Инклюзивная практика ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста «Навигатор по городу профессий»
проект по коррекционной педагогике

Дорогова Марина Владимировна

Актуальность:

Согласно Программе развития образования до 2025 года, приоритетами государственной политики в области воспитания являются: создание условий для воспитания здоровой, счастливой, свободной, ориентированной на труд личности, что определяется потребностью государства в работоспособном, экономически активном населении, составляющим базис развития как самой страны в целом, так и каждого ее гражданина в частности.

Целевым контингентом профориентационной работы, согласно концепции сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывности образования, являются  обучающиеся на всех ступенях образования, начиная с дошкольной ступени образования и заканчивая дополнительным профессиональным образованием.  Актуальность работы по профессиональной ориентации обозначена и во ФГОС дошкольного образования. Один из аспектов образовательной области «Социально – коммуникативное развитие» направлен на достижение цели формирования положительного отношения к труду.

К старшему дошкольному возрасту у большинства детей сформированы предпочтения к определённым видам профессий, что проявляется выбором ролей в сюжетно-ролевых играх.  Ранняя профориентация заключается не в навязывании ребёнку того, кем, по мнению взрослых, он должен стать, а в том, чтобы познакомить ребёнка с различными видами труда и группами профессий. Под группами профессий мы понимаем спектр профессий в одной профессиональной области. Например, в профессиональной области «медицина» в спектре профессий рассматривается не только доктор, а и медицинская сестра, санитар, лаборант, ветеринар.

Расширение представлений о спектре профессий в одной профессиональной области необходимо для  удовлетворения интересов и склонностей каждого ребёнка в данной профессиональной области, в том числе учитывая возможности детей с ОВЗ.

Цель практики: создание условий, способствующих расширению представлений детей старшего дошкольного возраста о спектре профессий в различных профессиональных областях посредством реализации мероприятий практики.

Для конкретизации поставленной цели определены следующие задачи

- расширять представления детей о спектре профессий в профессиональных областях с учетом склонностей и индивидуальных особенностей детей;

- формировать устойчивый интерес к профессиям  ближайшего окружения;

- разработать схему анализа профессии;

- создать «Навигатор» по городу профессий;

- воспитывать ценностное  отношение к значимости каждой профессии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Инклюзивная практика ранней профориентации

детей старшего дошкольного возраста

«Навигатор по городу профессий»

Актуальность: 

Согласно Программе развития образования до 2025 года, приоритетами государственной политики в области воспитания являются: создание условий для воспитания здоровой, счастливой, свободной, ориентированной на труд личности, что определяется потребностью государства в работоспособном, экономически активном населении, составляющим базис развития как самой страны в целом, так и каждого ее гражданина в частности.

Целевым контингентом профориентационной работы, согласно концепции сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывности образования, являются  обучающиеся на всех ступенях образования, начиная с дошкольной ступени образования и заканчивая дополнительным профессиональным образованием.  Актуальность работы по профессиональной ориентации обозначена и во ФГОС дошкольного образования. Один из аспектов образовательной области «Социально – коммуникативное развитие» направлен на достижение цели формирования положительного отношения к труду.

К старшему дошкольному возрасту у большинства детей сформированы предпочтения к определённым видам профессий, что проявляется выбором ролей в сюжетно-ролевых играх.  Ранняя профориентация заключается не в навязывании ребёнку того, кем, по мнению взрослых, он должен стать, а в том, чтобы познакомить ребёнка с различными видами труда и группами профессий. Под группами профессий мы понимаем спектр профессий в одной профессиональной области. Например, в профессиональной области «медицина» в спектре профессий рассматривается не только доктор, а и медицинская сестра, санитар, лаборант, ветеринар.

Расширение представлений о спектре профессий в одной профессиональной области необходимо для  удовлетворения интересов и склонностей каждого ребёнка в данной профессиональной области, в том числе учитывая возможности детей с ОВЗ.

Цель практики: создание условий, способствующих расширению представлений детей старшего дошкольного возраста о спектре профессий в различных профессиональных областях посредством реализации мероприятий практики.

