Инклюзивная практика ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста «Навигатор по городу профессий»
проект по коррекционной педагогике
Актуальность:
Согласно Программе развития образования до 2025 года, приоритетами государственной политики в области воспитания являются: создание условий для воспитания здоровой, счастливой, свободной, ориентированной на труд личности, что определяется потребностью государства в работоспособном, экономически активном населении, составляющим базис развития как самой страны в целом, так и каждого ее гражданина в частности.
Целевым контингентом профориентационной работы, согласно концепции сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывности образования, являются обучающиеся на всех ступенях образования, начиная с дошкольной ступени образования и заканчивая дополнительным профессиональным образованием. Актуальность работы по профессиональной ориентации обозначена и во ФГОС дошкольного образования. Один из аспектов образовательной области «Социально – коммуникативное развитие» направлен на достижение цели формирования положительного отношения к труду.
К старшему дошкольному возрасту у большинства детей сформированы предпочтения к определённым видам профессий, что проявляется выбором ролей в сюжетно-ролевых играх. Ранняя профориентация заключается не в навязывании ребёнку того, кем, по мнению взрослых, он должен стать, а в том, чтобы познакомить ребёнка с различными видами труда и группами профессий. Под группами профессий мы понимаем спектр профессий в одной профессиональной области. Например, в профессиональной области «медицина» в спектре профессий рассматривается не только доктор, а и медицинская сестра, санитар, лаборант, ветеринар.
Расширение представлений о спектре профессий в одной профессиональной области необходимо для удовлетворения интересов и склонностей каждого ребёнка в данной профессиональной области, в том числе учитывая возможности детей с ОВЗ.
Цель практики: создание условий, способствующих расширению представлений детей старшего дошкольного возраста о спектре профессий в различных профессиональных областях посредством реализации мероприятий практики.
Для конкретизации поставленной цели определены следующие задачи:
- расширять представления детей о спектре профессий в профессиональных областях с учетом склонностей и индивидуальных особенностей детей;
- формировать устойчивый интерес к профессиям ближайшего окружения;
- разработать схему анализа профессии;
- создать «Навигатор» по городу профессий;
- воспитывать ценностное отношение к значимости каждой профессии.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Инклюзивная практика ранней профориентации
детей старшего дошкольного возраста
«Навигатор по городу профессий»
Актуальность:
Согласно Программе развития образования до 2025 года, приоритетами государственной политики в области воспитания являются: создание условий для воспитания здоровой, счастливой, свободной, ориентированной на труд личности, что определяется потребностью государства в работоспособном, экономически активном населении, составляющим базис развития как самой страны в целом, так и каждого ее гражданина в частности.
Целевым контингентом профориентационной работы, согласно концепции сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывности образования, являются обучающиеся на всех ступенях образования, начиная с дошкольной ступени образования и заканчивая дополнительным профессиональным образованием. Актуальность работы по профессиональной ориентации обозначена и во ФГОС дошкольного образования. Один из аспектов образовательной области «Социально – коммуникативное развитие» направлен на достижение цели формирования положительного отношения к труду.
К старшему дошкольному возрасту у большинства детей сформированы предпочтения к определённым видам профессий, что проявляется выбором ролей в сюжетно-ролевых играх. Ранняя профориентация заключается не в навязывании ребёнку того, кем, по мнению взрослых, он должен стать, а в том, чтобы познакомить ребёнка с различными видами труда и группами профессий. Под группами профессий мы понимаем спектр профессий в одной профессиональной области. Например, в профессиональной области «медицина» в спектре профессий рассматривается не только доктор, а и медицинская сестра, санитар, лаборант, ветеринар.
Расширение представлений о спектре профессий в одной профессиональной области необходимо для удовлетворения интересов и склонностей каждого ребёнка в данной профессиональной области, в том числе учитывая возможности детей с ОВЗ.
Цель практики: создание условий, способствующих расширению представлений детей старшего дошкольного возраста о спектре профессий в различных профессиональных областях посредством реализации мероприятий практики.
