Картотека психогимнастики
картотека по коррекционной педагогике

Асадова Альбина Агамалиевна

Психогимнастика - это отличный инструмент для гармонизации эмоционального состояния детей, улучшения их взаимодействия друг с другом и создания комфортной атмосферы в группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_psihogimnastiki.docx27.31 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека психогимнастики

Психогимнастика - это отличный инструмент для гармонизации эмоционального состояния детей, улучшения их взаимодействия друг с другом и создания комфортной атмосферы в группе.

Каждое упражнение можно проводить отдельно или комбинировать с другими играми. Важно учитывать интересы и потребности детей, а также чередовать активные и спокойные задания. Для лучшего эффекта рекомендуется повторять некоторые упражнения несколько раз в течение года, адаптируя их под возрастные особенности группы.

1. Упражнения на снятие мышечного напряжения

"Штанга"

Возраст: младшая, средняя, старшая группы.

 Цель: снять напряжение мышц рук и плеч.

Инструкция: Представьте, что вы поднимаете тяжелую штангу. Сделайте глубокий вдох, напрягите мышцы рук и туловища, поднимая руки вверх. Задержитесь в этом положении на несколько секунд, а затем медленно выдохните, опуская руки и расслабляя тело.

"Медуза"

Возраст: младшая, средняя группы.

Цель: развить координацию движений и улучшить внимание.

Инструкция: Стоя прямо, дети представляют, что они превратились в медуз. Нужно плавно покачивать руками в стороны, имитируя движения щупалец медузы в воде. Затем, постепенно ускоряя темп, довести движение до быстрого взмаха рук, а потом снова замедлить.

"Ветер дует"

Возраст: младшая, средняя группы.

Цель: тренировка дыхания и координации.

Инструкция: Детям предлагается представить, что они деревья, стоящие на ветру. Сначала ветер слабый, и они слегка качаются, затем ветер усиливается, и дети сильнее наклоняются вперед и назад. Важно следить за дыханием: вдох делается при наклоне вперед, выдох — назад.

"Тряпичная кукла"

Возраст: младшая, средняя группы.

Цель: расслабление мышц всего тела.

Инструкция: Пусть дети представят, что они тряпичные куклы. Начните с головы: сначала напрягите шею, а затем резко отпустите, позволяя голове свободно качаться. Далее переходите к рукам, ногам и всему телу, заставляя их расслабляться и "падать" как у тряпичной куклы.

"Деревянный солдатик"

Возраст: средняя, старшая группы.

Цель: напряжение и последующее расслабление мышц.

Инструкция: Попросите детей стать деревянными солдатиками: вытянуть руки по швам, выпрямить спину, напрячь все мышцы. Затем скажите: "Солдатик отдыхает" — и дети расслабляются, позволяют своему телу упасть, как будто у них нет костей.

"Морской прибой"

Возраст: младшая, средняя группы.

Цель: расслабление мышц ног и поясницы.

Инструкция: Дети ложатся на пол, ноги согнуты в коленях. По команде ведущего начинают поднимать и опускать таз, словно волны морские поднимаются и опускаются. Важно делать это плавно, ощущая напряжение и расслабление мышц.

"Гуси летят"

Возраст: младшая, средняя группы.

Цель: снять напряжение с плечевого пояса и шеи.

Инструкция: Дети стоят, руки вдоль тела. По сигналу ведущего начинают махать руками, как гуси крыльями, произнося звук "га-га". Через некоторое время ведущий командует: "Гуси устали, присели", и дети останавливаются, расслабляют плечи и руки.

"Песочные часы"

Возраст: младшая, средняя группы.

Цель: растяжка и расслабление мышц спины.

Инструкция: Дети встают спиной друг к другу, сцепив руки за головой. Вместе делают наклон вперед, затем возвращаются в исходное положение. Повторяют несколько раз, стараясь растягиваться медленно и аккуратно.

2. Упражнения на выражение эмоций

"Маски эмоций"

Возраст: средняя, старшая группы.

Цель: развитие способности распознавать и демонстрировать эмоции.

Инструкция: Педагог показывает детям карточки с изображением различных эмоций (грустное лицо, веселое, сердитое и т.п.). Дети должны повторить мимику, соответствующую каждой карточке. После этого можно предложить детям придумать историю про каждое изображение.

"Волшебный сундучок"

Возраст: младшая, средняя группы.

Цель: научиться выражать свои чувства через образы. Инструкция: Ведущий предлагает детям представить, что в волшебном сундучке хранятся разные эмоции. Каждый ребенок достает "волшебный камень" (например, цветной кубик) и рассказывает, какую эмоцию он представляет (красный — радость, синий — грусть и т.д.).

"Пантомима"

Возраст: старшая группа.

Цель: развитие выразительности и уверенности в себе. Инструкция: Один из детей выходит в центр круга и демонстрирует пантомимой какое-то чувство или состояние (например, страх, радость, усталость). Остальные участники пытаются угадать, что именно было показано.

"Рисуем эмоции"

Возраст: младшая, средняя группы.

Цель: развитие творческого самовыражения и узнавания эмоций.

Инструкция: Дети получают листы бумаги и карандаши. Педагог называет эмоцию (например, радость, удивление), и дети рисуют её на своем листе. После завершения рисунки можно обсудить, какие цвета и формы использовались для передачи той или иной эмоции.

"Зеркало"

Возраст: младшая, средняя группы.

Цель: развитие мимики и понимания эмоций.

Инструкция: Дети разбиваются на пары. Один ребенок показывает эмоцию, другой должен точно скопировать её, как в зеркале. Затем партнеры меняются ролями.