Для конкретизации поставленной цели определены следующие задачи:  

- расширять представления детей о спектре профессий в профессиональных областях с учетом склонностей и индивидуальных особенностей детей;

- формировать устойчивый интерес к профессиям  ближайшего окружения;

- разработать схему анализа профессии;

- создать «Навигатор» по городу профессий;

- воспитывать ценностное  отношение к значимости каждой профессии.

Механизм реализации практики состоит из следующих этапов:

1.ЭТАП (подготовительный) включает в себя:

- представление проекта практики родителям и педагогам детей, участвующих в предстоящей практике;

- анкетирование родителей, первичный мониторинг детей участвующих в практике;

- создание нормативной базы реализации практики;

- разработка проекта практики;

- создание РППС.

2.ЭТАП (основной) представлен алгоритмом мероприятий (мероприятия 2-го этапа циклично повторяются с каждой новой профессиональной областью):

1. Выбор профессиональной области (по результатам анкетирования);

2. Выявление интересов детей в данной профессиональной области методом «Трёх вопросов» и определения представителей профессий в ближайшем окружении детей.

3. Привлечение представителя профессии к мероприятиям практики: создание видео-ролика с демонстрацией рабочего места и ответами на вопросы детей (из метода «Трех вопросов»).

4. Мероприятие в детском саду с представителем профессии (презентация профессии, виртуальная экскурсия, демонстрация спецодежды, профессиональных инструментов). Организация имитации трудовых действий совместно с детьми.

5. «Навигатор по городу профессий»:

- презентация спектра профессий данной профессиональной области по схеме;

- создание страниц «навигатора» спектра профессий профессиональной области.

3.ЭТАП (заключительный):

- повторный мониторинг детей участвующих в практике;

- распространение опыта на разных уровнях.

Планируемые результаты:

- разработана схема анализа профессии;

- создан   «Навигатор» по городу профессий;

-дети понимают значимость каждой профессии в профессиональной области;

- дети познакомились со спектром профессий в профессиональных областях;

- дети интересуются профессиями ближайшего окружения;

- дети используют полученные профессиональные навыки в сюжетно-ролевых играх;

- дети принимают на себя профессиональные роли из спектра профессиональных областей, изученных в практике;

- дети имеют представление о профессиональной деятельности родителей;

- дети имеют представление о профессиональной деятельности рассмотренных в практике профессиональных областей;

- дети имеют представление о местах работы представителей рассмотренных  профессий в нашем городе;

- дети имеют представление о том, какое профессиональное образование можно получить в нашем городе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Годовой проект "Инновационные технологии в формировании основ ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста". "Путешествие по миру профессий".

использование инновационных технологий при знакомстве детей с профессиями АО Карабашмедь и сопутствующими профессиями....

Научно - исследовательская работа на тему: "Формирование словаря детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с профессиями родного города посредством виртуальных экскурсий. "

Научно - исследовательская работа на тему: "Формирование словаря детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с профессиями родного города посредством виртуальных экскурсий"...

Культуроведческая практика с детьми старшего дошкольного возраста «Историческое краеведение по городу Пскову»

Культуроведческая практика с детьми старшего дошкольного возраста «Историческое краеведение по городу Пскову»...

Сценарий квест – игры с детьми старшего дошкольного возраста «Приключения в городе Профессий»

Игра напрвлена на расширение знаний детей о мире профессий с помощью игровой деятельности....

Конспект занятия по ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста: «Путешествие в мир профессий мам и пап»

Конспект занятия по ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста:  «Путешествие в мир профессий мам и пап»...

«Адаптированная программа по формированию ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в мир профессий»

laquo;Адаптированная программа по формированию ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в мир профессий»...

Инклюзивная практика ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста «Навигатор по городу профессий»

Актуальность:Согласно Программе развития образования до 2025 года, приоритетами государственной политики в области воспитания являются: создание условий для воспитания здоровой, счастливой, свободной,...