Для конкретизации поставленной цели определены следующие задачи:
- расширять представления детей о спектре профессий в профессиональных областях с учетом склонностей и индивидуальных особенностей детей;
- формировать устойчивый интерес к профессиям ближайшего окружения;
- разработать схему анализа профессии;
- создать «Навигатор» по городу профессий;
- воспитывать ценностное отношение к значимости каждой профессии.
Механизм реализации практики состоит из следующих этапов:
1.ЭТАП (подготовительный) включает в себя:
- представление проекта практики родителям и педагогам детей, участвующих в предстоящей практике;
- анкетирование родителей, первичный мониторинг детей участвующих в практике;
- создание нормативной базы реализации практики;
- разработка проекта практики;
- создание РППС.
2.ЭТАП (основной) представлен алгоритмом мероприятий (мероприятия 2-го этапа циклично повторяются с каждой новой профессиональной областью):
1. Выбор профессиональной области (по результатам анкетирования);
2. Выявление интересов детей в данной профессиональной области методом «Трёх вопросов» и определения представителей профессий в ближайшем окружении детей.
3. Привлечение представителя профессии к мероприятиям практики: создание видео-ролика с демонстрацией рабочего места и ответами на вопросы детей (из метода «Трех вопросов»).
4. Мероприятие в детском саду с представителем профессии (презентация профессии, виртуальная экскурсия, демонстрация спецодежды, профессиональных инструментов). Организация имитации трудовых действий совместно с детьми.
5. «Навигатор по городу профессий»:
- презентация спектра профессий данной профессиональной области по схеме;
- создание страниц «навигатора» спектра профессий профессиональной области.
3.ЭТАП (заключительный):
- повторный мониторинг детей участвующих в практике;
- распространение опыта на разных уровнях.
Планируемые результаты:
- разработана схема анализа профессии;
- создан «Навигатор» по городу профессий;
-дети понимают значимость каждой профессии в профессиональной области;
- дети познакомились со спектром профессий в профессиональных областях;
- дети интересуются профессиями ближайшего окружения;
- дети используют полученные профессиональные навыки в сюжетно-ролевых играх;
- дети принимают на себя профессиональные роли из спектра профессиональных областей, изученных в практике;
- дети имеют представление о профессиональной деятельности родителей;
- дети имеют представление о профессиональной деятельности рассмотренных в практике профессиональных областей;
- дети имеют представление о местах работы представителей рассмотренных профессий в нашем городе;
- дети имеют представление о том, какое профессиональное образование можно получить в нашем городе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Годовой проект "Инновационные технологии в формировании основ ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста". "Путешествие по миру профессий".
использование инновационных технологий при знакомстве детей с профессиями АО Карабашмедь и сопутствующими профессиями....

Научно - исследовательская работа на тему: "Формирование словаря детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с профессиями родного города посредством виртуальных экскурсий. "
Научно - исследовательская работа на тему: "Формирование словаря детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с профессиями родного города посредством виртуальных экскурсий"...

Культуроведческая практика с детьми старшего дошкольного возраста «Историческое краеведение по городу Пскову»
Культуроведческая практика с детьми старшего дошкольного возраста «Историческое краеведение по городу Пскову»...

Сценарий квест – игры с детьми старшего дошкольного возраста «Приключения в городе Профессий»
Игра напрвлена на расширение знаний детей о мире профессий с помощью игровой деятельности....

Конспект занятия по ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста: «Путешествие в мир профессий мам и пап»
Конспект занятия по ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста: «Путешествие в мир профессий мам и пап»...

«Адаптированная программа по формированию ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в мир профессий»
laquo;Адаптированная программа по формированию ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в мир профессий»...

Инклюзивная практика ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста «Навигатор по городу профессий»
Актуальность:Согласно Программе развития образования до 2025 года, приоритетами государственной политики в области воспитания являются: создание условий для воспитания здоровой, счастливой, свободной,...