"История с эмоциями"

Возраст: средняя, старшая группы.

Цель: связывание эмоций с событиями и ситуациями.

Инструкция: Педагог рассказывает короткую историю, в которой герои испытывают разные эмоции. Например: "Маша нашла в лесу красивый цветок. Ей стало..." (дети предлагают варианты эмоций: радость, удивление). История продолжается, и дети продолжают предлагать эмоции, подходящие к каждому событию.

"Музыкальные эмоции"

Возраст: младшая, средняя группы.

Цель: восприятие эмоций через музыку.

Инструкция: Включается музыка разного характера (веселая, грустная, тревожная). Дети слушают и определяют, какие эмоции вызывает та или иная мелодия. Можно предложить им изобразить эти эмоции через движения или мимику.

"Цветные эмоции"

Возраст: младшая, средняя группы.

Цель: ассоциативное восприятие эмоций через цвет.

Инструкция: Педагог показывает детям разноцветные карточки и просит выбрать тот цвет, который соответствует определенной эмоции. Например, красный — злость, зеленый — спокойствие. Затем дети могут объяснить, почему они выбрали этот цвет.

3. Коммуникативные игры

"Ручеек"

Возраст: младшая, средняя группы.

Цель: улучшение навыков взаимодействия в группе. Инструкция: Дети становятся в круг и передают друг другу какой-либо предмет (мячик, мягкую игрушку). При передаче предмета нужно сказать что-то приятное соседу справа или слева (например, комплимент).

"Мы вместе"

Возраст: средняя, старшая группы.

Цель: укрепление групповой сплоченности.

Инструкция: Все дети держатся за руки, образуя замкнутый круг. Задача — пройти через узкий проход (дверь, стульчики), не разжимая рук. Можно усложнить задание, добавив препятствия.

"Комплименты"

Возраст: старшая группа. Цель: развить умение говорить приятные вещи и принимать похвалу. Инструкция: Дети садятся в круг и по очереди говорят комплименты сидящему рядом ребенку. Комплименты должны быть искренними и касаться внешности, характера или достижений.

4. Релаксационные упражнения

"Облако"

Возраст: младшая, средняя группы.

Цель: расслабление после активных игр.

Инструкция: Лягте на спину, закройте глаза и представьте, что вы плывете на облаке. Почувствуйте, как ваше тело становится легким и невесомым. Медленно дышите, наслаждаясь покоем.

"Теплый песок"

Возраст: младшая, средняя группы.

Цель: снятие напряжения и успокоение.

Инструкция: Предложите детям лечь на коврик и закрыть глаза. Представьте, что лежите на теплом песке у моря. Солнце греет ваши спины, а легкий бриз обдувает лица. Постарайтесь расслабиться и почувствовать тепло.

"Путешествие в лес"

Возраст: средняя, старшая группы.

Цель: снижение стресса и улучшение концентрации. Инструкция: Садитесь удобно, закрыв глаза. Представьте, что идете по лесу. Обратите внимание на звуки природы, запахи деревьев и цветов. Попробуйте ощутить прохладу лесного воздуха. Постепенно возвращайтесь обратно, открывая глаза.

"Тихий пруд"

Возраст: младшая, средняя группы.

Цель: развитие спокойствия и внутреннего равновесия.

Инструкция: Представьте, что вы находитесь возле тихого пруда. Вода гладкая, как зеркало. Наблюдайте, как на поверхности воды появляются маленькие волны от вашего дыхания. С каждым выдохом вода становится всё более гладкой и спокойной.

"Горячий шоколад"

Возраст: средняя, старшая группы.

Цель: расслабление и уют.

Инструкция: Сядьте удобно и представьте, что держите чашку горячего шоколада. Почувствуйте тепло чашки в руках, вдохните аромат напитка. Сделайте глоток, ощутите, как тепло распространяется по вашему телу, делая вас спокойнее и счастливее.

"Бабочка на цветке"

Возраст: младшая, средняя группы.

Цель: концентрация и расслабление.

Инструкция: Ложитесь на спину, положив одну руку на живот, а другую — на грудь. Представьте, что на вашей руке сидит бабочка. С каждым вдохом она поднимается, а с выдохом опускается. Следите за движением бабочки, дыша глубоко и спокойно.

"Сонный котенок"

Возраст: младшая, средняя группы.

Цель: полное расслабление тела.

Инструкция: Лягте на спину, закройте глаза и представьте, что вы сонные котята. Начните мягко мурлыкать, как настоящие котята. Чувствуйте, как ваше тело становится мягким и теплым, как у пушистого котенка.

"Плывем на лодке"

Возраст: средняя, старшая группы.

Цель: снятие стресса и ощущение покоя.

Инструкция: Сядьте удобно, закройте глаза и представьте, что плывете на лодке по спокойному озеру. Слушайте плеск воды, почувствуйте легкое покачивание лодки. Ощутите, как ваша лодка несет вас вдаль, оставляя все тревоги позади.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека психогимнастики

Цель - совершенствовать художественно-образные исполнительские умения, развивать творческую самостоятельность в передаче образа, выразительность речевых и пантонимических действий....

Картотека психогимнастики. игры

Разные виды игр на развитие внимания, памяти, преодаление двигательного автоматизма....

Картотека-психогимнастика

Диагностический материал...

Картотека психогимнастик

Предлагаю вашему вниманию картотеку психогимнастик на каждую возрастную группу ДОУ...

картотека психогимнастик для дошкольников

картотека психогимнастических этюдов для детей дошкольного возраста...

Картотека психогимнастики

Данный материал содержит комплексы психогимнастики для средней группы детского сада на целый год....

Картотека психогимнастик

картотека психогимнастик...