Мастер-класс для педагогов «Современные способы организации индивидуально-подгрупповой деятельности с детьми на этапе автоматизации звуков»
методическая разработка по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Абалмазова Людмила Владимировна

цель мастер-класса: распространение педагогического опыта по применению дидактических игр, ка ксредства развития речи в образовательном процессе

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_.docx23.15 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер–класс

 для учителей-логопедов по теме:

«Автоматизация звуков в речи детей с ОВЗ посредством настольно-печатных игр»

в рамках в районного методического объединения

учителей-логопедов по теме:

«Современные способы организации

индивидуально-подгрупповой деятельности с детьми на этапе автоматизации звуков»

                                                                                   Составитель:

                                                                                           Л. В. Абалмазова,

                                                                                         учитель-логопед

                                                                                                   МБДОУ ЦРР - д.с.№ 5

                                                                                                   ст. Старощербиновская                                                                                 

                                                                                         

Тема мастер-класса: «Автоматизация звуков в речи детей с ОВЗ с помощью настольно-печатных игр»

Цель:

- распространение педагогического опыта по применению дидактических игр как средства развития речи в образовательном процессе.

Задачи:

- показать значимость дидактических игр в процессе развития речи;

- познакомить участников мастер-класса с некоторыми нетрадиционными приемам автоматизации звуков;

- упражнять в применении приемов автоматизации звуков;

- познакомить педагогов с разновидностями дидактических игр с целью повышения их профессиональной компетентности.

Оборудование: проектор, ноутбук, 12 деталей детского конструктора, ленты по количеству участников, обручи, картинки со звуком Л, игрушки со звуком Л, шоколадки, маленькая ёлочка, картинки со звуками Р, Рь, разрезные картинки с изображением героев из программы «Спокойной ночи, малыши», картинки со звуком Ш, наборное полотно, детские синтезаторы, бубен, погремушки, маски деревьев, банка от мёда, кружки оранжевого и коричневого цвета.

Введение.

Уважаемые участники! Сегодня я проведу с Вами небольшой логопедический мастер – класс. Я продемонстрирую вам комплекс дидактических игр на автоматизацию звуков в речи детей.

А поздороваюсь с вами стихотворением:

Добрый день, друзья,

 мастер-класс у меня

пропускать нельзя,

 Вашему вниманию из опыта представленье

Может вам на удивленье ,

может и на восхищенье,

 представляю игры, упражненья,

Результат их, детей уменье и четкое говоренье.

Тема моего мастер-класса:  «Автоматизация звуков в речи детей с ОВЗ с помощью настольно-печатных игр». Что же такое «автоматизация»? Это постепенный, последовательный процесс введения правильного звука в речь ребёнка. Если ребёнок только начал выговаривать изолированно тот или иной звук, то не следует просить его произносить в словах и предложениях. Работа по автоматизации звука ведётся под контролем учителя – логопеда. Чтобы эти упражнения не вызывали у детей скуку и нежелание работать, необходимо создавать условия для успешного решения этой проблемы.

Преимущество дидактических игр перед другими видами деятельности заключается в том, что эти игры способствуют развитию детей. Ведь в игре познавать мир интереснее и получается это легко.

Все дидактические игры можно разделить на три основных вида:

игры с предметами (игрушками, природным материалом,

настольно-печатные,

словесные

Игры с предметами

Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством. В играх решают задачи на сравнение, классификацию, установления последовательности в решении задач. Они направлены на развитие тактильных ощущений, умение манипулировать с различными предметами и игрушками, развитие творческого мышления и воображения.

Вашему вниманию предлагаю игру, которую вы можете провести с ребенком «Строим башню», для ее проведения вам понадобятся кубики или детали детского конструктора.

Цель игры: назвать как можно больше слов со звуком [C].

Делимся на 2 команды. У вас по 6 деталей конструктора. Вам нужно придумать слова со звуком С, который стоит в начале слова, в середине и в конце слова - по 2 на каждую группу. Одно слово – одна деталь конструктора. Если чья-то башня окажется выше, тот и победит. Звук С в начале слова -…., в середине, в конце.

«Завяжи столько узелков, сколько слов я скажу со звуком «Ч».

Цель игры: автоматизация звука Ч в словах.

Для данной игры вам понадобиться лента (шнурок). Я назову слова со звуком «Ч», а вы завяжите столько узелков, сколько слов услышите и запомните эти слова (чайник, чемодан, число, сапог, качан, зачин, работа, качели, луч, кулич санки). Участники завязывают на каждое слово узел и называют все услышанные слова.

Данную игру можно усложнить таким образом. Я назову не только слова со звуком «Ч», но и без него, Вы на слух выделите только слова с заданным звуком и завяжите соответствующее количество узелков, назовите эти слова.

Игра: «Кто получит приз?» – проводится в виде эстафеты.

Цель: автоматизация звука Л в словах.

