка логопеда», в рубрике «Советы логопеда» размещаю ознакомительную и обучающую информацию для родителей.

При помощи сайта образовательного учреждения родители имеют возможность получать информацию о мероприятиях, ответы на волнующие их вопросы, оставлять отзывы и комментарии о деятельности специалистов.

Благодаря интернету открыт доступ к разнообразным источникам информации, например, сайтам логопедической направленности.

На портале соцработников имею свой мини-сайт, на котором периодически размещаю публикации по коррекционной работе с воспитанниками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование методов и приемов ТРИЗ в исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста

В статье показана роль теории решения изобретательских задач в работе с детьми дошкольного возраста, охарактеризованы основные приемы, применяемые в работе с дошкольниками...

Консультация на тему: «Методы и приемы активизации познавательной деятельности на логопедических занятиях»

Методы и приемы активизации познавательной деятельности на логопедических занятиях...

Конспект непрерывной образовательной деятельности с использованием методов и приемов ТРИЗ и РТВ с детьми старшей группы "Птицы наши друзья"

Участники: дети 5-6 летКоличество детей: 25 человекДлительность: 25 минутЦель: закреплять и систематизировать знания детей о птицах....