На полу лежат три обруча. Внутри первого – игрушки, во втором – картинки, в третьем – шоколадки. Нужно:

• выбрать игрушку, в названии которой есть звук [Л];

• выбрать картинку, в названии которой есть звук [Л];

• назвать слово со звуком [Л] и взять приз, назвав его. (ШокоЛадка).

При назывании слов прошу утрированно произносить указанный звук.

Мы рассмотрели несколько игр с предметами. А теперь хочу познакомить вас со следующим видом.

Настольно-печатные игры.

Настольно-печатные игры – интересное занятие для детей. Они разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино. Различны и развивающие задачи, которые решаются при их использовании.

Хочу Вас познакомить с играми, направленными на автоматизацию поставленных звуков в речи, а также развивают зрительную память, внимание и воображение.

Этап закрепления звука в изолированном звучании:

  • игровые задания в виде звукоподражаний (подборка «Шипелочки»«Свистелочки»«Звенелочки»«Гуделочки»«Рычалочки»«Жужжалочки»).
  • «Звуковые дорожки» — ребёнок ведёт пальчиком по линии и длительно произносит автоматизируемый звук.

Образом звука являются предметы, которые издают этот звук.

  • упражнения фонетической ритмики когда ребёнок выполняя определённые движения сопровождает их произнесением поставленного звука.

Этап автоматизации звука в слогах:

  • Произнесение слогов с каким-либо движением:
  • «Слоговые дорожки» — ребёнок проговаривает слоги, проводя пальчиком по линиям нажимая пальчиком на рисунке или передвигая не большую игрушку с предмета на предмет;
  • с движением пальцев рук ( «Замок»«Пальчики здороваются»«Пальчики прощаются»«В кулачок»«Перчатки»«Пальчики шагают»«Кулак – ладонь – ребро»);
  • с использованием тактильно-кинестетической стимуляции пальцев рук колючим ковриком
  • с рисованием ломаных линий и спиралей
  • с раскладыванием палочек
  • с рисованием пальцем узоров в крупе или на песке
  • с движением рук, ног ( «Повтори, как я»«Строим дом»«Раз — шажок, два – шажок» «Управляем самолётом»«Мы шофёры»«Музыканты»«Ладошки»«Боксёры»«Жонглёры»).
  • Произнесение слогов от лица какого-либо героя или предмета, в названии которых содержится автоматизируемый звук.
  • Произнесение слогов с разной интонацией и мимикой ( «Гномики разговаривают»«Ребята с нашего двора»«Лесные жители»«Пение птиц»«Разговор инопланетян»).
  • Произнесение слогов с отстукиванием ри, «Телеграфисты»).
  • Произнесение слогов со сменой ритмического рисунка ( «Осенний букет»«Сбор фруктов»«Посчитай зверят»).

Этап автоматизации звука в словах:

Игра «Украсим ёлочку».

Цель: Автоматизация звуков Р,Рь.

Ёлку будем наряжать игрушками, в названии которых есть звуки Р или Р’). Приглашаются два участника. На столе изображением вниз лежит разрезная картинка. После того, как вы находите картинку с заданным звуком и украшаете ей ёлку, переворачиваете один пазл картинки, постепенно «проявляя» изображение. Когда задание выполнено, участник называет, кто изображен на собранной картинке и героя, в имени которого есть заданный звук.

Игра «Расставь игрушки на полки». Автоматизация звука Ш в предложениях.

Цель: автоматизировать звук Ш в словах.

Стеллаж буквы Ш: 3 полки. Часть картинок расположена на полотне, другая часть в руках у конкурсантов.

- Мы попали в комнату к букве Ш. У неё на полках лежат игрушки. Давайте всё рассмотрим и назовем, что лежит на полках: на верхней, на нижней, на второй снизу, на второй сверху? А теперь буква Ш будет задавать вам вопросы, а вы попробуйте на них правильно ответить и выполнить её задание (детям задаются вопросы, которые учат их ориентироваться на плоскости, например: что находится между матрёшкой и мишкой, положи кошку под машину и т. д.) Отвечайте полным предложением.

  • «Кнопочки» — ребёнок проговаривает слова, нажимая пальчиком на «кнопочку» (нарисованный кружок, квадрат, звездочку и т.д.);
  • «Лабиринт» — ребёнок проговаривает названия картинок, двигаясь по лабиринту;
  • «Сто ходов» — проговаривая названия картинок, дети соревнуются друг с другом – кто быстрее дойдёт до финиша;
  • «Бродилка» — ребёнок проговаривает речевой материал, передвигаясь по дорожке от одного предмета к другому;
  • «Стрелочки» — ребёнок проговаривает названия картинок, двигаясь по стрелочкам определённого цвета;
  • «Гармошка» — ребёнок называет картинки, изображенные на сложенной гармошке;
  • «Домино» — дети соревнуются друг с другом у кого останется меньше всего карточек находя на них парные картинки;
  • «Бусы» — на верёвочку нанизываются бусинки-картинки с определенным звуком
  • «Что здесь спрятано?» — ребёнок называет картинки, которые наложены друг на друга
  • «Подбери одежду» — подбор картинок, на которых изображена одежда, с определенным звуком;
  • «Звуковая дорожка» — ребёнок двигается по дорожке с картинками, останавливаясь на изображении с определенным звуком;
  • «Пирамидка» — проговаривание речевого материала, нанизывая колечки на стержень пирамидки;
  • «Счёты» — произнести слово столько раз, сколько косточек отложено на счётах
  • «Лесенка» проговаривание речевого материала поднимаясь или спускаясь по ступенькам лесенки (можно из кубиков);
  • «Колокольчик» — проговаривание речевого материала с автоматизируемым звуком. Логопед оценивает правильно произношение звоном колокольчика;
  • «Стекляшки» — выкладывание стекляшек с одновременным проговариванием речевого материала;
  • «Песочные часы» — ребёнок проговаривает речевой материал, пока течёт песок в часах
  • «Волшебный клубочек» — ребёнок наматывает нитку на катушку, проговаривая речевой материал;
  • «Дорожка»«Узоры» — дети выкладывают палочки с одновременным произнесением слов;
  • «Найди и назови» — найти на картинке названия предметов с определенным звуком
  • «Кубик» — произнести слово столько раз или придумать слова с определенным звуком какое число выпало на кубике.
  • «Назови ласково» с мячом
  • «Чего не стало?» вспомнить закрытую картинку
  • «Один-много» сжимая то один, то оба кулачка
  • «Посчитай» согласовывать числительное с существительным, с поочерёдным загибанием пальцев;
  • «Скажи наоборот» назвать слова с противоположным значением с одновременным приседанием.

Этап автоматизации звука в предложении:

  • «Подружи слова» — составить предложение с заданными словами (картинками)
  • «Путаница» — составить предложение из перепутанных слов;
  • «Исправь взрослого» — ребёнок исправляет неправильное произношение звука в предложении;
  • «Так бывает или нет?» — исправить смысловую оболочку предложения;
  • «Добавлялочки» — наращивание предметного ряда;
  • «Спроси – ответь» — к любому слову предложения;
  • «Волшебный клубок» — составление распространенного предложения;
  • «Дополни предложение» — дополнить предложение недостающим словом;
  • «Четвёртый лишний» — составление сложноподчиненных предложений;
  • «Верю – не верю» — составление сложноподчиненных предложений

Этап автоматизации звука в связной речи:

  • Заучивание чистоговорок, скороговорок, стихов с использованием мнемодорожек.
  • Заучивание стихов с помощью движений.
  • Пересказ с помощью мнемодорожек.
  • Пересказ с использованием сюжетной картинки;
  • Пересказ текстов цепной структуры
  • Пересказ от лица героя рассказа.
  • «Сочини сказку»  Результаты мониторинга речевого развития детей позволяют говорить о положительном влиянии использования игровых упражнений по автоматизации звуков в устранении речевых нарушений:
  • ускоряются сроки автоматизации звуков;
  • снижается утомляемость;
  • повышается эмоциональная заинтересованность ребёнка;
  • улучшается распределение и устойчивость внимания;

активизируется мыслительная деятельность

Задание «Наполни бочонок»

Участникам предложены жетоны: картинки с изображением горького перца и и жетоны с изображением кусочков сахара-рафинад.

-Мой мастер-класс подошёл к концу. Я благодарю всех участников за активность, творчество, эмоциональность. Мне очень важно знать ваше мнение о ценности предложенного мастер-класса. Помогут нам в этом жетоны. Если вас заинтересовал материал – добавьте кусочек сахара (если нет – добавьте карточку с перчинкой)

Большое спасибо всем за помощь и внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуально–подгруппового занятия Тема: «В поисках буквы Р» (автоматизация звука «р» в словах, фразе). в подготовительной к школе группе для детей с ФФНР

Интересный конспект индивидуально - подгруппового занятия - путешествия по автоматизации звука "Р" в подготовительной к школе группе  для детей с ФФНР...

Мастер-класс для молодых специалистов: "Современные формы организации взаимодействия МБДОУ с родителями в рамках реализации ФГОС ДО"

Цель: повысить уровень профессионального мастерства молодых специалистов ДОУ в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников....

Мастер-класс «Эмоциональное выгорание педагогов и способы его преодоления»

Общеизвестно, что профессия педагога – одна из наиболее энергоемких. Для ее реализации требуются огромные интеллектуальные, эмоциональные и психические затраты. В последние годы пробл...

КОНСПЕКТ индивидуально-подгруппового логопедического занятия Тема: «Спасение волшебного цветка. Автоматизация звука «з» в словах». (с использованием игровых технологий).

В основе конспекта лежит комплексно-игровой метод. Коррекционные задачи по устранению нарушений звукопроизношения органично сочетается с расширением у детей словаря,способствуют совершенствованию псих...

Мастер класс: «Эмоциональное выгорание педагогов и способы его преодоления».

План:Вступительное слово, понятие «Синдром эмоционального выгорания».Тест на профессиональное выгорание.Личность педагога и профессиональное выгорание. Теоретический блок. (буклеты)Об эмоц...